Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Проекты ЭКОМ

СУДЕБНЫЕ ДЕЛА ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

- 08.12.2010

На территории Охтинского мыса, начиная с середины 90-х годов, экспедицией под руководством П.Е.Сорокина производились археологические изыскания, в результате которых был выявлен и поставлен на учёт памятник археологии «Охта 1 (Ниеншанц)». Паспорт памятника был составлен 16 февраля 1998 года. Приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) от 10.05.2001 года №48 данный объект был включен в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Паспорт 1 Паспорт 2 паспорт 3 Паспорт 4

Границы объектов культурного наследия в России устанавливаются в документах, называемых «учётными карточками». Парадоксальным образом, внесение изменений в учётную карточку не требует издания нормативного акта уполномоченного органа, и является непубличным действием.

20 мая 2003 года КГИОП был составлена учетная карточка объекта «Охта 1 (Ниеншанц)» с указанием его схематического плана. Затем 30 марта 2009 года была составлена еще одна учетная карточка с указанием тех же границ объекта, но с уточнением текста. Как видно на этих схемах, предполагаемое место строительства «Охта-центра» приходится как раз на территорию памятника, что делает незаконным любое строительство в этом месте. Естественно, незаконным является и применение градостроительных регламентов, которые устанавливали для территории Охтинского мыса предельную высоту застройки 100 м, и применение механизма отклонений.

Учётная карточка от 20.05.2003 Учётная карточка 30.03.2009
Учётная карточка от 20.05.2003   Учётная карточка 30.03.2009  

Поэтому 21 августа 2009 г. – накануне публичных слушаний по предоставлению разрешения на «отклонение» до высоты 400 метров – заместитель председателя КГИОП А.А.Разумов провел «корректировку границ» территории объекта культурного наследия и составил новую учетную карточку, на которой от территории памятника остались лишь «зубчики».

Учётная карточка 21.08.2009 охранные зоны
Учётная карточка от 21.08.2009
Участок предполагаемого строительства
Жёлтый - земельный участок "Охта-центра"; зелёный - планируемый подземный гараж; контуром показаны границы археологического памятника. Серым цветом - существующие здания.

Этот документ получил неофициальное название «план Разумова», поскольку никакого нормативного акта по данному вопросу КГИОП не издавал.

Подлог был выявлен только после публичных слушаний, когда члены Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга на заседании 16.09.2009 получили на руки копию «плана Разумова» и заверения о том, что «никакого памятника там уже нет».

После издания Постановления Правительства №1079, предоставившего ЗАО «Охта-центр» возможность проектировать на Охтинском мысу здания высотой до 403 метров, Центр ЭКОМ пригласил заинтересованных граждан оспорить это Постановление на том основании, что на территории памятника градрегламенты не действуют и «отклоняться» от них невозможно. После юридического анализа ситуации было принято решение также оспорить и собственно действия КГИОП по изменению границ памятника, поскольку никаких оснований для таких действий не усматривалось.

Заявление в Смольнинский федеральный суд об оспаривании Постановления Правительства СПб №1079 было подано 9.11.2009, а в Куйбышевский суд – об оспаривании действий КГИОП – 17.11.2009. Однако парадоксальным образом дело в Смольнинском суде так и не было рассмотрено по существу: его рассмотрение откладывалось до 1 ноября 2010 года, когда судья Т.П.Матусяк вынесла  определение о прекращении производства в связи с тем, что ранее суд отказал гражданам, оспорившим Постановление №1079 по другим основаниям. К сожалению, городской суд поддержал эту странную позицию, чем лишил заявителей права на судебную защиту своих нарушенных прав.

Зато в Куйбышевском суде дело было рассмотрено в полном объёме – с проведением подробной судебной экспертизы отчётов археологических экспедиций – что привело КГИОП к необходимости издания распоряжения, отменяющего «план Разумова» и восстанавливающего границы археологического памятника по состоянию на март 2009 года. Это заняло чуть больше года…

В данном разделе размещены основные документы судебных дел об археологических памятниках Охтинского мыса.

О том, что именно обнаружено на Охтинском мысу, и почему там необходимо создать музей или историко-культурный заповедник, лучше всего расскажет фильм "Пять тысяч лет до Петербурга"

распечатать  распечатать    отправить  отправить   
НОВОСТИ ПРОЕКТА:ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
08.12.2010
Определение Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга о прекращении дела №2- 737/10
Суд определил прекратить дело по ходатайству заявителей в связи с тем, что их требования удовлетворены распоряжением КГИОП, отменяющим произведённые в 2009 году изменения границ археологического памятника. Цель данного судебного дела достигнута.
Распоряжение КГИОП "О государственном учёте выявленных объектов археологического наследия, обнаруженных по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл., д. 2, лит. К" от 22.12.2010 №10-28
Данное распоряжение признаёт утратившим силу решение КГИОП от 21.08.2009 об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость 1611 - 1703: участки культурного слоя, грунтовый могильник», принятое заместителем председателя КГИОП Разумовым А.А.  Документ представлен в судебном заседании 23.12.2010.
Определение об отказе в отводе экспертов
КГИОП СПб заявил ходатайство  об отводе экспертов Ионесяна О. М. , Шуньгиной С. Е., Сакса А. И., Шмелева К. В. на основании высказываний, допущенных экспертами Шуньгиной С.Е., Сакса А.И., Шмелевым К. В. в период проведения судебной экспертизы и опубликованных в прессе.
Определение об отказе в прекращении дела
Представителем КГИОП СПб было заявлено ходатайство о прекращении настоящего гражданского дела, рассматриваемого в Куйбышевском районном суде, в силу требований ст.248 ГПК РФ, поскольку ранее было принято  решение Красногвардейского районного суда по заявлению о том же предмете, и оно вступило в законную силу.
Заключение комиссионной историко-культурной археологической экспертизы
Экспертиза проеведена на основании Определения о назначении комиссионной историко-культурной археологической экспертизы от 16 февраля 2010 г., вынесенного Куйбышевским районным судом Санкт-Петербургским по гражданскому делу № 2-737/10.
Заявление ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» о вступлении в дело в качестве третьего лица
Оставлено без движения до возобновления производства по делу, приостановленного в связи с назначением комисионной историко-культурной археологической экспертизы.
Определение о назначении комиссионной историко-культурной археологической экспертизы
Определение вынесено 16.02.2010, вступило в силу 26.02.2010.
Отзыв КГИОП на заявление об оспаривании действий по изменению границ памятника "Ниеншанц"
Заявление в суд о признании незаконным решения (действий) КГИОП Санкт-Петербурга по сокращению границ выявленного объекта культурного наследия "Ниеншанц"
Дело рассматривается в Куйбышевском суде Санкт-Петербурга
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.