Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Закон Волгоградской области "Об экологическом образовании в Волгоградской области" (15.05.2003)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Закон Волгоградской области "Об экологическом образовании в Волгоградской области" (15.05.2003)

от 15 мая 2003 года № 825-ОД

Принят
областной Думой
17 апреля 2003 года

Настоящий Закон устанавливает принципы и особенности организации и развития системы всеобщего и комплексного экологического образования и формирования экологической культуры населения на территории Волгоградской области в целях реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

экологическое образование - целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций и норм поведения, воспитания и обучения населения основам экологических знаний, умениям и навыкам в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности;

экологическое сознание - совокупность и уровень представлений и мировоззренческих позиций по отношению к окружающей среде, организации жизнедеятельности на основе природосберегающих стратегий и технологий;

экологическое поведение - совокупность действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов, определяющихся уровнем экологического сознания человека и освоенными практическими умениями в сфере природопользования;

экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде;

экологическое просвещение - распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения;

система экологического образования - достаточная для реализации целей и задач непрерывного экологического образования совокупность необходимых и взаимодействующих организационных форм, включающая в себя инфраструктуру экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативное правовое управление, научно - методическое и информационное обеспечение и экономическую составляющую, а также распространение экологических знаний (средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма);

экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.

Статья 2. Основные цели и задачи экологического образования в Волгоградской области

1. Основными целями экологического образования в Волгоградской области являются:

  • повышение экологической культуры, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний населения в сфере экологии;
  • обеспечение устойчивого социально - экономического развития региона, своевременного выявления и устранения причин антропогенного воздействия на окружающую среду.

2. Основными задачами экологического образования в Волгоградской области являются:

  • развитие системы всеобщего и комплексного экологического образования и просвещения;
  • включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого социально - экономического развития региона в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
  • подготовка и переподготовка в сфере экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам экологической безопасности;
  • государственная поддержка экологического образования и просвещения;
  • разработка стандартов экологического образования, ориентированных на разъяснение вопросов экологической безопасности и устойчивого социально - экономического развития региона;
  • развитие системы подготовки должностных лиц, повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
  • повышение роли особо охраняемых природных территорий как эколого - просветительских центров;
  • включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в областные целевые программы (подпрограммы);
  • информированность населения об экологическом состоянии региона;
  • информированность должностных лиц в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, ответственности за экологические нарушения, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
  • освещение вопросов экологии в средствах массовой информации.

Статья 3. Основные принципы экологического образования

Основными принципами экологического образования являются:

  • гарантированность и всеобщность приобретения основ экологических знаний;
  • обязательность включения основ экологических знаний в систему образования;
  • системность получения экологических знаний;
  • участие общественных объединений и граждан в реализации государственной политики в сфере экологического образования;
  • взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, учебных заведений, учреждений и организаций, ведающих вопросами образования и культуры, общественных объединений и граждан в сфере экологического образования;
  • гласность в вопросах экологии и реализации программ (подпрограмм) экологического образования;
  • приоритетность экологического образования как гуманитарного и социоестественного компонентов общего и профессионального образования;
  • преемственность национального и мирового опыта в сфере экологического образования;
  • единство культурного и экологического образовательного пространства;
  • адаптированность системы экологического образования в системе общего образования;
  • преемственность экологических образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня.

Статья 4. Экологическое образовательное и информационное пространство

Экологическое образовательное и информационное пространство состоит из системы:

  • образовательных учреждений;
  • средств массовой информации;
  • объектов производства и сферы услуг;
  • учреждений культуры, искусства и отдыха;
  • учреждений спорта и туризма;
  • природных (заповедников, природных парков, памятников природы и др.) и историко - архитектурных комплексов;
  • городских и сельских территорий;
  • иных сфер жизнедеятельности людей, служащих вместе с сетью образовательных учреждений целям формирования в реальных условиях экологической культуры общества и человека.

Статья 5. Основные организационные формы экологического образования

1. Основными организационными формами экологического образования являются:

  • очная, очно - заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса;
  • эколого - просветительская работа, включающая в себя распространение экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма;
  • экологическая пропаганда.

2. Организационные формы экологического образования должны учитывать особенности различных возрастных категорий, профессиональной ориентации населения.

Статья 6. Система экологического образования

Экологическое образование как один из элементов общего образования и профессиональной подготовки кадров в Волгоградской области представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую:

  • дошкольное образование;
  • образование учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей;
  • подготовку специалистов в сфере охраны окружающей среды со средним специальным и высшим образованием;
  • природоохранную подготовку специалистов различных профессий;
  • повышение квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов народного хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовского образования;
  • подготовку кадров высшей научной квалификации;
  • подготовку специалистов в сфере экологического просвещения.

Статья 7. Полномочия Волгоградской областной Думы в сфере экологического образования

К полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере экологического образования относятся:

  • принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере экологического образования и контроль за их исполнением;
  • утверждение областных целевых программ в сфере экологического образования и контроль за их исполнением;
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.

Статья 8. Полномочия главы администрации Волгоградской области в сфере экологического образования

К полномочиям главы администрации Волгоградской области в сфере экологического образования относятся:

  • разработка и обеспечение реализации областных целевых программ в сфере экологического образования;
  • организация и обеспечение системы всеобщего и комплексного экологического образования;
  • утверждение и реализация планов по экологическому образованию;
  • установление порядка подготовки, переподготовки и аттестации должностных лиц и специалистов учреждений и предприятий, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на территории Волгоградской области;
  • научное, информационное и учебно - методическое обеспечение системы всеобщего комплексного экологического образования;
  • обеспечение и стимулирование информирования населения по вопросам экологии и рационального природопользования.

Статья 9. Права граждан и общественных объединений в сфере экологического образования

Граждане и общественные объединения в сфере экологического образования имеют право:

  • вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в сфере экологического образования;
  • участвовать в разработке проектов программ и планов по экологическому образованию и в их реализации;
  • участвовать в формировании активной общественной позиции в сфере экологического образования, экологической безопасности и сохранения окружающей среды;
  • запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию, необходимую для осуществления деятельности по экологическому образованию;
  • реализовывать интерактивные образовательные технологии посредством организации тренингов и обучающих семинаров;
  • организовывать выставки и презентации экологических программ и учебно - просветительских материалов;
  • проводить информационные и иные кампании с целью формирования и повышения правовой и экологической культуры населения.

Статья 10. Обеспечение экологического воспитания и образования в образовательных учреждениях

1. Обеспечение экологического воспитания и образования в образовательных учреждениях осуществляется в рамках образовательных программ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области, в которых предусматривается преподавание основ экологических знаний с учетом регионального экологического фактора.

2. Образовательные экологические программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными.

3. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях могут организовываться детские экологические организации, экологические лагеря, экспедиции, походы и экскурсии.

4. В учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляется эколого - ориентированная подготовка специалистов путем введения соответствующих курсов и вовлечения учащихся и студентов в практическую природоохранную деятельность, в том числе посредством создания научных экологических школ, "малых академий", проведения семинаров, конференций и конкурсов, а также профессиональная подготовка специалистов - экологов на специальных отделениях, курсах и факультетах.

5. Высшие учебные заведения и учреждения дополнительного образования организуют специализированные экологические курсы послевузовского профессионального образования для должностных лиц, контролирующих деятельность организаций и предприятий, оказывающих вредное влияние на окружающую среду, с выдачей им соответствующих документов (сертификатов).

Статья 11. Обеспечение экологического просвещения

1. Экологическое просвещение населения обеспечивается через средства массовой информации, музеи, библиотеки, эколого - просветительские центры, лектории, экологические инициативы и акции, конференции и выставки.

2. Публичные и научные библиотеки, библиотеки образовательных учреждений и общественных организаций, краеведческие музеи являются центрами распространения и пропаганды экологических знаний, комплектуют соответствующие фонды, целенаправленно проводят мероприятия по экологическому просвещению населения в соответствии с их профилем.

3. Государственные природные заповедники, национальные и природные парки, ботанические сады, детские эколого - биологические центры, станции юных натуралистов осуществляют эколого - просветительскую деятельность посредством создания соответствующих центров, музеев природы, экологических троп, экологических лагерей, развития экологического туризма и других эффективных форм экологического просвещения.

Статья 12. Финансирование экологического образования и просвещения

Финансирование экологического образования и просвещения осуществляется за счет источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
15 мая 2003 года
№ 825-ОД

 

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
Публикации:
25.04.2007 - Круглый стол «Развитие рынка экологически безопасной продукции в Санкт-Петербурге»
25.01.2007 - Концепция правового регулирования экологического образования.
25.01.2007 - ЭКОМ представит свой взгляд на формирование экологической культуры на общественных слушаниях в Общественной Палате
27.12.2006 - Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг.
23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
05.12.2006 - Завершается прием комментариев и предложений к Программе формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 г.
30.11.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг» -- 17 октября 2006
28.11.2006 - Общественное совещание "Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период с 2008 – 2012 гг."
14.11.2006 - Пресс-дискуссия «Формирование экологической культуры в Петербурге: амбиции и реальность»
05.11.2006 - СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ учета замечаний и предложений к проекту закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 5.
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.
31.10.2006 - ЭКОМ примет участие в конференции "ЭКО-PR"
31.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.
28.10.2006 - Общественные слушания Программы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 гг.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 2.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Паспорт программы.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.
19.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг»
13.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
11.10.2006 - Общественные слушания законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные Сеновой О.Н.
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис
08.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
29.09.2006 - Выходит книга Олега Николаевича Яницкого "Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики"
21.09.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
19.09.2006 - Рекомендации участникам обсуждения законопроекта
16.09.2006 - Формы для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
15.09.2006 - Программа общественного обсуждения
14.09.2006 - Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения
12.09.2006 - Начинается общественное обсуждение закона Санкт-Петербурга Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры и программы действий по его исполнению
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2021 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>