Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Технологии: примеры реализации : Отчет об организации общественного участия в проекте Тасис «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо - Западного региона России» (1998-2000)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Отчет об организации общественного участия в проекте Тасис «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо - Западного региона России» (1998-2000)

Проект Тасис «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо - Западного региона России» начал реализовываться в марте 1998 года.

В феврале 1999 года по инициативе общественных организаций - Санкт-Петербургского Центра Развития Некоммерческих Организаций, Санкт-Петербургского Общества Естествоиспытателей - и при поддержке эксперта проекта Тасис Мирейль Вигман и руководителя проекта Тасис Ада ван Делфа началась кампания по широкому вовлечению общественных организаций в проект. Был определен координатор по вовлечению общественности – Евгения Махонина, менеджер программ Санкт-Петербургского Центра Развития Некоммерческих Организаций.

Вовлечение общественных организаций в проект проходило поэтапно:

  1. Информационная кампания.
  2. Встречи с представителями общественных организаций (НПО) и руководством проекта Тасис (определение целей и задач).
  3. Рабочие встречи заинтересованных в участии НПО для подготовки к семинару по обсуждению проектов сотрудничества (ранжирование).
  4. Участие в семинаре по отбору проектов для окончательного определения перечня проектов по сотрудничеству, из проектов, предложенных экспертными группами (22.03.99).
  5. Обучающие семинары (апрель-сентябрь 1999 г.).
  6. Ежемесячные рабочие встречи представителей НПО.
  7. Участие в конференциях, посвященных началу этапа внедрения проекта (сентябрь 1999 г.) и итоговой конференции (июль 2000 г.).
  8. Участие в семи рабочих пилотных проектных группах (сентябрь 1999 г. - май 2000 г.).
  9. Организация общественных слушаний, круглых столов (январь-май 2000 г.).
  10. Обсуждение итогов организации кампании общественного участия в проекте Тасис.

В российском обществе начинает постепенно развиваться процесс вовлечения общественности в принятие социально-значимых решений. При этом часто этот процесс сводится только к формальным связям с общественностью, частичному или пассивному информированию, а также к манипулированию или навязыванию общественности определенной позиции.

Реализация принципа участия общественности является существенным фактором инвестиционной привлекательности региона, аргументом для получения средств от международных финансирующих организаций. Его реализация позволяет снизить социальную напряженность и вероятность развития экологических и социальных конфликтов.

Цели организации общественного участия в проекте:

1. Получение опыта организации и создания механизмов реального общественного участия в больших стратегических проектах.

Проект «Усиление синергии...» можно считать уникальным, так как впервые на достаточно высоком уровне (Администрации города и области) была сделана попытка разработать, и внедрить процедуру общественного участия. Методологические и практические результаты, полученные в течение двух лет работы, могут быть использованы в других стратегических проектах.

 

2. Формирование положительного, партнерского отношения к деятельности общественных организаций, расширение их сотрудничества с администрациями.

Организация общественного участия в проекте - это еще и процесс построения взаимного доверия и преодоления стереотипов между представителями общественных организаций и чиновниками, участвующими в проекте. Этот процесс способствует расширению круга общественных организаций, которые заинтересованы в партнерстве с администрациями с одной стороны, и имеют репутацию надежных партнеров, с другой стороны. Кроме того, происходит обучение тех, кто ответственен за принятие решений, навыкам проведения открытой публичной политики. Общественность будет доверять им, только если ею не манипулируют, и если ее мнение учитывается, а принимаемые решения обосновываются и разъясняются.

>

Организация участия в работе проектной группы «институциональное сотрудничество»

На примере этого проекта организаторы стремились подтвердить тот факт, что при грамотном и профессиональном подходе общественное участие становится важным и действенным инструментом для достижения конструктивных целей.

В качестве результатов реализации принципа общественного участия в проекте предполагалось также и создание сети общественных организаций, обученных, имеющих опыт и ресурсы для дальнейшего участия в подобных проектах. Частично это было реализовано.

По результатам проекта нельзя говорить об организации реального участия общественности в проекте «Синергия» в целом. Следует дифференцированно подходить к результатам организации общественного участия в отдельных пилотных проектах.

В ряде проектных групп, в процессе работы сложилась ситуация, когда почва для общественного участия и обсуждения, которая изначально присутствовала, ушла. Например, изменились цели и содержание проекта «Территориальная организация агрорекреационных зон и трансформации садоводческих массивов в благоустроенные населенные пункты».

Заявленная тема «трансформации» существующих садоводческих зон в благоустроенные поселения превратилась в проект по сбору информации о положении в садоводствах. Это повлекло за собой и изменение содержания общественного участия, так как для населения садовых поселков интерес представляет участие в решении вопросов о возможных изменениях, а не исследование существующей ситуации.

В отдельных проектах, например, «Совместная маркетинговая программа в сфере туризма», общественное участие вообще не состоялась.

Вовлечение общественности в проект началось только на этапе расстановки приоритетов в выборе проектов для их дальнейшей реализации. И поскольку был пропущен этап постановки целей и задач проекта, то организаторам пришлось затратить много времени и сил для вовлечения общественных организаций и разъяснения поставленных задач и целей.

Для того чтобы участники проекта от общественных организаций могли говорить на одном языке с профессионалами и понимать друг друга, было необходимо время и обучение.

Этому способствовали обучающие семинары, организованные в рамках проекта. Таким образом, активная поддержка руководства проекта обеспечивала равные возможности для всех участников.

На основе анализа вовлечения общественности в данный проект разработаны следующие рекомендации по организации общественного участия:

Рекомендации

В странах с демократическими традициями общественное участие базируетсяна политической культуре общества, законодательстве, декларирующем и обеспечивающем права граждан, и ресурсах, обеспечивающих гражданам реализацию их прав.

В России вовлечению общественности в обсуждение и оценку проектов препятствуют три основных фактора: недоверие, дефицит личного времени у заинтересованной общественности[1] и недостаток знаний по технологиям взаимодействия с общественностью.

Построение доверия

Взаимоотношения между органами власти и общественными организациями, как наиболее активной части населения, характеризуется взаимным недоверием. Сказывается недостаток демократических традиций, несовершенство подзаконных актов и тот факт, что представители НПО и властных структур очень часто рассматривают конфликтную модель взаимодействия в качестве основной.

Следует стремиться к тому, чтобы наработанный в каждом проекте опыт и капитал доверия не был растрачен, а использовался в дальнейшем. Важно передавать от проекта к проекту списки активных людей и организаций, которые участвовали или хотели участвовать в его обсуждении. Повторные приглашения позволят сформировать широкий круг общественности, компетентной в вопросах городского хозяйства и управления, и реализовать потенциал социальных изменений, которые несет программа ТАСИС. Важно, однако, чтобы круг вовлекаемых участников постоянно расширялся. Формирование некоего постоянного «Общественного Совета» не будет способствовать решению задач гражданского участия.

В последнее время заметно понизился уровень доверия к проектам, осуществляемым с западной поддержкой. Большинство российских участников, вовлеченных в такие проекты, склонны считать, что они приносят больше пользы донорам и исполнителям, чем России. Любые неясности в проекте трактуются в пользу подтверждения подобных утверждений.

Подтверждения этому могут быть найдены, например, в неясной схеме управления проектом; в распределении финансирования; в том, что решения принимаются где-то «наверху» и пр. Наконец, само устойчивое сочетание «проект ТАСИС», которое подменяет «проект, финансируемый ТАСИС», перекладывает ответственность с исполнителей на программу ТАСИС. Источники недоверия могут лежать как в ошибках проектной команды, так и в некомпетентности людей, сталкивающихся с проектом. Поэтому необходимо уделять гораздо больше внимания широкому информированию о проекте, созданию механизмам прозрачности и организации участия общественности.

Информирование

Основными принципом информирования общественности является предоставление достаточной информации и совершенствование системы информирования в соответствии с рекомендациями пользователей.

Поскольку не существует единого канала информирования, который бы охватывал и, которому бы доверяли все группы населения, то информация, предоставляемая широкой аудитории, должна быть диверсифицирована по каналам и методам подачи (региональных и местных СМИ, др. изданиях, интернет - сайтах).

А также:

Должна быть доступна в удобной форме (с использованием схем, графиков, диаграмм и пр.) информация о структуре проекта, распределении финансирования (укрупненный бюджет) и персональном составе исполнителей.

В публикациях о проекте должны содержаться сведения о том, как можно осуществить контакт с офисом, руководством проекта (телефоны, адреса, сведения о публичных мероприятиях в рамках проекта), в каких формах можно принять участие.

Необходимо депонирование полного комплекта документации по проекту в общедоступных библиотеках. В дальнейшем - постепенное пополнение и депонирование после окончания проекта.

Необходимо использование интервью и дискуссий в СМИ как способ популяризации проектов, их целей и задач.

 

Методы и условия вовлечения общественности

Ведущим принципом деятельности по вовлечению общественности должно стать предоставление достаточной информации, технической поддержки для участия и обучения заинтересованных участников в ходе процесса.

Вовлечение общественности должно происходить на ранних стадиях осуществления проекта: оценка вероятных сценариев развития, выбор приоритетов и пр. Формы: конференции, семинары, опросы. Вовлечение общественности на поздних стадиях проекта практически исключает возможность реализации принципа альтернативности и принципа организации “обратной связи”. Идеальным являются консультации с общественностью по различным аспектам деятельности на стадии подготовки проекта. Все описанные ниже методы будут полезными только в том случае, если они осуществляются с учетом этого принципа.

 

Необходимыми условиями являются:

  • Включение представителей заинтересованных НПО в состав проектных групп с целью информирования других заинтересованных организаций и граждан, организации обратной связи, выражения точки зрения общественных организаций на проблему.
  • Привлечение экспертов, рекомендованных НПО. Проведение конференций (выставок, ярмарок проектов и пр.) по тематике проекта специально для НПО, бизнеса и других заинтересованных организаций. Например, конференция для НПО «Сотрудничество С.- Петербурга и Области», на которой представляются действующие и намечаемые проекты сотрудничества. Цели: установление контактов, поиск экспертов и членов рабочих групп.
  • Встречи представителей НПО, участвующих в проекте, с лицами принимающими решения по данному проекту. Необходимо, чтобы эти встречи носили неформальный характер и предоставляли возможность установления взаимопонимания, доверия, проведения переговоров по некоторым наиболее принципиальным вопросам.
  • Проведение круглых столов и общественных слушаний по проекту.

Важно:

1.      Определение темы, целей и ожидаемых результатов проводимых круглых столов и общественных слушаний по проекту. Результат должен быть понятен с точки зрения его использования в проекте.

2.      Наличие ясной цели, декларируемой организатором процесса и известной всем его участникам.

3.      Альтернативность: общественные обсуждения не имеют смысла на безальтернативной основе.

4.      Анализ замечаний, высказанных в ходе общественных обсуждений, является одним из основных документов, по которым можно оценивать результаты программ общественного участия и их эффективность.

Необходимо:

  • Предусмотреть финансирование организации этих мероприятий.
  • Приглашать независимых ведущих для их проведения.
  • Заблаговременно предоставлять материалы для ознакомления участникам в печатном и электронном виде.
  • Обеспечивать возможности для заинтересованных НПО выразить свои взгляды и видение проблем в связи с тематикой проекта.

Использование электронных сетей

Поскольку недостаток свободного времени у активной части населения является одной из основных причин, ограничивающих участие общественности, следует уделять особое внимание использованию компьютерных коммуникаций, которые позволяют быстро, дешево и адресно доставлять необходимую информацию. Можно рекомендовать несколько форм работы: списки рассылки, публикацию документов на сервере и интерактивные опросы, дискуссии на сервере. В то же время нельзя полностью полагаться на Интернет как средство информирования. Пользователи Сети составляют 5-10% населения (около 9% в Петербурге), причем большинство из них молодежь. Процент охвата можно считать довольно высоким, тем более что он постоянно растет. Очень широко используют электронные коммуникации НПО, которые также имеют свои локальные информационные тематические сети.

Обучение

Кроме того, что общественное участие должно быть реальным, не менее важным является и то, что оно должно быть качественным.

Чтобы это состоялось, необходимо помогать общественным организациям, которые в данном случае представляют заинтересованную общественность, преодолеть ту разницу потенциалов, которая зачастую существует между уже участвующими в проекте экспертами -профессионалами и представителями общественных организаций, вовлекаемыми в проект на последующих стадиях проектов.

 

Необходимо:

  • Совместное обучение представителей НПО и официальных лиц в ходе проекта по методам проектного менеджмента и другим темам, относящимся к сфере проекта.
  • Совместные семинары, тренинги, объединяющие всех участников проекта и способствующие развитию взаимопонимания, установлению доверия.
  • Соблюдение баланса возможностей – представители НПО должны иметь возможность получить то же обучение в рамках проекта, что и официальные лица.

 

Бюджет

Все вышеперечисленные меры могут осуществляться только при наличии финансирования соответствующих статей в бюджете проекта. Следует помнить, что многим представителям НПО, возможно, потребуется техническая поддержка для участия (помещения для проведения мероприятий, оргтехника и др.), а иногда и финансовая поддержка, если речь идет о командировках (например, приезд на общественные обсуждения представителей областных организаций).

Если представители НПО привлекаются для выполнения экспертной работы, она должна быть оплачена, как это делается в случае привлечения других экспертов-чиновников.

Учитывая трудности, которые были упомянуты в начале раздела «Рекомендации», а также, опираясь на опыт данного проекта, ответственность за работу с общественностью должна быть возложена на сотрудника - координатора (менеджера) по вовлечению общественности, работающего на постоянной основе от 50 до 100% занятости в зависимости от масштаба проекта.

Отчет подготовили:

Е. Махонина, координатор по вовлечению общественности в проект Тасис, менеджер программ Центр Развития Некоммерческих Организаций г. С.- Петербург.

А. Карпов, член рабочей группы по экологии проекта Тасис, сотрудник программы «Экологическая оценка и менеджмент», Санкт-Петербургское Общество Естествоиспытателей.



[1]Под «заинтересованной общественностью» понимаются любые физические и юридические лица, чьи законные интересы могут быть затронуты в ходе реализации проектов и программ, или желающие высказать свое мнение о содержании этих проектов и программ. Заинтересованная общественность может быть представлена, как неправительственными, некоммерческими организациями, профессиональными ассоциациями, профсоюзами, так и отдельными гражданами.

 

Махонина Е.В., Карпов А.С.

Отчет полностью (Word, 106 Kb) Файл: Отчет полностью (Word, 106 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Библиотека примеров общественного участия
Публикации:
10.05.2007 - Лоббирование в общественных интересах. 2007
24.04.2007 - Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов"
22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
19.12.2005 - На сайте ЭКОМ появился раздел "Библиотека примеров"
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
03.05.2004 - Модель взаимодействия некоммерческих организаций с Законодательным Собранием С.-Петербурга (Подготовлено в апреле 2003)
09.09.2003 - Обзор примеров общественного участия в управлении водными ресурсами на Северо-западе России (подготовлен в сентябре 2003)
30.07.2003 - Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
29.07.2003 - Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
02.06.2002 - Общественное участие в процессе принятия решений по Балтийской трубопроводной системе (1998)
14.01.2002 - Использование метода описания примеров (case-study) в деятельности НКО
16.06.2001 - Анализ общественных слушаний по вопросу строительства терминала перевалки битума в военной гавани г. Ломоносова (май 2001)
14.11.2000 - Проект строительства нефтеперерабатывающего мини-завода в г. Пестово Новгородской области (1998-99)
07.11.2000 - Протест жителей против нарушения санитарных норм при размещении стоянки дизельной уборочной техники (пр. Кузнецова, д.24, Санкт-Петербург) (1989-99)
14.08.2000 - Общественная экологическая экспертиза проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” (1994-98)
14.08.2000 - Общественная экологическая экспертиза проекта Закона “Oб экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” (1998-99)
14.08.2000 - Строительство жилых домов в Выборгском районе г. Санкт-Петербурга (1998-99)
11.06.2000 - Общественная экологическая экспертиза конкурсных материалов по уран-благороднометально-ванадиевому месторождению Средняя Падма (Медвежегорский район, Республика Карелия) (1998-99)
02.03.2000 - Пути формирования общественного осознания миссии Санкт-Петербурга (1999)
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>