ЭКОМ - Типовые заявления и обращения :: Как пожаловаться на беспорядок в лесу и добиться его устранения. 2009 :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/templates/index.php?id=1422


Как пожаловаться на беспорядок в лесу и добиться его устранения. 2009

 Оглавление

Введение                                      4

Чьи в лесу шишки (кто и как отвечает за управление лесами в России)                                       7

Как правильно подготовить обращение в органы власти в связи с обнаруженными в лесах нарушениями                                       10

Какие рубки являются незаконными или неправильными                                       13

Признаки нарушений при рубках.                                       16

Пожары на природных территориях                                       32

Замусоривание лесов, незаконные свалки                                       35

Захваты и застройка лесных земель                                       36

Что делать в случае получения отписки?                                       41

Образцы писем                                       42

 


Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а признание, соблюдение и защита этого права — обязанность государства (Конституция РФ, статьи 2 и 42). Важнейший элемент благоприятной окружающей среды — лес — является для большинства людей местом отдыха, источником чистого воздуха и чистой воды.

Обычно органы государственной власти, в том числе те, которые отвечают за леса, плохо справляются со своими обязанностями по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду. Часто права граждан кажутся работникам этих органов малозначительными и второстепенными по сравнению с собственными проблемами и интересами. Нередко государственные органы сами становятся виновниками или соучастниками разнообразных правонарушений, ведущих к разрушению природы и нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Тем не менее, если приложить некоторые усилия, то во многих случаях от государственных органов можно добиться активных действий по устранению экологических правонарушений и их последствий. Усилия надо прикладывать грамотно: если у конкретного государственного органа или чиновника останется возможность ничего не делать для решения той или иной проблемы или ограничиться отпиской, имитацией деятельности — в большинстве случаев он так и сделает. Это является следствием сложившейся системы отношений между работниками государственных органов и обществом: если чиновник не выполнит даже самое пустяковое поручение своего руководителя — у него могут возникнуть служебные проблемы, а если он не отреагирует должным образом на обращение «человека с улицы» — скорее всего, никто из руководства этого даже не заметит.

Многие существующие проблемы в области охраны лесов связаны не столько с нерадивостью конкретных органов управления лесами или чиновников, сколько с пробле мами лесного и смежного законодательства. В 2006-2007 г.г. было полностью обновлено российское лесное  законодательство, и качество его теперь таково, что даже законопослушные предприятия лесного сектора вынужденно становятся нарушителями, а добросовестные работники лесного хозяйства мало что могут сделать для сбережения лесов. Открыто говорить об этом работники государственных органов обычно боятся, но и качественно выполнять свою работу, как правило, не могут. В результате получается так, что даже если им удается решить ту или иную частную проблему в конкретном случае, подобные проблемы, порождаемые некачественным законодательством, возникают вновь в бессчетном количестве.

Лесное законодательство продолжает быстро меняться. Ожидается, что в 2009 году будут существенно обновлены и Лесной кодекс, и несколько десятков основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства; скорее всего, эти изменения продолжатся и в 2010 году. В связи с этим даже специалисты лесного хозяйства далеко не всегда могут уследить за изменениями в законодательстве, а остальным гражданам сделать это еще труднее. Хаотические изменения в лесных нормах и правилах нередко используются недобросовестными чиновниками в качестве оправдания для бездействия, даже тогда, когда базовые требования действующего законодательства остаются неизменными.

Несмотря на все это, государственные органы и конкретные должностные лица обязаны реагировать на обращения граждан, связанные с нарушениями их прав на благоприятную окружающую среду и с разнообразным беспорядком в лесах, и принимать меры по устранению правонарушений. Конкретный порядок работы с обращениями граждан определяется специальным федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предлагаемое Вашему вниманию пособие учитывает требования данного федерального закона и практику работы государственных органов с обращениями граждан, касающимися экологических правонарушений в лесах.

Далеко не всегда обращения граждан в органы государственной власти помогают остановить конкретное правонарушение в лесах (то самое, о котором идет речь в обращении) или добиться в полной мере ликвидации его последствий. Однако, такие обращения привлекают внимание органов государственной власти к конкретным проблемам, проблемным местам и чиновникам, делают самих правонарушителей объектами повышенного внимания со стороны государства и тем самым снижают вероятность подобных правонарушений в будущем. Как правило, если жители деревни, поселка, дачного товарищества или иного населенного пункта достаточно активно реагируют на беспорядок в окрестных лесах — постепенно количество лесных проблем снижается, лесохозяйственные организации и лесопользователи начинают более внимательно относиться к лесу и гражданам. Если никакой реакции на правонарушения в лесах не наблюдается — происходит обратное: количество разнообразных правонарушений в лесах с каждым годом только растет.

Обращения граждан в органы государственной власти в связи с неправильным ведением хозяйства в лесах являются одной из движущих сил улучшения этого хозяйства. Даже если руководителям органов власти, отвечающих за леса, нет никакого дела до интересов населения и они вовсе не стремятся сделать лесное хозяйство более дружественным по отношению к гражданам — у них обычно есть желание сделать так, чтобы граждане как можно меньше их (высокопоставленных чиновников) беспокоили. Если они не могут избавиться от назойливых граждан и их обращений — им приходится принимать меры к улучшению лесного хозяйства, хотя бы ради собственного покоя. Поэтому обращения граждан в органы государственной власти в связи с неправильными рубками и другими нарушениями в лесах работают на улучшение охраны лесов и практики лесного хозяйства. Наиболее эффективно обращения граждан работают в этом направлении в том случае, если их авторы хорошо понимают, чего они хотят и какие именно элементы существующего лесного хозяйства они считают неправильными и недопустимыми.

 

Пособие находится здесь: Как пожаловаться на беспорядок в лесу и добиться его устранения (формат - PDF, размер файла 3,2 Мб)        

ОМННО «Совет Гринпис», 2009

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Общественное участие в управлении лесами
    ecom.su/themes/?id=11
  • :

  • 23.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 2. Обзор судебной практики. 2005
    ecom.su/investigation/index.php?id=1427
  • 11.08.2005 - Экологическая экспертиза: практическое пособие по судебной защите экологических прав. Часть 1. Алгоритм действий. 2005.
    ecom.su/investigation/index.php?id=1426
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
    ecom.su/news/index.php?id=411
  • 15.10.2005 - Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика. 2005
    ecom.su/news/index.php?id=298
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2020 ЭКОМ. Все права защищены.