Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Технологии: примеры реализации : Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)

Доклад на семинаре «Общественная экологическая экспертиза и общественные слушания: реальность и перспективы», Санкт-Петербург - Репино, Программа «ЭКОМ», 28-30.07.03

Предыстория проведения ОЭЭ

Объектом экспертизы являлись материалы «Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)», Республика Хакасия.

В состав 2-ой очереди строительства Саяногорского алюминиевого завода входят следующие производства:

  • электролизное производство;
  • третий корпус обжига «зелёных» анодов (ЦОА);
  • литейное производство.

Заказчик и инвестор проекта: ООО «РУСАЛ-Управляющая компания» («РУСАЛ», г. Москва).

Разработчики проекта: ОАО «Всероссийский алюминиево-магниевый институт» («ВАМИ», г. Санкт-Петербург), ЗАО «Инженерно-консультационная компания» («ИНКОНКО», г. Москва).

Инициаторы ОЭЭ: Национальный фонд «Страна заповедная» и Администрация города Саяногорска.

Органы власти в данной ситуации были настроены доброжелательно, но немного насторожены, говорили, что ОЭЭ проводится на их территории впервые.

Население было заинтересованно-пассивно. Некоторые граждане требовали провести ряд исследований, например, анализ почвы. Требования граждан к членам экспертной комиссии были вызваны  незнанием того, что все необходимые исследования должны были быть сделаны на стадии ОВОС, а экспертизе подвергается проектная документация. С другой стороны, если граждане высказывают подобные требования, то видимо им неизвестно, проводились подобные исследования или нет. Но на предложение выразить свои пожелания в письменном виде или указать при заполнении анкеты по формулированию технического задания, отвечали отказом.

Государственные контролирующие органы (УПР по республике Хакасия и СЭС) поддерживали проведение ОЭЭ.

СМИ проявляли любопытство и пытались раздобыть негативную или конфликтную информацию.

Большая часть участников процесса на начальном этапе не имели должного понимания процедуры ОЭЭ и своей роли в этом процессе (несмотря на то, что закон «Об экологической экспертизе» был принят в 1995 г.,  данное неведение характерно для большей части населения России, в силу того, что в практике данный инструмент применяется редко).

Таким образом, конфликтной ситуации в данном случае не было. Цель проведения ОЭЭ:

  1. взаимодействие власти, бизнеса и общественности при принятии экологически значимых решений;
  2. просвещение местного населения о роли общественности в процедуре ОВОС и повышение активности граждан в области экологического контроля;
  3. улучшение проектной документации и планируемых природоохранных решений.

 

История подготовки к ОЭЭ

Исполнителем общественной экологической экспертизы  была Региональная общественная организация «Информационное экологическое агентство» (РОО «ИнЭкА», г. Новокузнецк)[i].

Приглашение провести экспертизу поступило от Национального фонда «Страна заповедная» и Администрации города Саяногорска.  Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 29 «…Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет … средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления». В нашем случае, в соответствии с этой нормой закона было издано Постановление Городского совета Саяногорска «О проведении общественной экологической экспертизы…и выделении финансирования…». На основании этого Постановления был заключен договор целевого финансирования ОЭЭ между Администрацией г.Саяногорска и РОО «ИнЭкА». Деньги на организацию и проведение ОЭЭ были перечислены на счет ИнЭкА.

Подбор экспертов осуществлял организатор ОЭЭ – РОО «ИнЭкА» (8 человек: 7 экспертов+1 руководитель экспертной комиссии). ИнЭкА имеет собственных штатных сотрудников необходимой квалификации, однако было решено для экспертизы раздела по биоразнообразию привлечь специалиста, проживающего и работающего в республике Хакасия. Для экспертизы раздела по здоровью населения был приглашен один из ведущих специалистов Сибирского региона. Таким образом, экспертная комиссия в своем составе имела специалистов по воздушному, водному и почвенному загрязнениям, по нормам образования и обращения с отходами, по оценке экологических рисков, планированию природоохранных мероприятий, по процедуре ОВОС и участию общественности.

Каким образом ОЭЭ была зарегистрирована

В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» было оформлено Заявление о проведении ОЭЭ. Заявка была оформлена в буквальном соответствии со ст. 23 ФЗ: «… В заявлении общественных организаций о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы».

Копия Заявления прилагается

Заявление было зарегистрировано в Администрации г.Саяногорска, как в органе местного самоуправления (п.2, ст.23 ФЗ «Об экологической экспертизе»). Для регистрации Заявления об ОЭЭ достаточно этот документ зарегистрировать в журнале входящей документации Администрации города и присвоить ему соответствующий входящий номер и дату поступления.

Получение объекта ОЭЭ

Несмотря на то, что основным объектом ОЭЭ является том ОВОС[ii], для выполнения требований ст.16 ФЗ «Об экологической экспертизы» об ответственности экспертов «…осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на ... экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники…» в процессе экспертизы пришлось изучить всю предпроектную документацию в количестве 7 томов.

За предоставлением этих документов обратились к разработчику проектной документации - ОАО «Всероссийский алюминиево-магниевый институт» («ВАМИ», г. Санкт-Петербург). Дополнительные материалы и справки запрашивались в государственных контролирующих органах Республики Хакасия, Администрациях местных ООПТ, у руководства ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» и ООО «Русал-УК».

Все запрошенные материалы ( из имеющихся) были получены. У заказчика и разработчиков не было оформленных протоколов встреч и консультаций с общественностью, поэтому данные материалы не были представлены.

Отказов в предоставлении имеющейся информации не было.

Порядок работы комиссии

Состав комиссии

Руководитель экспертной комиссии

1.Перфильева Елена Владимировна – руководитель экспертной комиссии, консультант Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по экологическому аудиту, эксперт Европейской комиссии ООН по оценке воздействия на окружающую среду и участия общественности в принятии экологически значимых решений, директор РОО ИнЭкА.

Эксперты:

2. Михайлуц Анатолий Павлович – специалист по здоровью населения, доктор медицинских наук, профессор, проректор по науке, заведующий кафедрой гигиены труда и гигиены питания Кемеровской государственной медицинской академии.

3. Сальникова Ольга Борисовна – специалист по водному загрязнению, консультант ЕБРР по экологическому аудиту, руководитель Центра экологических проектов РОО ИнЭкА.

4. Бану Алексей Михайлович – специалист по воздушному загрязнению, главный специалист Центра экологических проектов РОО ИнЭкА.

5. Васильева Галина Анатольевна – специалист по отходам производства, ведущий специалист Центра экологических проектов РОО ИнЭкА.

6. Киселев Геннадий Викторович – специалист по биоразнообразию, директор Ассоциации заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экорегиона.

7. Майер Федор Оттович – консультант ИнЭкА по процедуре общественного участия и оценке здоровья населения, специалист по экологическому менеджменту и аудиту.

8. Белозерова Светлана Сергеевна – консультант по оценке экологических рисков, консультант ЕБРР по экологическому аудиту, ведущий специалист Центра экологических проектов РОО ИнЭкА.

 

Был использован регламент проведения ОЭЭ разработанный в 1999г. РОО ИнЭкА для Кемеровской области.

Положение об ОЭЭ и Регламент прилагаются.

Проект Технического задания был предложен руководителем экспертной комиссии и обсужден на круглом столе для заинтересованных групп в Администрации г.Саяногорска. Участникам круглого стола были розданы анкеты для внесения предложений в проект Технического задания на проведении ОЭЭ.

Основная работа экспертной комиссии осуществлялась по месту нахождения организатора ОЭЭ – РОО «ИнЭкА» в г.Новокузнецке. 2 заседания комиссии были проведены в г.Саяногорске, 1 – в г.Кемерово и 3 заседания – в г.Новокузнецке. Протоколы заседаний велись. Основной недостаток заключался в том, что не представлялось возможным участие всех заинтересованных лиц на всех заседаниях экспертной комиссии.

Индивидуальные заключения экспертов были выполнены в соответствии с договором и техническим заданием. Руководитель экспертной комиссии составил договора на выполнение работ и технические задания для экспертов. Были оговорены сроки предоставления индивидуальных заключений.

В качестве примера приложены копии заключений экспертов по биоразнообразию и здоровью населения.

Все материалы экспертизы,  в том числе служебные записки с заданиями, сроками их выполнения, а также методические материалы, рассылались экспертам по электронной почте. Была организована специальная электронная рассылка для участников процесса.

Так как большая часть экспертов – это сотрудники одной организации – РОО «ИнЭкА», то обсуждение объекта экспертизы и обмен мнениями проходили не только по электронной почте и в рамках официальных заседаний комиссии, но и при каждодневном неформальном общении экспертов в офисе ИнЭкА. Постоянное взаимодействие друг с другом обеспечило экспертам более полное представление об объекте экспертизы. С экспертами из других городов обсуждение проводилось по телефону. При возникновении споров комиссия не жалела времени на выяснение причины разногласий экспертов и поиск консенсуса. При невозможности достижения согласия проводили голосование.

Сводное заключение готовилось в несколько этапов, в основном, 3-мя экспертами. Проект сводного заключения обсуждался всей комиссией, а также был разослан по электронной почте для внесения правок и предложений всем заинтересованным лицам. В связи с тем, что сводное заключение составило 43 страницы, было подготовлено информационное сообщение об основных выводах ОЭЭ (2 стр.) и краткое изложение Заключения для общественности, не содержащее специальной терминологии (7 стр.).

Проекты Заключений комиссии отправлены разработчикам проекта для подготовки ответов на замечания. Результаты ОЭЭ (замечания и ответы на них) обсуждены на общественных слушаниях. После внесения необходимых корректировок, заключение было утверждено.

Копии сводного заключения и краткого изложения для общественности прилагаются.

Методические аспекты работы

Индивидуальное заключение в рамках определенной для эксперта темы предлагалось писать по следующему плану:

А. Краткое перечисление сведений представленных в проекте (в рассматриваемом разделе).

Б. Соответствие нормативным требованиям содержания ОВОС для предпроектной стадии обоснования инвестиций

В. Выводы

Г. Рекомендации и предложения

Оценки экспертов должны были содержать:

  • заключение о соответствии объекта экспертизы и деятельности заказчика по его подготовке (в том числе взаимодействия с общественностью) требованиям существующего законодательства;
  • характеристику полноты, качества и достоверности проведенной заказчиком оценки воздействия на окружающую среду;
  • характеристику позиций различных групп общественности по отношению к намечаемой деятельности, обзор предложений и замечаний общественности;
  • мнение экспертов по экологической и социальной допустимости реализации объекта общественной экологической экспертизы.
  • предложения и рекомендации органу государственной экологической экспертизы, заказчику, местным органам власти, органам государственного надзора и контроля, другим организациям и учреждениям, принимающим решения связанные с реализацией объекта экспертизы.

Большинство участников процесса не имели четкого понимания о целях и процедурах как ОЭЭ, так и ОВОС. Мы подготовили специальную компьютерную презентацию о целях и процедурах как ОЭЭ и ОВОС. Было проведено несколько встреч с общественностью. В начале встречи собравшимся разъяснялись цели, задачи и этапы проведения ОЭЭ, объяснялись нормативные требования к ОВОС и роль общественности в данном процессе.

Некоторая сложность возникла в результате отсутствия единого мнения об этапах предпроектного и проектного циклов, основные задачи этапов и роль участников на каждом этапе и, особенно, требований по процедуре ОВОС на разных стадиях инвестиционного проекта. Для преодоления этих разногласий, руководителем экспертной комиссии была подготовлена служебная записка с разъяснением и сделаны отсылки на необходимые методические материалы. Наиболее полезными были материалы:

  1. Максименко Ю.Л., Горкина И.Д. Оценка воздействия на окружающую среду. Пособие для практиков. / Проект по управлению окружающей средой. Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды. - М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997 г. - 117 с.
  2. Руководство по подготовке экологически обеспеченных инвестиционных проектов/ Под общ. ред. Горкиной И.Д., Максименко Ю.Л., Сенчени И.Н. - М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2001 г. - 320 с.

Перечень этапов инвестиционного проекта с основными задачами и участниками процесса прилагается.

Комиссией были сделаны следующие основные выводы:

1.             Материалы «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» по объему и содержанию не в полной мере соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов.

2.             В «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» содержатся материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду, в которых отражены природоохранные мероприятия и обоснована экологическая допустимость намечаемой деятельности.

3.             По результатам анализа представленных материалов и с учетом согласований государственных органов надзора и контроля экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное в «Обоснование инвестиций …..» воздействие на окружающую среду.

4.             Рассмотренные материалы «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» с учетом замечаний и рекомендаций, изложенных в данном экспертом заключении, могут служить основой для разработки проектной документации.

Обеспечение участия общественности в ходе общественной экологической экспертизы

Заказчик и разработчик не проявили превентивной инициативы в предоставлении материалов ОВОС для доступа общественности. Это связано не с желанием скрыть от общественности информацию, а с тем, что ни заказчик, ни разработчики не придавали значения необходимости проявлять собственную инициативу в предоставлении материалов ОВОС для ознакомления населению. В России еще нет сложившейся практики распространения материалов ОВОС для общественности. Поэтому доступ к материалам ОВОС был организован только после рекомендации организаторов ОЭЭ. Материалы ОВОС были переданы в местную библиотеку и в Администрацию, а также были доступны в электронном виде и рассылались всем заинтересованным лицам. Так как запросы приходили к организатору ОЭЭ – в РОО «ИнЭкА», то и рассылку материалов осуществляло РОО «ИнЭкА».

Администрация г.Саяногорска распространило пресс-релиз по местным СМИ. На круглый стол заинтересованных лиц по обсуждению технического задания были также приглашены представители СМИ – газет, радио и ТВ.

РОО «ИнЭкА» опубликовало статью в своем журнале, а также разместило материалы по проведению ОЭЭ на сайте.

В процедуре ОВОС разделы по учету мнения общественности не были выполнены в должной мере. Поэтому члены экспертной комиссии провели ряд консультаций с заинтересованными лицами, включили дополнительные вопросы в техническое задание на проведение ОЭЭ. Результаты ОЭЭ были обсуждены на общественных слушаниях. По результатам слушаний были внесены необходимые дополнения в сводное заключение.

Представление заключения общественной экологической эксперты в комиссию государственной экологической экспертизы.  

В соответствии со статьей 25 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы было направлено в Администрацию г.Саяногорска, Компанию «Русский алюминий»,  ОАО «Саяногорский алюминиевый завод», УПР по республике Хакасия, ГУ «ЦСЭС», Администрацию республики Хакасия, Законодательное собрание республики Хакасия, специально уполномоченный орган федеральной государственной экологической экспертизы, заинтересованным  общественным организациям.

Заключение было рассмотрено региональными экспертами ГЭЭ республики Хакасия и будет предано федеральным экспертам в связи с тем, что данный объект будет проходить ГЭЭ на федеральном уровне. Процесс госэкспертизы еще не начался. Но участие представителя от комиссии ОЭЭ планируется. Пока не ясно кто предоставит необходимое финансирование на командировочные расходы представителя от общественной экспертизы.

 



[i]Региональная общественная организация "Информационное экологическое агентство" (ИнЭкА)
654027, г. Новокузнецк, ул. Лазо,4
тел./ факс: (3843) 42-03-37; 42-19-85; 42-00-93; 42-13-19
e-mail: ineca@ineca.ru; http://www.ineca.ru

[ii] «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Том  V «Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)».

Перфильева Е.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Совещание по переспективам общественной экспертизы и слушаний
Библиотека примеров общественного участия
Публикации:
10.05.2007 - Лоббирование в общественных интересах. 2007
24.04.2007 - Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов"
15.07.2006 - Будущее общественной экологической экспертизы: инструмент сведения счетов или развития гражданского общества?
22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
19.12.2005 - На сайте ЭКОМ появился раздел "Библиотека примеров"
02.12.2005 -
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
03.05.2004 - Модель взаимодействия некоммерческих организаций с Законодательным Собранием С.-Петербурга (Подготовлено в апреле 2003)
25.11.2003 - Различные варианты соотношения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы
09.09.2003 - Обзор примеров общественного участия в управлении водными ресурсами на Северо-западе России (подготовлен в сентябре 2003)
02.09.2003 - Барьеры для общественного участия и направления развития механизмов участия
07.08.2003 - Примеры нарушения экологического законодательства, связанные с подготовкой и проведением общественных слушаний по ОВОС проектов строительства магистральных трубопроводов.
29.07.2003 - Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
27.07.2003 - Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Положение Kемеровской области «Об общественной экологической экспертизе». Проект.
27.07.2003 - Регламент проведения общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Техническое задание на проведение общественной экологической экспертизы обоснования инвестиций проекта второй очереди строительства ОАО "Саяногорский алюминиевый завод"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на биологическое разнообразие"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на здоровье населения"
26.07.2003 - Краткое изложение заключения общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод».
26.07.2003 - Этапы инвестиционного проекта (ИП)
26.07.2003 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)»
02.07.2003 - Итоговый документ заседания экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проекта «Обоснование инвестиций строительства нефтепровода «Россия-Китай» ОАО «НК ЮКОС»
07.05.2003 - Формат описания общественных слушаний
02.05.2003 - Формат описания примеров общественной экологической экспертизы
12.12.2002 - Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия
02.12.2002 - Заявление прокуратуры Республики Бурятия
10.11.2002 - О проведении местного референдума по вопросу предоставления земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода «Ангарск-Дацин» компанией «Юкос»
02.11.2002 - О соответствии ходатайства о проведении местного референдума на территории Закаменского района статье 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>