mysql_error
mysql_error
ЭКОМ - Технологии: методические материалы - Технологии общественного участия в принятии экологически и социально значимых решений - технологии общественного участия
Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Технологии: методические материалы : Технологии общественного участия в принятии экологически и социально значимых решений
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Технологии общественного участия в принятии экологически и социально значимых решений

Право граждан на участие в принятии экологических решений, декларированное Законом РФ об охране окружающей среды, в России нарушается ежедневно и незаметно. Основная причина невыполнения Закона заключается в отсутствии приемлемых механизмов, с одной стороны, и устоявшихся традиций общественного участия - с другой стороны. Диалог с общественностью, организация общественного участия - процесс очень сложный. Эффективность его во многом зависит от качественной организации процедур, их корректности и справедливости, выполнения многих формальностей и, одновременно, неформального подхода к разрешению возникающих противоречий.

В С.- Петербурге попытка независимого анализа проблем общественного участия с целью разработки стратегии действий в этом направлении была сделана инициативной группой “Диалог-21”. Группа “Диалог-21” состоит из представителей различных общественных организаций, научных и учебных заведений. Одним из основных направлений работы группы является разработка требований к процедурам общественного участия (ОУ) на основании анализа мирового опыта, российского федерального и регионального законодательства и существующей практики.

В социальных конфликтах, вызванных экологическими последствиями хозяйственной деятельности, участвует как минимум три группы интересов: инвестор (заказчик), власть (администрация территории) и общественность. Инвестор - руководство предприятия, предприниматель, владелец предприятия. Власть - местные, региональные, федеральные органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; государственные органы охраны природы. Хотя эти две категории тоже не так просты, как кажутся на первый взгляд, наибольшие сложности возникают с трактовкой понятия “общественность”.

Сам изобретатель термина, Н.М. Карамзин, придавал этому понятию сословный оттенок. В дальнейшем понятие использовалось в контексте активности, “прогрессивности”, стремления выражать гражданскую позицию.

Мы придерживаемся определения, данного в международной “Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте”: “Общественность - это одно или несколько физических ли юридических лиц”. Таким образом, любой человек или группа лиц, любая организация или их объединение представляет общественность. Наш опыт показывает, что такое определение вызывает некоторое недоумение у российских граждан. Можно ли считать одно лицо общественностью? Сколько человек необходимо, чтобы термин “общественность” был применим? Корни этих вопросов в наших традициях пренебрежения интересами личности ради общины, государства или другой силы. Здесь целесообразно заметить: если можно пренебречь интересами одного человека при решении какого-то важного вопроса, то почему бы этого не сделать в отношении группы людей?

В процессе экологической оценки (под этим термином объединяется ОВОС и стратегическая оценка воздействий) большое значение приобретает понятие “заинтересованной общественности”. По определению, которое дается в “Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды”, для того, чтобы стать “заинтересованной общественностью”, достаточно просто заявить о своей заинтересованности. Именно заинтересованной (=активной) общественностью выдвигаются экологические и социальные требования. Именно с ней приходится налаживать взаимодействие и вступать в диалог властям и деловым кругам. И именно заинтересованная общественность добивается реализации своих прав в принятии экологических и социально значимых решений. С другой стороны, “заинтересованная общественность” может и не стремится заявлять о себе. В обязанности заказчика входит налаживание диалога с теми группами интересов, которые могут пострадать в результате реализации намечаемой деятельности.

Что же такое общественное участие и каковы его цели? Общественному участию дано определение в книге Кантера (1996) об оценке воздействий на окружающую среду: “непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и учреждением (организацией), ответственным за принятия решения”. Общественное участие предусматривает: а) меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов исследования экологических проблем и принятия решений ответственными ведомствами; б) полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрения проектов намечаемой деятельности; в) активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов, альтернатив и любой другой информации, касающейся принимаемого решения. Основные цели ОУ в системе экологической оценки - способствовать уменьшению конфликтности проекта предполагаемой деятельности в целом, улучшению качества принимаемых решений и демократизации процесса принятия решения.

Уровень ОУ в зависимости от целей и технологий его организации может быть различным: от полного его отсутствия и до прямого участия граждан в принятии решений. Для оценки уровня ОУ по проектам и решениям социального характера предложена схема (“лестница общественного участия”), в которой рассмотрено 8 уровней участия по степени включенности граждан в процесс принятия решений. Ступени “имитация” и “терапии” оценивают ситуации, в которых участие отсутствует. Этот подход был повсеместно распространен на территории России на первых этапах развития процедур экологической оценки намечаемой деятельности. Основная цель организации такого участия - “соблюсти закон”, то есть выполнить все необходимые формальности для быстрого прохождения бумаг через органы государственного контроля. В настоящее время большинство программ общественного участия не поднимаются вы уровней “символического участия”, то есть “информирование”, “консультации” или, в лучшем случае, “учет мнения”. Более высокие уровни участия имеют место в случаях, если ОУ принимает формы “партнерства” и “делегирования полномочий” - это позволяет гражданам вести переговоры, добиваясь компромисса с теми, кто контролирует ситуацию. Высшая ступень ОУ - “Гражданское управление” - практически имеет место только в случае референдумов.

Технологии, методические приемы и формы общественного участия разнообразны. На уровне информирования это печатные материалы, публичные выступления, пресс-конференции и пресс-релизы. Для учета общественного мнения можно использовать опросы и анкетирование, встречи, письменные и устные комментарии на варианты проектов. Для проведения консультаций необходима организация общественных приемных, семинаров и других форм встреч с общественностью. Совместное же планирование возможно только при переговорах, посредничестве в консультативных группах.

К какому же уровню ОУ следует стремиться лицам, инициирующим деятельность и принимающим решения? Естественно, что общественность, вступая в диалог, рассчитывает на полную реализацию своих прав. В связи с тем, что интересы у участников взаимодействия могут очень различаться, однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от конкретной ситуации, от конкретного проекта. Определить необходимый уровень ОУ - это вопрос планирования и менеджмента проекта. Общая проблема организации программ общественного участия - необходимость планировать в условиях неопределенности (непредсказуемой реакции общественности, отсутствия нормативных калькуляций расходов, неопределенной аудитории и пр.). Эффективность решения этой проблемы во многом зависит от знания и применения принципов ОУ, которые достаточно хорошо разработаны в международных документах и руководствах. Опыт работы группы “Диалог-21” по развитию механизмов ОУ в проектах строительства БТС, Местной повестке-21 показал, что такие основные принципы организации ОУ как наличие ясной цели, необходимость “обратной связи”, альтернативность, участие на ранних стадиях, доступность информации, локальность нашли понимание в деловых кругах и у представителей властных структур. Но и те, и другие пока не осознают неизбежность возникновения множества несовпадающих групп интересов, которые и составляют общественность. Поэтому и администрация, и бизнес, и даже многие НПО обычно считают целесообразным организацию какой-то структуры, представляющей интересы общественности. Очевидно, что эффективность такой структуры падает по мере того, как снижается “руководящая и направляющая роль” очередного претендента на нишу компартии, а люди начинают осознавать свои независимые экономические, социальные и экологические интересы. В этих условиях наиболее эффективной является ориентация не на ригидные структуры, а на следование определенным принципам в процессе организации общественного участия.

Можно отметить, что в России практически полностью отсутствует качественная методическая база для организации процесса ОУ и контроля его результатов. Процедура не имеет юридически закрепленного регламента, и, как следствие, мы наблюдаем повсеместное несоблюдение прав общественности на участие в принятии экологически и социально значимых решений.

В связи с этим первоочередной задачей общественных экологических движений становится разработка требований к процедурам общественного участия, которые могут затем быть реализованы в законодательных актах; выработка критериев, позволяющих оценить фактический уровень общественного участия в конкретной ситуации. Основной путь решения этой задачи - практическая организация общественности в процессе экологической оценки воздействий на окружающую среду крупных хозяйственных проектов в Санкт-Петербургском регионе.

Н. Л. Линевич, А. С. Карпов

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2021 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>