Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Технологии: методические материалы : Краткое знакомство с Датской системой ОВОС и участием общественности
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Краткое знакомство с Датской системой ОВОС и участием общественности

1.      введение

Датская система Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) основывается на директиве ЕС (85/337/EØF и 97/11/EF), последняя редакция принята в 1997. В Дании эта Директива реализуется в Акте (пространственного) планирования. 

Правила в отношении ОВОС и участия общественности направлены на то, чтобы обеспечить оценку итогового воздействия, которое оказывает проект на природу и людей, и гарантировать применение мер по снижению потенциального вредного воздействия. 

Правила ОВОС применяются только к тем проектам, которые с большой вероятностью окажут на окружающую среду значительное влияние. Воздействие проекта на людей, флору, фауну, почву, воду, воздух, климатические факторы, архитектурное и археологическое наследие и ландшафт должно быть оценено до начала проекта.

Датские правила ОВОС удобны для заказчика/разработчика, поскольку оценка проекта проходит как единый процесс, что упрощает процедуру получения окончательного разрешения. Предлагаемое заявление о воздействии на окружающую среду (документация ОВОС) и разрешения в соответствии с законодательством страны по планированию и охране окружающей среды обычно подготавливаются параллельно.

Только один орган отвечает за выполнение всех этапов в процессе. Тот же орган власти находится в контакте с заказчиком в течение всего процесса, выполняет скрининг, отвечает за общественные слушания, следит за тем, чтобы заказчик подготовил отчет о воздействии на окружающую среду, в котором содержались  бы все необходимые исследования и оценки. Решения по проекту принимаются органом представительной власти (комиссией по экологии), и все необходимые разрешения собираются и выдаются тем же органом власти. 

Сегодня за ОВОС в Дании отвечают Областные администрации.  Сейчас в Дании проходит реформа, по которой 14 областей и 271 муниципалитет превращаются в 0 областей и 98 муниципалитетов. Эта реформа вступит в силу с 1 января 2007 года. С этого момента Муниципалитеты будут тем органом, который будет полностью отвечать за проведение ОВОС (особо крупные проекты будут управляться на уровне государства).

 

2.      скрининг

Под законодательство об ОВОС подпадают только те проекты, которые оказывают значительное влияние на окружающую среду. Система скрининга используется для того, чтобы отобрать проекты, которые должны пройти ОВОС. Однако, многие мелкие проекты, несмотря на то, что они освобождены от ОВОС, должны получить разрешение по контролю загрязнений. Такие проекты получают необходимые разрешения без общественных слушаний.

Процедуру скрининга осуществляют региональные власти (области), и определяют, подпадает ли проект под правила ОВОС.

Внедрение унифицированных практик скрининга в различных региональных администрациях Дании заняло почти 10 лет. Результаты скрининга должны быть объявлены властями и могут быть обжалованы общественностью или организациями. Совет по обжалованиям является независимым органом при Министерстве окружающей среды, его представители являются политиками из Парламента и специалистами (руководитель секретариата – судья). Многие дела были разрешены Природным советом по обжалованиям, и решения совета выполнялись властями при развитии практики скрининга. 

Правила скрининга

В приложении 1 к датскому закону об ОВОС описываются проекты, которые с большой долей вероятности окажут значительное воздействие на окружающую среду. Они подпадают под процедуру ОВОС, применяемую к новым проектам и в случае реконструкции существующих объектов, которая приравнивается к новым проектам.

Примеры из списка Приложения 1:

  • Нефтеперегонный завод
  • Тепловая электростанция
  • Ядерная электростанция
  • Строительство скоростных дорог, шоссе, железных дорог большой протяженности.
  • Проекты, затрагивающие особо охраняемые территории из перечня Natura 2000 (территория ЕС – директива ЕС)
  • Газопроводы
  • Проекты осушения и орошения площадей более 300 Га
  • Разведение свиней и птицы объемом 250 голов и выше.
  • Химические предприятия

Приложение 2 – это перечень проектов, которые часто оказывает значительное воздействие на окружающую среду. К проектам, входящим в Приложение 2 применяются три критерия: параметры проекта, местоположение, и потенциальное экологическое воздействие. Орган власти должен оценить все три критерия и решить следует ли проекту проходить процедуру ОВОС. Проекты из приложения 2 должны проходить экспертизу только, если это новое строительство.

Примеры проектов из списка Приложения 2

  • Энергетические предприятия
  • Обработка металлов
  • Производство стекла
  • Химическая промышленность
  • Пищевая промышленность
  • Текстиль, кожа, дерево и бумага - производства
  • Производство резиновых изделий
  • Инфраструктура (строительство в городских районах, включая торговые центры и парковки)
  • Очистные сооружения
  • Площадки под хранение осадка
  • Сельское хозяйство, лесная промышленность и рыбная
  • Сооружения для сброса промышленных и бытовых стоков
  • Парки развлечений
  • Кемпинги и курортные зоны
  • Реконструкция проектов из приложения 1

В городской зоне экологическое воздействие вероятно только в случаях:

  • Объект не соответствует целевому назначению земельного участка
  • Превышение допустимых норм по шуму и загрязнению воздуха.
  • Производство большого количества твердых отходов или стоков.

Критерии, используемые для скрининга, приведены в Приложении 3 к постановлению об ОВОС (1999), они включают:

1) Параметры проекта (Размер, кумулятивные эффекты, использование природных ресурсов, производство отходов, загрязнения и риски)

2) Местоположение проекта (насколько уязвима среда в этой области: существующее состояние заболоченных ландшафтов, прибрежной зоны, поверхностных и подземных вод, ландшафта и лесов, природных заповедников и других охраняемых территорий; зон, где нормы по выпускам уже превышаются, зон с высокой плотностью населения, ландшафтов культурного наследия.)

3) Значимость экологического воздействия, вид вероятного экологического воздействия, географическое распространение, трансграничный эффект, продолжительность и частота, обратимость воздействия.  

Принимая во внимание, что скрининг проводится на ранней стадии процесса предпроектной подготовки, у органа власти и разработчиков могут возникнуть сложности с определением уровня детализации необходимой информации, прежде чем орган власти сможет провести скрининг в соответствии с вышеупомянутыми критериями. Поэтому большинство органов власти создали простые таблицы или схемы, приведенные ниже. Основное правило следующее: если в колонке ДА стоит одна или более галочек, результатом скрининга будет обязательное выполнение проектом правил ОВОС.

Параметры

да

нет

Крупномасштабный проект

 

 

Использование природных ресурсов

 

 

Производство отходов

 

 

Загрязняющие выбросы

 

 

Увеличение дорожного движения

 

 

Увеличение шума

 

 

Увеличение загрязнения воздуха

 

 

Проект располагается в зонах особого интереса:

Флора и фауна

Охрана природы

Охрана птиц

Территории ЕС

Культурное наследие

Питьевая вода

Поверхностные воды высокого качества

Заболоченные земли

Прибрежные зоны

Красивые ландшафты

 

 

Является ли воздействие значительным?

 

 

 

3.      участие общественности

Орган власти (Область) дважды проводит публичные консультации, когда власти запрашивают и принимают комментарии граждан. Эти комментарии используются в процессе принятия решений.

Цель – использовать мнение и знания граждан, чтобы точно определить задачи экологической оценки (ОВОС) и доработать проект так, чтобы минимизировать неблагоприятные воздействия. Суть не в том, чтобы сказать ДА или НЕТ проекту.

Первые общественные консультации проводятся на начальной стадии проекта, вторые – на стадии, когда может быть представлен предварительный отчет по ОВОС.

Решение об окончательном утверждении документа ОВОС публикуется в местной газете (общественность может обжаловать данное решение, но только по процедурным нарушениям, а не по содержанию ОВОС).

Время, отведенное на общественные консультации (на каждой стадии), обычно составляет 8 недель и включает:

  • Уведомление о месте и времени проведения общественных слушаний
  • Информация о том, где можно ознакомиться с различными документами (Интернет, библиотеки)
  • Общественные слушания
  • Протокол слушаний
  • Подача замечаний в орган власти
  • Государственные служащие органа власти подготавливают небольшой отчет, в котором содержится их мнение и рекомендации (требования) к заказчику
  • Отчет направляется в представительный орган власти, который решает, каким образом следует учесть общественное мнение.

На первоначальной стадии общественных консультаций заказчик готовит брошюру, представляющую проект и экологические проблемы, а так же план проведения общественных консультаций. Брошюра размещается в Интернете и библиотеках до общественного слушания. Во время скрининга формулируются самые важные экологические проблемы проекта, что облегчает подготовку брошюры.

На первоначальной стадии отзывы общественности используются для определения задач и объема исследований и экологической оценки, а также для выбора альтернативных вариантов, которые должны быть включены в отчет ОВОС.

На этапе вторых общественных консультаций заказчик представляет первичный отчет по ОВОС. Отчет распространяется через Интернет и библиотеки до общественных слушаний.

Отзывы общественности на этой стадии используются для того, чтобы проверить, все ли необходимые вопросы отражены в отчете по ОВОС, и нужно ли внести в проект какие-либо изменения перед окончательным одобрением документации. Материалы ОВОС должны также включать меры по минимизации вредного воздействия.

Решение об одобрении отчета по ОВОС объявляется в местной газете, и все документы выкладываются на сайте в Интернете, печатная версия находится в органе власти и у заказчика. Заказчик оплачивает подготовку всех документов, включая печать и копии для общественности.

 

4.      описание процесса

 

Этап 1

Заявка

Заказчик направляет заявку в уполномоченный орган

Заказчик подготовил эскизный проект (часто в сотрудничестве с консультантом-проектировщиком)

Собрана информация дляпринятия решенияо не обходимости проведения ОВОС

.

Этап 2

Скрининг

Принятие решения о необходимости ОВОС

Заказчик ожидает решения

Публикация результатов скрининга

Окончание процесса, если ОВОС не требуется.

Время рассмотрения: 1 мес

Публикация решения.

4 недели на его обжалование

Этап 3

Определение задач ОВОС Публичные слушания

Уполномоченный орган готовит резюме проекта (буклет) и планирует процедуру общественных консультаций

Заказчик предоставляет дополнительную информацию и участвует в публичных слушаниях (вместе с консультантом-проектировщиком)

Окончание фазы предварительных консультаций.

2-4 недели на подготовку буклета

8 недель на общественные консультации 

Выявленные проблемы вносятся в ТЗ на ОВОС.

Решение представительного органа по заданию на ОВОС.

Этап 4

Предварительная ОВОС

Уполномоченный орган консультирует заказчика по вопросам подготовки ОВОС

Заказчик обязан представить материалы ОВОС в виде единого отчета.

Проект отчета ОВОС готов к общественному обсуждению

Около 3х месяцев в зависимости от сложности проекта и ресурсов уполномоченного органа

Этап 5

Публичные слушания

Уполномоченный органпроводит публичные слушания и собирает комментарии.

Заказчик участвует в публичных слушаниях.

Затрагиваемая общественность и официальные органы могут предложить варианты доработки.

8 недель на общественные консультации

Этап 6

Окончательный вариант ОВОС

Уполномоченный орган готовит заключение с учетом мнения общественности и направляет его в представительный орган

От заказчика могут потребовать предоставить дополнительную информацию.

 

Общие затраты времени: 9-12 мес.

Подготовка окончательного варианта ОВОС

Принятие или отклонение проекта представительным органом 

 

ПубликациявСМИ

Этап 7

Выдача разрешений

Уполномоченный орган выдает необходимые разрешения заказчику

Заказчик приступает к проектированию в соответствии с условиями полученных разрешений.

 

 

Выполнение проекта контролируется другими органами

 

 

Mette Jeppesen

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду: задачи и возможности муниципалитетов
Публикации:
23.06.2006 - На сайте ЭКОМ размещены материалы семинара "Участие общественности в проектах, подлежащих государственной экологической экспертизе. Обязанности и возможности муниципальных властей"
08.06.2006 - Рекомендуемая форма анкеты для уточнения технического задания на выполнение ОВОС
08.06.2006 - Обсуждение содержания ТЗ на ОВОС и предварительного варианта ОВОС
08.06.2006 - Обзор российского законодательства в сфере общественного участия
08.06.2006 - Форма для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
08.06.2006 - Возможности органов местного самоуправления при организации общественного обсуждения проекта
08.06.2006 - Обеспечение доступа общественности к материалам ОВОС
08.06.2006 - Протокол общественных слушаний
08.06.2006 - Коммуникации в процессе общественного обсуждения проекта и проведения ОВОС
08.06.2006 - План проведения общественных слушаний
08.06.2006 - Решение Совета Муниципального образования о проведении общественной экологической экспертизы
07.06.2006 - Состав пакета документов по организации общественного обсуждения ОВОС
07.06.2006 - ЭКОМ провел двухдневный семинар для представителей МСУ Ленобласти
27.05.2006 -
24.05.2006 - Брошюра "Общественное участие в принятии экологически значимых решений". 2006
06.04.2006 - Семинар «Общественное участие в принятии экологически значимых решений»
02.04.2006 - Положение «О проведении общественных обсуждений в рамках государственной экологической экспертизы по планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности на территории МО Ломоносовский муниципальный район»
16.03.2006 - Регулирование общественной экологической экспертизы
24.11.2005 - СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОВОС
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2018 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>