Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Проекты ЭКОМ

ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

Что такое Общественная экологическая экспертиза?

Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от 1995 года, в Российской Федерации существует два вида экологической экспертизы – государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза является обязательной и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее время – Министерством природных ресурсов и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором)).

Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) проводится общественными организациями до государственной или одновременно с ней, она не является обязательной. ОЭЭ осуществляется в соответствии со статьями 4 и 19-25 Закона об экологической экспертизе.

Кто может инициировать и провести общественную экспертизу?

Общественная экологическая экспертиза может проводиться как по инициативе граждан и общественных организаций, так и по инициативе органов местного самоуправления. В полномочия органов местного самоуправления входит организация по требованию населения общественных экологических экспертиз (ст. 9 Закона об экологической экспертизе).

ОЭЭ могут проводиться только общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Эти общественные организации должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.20 ФЗ №174).

Что является объектом общественной экологической экспертизы?

Вопреки существующему заблуждению, объектом общественной экологической экспертизы является не строительство, не завод и не вырубка деревьев, а предпроектная и проектная документация, то есть проекты намечаемой деятельности. Исключение составляют объекты, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну (ст. 12, 13, 21).

В соответствии со ст. 27 Закона об экологической экспертизе, заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны представлять документацию на экологическую экспертизу. Общественные организации, осуществляющие ОЭЭ, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в том же объеме, что и для государственной экологической экспертизы (ст. 22).

Результаты общественной экологической экспертизы

Результатом ОЭЭ, проведенной Центром экспертиз ЭКОМ, является заключение, содержащее выводы:

  • соответствует ли объект ОЭЭ экологическим требованиям, в том числе требованиям федерального и регионального законодательства, градостроительной и земельной документации;
  • достаточны и возможны ли планируемые мероприятия по охране окружающей среды;
  • допустима ли реализация объекта ОЭЭ на данной территории, в том числе неблагоприятные воздействия на окружающую среду и связанные с ними социальные, экономические и иные последствия.

Заключение ОЭЭ передается на государственную экологическую экспертизу, которая, в соответствии с законом «Об экологической экспертизе», должна его рассмотреть и учесть. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Также выводы ОЭЭ могут использоваться при ведении гражданами судебных дел, при обращениях в прокуратуру и другие органы государственной власти.

Распространение результатов общественной экологической экспертизы

Согласно ст. 15 Федерального закона "Об общественных объединениях" деятельность общественных объединений должна быть гласной. Этот принцип в полной мере распространяется на проведение общественных экспертиз. Органы местного самоуправления и граждане, инициировавшие ОЭЭ, другие НКО имеют право направить своих наблюдателей в комиссию ОЭЭ. Объявление о начале экспертизы и ее результатах публикуются в местной прессе. После завершения экспертизы проводится презентация ее результатов для органа местного самоуправления, жителей, журналистов.

Заключение ОЭЭ и его краткая версия публикуются на сайте Центра ЭКОМ, распространяются среди заинтересованных лиц. Таким образом, результаты ОЭЭ носят публичный характер и помогают гражданам и должностным лицам принять правильные решения.

Финансирование общественной экологической экспертизы

Стоимость проведения ОЭЭ зависит от сложности объекта экспертизы и количества привлеченных экспертов (комиссия может включать от 5 до 15 человек). Финансирование ОЭЭ может осуществляться:

  • из средств органов местного самоуправления. В этом случае необходимо заключение договора между Центром экспертиз ЭКОМ с администрацией муниципалитета;
  • из средств граждан или благотворительных организаций. В этом случае средства могут быть переданы в ЭКОМ в качестве благотворительного взноса.

ЭКОМ не проводит экспертизы на основании договоров с коммерческими организациями,  государственными или муниципальными предприятиями.

Опыт Центра экспертиз ЭКОМ в сфере общественной экспертизы

Центр экспертиз ЭКОМ проводит общественные экологические экспертизы на основании Устава Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей и в соответствии с Регламентом организации и проведения общественных экологических экспертиз. Регламент регулирует цель и принципы проведения общественной экологической экспертизы и порядок ее организации. Соблюдение регламента обеспечивает независимый характер ОЭЭ, надежность и достоверность ее результатов.

Центр экспертиз ЭКОМ провел общественные экологические экспертизы следующих объектов:

  • проект «Ресторан быстрого питания «Блин-Дональт'с», Санкт-Петербург, пересечение Гражданского проспекта и ул. Верности;
  • рабочий проект «Пробивка Витебского проспекта до Московского шоссе в районе пос. Шушары», Ленинградская область;
  • обоснование инвестиций Всеволожского завода прокатных изделий (ВЗПИ) в промзоне “Кирпичный завод” Всеволожского района Ленинградской области.

Контакты

Если у Вас есть вопросы по поводу проведения общественной экспертизы, напишите письмо ученому секретарю общественных экологических экспертиз Полине Феликсовне Агаханянц Polina.Agakhanyants@ecom-info.spb.ru

Чтобы инициировать проведение общественной экспертизы, граждане должны направить письмо в Центр экспертиз ЭКОМ с просьбой провести ОЭЭ.

Скачать типовое письмо с просьбой провести ОЭЭ. Файл: Скачать типовое письмо с просьбой провести ОЭЭ.

распечатать  распечатать    отправить  отправить   
"ДОЧЕРНИЕ" ПРОЕКТЫ:
НОВОСТИ ПРОЕКТА:ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
23.05.2008
Санитарно-защитные зоны: что они защищают?
В условиях размывания экологических нормативов, фактической ликвидации экологической экспертизы санитарно-гигиенической законодательство остается одним из последних «бастионов», за которые можно зацепиться в попытках защитить природу  и людей. Насколько эффективен сегодня этот инструмент?
24.10.2007
Презентация результатов общественной экологической экспертизы ЗСД в буферной зоне Юнтоловского заказника
09.06.2007
Акция в защиту Юнтоловского заказника "МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ЖИТЬ НА ОБОЧИНЕ ЗСД!"
31.05.2007
Обращение ЭКОМ в Европейский Банк Реконструкции и Развития по проблемам общественного контроля проекта Западного скоростного диаметра
30.05.2007
Письмо российских эко-НПО Президенту Европейского банка
Подготовлено по результатам ежегодного заседания и Делового форума Европейскоо Банка Реконструкции и Развития 2007 года
19.05.2007
ЭКОМ - на ежегодном заседании и Деловом форуме Европейскоо Банка Реконструкции и Развития 2007 года
26.04.2007
ЭКОМ рассказал инвесторам о ходе общественной экспертизы ЗСД в зоне Юнтоловского заказника
Информация о рабочей встрече активистов общественных движений и команды экспертов, изучающих возможности участия западных инвесторов в проекте.
16.04.2007
Спроси эксперта ЭКОМ
30.03.2007
Анализ изменений законодательства в области экологической экспертизы
...речь идет не о совершенствовании экологического законодательства, а просто о сужении сферы его применения.
18.12.2006
"Сохраним Юнтолово" приглашает на публичные слушания по проекту Западного Скоростного Диаметра
27.11.2006
Поправки к Градостроительному кодексу уже «работают»
На судебном заседании по делу о незаконном строительстве ферросплавного завода в Тихвине представители предприятия попросили приостановить разбирательство, ссылаясь на еще не принятые поправки к Градостроительному кодексу.
23.08.2006
Промышленникам все труднее фальсифицировать публичные слушания
15.08.2006
ЭКОМ в эфире Радио Свобода. В центре внимания - градостроительная политика Смольного и права петербуржцев.
Интервью Александра Карпова Радио Свободы. 15.08.06

09.08.2006
ЭКОМ открывает общественную экологическую экспертизу для общественности
16.03.2006
Регулирование общественной экологической экспертизы
Предложения Центра экспертиз ЭКОМ. Семинар «Улучшение практики экологического регулирования и контроля в Северо-Западном регионе Российской Федерации».

04.03.2006
На сайте ЭКОМ размещены малоизвестные документы по организации государственной экологической экспертизы
10.09.2005
Суд идет... г. Тихвин ждет решения по делу о ферросплавном заводе
04.05.2005
Зарегистрирована ОЭЭ строительства жилого дома в г. Пушкин
Общественность г. Пушкина, обеспокоенная планами по строительству жилого дома в историческом центре Пушкина, обратилась в Центр экспертиз ЭКОМ с просьбой провести общественную экологическую экспертизу. Основные беспокойство жителей вызывает нарушение уникального историко-архитектурного ансамбля города и вырубка зеленых насаждений. ... С 5 апреля 2005 г. ОЭЭ является зарегистрированной.

11.01.2005
О распределении полномочий между территориальными органами по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по отдельным направлениям надзора (контроля) и территориям субъектов Российской Федерации
Приказ Ростехнадзора от 11 января 2005 г. N 2
09.09.2004
Об организации и проведении государственной экологической экспертизы территориальными органами Росприроднадзора
ПРИКАЗ Росприроднадзора от 9 сентября 2004 г. N 88
Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Этот федеральный закон устанавливает принципы проведения экологической экспертизы, порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы.
Регламент организации и проведения общественных экологических экспертиз
Регламент был принят Санкт-Петербургским обществом естествоиспытателей для того, чтобы гарантировать качество проведения общественных экологических экспертиз.
Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
Статья про то, как Вы можете поддержать этот и другие проекты Центра экспертиз ЭКОМ.
Различные варианты соотношения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы
Диаграммы процессов и комментарии авторов.
Информационное письмо о нарушении общественного доступа к озеру
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области

Обеспечение доступа общественности к материалам ОВОС
Папка участника семинара "Участие общественности в проектах, подлежащих государственной экологической экспертизе. Обязанности и возможности муниципальных властей"
Что такое «ОВОС» и как его читать
Папка участника семинара "Участие общественности в проектах, подлежащих государственной экологической экспертизе. Обязанности и возможности муниципальных властей"
Решение Совета Муниципального образования о проведении общественной экологической экспертизы
Папка участника семинара "Участие общественности в проектах, подлежащих государственной экологической экспертизе. Обязанности и возможности муниципальных властей"

Брошюра "Общественное участие в принятии экологически значимых решений". 2006
Цель настоящего издания - объяснить, что такое общественное участие и в чем его необходимость, т.е. какие преимущества от него получат все вовлеченные в процесс принятия решений стороны. В брошюре отражены основные формы, методы и технологии общественного участия, а также представлены практические наработки и рекомендации для организации эффективного общественного участия в процессе принятия решений. Издание включает образцы документов, регламентирующих процесс общественного участия, которые были подготовлены специалистами Центра экспертиз ЭКОМ, а также аналогичные документы других организаций.
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОВОС
Графическая схема, иллюстрирующая соотношение различных этапов процесса ОВОС и механизмов вовлечения общественности.
Что такое «ОВОС» и как его читать
Памятка «Что такое ОВОС, и как его читать» была написана Полиной Агаханянц, Дмитрием Афиногеновым и Александром Карповым, при участии Юлии Жуковой - как пояснение к материалам ОВОС, которые были доступны в двадцати библиотеках и волостных администрациях Всеволожского района в период подготовки к общественным слушаниям.
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.