ЭКОМ - Новости :: Общественная экологическая экспертиза проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” (1994-98) :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/news/index.php?id=367


Общественная экологическая экспертиза проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” (1994-98)

Описание примера

Сроки:

1994 – 1998 гг.

Статус проекта:

Частный проект финской фирмы “Несте”.

Описание сути  проекта:

Город Ломоносов, крупный транспортный узел Ленинградской области, расположен вдоль южного побережья Финского залива. В Невской губе, западнее г. Ломоносова, у южной оконечности дамбы в поселке Бронка, был построен терминал финской фирмы “Несте”, рассчитанный на транспортировку 500 тысяч тонн нефтепродуктов в год.

Фирма “Несте”, известный в мире производитель и поставщик нефтепродуктов, открыла в Петербурге и области десятки автозаправочных станций. В 1994 г. фирма обратилась в правительство г. Санкт-Петербурга с просьбой разрешить строительство склада нефтепродуктов и небольшого причала. В результате решением №166р от 21.06.1996 губернатор г. Санкт-Петербурга утвердил решение Городской инвестиционно-тендерной комиссии, разрешающей проектирование и строительство склада нефтепродуктов у станции Бронка.

Следует отметить, что раздел “Транспортно-технологический портовый комплекс в районе г. Ломоносова” Проекта межотраслевой программы транспортно-технологического обеспечения транзита грузов через прибрежные территории Финского залива, подписанного губернаторами г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области В. Яковлевым и В. Густовым в июле 1997 г. не содержит сведений о данном объекте.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” получило положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Комитета по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Ленкомэкологии) от 06.03.1997 г. В начале декабря 1997 г. Комиссия по экологии Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга посвятила заседание вопросу строительства склада нефтепродуктов в пос. Бронка. Поводом этому послужило обращение к депутатам председателя общественной организации “Комитета содействия развитию Санкт-Петербурга” Алексея Коновалова. В итоге депутатская комиссия по экологии решила настаивать перед губернатором на обязательном проведении общественной экологической экспертизы проектных материалов, явившихся основанием для строительства склада в Бронке.

Экологическая опасность проекта:

По данным средств массовой информации, порт у Бронки не будет небольшим причалом, как это было представлено в декларации о намерениях, и в перспективе будет осуществлять перевалку 4 миллионов тонн нефтепродуктов. Таким образом,  ежегодно к нему будет подходить 1 тысяча танкеров. Подобное количество судов при нынешней загруженности фарватера заметно повлияет на грузопоток порта Санкт-Петербурга, и его оборот должен значительно сократиться. Акватория Невской губы от Петербурга до Кронштадта имеет тенденцию к обмелению и сильному загрязнению из-за миллионов тонн взвесей, которые выносят воды Невы. Треть бытовых и промышленных канализационных стоков Петербурга до сих пор не очищается. Еще 20 лет назад Межведомственный научно-технический совет при Государственном комитете СССР по науке и технике, учитывая сложную экологическую обстановку в Невской губе, рекомендовал прекратить рост портовых сооружений между Ленинградом и Кронштадтом. Этот же вывод подтвердили, проведенные в начале 90-х годов многочисленные экспертные комиссии, состоявшие как из российских, так и зарубежных специалистов.

Реальную угрозу разрушения экосистемы водоема создает отсутствие стратегической экологической оценки развития портовой деятельности в Финском заливе. Вместо единой стратегической оценки были поочередно проведены государственные экспертизы строительства отдельных объектов:

  • 22.12.1994 г. – ТЭО нефтяного термина в бухте Батарейная,
  • 06.03.1997 г. –  терминал в Бронке,
  • 04.02.1998 –  угольный терминал в Лужской губе,
  • 04.03.1998 –  портовый комплекс в районе г. Приморска,
  • 1998 г. –  Петербургский нефтяной терминал,
  • в настоящее время ведутся работы по битумному терминалу в г. Ломоносове.

Действующие лица:

Общественная экологическая экспертиза выполнялась негосударственной экологической организацией “Зеленый крест Северо-Запада” по заказу ЗАО “Несте Санкт-Петербург” - российского представительства фирмы “Несте”, являющегося коллективным членом международной общественной организации “Зеленый крест”.

Описание процесса принятия решения:

Частный инвестор ЗАО “Несте Санкт-Петербург”, будучи коллективным членом “Зеленого креста”, напрямую обратился с декларацией о намерениях в администрацию Санкт-Петербурга. Согласование с общественностью (с “Зеленым крестом”) началось на стадии выбора места, когда проекта еще не было. Затем общественное участие продолжалось на стадии ОВОС, прерывалось в связи с убийством русского директора “Несте” Валерия Мандрыкина. Рассматривалось три варианта расположения терминала: ст. Бронка, Золотые ворота, Ораниенбаумский порт, позволяющие доставлять нефтепродукты в обход Санкт-Петербурга. Решение о выборе места принимала компания “Несте” с учетом экологических соображений: был выбран участок на бросовых землях у ст. Бронка – бывшая площадка для строительства комплекса защитных сооружений от наводнений. Согласно заключению “Зеленого креста”, строительство терминала у Золотых ворот ставило под угрозу рекреационное значение Невской губы.

Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города дал разрешение на оформление границ земельного участка площадью 75000 квадратных метров. Акты землеотвода были подписаны в обычном порядке (с участием органов местного самоуправления, землепользователей, представителей соответствующих государственных органов надзора и контроля) и представлены на государственную экологическую экспертизу  в составе материалов технико-экономического обоснования проекта строительства склада нефтепродуктов в 1997 г.

Организация “Зеленый крест” не подавала официального заявления на регистрацию общественной экологической экспертизы в органы местной власти, считая, что факт предоставления материалов экспертизы в Ленкомэкологию является ее регистрацией.

В задачу “Зеленого креста” входила организация рассылка запросов для получения экспертных заключений научных учреждений и общественных организаций. В результате были получены следующие документы:

  • согласование с Управлением по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений при Администрации Санкт-Петербурга (Ленморзащита), временного пользователя земли;
  • заключение государственной экспертной комиссии об экологическом состоянии Невской губы и восточной части Финского залива;
  • международная экспертиза системы Защитных сооружений от наводнений - проведена доктором  г-ном Роденхойзом  из Голландии;
  • заключение Петербургской комплексной геологической экспедиции о гидрогеологических условиях в районе размещения объекта;
  • заключение Всесоюзного Ботанического общества о том, что этот участок не входит в заказник, который расположен дальше;
  • информация Государственного института Архитектуры об исторических памятниках, которые находятся в прилегающей зоне;
  • заключение Партии зеленых Санкт-Петербурга;
  • оценка воздействия проектируемого объекта на орнитоценозы, выполненная Биологическим научно-исследовательским институтом.

Запросы оплачивала сама организация “Зеленый крест” (около $20-50) из средств фирмы “Несте”, своего коллективного члена.

“Несте” израсходовала около $1,5 млн. на развитие инфраструктуры г. Ломоносова и пос. Большая Ижора. Это примерно в два раза меньше стоимости самого терминала. Деньги пошли на обеспечение Ломоносова чистой водой, открыли новый водопровод, на развитие местной пожарной команды, на создание телефонной будки и пр. Против необходимости проекта никто не возражал никогда - возражения были по поводу места расположения.

Склад нефтепродуктов был построен в районе пос. Бронка, но пока нефтепродукты перевозятся по железной дороге из Финляндии до пос. Бронка и затем автотранспортом доставляются на автозаправочные станции. “Зеленый крест” выступает за то, чтобы нефтепродукты доставляли по морю. Финские нефтепродукты имеют высокое качество и более безопасные в экологическом плане для использования в Санкт-Петербурге (загрязнение воздуха при сжигании бензина ниже на 15%, содержание серы в дизельном топливе меньше в 10 раз по сравнению с отечественными продуктами).

Работа с населением:

Работа с населением не входила в задачи организации “Зеленый крест". С населением пос. Большая Ижора и г. Ломоносова работала фирма-заказчик через муниципальные образования. Фирма представила на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) документы, подтверждающие согласие общественных организаций и муниципалитетов – есть протоколы общественных обсуждений в пос. Большая Ижора, и на ст. Ораниенбаум.

Согласно данным М.В. Евдокимова, председателя Диабетического общества “Рамбов” в г. Ломоносове, на ГЭЭ  прилагалось письмо Администрации г. Ломоносова от 05.02.97 № 83/2.1-03 с заключением Представительного совещания общественности г. Ломоносова, которое на тот период уже месяца четыре не существовало.

 

Оценка уровня организации общественного участия:

Экологическая экспертиза, проведенная негосударственной экологической организацией "Зеленый крест Северо-Запада", не может быть названа общественной, так как при ее выполнении не только была искажена сама суть общественной экологической экспертизы, но и были нарушены законодательные нормы. А именно:

  • Инициатор деятельности (заказчик), ЗАО "Несте Санкт-Петербург", экологическая экспертиза проекта которого проводилась общественной организацией "Зеленый крест Северо-Запада", - это российское представительство фирмы "Несте". Последняя, в свою очередь, является коллективным членом международной общественной организации "Зеленый крест". Таким образом, не выполняется требования закона о независимости и объективности экспертизы.
  • Не соблюден порядок регистрации общественной экологической экспертизы, определенный Федеральным законом "Об экологической экспертизе": не было подано заявления от общественной организации в органы местного самоуправления.

Предложенный случай может рассматриваться как пример содействия общественной организации заказчику проекта в процессе принятия решения по выбору места размещения объекта в части оказания помощи по экологическому обоснованию проекта. По сути эта форма работы является консалтинговой деятельностью. Несмотря на то, что к работе были подключены эксперты, данный пример формально не является экологической экспертизой проекта.

Квалифицироваться данную ситуацию как пример "квазиобщественной" экспертизы нельзя, поскольку проведенное мероприятие не имеет юридической силы, а является добровольной поддержкой проекта намечаемой деятельности со стороны общественной организации.

Поскольку организация "Зеленый крест" в процессе проведения экологической экспертизы не вела работы ни с населением, ни с органами местного самоуправления, ни с другими общественными структурами, а ограничилась сбором экспертных заключений, то и самого факта участия общественности в процессе принятия решения в данном случае не было. Таким образом, несмотря на участие общественной организации, общественное участие в проекте "Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО "Несте Санкт-Петербург" в г. Ломоносове" не состоялось.

Линевич Н.Л.

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Мониторинг развития общественного участия в России (0)Библиотека примеров общественного участия
    ecom.su/themes/?id=22
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2021 ЭКОМ. Все права защищены.