mysql_error
ЭКОМ - Документы :: Пояснительная записка Комитета по градостроительству и архитектуре к публичным слушаниям по корректировке Генерального плана Санкт-Петербурга :: Версия для печати - технологии общественного участия

ЭКОМ - Документы :: Пояснительная записка Комитета по градостроительству и архитектуре к публичным слушаниям по корректировке Генерального плана Санкт-Петербурга :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/documents/index.php?id=790


Пояснительная записка Комитета по градостроительству и архитектуре к публичным слушаниям по корректировке Генерального плана Санкт-Петербурга

В соответствии с решениями Комиссии по подготовке проекта закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга»

Генеральный план Санкт-Петербурга - документ, который осмысливался и разрабатывался фактически с начала 90-х годов. Официальным началом работ послужило Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от августа 2000. Завершение разработки нового, действующего в настоящее время Генерального плана Санкт-Петербурга (декабрь 2004 г.), совпало по времени с вступлением в силу нового Градостроительного кодекса Российской Федерации (январь 2005 г.). Новый Кодекс  изменил требования к составу и содержанию градостроительной документации, в том числе генеральных планов, что определило необходимость корректуры уже законченного проекта Генплана   Санкт-Петербурга   и   проведения,   законодательно установленных процедур опубликования проекта Генплана, публичных слушаний.

            В связи с вышеизложенным, принятие Закона о Генеральном плане Санкт-Петербурга было задержано почти на год. Проект закона Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» одобрен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 915 от 28.06.2005г.

Генеральный план Санкт-Петербурга утвержден Законом Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" от 22.12.2005г. № 728-99.

Таким образом, Генеральный план Санкт-Петербурга стал первым документом   территориального   планирования   в   России, разработанным и прошедшим процедуру утверждения в полном соответствии с действующим с января 2005 года законодательством. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в период 2005-2006г. последовательно проводил политику системного регулирования   градостроительной   деятельности   в   Санкт-Петербурге.

В соответствии с новым Градкодексом подготовлен и утвержден в мае 2006 года План реализации Генплана, принято решение о подготовке Правил землепользования и застройки города.

Правила подготовлены, прошли публичные слушания и по результатам заключений по публичным слушаниям откорректированы. В настоящее время подготовлен проект закона Санкт-Петербурга «О Правилах землепользования и застройки.

             В настоящее время Комитетом по градостроительству и архитектуре за счет бюджета города и за счет привлеченных средств разрабатываются проекты планировки на территории в несколько тысяч гектаров.

Однако, укоренившаяся в стране в предшествующие десятилетия практика подготовки градостроительной документации, носящая, в основном, характер индивидуального выборочного действия и отсутствие четко сформулированной законодательной базы для этих действий, привели к формированию,   у городского сообщества, стереотипа отношения к градостроительному регулированию, как к набору документов, которые можно легко «поправить».

Весь подготовленный и принятый пакет документов позволяет четко и последовательно осуществлять политику города в области градостроительства. Вместе с тем, петербургская градостроительная практика начиная с 2005 года обнаружила серьезные трудности, обусловленные излишне высокой степенью детализации нового Генерального плана, вызванной как требованиями Градостроительного Кодекса, не разделяющего генплан крупного мегаполиса, разрабатываемого и утверждаемого в масштабе 1:25000 и генплан поселения с численностью 5-10 тыс. человек, разрабатываемого в М 1-5000-2000, так и ответом ожиданиям городского сообщества, что новый Генплан города решит все вопросы градостроительного планирования как макро- так и микроуровней.

            Возникли проблемы с реализацией важных для Санкт-Петербурга крупных стратегических проектов, что могло негативно отразиться на уровне инвестиционной привлекательности города. В связи с этим ряд комитетов Правительства Санкт-Петербурга инициировал принятие решения о подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план. Так в Прогнозе социального-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу, который являлся основой для разработки Генерального плана Санкт-Петербурга не содержалось положений о размещении в Санкт-Петербурге такой отрасли промышленности, как автомобилестроение, и Генплан не резервировал территории для размещения новых автозаводов.

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 июля 2006 года N 899 «О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" Комитету по градостроительству и архитектуре поручено было рассмотреть поступившие предложения и учесть их при разработке проекта закона.

Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 25 июля 2006 года N 53-пг «О внесении изменений в постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 10.10.2005 N 260-пг, от 16.11.2005 N 270-пг» определена деятельность Комиссии по подготовке внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее Комиссия).

Данное решение послужило толчком для формирования целого потока обращений различных субъектов градостроительной деятельности по учету их интересов в Генеральном плане. Заседания Комиссии состоялись 21.09.06г., 18.10.06г., 25.10.06г., 08.11.06г. и 15.11.06г., 27.01.06г., 21.02.07г. Комиссия завершила работу 21.02.07г. Комиссией   были   рассмотрены   не   только   предложения исполнительных органов государственной власти по внесению изменений в Генплан Санкт-Петербурга, но и предложения юридических и физических лиц. Рассмотрено свыше 1,3 тысячи поступивших предложений по внесению изменений в Генплан. Основная доля (свыше 90%) данных предложений касается вопросов повышения этажности, плотности застройки, сокращения доли зеленых насаждений, замены рекреационных зон на торгово-деловые и преследуют цель получения максимальной выгоды от застройки конкретных участков. Подобные предложения, носящие локальный, точечный характер, число которых составляет несколько сотен, комиссией, в основном, отклонены.

Принятые  Комиссией поправки к Генеральному плану носят преимущественно технический характер и связаны с корректурой границ функциональных зон и уточнением параметров застройки. Структура принятых поправок выглядит следующим образом:

- корректура границ функциональных зон с учетом границ ранее сформированных земельных участков: около 500 предложений, из них принято - 90%;

- корректура границ функциональных зон с учетом границ размещения объектов и планировочного решения улично-дорожной сети в разрабатываемых и подготовленных к утверждению проектах планировки территорий и отдельных кварталов, а также в проектах федеральных и региональных дорог: около 80 предложений, из них принято - 47; уточнение параметров застройки, установленных Генпланом, с учетом параметров сложившейся застройки на отдельных участках: около 110 предложений, приняты все;

- уточнение параметров застройки с учетом параметров объектов  в  разрабатываемых  и  подготовленных  к утверждению проектах планировки территорий и отдельных кварталов: 20 предложений, принято -19;

- замена рекреационного вида использования функциональных зон на иные виды использования: свыше 200 предложений, из них принято - 8;

- изменение параметров и типа планируемой жилой застройки: свыше 300, из них принято - около 40%.

Наиболее значительные поправки в Генеральный план были внесены в связи с реализацией проектов, признанных Комиссией стратегически важными для города. В частности, были скорректированы сроки реализации и функциональное назначение территории комплекса «Морской фасад Санкт-Петербурга».

Ряд поправок связан с увеличением территорий производственных зон и изменением сроков реализации проектов производственных зон в Пушкинском,  Красносельском,  Петродворцовом,  Выборгском  и Курортном районах за счет территорий сельскохозяйственного использования, а также территорий общественно-деловой застройки.

Ряд поправок связан с расширением жилищного строительства на южных пригородных территориях. Кроме того, потребовалось уточнение положения участков ряда проектируемых в настоящее время федеральных автодорог и региональных магистралей.

В результате внесения всех принятых Комиссией предложений претерпела изменения представленная в действующей редакции Генерального плана территориальная структура Санкт-Петербурга. В особенности это касается характеристики 2015 года, так как многие учтенные предложения связаны с переносом дальних сроков реализации крупных проектов (за пределами 2015 г.) на более ранние (до 2015 г.). На 2025 г. размеры жилых территорий, отведенных под односемейный (индивидуальный) жилищный фонд, после внесения поправок увеличиваются на 0,6 тыс. га (изменение на 10% по сравнению с приростом, запланированным в действующем Генплане). На 2015 г. увеличение составляет 0,8 тыс. га (дополнительно 40% по сравнению с первой редакцией).

Для территорий многоквартирной застройки изменения составляют: на 2025 г. - дополнительно 0,8 тыс. га (по сравнению с Действующим Генпланом), или 12%; на 2015 г. - дополнительно 1,5 тыс. га, или 50%.

Поправки по производственным территориям увеличивают размеры этих зон на 2025 г дополнительно на 0,5 тыс. га, или на 12% по сравнению с приростом, запланированным в действующем Генплане; на 2015 г. - дополнительно на 0,8 тыс. га, или на 16%. Относительно  преобразования  земель сельскохозяйственного  использования действующий Генплан предусматривает полное их сохранение до 2015 года, в размере 14.2 тыс., га и сокращение к 2025 г. до 6,2 тыс. га. Принятые Комиссией поправки предполагают изъятие сельскохозяйственных земель под строительство уже в период до 2015 г.  в размере 1,6 тыс. га. К 2025 г., в соответствии с поправками, территории сельскохозяйственного использования сократятся до 4,9 тыс. га (уменьшение на 16% по сравнению с первой редакцией Генплана).

Необходимо отметить, что в Схему функционального зонирования действующего Генерального плана Санкт-Петербурга внесены и изменения, касающиеся исключения отображения внутриквартального озеленения. В соответствии с заключением юридической экспертизы вопрос резервирования земельных участков для формирования зелёных насаждений общего пользования внутриквартального значения является задачей не Генерального плана Санкт-Петербурга, а документации по планировке частей территории Санкт-Петербурга - проектов планировки проектов межевания отдельных кварталов. Согласно ст.40,42,43 градостроительного  Кодекса  Российской  Федерации,  границы территорий общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, садами, парками, бульварами, устанавливаются в проектах планировки и проектах межевания.

Среди внесенных в Генеральный план изменений принципиальное значение имеет комплексная поправка, касающаяся укрупнения Схемы функционального зонирования территории Санкт-Петербурга. Она устраняет излишнюю детализацию Генплана, повышая тем самым степень свободы города в построении будущих градостроительных политик. Это особенно важно с учетом активизации экономического развития Санкт-Петербурга. Данная поправка делает Генеральный план более устойчивым  к  изменениям  и  стабильным  на  более продолжительный срок. Каждая из указанных в Генеральном плане функциональных зон определяет преимущественное использование территории, имеет краткое описание своего назначения с указанием допустимых отступлений от основной функции, но не конкретизируя степень возможности такого отступления. Однако для того, чтобы требования Генерального плана (документа территориального  планирования)  были реализованы (построены предполагаемые объекты капитального строительства и т.п.) необходимо детально определять все способы возможного использования земли (земельных участков), расположенных в той или иной   не функциональной, а территориальной зоне (виды разрешенного использования).  Например,  если  жилая  функциональная  зона Генерального   плана  Санкт-Петербурга  допускает   возможность включения в состав жилой застройки общественно-деловых объектов, то именно виды разрешенного использования, установленные в Правилах землепользования    и    застройки    Санкт-Петербурга, будут конкретизировать и виды общественно-деловых объектов и их процентное соотношение к собственно жилой застройке.

Необходимо отметить, что Генеральный план Санкт-Петербурга, как и любой другой генеральный план, определяет только принципиальные решения по развитию всей инфраструктуры города и является руководящим документом для органов исполнительной власти по очередности и объемам строительства, в первую очередь инженерной и транспортной инфраструктуры, этапности и порядку подготовки градостроительной и проектной документации. Являясь, как указано выше, документом территориального планирования. Генеральный план Санкт-Петербурга в соответствии с ГрК РФ включает в себя такие положения о территориальном планировании, как определение целей и задач территориального планирования,   перечня мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

Однако, городское сообщество, рассматривает Генеральный план Санкт-Петербурга, как документ, определяющий и места возможного размещения всех объектов, и их параметры, и перечень объектов, разрешенных к размещению в функциональных зонах. Документом, определяющим допустимые параметры объектов недвижимости, виды разрешенного использования земельных участков, являются правила землепользования и застройки. Именно Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга и могут и должны определять устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции  объектов  капитального  строительства,  а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Проблемы   в   области  территориального   планирования   и градостроительного зонирования, выявились при проведении в октябре этого года публичных слушаний по Правилам землепользования и застройки.

При обсуждении выявилась коллизия, когда городское сообщество начинают трактовать Схему функционального зонирования Генплана, как документ тождественный Карте границ территориальных зон Правил. Связано это с отсутствием в Градостроительном Кодексе четкого определения «функциональных» и «территориальных» зон. Наверное, здесь присутствует и определенная недоработка нашего Комитета в части информирования и подготовки населения к восприятию и прочтению таких сложных в профессиональном и правовом отношении документов, как Генплан и Правила землепользования и застройки.

            Приобретенный   нами   опыт   применения   современного градостроительного законодательства, выявил его противоречия и недоработки в области определения взаимоотношений документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории. Именно поэтому укрупнение функциональных зон Генерального плана Санкт-Петербурга, представленное в материалах корректировки Генплана Санкт-Петербурга, наиболее полно отвечает требованиям Градостроительного и Земельного Кодекса РФ, не подменяя и не отменяя при этом, необходимую детализации решений в документации по планировке территории. Генеральный план при этом является документом, в котором законодатель зафиксировал именно перспективы развития территории поселения. А Правила землепользования и застройки будут являться механизмом реализации Генерального плана, конкретизируя и развивая содержащиеся в нем требования.

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Общественное участие в решении проблем развития городов (0)Общественное обсуждение Генплана Санкт-Петербурга
    ecom.su/themes/?id=49
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 07.06.2010 - Губернатор внесла в ЗакС законопроект о радикальном сокращении перечня ЗНОП
    ecom.su/news/index.php?id=1408
  • 16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
    ecom.su/news/index.php?id=1375
  • 16.02.2010 - Комментарий ЭКОМ к карте официальной инвентаризации озелененных территорий
    ecom.su/news/index.php?id=1358
  • 15.12.2009 - Исключение 24 участков зеленых насаждений незаконно и недопустимо
    ecom.su/news/index.php?id=1336
  • 07.10.2009 - В Петербурге закатывают в асфальт скверы...на бумаге
    ecom.su/news/index.php?id=1300
  • 11.01.2009 - Заповедники – в аренду??!!
    ecom.su/news/index.php?id=1186
  • 10.04.2008 - Нарушения регламента Законодательного Собрания при принятии корректировки Генплана СПб
    ecom.su/news/index.php?id=1044
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2021 ЭКОМ. Все права защищены.