Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Технологии: примеры реализации : Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)

Доклад на семинаре «Общественная экологическая экспертиза и общественные слушания: реальность и перспективы», Санкт-Петербург - Репино, Программа «ЭКОМ», 28-30.07.03

Шапхаев С.Г.,

Бурятское региональное объединение по Байкалу, г. Улан-Удэ.

Предыстория проведения общественных слушаний

Общие сведения о проекте строительства нефтепровода «Россия-Китай» (на конец 2002 года – по материалам проекта)

Реализация проекта строительства нефтепровода «России - Китай» осуществляется в рамках решений Российско-Китайской подкомиссий по сотрудничеству в области энергетики во исполнение поручения Президента РФ от 22.01.99 г. №8048, распоряжения Правительства РФ от 03.09.99 г. №1367-р, поручений Правительства РФ от 10.03.99 г. №ЮМ-П2-07669, от 27.10.99 г. №НА-П2-35698, от 29.11.99 г. №ВП-П2-8924, от 10.01.2000 г. №НА-П2-00286.

Объемы перекачки, ресурсная база

Строительство нефтепровода планируется для перекачки нефти Западной и Восточной Сибири в Китай. Объемы перекачки нефти должны составить с 2005 года – 20 млн.т/год с увеличением до 30 млн.т/год с 2010 года. НК «ЮКОС» обладает необходимыми запасами нефти для обеспечения поставок в объемах предусмотренных проектом. Предполагается, что на первом этапе нефтепровод будет наполняться нефтью с месторождений в Томской области и других регионов Западной Сибири, а затем, по мере освоения, и с Юрубченского месторождения в Эвенкийском автономном округе.

Поставщиками нефти в Китай могут являться и другие нефтяные компании. Потенциальными регионами, с месторождений которых может быть экономически эффективна поставка нефти в Китай, являются: Эвенкийский АО (месторождения Юрубчено-Тохомской зоны), Иркутская область (Верхнечонское месторождение), Республика Саха (Якутия) (Талаканское и Среднебутообинское месторождения).

Сроки строительства

Строительство нефтепровода планируется начать в 2003 году. Срок строительства – 2 года. Окончание строительства – конец 2005 года.

Строительство нефтепровода предусматривается в 2 очереди:

  • к 2005 году планируется построить 1452 км трассы нефтепровода, 3 станции защиты и сброса давления, 7 НПС с общим объемом резервуарного парка 400 тыс. куб. м;
  • к 2010 году планируется строительство дополнительной НПС и расширение резервуарных парков на НПС с доведением общего объема нефтехранилищ до 680 тыс. куб. м.

 

Общий объем инвестиций

Инвестиции в проектирование и строительство нефтепровода на территории России составляет около 2234 млн. долл. До 2005 г. объем инвестиций составляет 2162 млн. долл., к 2010 г.72 млн. долл.

Трасса нефтепровода

Начальным пунктом нефтепроводной системы «Россия-Китай» определена проектируемая НПС Ангарск, расположенная в районе н.п. Тельма (20 км северо-западнее г.Ангарск). Трасса нефтепровода проходит по трем субъектам Российской Федерации: Иркутская область, Республика Бурятия, Читинская область. Перечень административных единиц и проектируемых объектов по «Центральному» варианту трассы нефтепровода. Конечным пунктом нефтепроводной системы на территории Российской Федерации является граница с Китаем на 1452,4 км трассы в районе Забайкальска, на территории Китая – г.Дацин.

 

Варианты трассы

При определении трассы нефтепровода «Россия-Китай» на стадии обоснования инвестиций большое внимание уделялось изучению экологических вопросов районов прохождения трассы. В связи с этим, в целях минимизации возможных негативных воздействий на оз. Байкал – объект природного и культурного наследия и на Государственный национальный парк «Тункинский» (ГНП), было разработано три альтернативных варианта прохождения нефтепровода в районе озера Байкал по территориям Иркутской области и республики Бурятия: Центральный, Западный и Восточный.

По территории Читинской области проложен только один вариант прохождения трассы.

На этапе Обоснования инвестиций большое внимание уделялось вопросу обхода нефтепроводом религиозных центров и святых мест. Республиканской централизованной религиозной организацией «Объединение буддистов Бурятии» было проведено исследование районов прохождения трассы на предмет безопасности строительства нефтепровода для религиозных центров. Были учтены все рекомендации и в связи с этим, несмотря на удорожание проекта, были сделаны соответствующие изменения в трассе. На сегодняшний день можно говорить, что последний вариант трассы нефтепровода не окажет негативного влияния на священные места и религиозные центры.

 Центральный - 1452 км;

Трасса «Центрального» варианта в целом совпадает с трассой нефтепровода, разработанной на этапе Декларации о намерениях, которая претерпела значительные изменения на участке Тункинского р-на республики Бурятия, в результате чего была уменьшена длина пути по Тункинскому национальному парку. Сократилась и общая длина трассы по территории России с 1642 км до 1452 км. Трасса трубопровода пересекает территорию ГНП «Тункинский» в его восточной части за пределами водосбора озера Байкал. Этот вариант позволяет минимизировать риски загрязнения рек, впадающих в озеро Байкал. Данный вариант трассы не может быть реализован до устранения существующих противоречий с федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995).

В настоящее время уточненная трасса нефтепровода по «центральному» варианту проложена в обход мест высокой чувствительности на землях Тункинского национального парка - участков с реликтовыми растениями, гнездовьями редких птиц, сакральные места. Если будет принято решение строительства нефтепровода на территории ТГНП, то изъятие земель парка будет весьма незначительным: площадь Тункинского национального парка составляет 1183,662 тыс. га (из них 150,836 тыс. га земель заняты под сельскохозяйственные угодья). Территория, попадающая под строительные работы при проведении нефтепровода, составит 520 га , то есть 0,044% от территории Парка. К тому же трасса пройдет вне эталонного участка, по территориям хозяйственного назначения. Разработка всех вариантов прохождения трассы по территории ТГНП происходит в тесном контакте с администрацией парка, что позволяет максимально учитывать интересы людей, проживающих на территории ТГНП, а также всего Парка в целом.

В районе Джиды нефтепровод пойдет в обход древних захоронений и памятников, представляющих историко-археологическую ценность.

 Западный вариант - 1518 км

«Западный» вариант предложен руководством ГНП «Тункинский». Трасса проходит по менее ценным территориям национального парка - зонам хозяйственного назначения, однако трасса длиннее, чем у «Центрального» варианта и требует выделения большей площади парка под трассу, проходит ближе к рекреационным зонам. После дополнительного изучения трассы научными подразделениями ГНП «Тункинский» он признан менее приемлемым по сравнению с «Центральным»

 «Восточный» вариант -1429 км.

«Восточный» вариант разработан по инициативе ОАО «НК «ЮКОС» на основании обсуждения экологических аспектов проекта с общественностью и экспертами. Трасса нефтепровода проходит по границе Иркутской области и Республики Бурятия, за пределами ГНП «Тункинский». Этот вариант также позволяет минимизировать риски несанкционированного доступа к трубопроводу и в целом короче (на 150 км) «Центрального» варианта, однако в отдельных местах трасса нефтепровода приближается к берегу оз.Байкал на расстояние около 20-30 км и пересекает реки, непосредственно впадающие в Байкал (135-155 водотоков Байкала). Кроме того, по данному варианту трасса частично заходит в буферную зону озера Байкал - памятника природы, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Карта трассы нефтепровода на российской территории - Приложение. 1.

Суть конфликтной ситуации.

Действующие лица и расстановка сил.

Общественные слушания были организованы Администрацией Тункинского района  и закрытым акционерным обществом «ИД «РОСИНКОР» (по предложению ОАО «НК ЮКОС», ОАО «Транснефть» и ОАО «Гипротрубопровод») при участии научных, общественных и экологических организаций, инжиниринговых компа­ний, а также жителей Республики Бурятия, в том числе г. Улан-Удэ, представите­лей сельских администраций Тункинского района, жителей Закаменского района республики Бурятия.

Правовые аспекты.

Приведенный в разделе 2, Том 7, кн.1, ч.2.3 проектных материалов анализ федеральных и региональных законодательных и нормативных документов, а также требований международного права, регламентирующих охрану окружающей среды и использование природных ресурсов при проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводных систем, не является полным, зачастую находится вне связи с проектируемой деятельностью.

В частности, не указаны возможные нарушения «Конвенции о всемирном наследии», хотя восточный вариант маршрута спроектирован прямо по территории Байкальского участка всемирного наследия ЮНЕСКО, а центральный и западный – по территории Тункинского национального парка. При анализе федеральных законов «Об ООПТ» и «Об охране окружающей среды» не упомянуты статьи прямого действия, которые будут нарушены при реализации намечаемой деятельности.

Стремление разработчиков заранее на стадии проектирования инициировать изменение границ Тункинского национального парка для вывода части земель под нефтепровод (см. Протокол предварительного согласования отвода земельных участков под проектируемую трассу нефтепровода в Тункинском национальном парке, т.7, кн.1.часть 4) является свидетельством крайней формы пренебрежения к Закону.

Процедурные нарушения.

– Компания «НК ЮКОС» не обеспечила участия в ОС подавляющей части местного населения «на территориях, на которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие» (Положение об ОВОС. п. 4.3.).

В полосе от 100м до 1000м от нефтепровода находится 160 населенных пунктов и мест временного проживания людей, причем 50 из них - крупные населенные пункты. В общественных слушаниях участвовали только представители одного села в Тункинском районе (с. Торы) и двух сел в Мухоршибирском районе (сс. Цолга, Никольск.) из вышеуказанной притрассовой полосы. По Иркутской и Читинской областям в списках представители таких населенных пунктов не числятся (том 4, книга 4. Трасса нефтепровода, Табл. б/н.).

– Компанией не были соблюдены сроки предоставления материалов для ознакомления, не представлены полные и объективные данные об экологической опасности проекта в большинстве мест проведения ОС, поэтому общественность не могла в достаточной мере познакомиться с материалами ОВОС.

По процедуре общественного обсуждения ОВОС на общественных слушаниях (ОС) в Чите, Агинске, Петропавловке с материалами можно было познакомиться в течении 4-8 дней до обсуждения. Больше времени было у жителей Ангарска (16 дн.), Кырена (26 дн.).

В с. Мухоршибирь на знакомство с материалами не было дано ни одного дня. Тема была предложена только на самом обсуждении, как «Обсуждение замечаний и предложений к ОВОС», причем эти замечания и предложения были высказаны на ОС в других районах.

Том 7, кн. 2 « Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», содержащий весьма важную информацию для населения о возможных рисках и авариях, вообще не был представлен на общественные слушания.

– Подавляющее большинство общественности и особенно жителей, на территории которых проект может оказать вредное воздействие, не смогло высказать свое отношение к строительству нефтепровода.

Люди, которые будут вынуждены жить вблизи нефтепровода, не имели возможности познакомиться с материалами ОВОС и участвовать в ОС, а жители городов и райцентров, где прошли ОС, не получили достаточной, объективной и достоверной информации о строительстве нефтепровода.

 Слушания планировались в крупных населенных пунктах (г. Чита, с. Петропавловка, с. Кырен, г. Ангарск, с. Мухоршибирь), как правило, удаленных от проектируемой трассы нефтепровода. Документация была размещена в библиотеках этих населенных пунктов и не содержала полной информации о проекте (был представлен только один том ОВОС «Резюме нетехнического характера» в районных библиотеках, остальные тома вместе с картографическим материалом были размещены только в Национальной библиотеке г. Улан-Удэ, а также в областных библиотеках г. Читы и Иркутска). В силу этих обстоятельств жители небольших населенных пунктов вдоль трассы были слабо проинформированы о проекте и сроках слушаний и не могли попасть на слушания из-за отсутствия денег на проезд. Попытки общественных организаций убедить заказчика работать в населенных пунктах, расположенных непосредственно вдоль трассы успехом не увенчались. Представители БРО по Байкалу имели возможность присутствовать на слушаниях в Чите и Петропавловке, где убедились в формальном характере этих мероприятий. А именно, итоговая часть протоколов слушаний фактически не обсуждалась; заранее заготовленный текст утверждался «по умолчанию»; представители заказчика охотно вписывали поступающие замечания и предложения от общественности в протокол как частные предложения и замечания. Сценарий слушаний был заранее отработан и предполагал примерно двух-трех часовые доклады разработчиков без каких-либо вопросов, затем задавались вопросы, после чего следовали выступления заранее подготовленных «представителей общественности», которых ЮКОС возил на «Икарусе» (буддийский священослужитель - лама, ученые, специалисты). Как правило, присутствовавшие в зале местные жители, самотеком попавшие на слушания, были слабо проинформированы о проекте. С учетом этих обстоятельств решено было сосредоточиться на подготовке слушаний в с. Кырен на территории национального парка «Тункинский».

Процесс общественного участия

Подготовка слушаний

Инициатором выступило ОАО НК «ЮКОС» при поддержке Правительства Республики Бурятия (РБ), организаторами слушаний выступали органы местного самоуправления (МСУ). Заказчик официально оповестил об общественных слушаниях материалов ОВОС в соответствии с законодательством. За месяц до начала слушаний были даны объявления в республиканских и областных газетах, а материалы проекта размещены в библиотеках (см. раздел «Процедурные нарушения»). В основном для ознакомления общественности предоставлялось «Резюме нетехнического характера» ОВОС (185 стр.) Не везде соблюдались сроки ознакомления с материалами проекта, в частности в Кырене представители общественности могли теоретически познакомиться с резюме за 10 дней до начала слушаний.

Расходы по проведению слушаний оплачивали представители заказчика и частично разработчики проекта (свои расходы). Общий бюджет подготовительной стадии проекта, включая разработку полного пакета документаций, составил $ 700 000.

По инициативе БРО по Байкалу были проведены собрания по информированию населения вдоль планируемой трассы нефтепровода в пяти населенных пунктах Тункинского района РБ. Представители заказчика отказались участвовать в этих собраниях. Население было проинформировано об этих мероприятиях за неделю до собраний через местных активистов на местах. Собрания в селах протоколировались и на них жители высказывали свое отношение к проекту, а также были выбраны по 5-6 человек для участия в общественных слушаниях в Кырене.

Проведение слушаний

Слушания в пос. Кырен состоялись 29 июля 2002 года. На слушаниях обсуждались материалы ОВОС на этапе обоснования инвестиций. «Типовой» регламент был уточнен представителями общественности, были урезаны выступления разработчиков и больше времени оставили на вопросы и выступления. Вел заседание представитель МСУ (зам. Главы района) достаточно демократично. Общая схема описана выше.

Все выступления записывались на диктофон и стенографировались представителями заказчика достаточно квалифицировано. Параллельно представители НПО вели также запись и видеосъемку слушаний.

Результаты слушаний оформлялись в виде протокола, результирующая часть которого была зачитана Председателем собрания, она была достаточно стандартной и, как обычно, заранее заготовлена. Представители НПО предложили отредактировать итоговую часть, была составлена редакционная комиссия от НПО, которая подготовила свою версию документа. Основные споры возникли вокруг пункта «Разногласия между заказчиком и общественностью», который появился впервые за весь период слушаний. После долгих препирательств, представители заказчика и общественности изложили каждый свою версию разногласий.

По требованию общественности заказчик предоставил полный вариант протокольной записи (всего их было шесть экз.) общественности, жители сел покинули зал только после того, как был получен протокол (около 22 часов вечера). Заказчики впервые отказались от вечернего традиционного банкета.

Итоговый протокол слушаний прилагается (приложение 2).

Влияние общественных слушаний на принятие решений

Результаты слушаний были направлены на ГЭЭ и были рассмотрены комиссией. Позже на ГЭЭ досылались дополнительно отдельные документы. ГЭЭ еще пока не завершена. Недавно состоялась поездка экспертов ГЭЭ в Тункинский район РБ. В 2003 году была проведена общественная экологическая экспертиза материалов проекта, которая также учитывала документы слушаний.

Слушания спровоцировали инициативу местного референдума в соседнем Закаменском районе, который заказчик не захотел посещать. Но референдум был отменен по решению суда (инициатором отмены выступила республиканская прокуратура).

 


Приложения.

1. Карта вариантов трассы нефтепровода Ангарск-Дацин на российской территории (в прилагаемом файле).

2. Протокол общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду проекта строительства нефтепровода Ангарск (Россия) - Дацин (Китай) в Республике Бурятия (29.07. 2002 п. Кырен)

3. Примеры нарушения экологического законодательства, связанные с подготовкой и проведением общественных слушаний по ОВОС проектов строительства магистральных трубопроводов.

Шапхаев С.Г.

Карта маршрутов трубопровода "Ангарск-Дацин" (GIF, 860 Kb) Файл: Карта маршрутов трубопровода "Ангарск-Дацин" (GIF, 860 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Совещание по переспективам общественной экспертизы и слушаний
Библиотека примеров общественного участия
Публикации:
10.05.2007 - Лоббирование в общественных интересах. 2007
24.04.2007 - Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов"
15.07.2006 - Будущее общественной экологической экспертизы: инструмент сведения счетов или развития гражданского общества?
22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
19.12.2005 - На сайте ЭКОМ появился раздел "Библиотека примеров"
02.12.2005 -
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
03.05.2004 - Модель взаимодействия некоммерческих организаций с Законодательным Собранием С.-Петербурга (Подготовлено в апреле 2003)
25.11.2003 - Различные варианты соотношения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы
09.09.2003 - Обзор примеров общественного участия в управлении водными ресурсами на Северо-западе России (подготовлен в сентябре 2003)
02.09.2003 - Барьеры для общественного участия и направления развития механизмов участия
07.08.2003 - Примеры нарушения экологического законодательства, связанные с подготовкой и проведением общественных слушаний по ОВОС проектов строительства магистральных трубопроводов.
30.07.2003 - Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
27.07.2003 - Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Положение Kемеровской области «Об общественной экологической экспертизе». Проект.
27.07.2003 - Регламент проведения общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Техническое задание на проведение общественной экологической экспертизы обоснования инвестиций проекта второй очереди строительства ОАО "Саяногорский алюминиевый завод"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на биологическое разнообразие"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на здоровье населения"
26.07.2003 - Краткое изложение заключения общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод».
26.07.2003 - Этапы инвестиционного проекта (ИП)
26.07.2003 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)»
02.07.2003 - Итоговый документ заседания экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проекта «Обоснование инвестиций строительства нефтепровода «Россия-Китай» ОАО «НК ЮКОС»
07.05.2003 - Формат описания общественных слушаний
02.05.2003 - Формат описания примеров общественной экологической экспертизы
12.12.2002 - Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия
02.12.2002 - Заявление прокуратуры Республики Бурятия
10.11.2002 - О проведении местного референдума по вопросу предоставления земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода «Ангарск-Дацин» компанией «Юкос»
02.11.2002 - О соответствии ходатайства о проведении местного референдума на территории Закаменского района статье 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>