Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Издания и публикации Центра ЭКОМ : Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения

- 14.09.2006

Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения

В докладе рассматриваются правовые основы для организации системы непрерывного экологического образования и воспитания в Российской Федерации.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры, а также охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с Конституцией РФ относятся к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Таким образом, правоотношения в сфере формирования экологической культуры регулируются и федеральным законодательством, и законодательством субъектов Федерации (при этом акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным).

В настоящее время на федеральном уровне вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и экологического просвещения регулируются следующими основными актами:

  • Конституция РФ (1993);
  • Закон РФ "Об охране окружающей среды", глава 13 "Основы формирования экологической культуры" (2002);
  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992);
  • Закон РФ "Об образовании" (1992)
  • Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991);
  • Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" (1995);
  • Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (1999);
  • Указ Президента РФ "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" N 236 от 04.02.1994.

Следует отметить, что в конце 90-х годов была предпринята попытка разработки специального федерального закона «Об экологической культуре»[1]. Вторая, доработанная версия данного законопроекта была внесена в Государственную Думу в 2000 году. В качестве обоснования необходимости принятия закона назывались угрозы экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов, связанные с низким уровнем экологической культуры общества. Авторы также утверждали, что принятие данного Федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы – законов в данной сфере правового регулирования. Однако законопроект был снят с рассмотрения ГД. Помимо политических причин (снижение интереса к вопросам охраны окружающей среды) существовали и юридико-технические проблемы, которые имеют принципиальное значение для понимания правовых основ экологического образования и формирования экологической культуры.

В этом же контексте следует рассматривать более раннюю попытку принятия Федерального закона «О государственном регулировании образования в сфере экологии». Законопроект был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, однако был отклонен Президентом РФ[2] Б.Н. Ельциным. Причиной отклонения явилось то, что предложенный закон «не имеет собственного предмета регулирования, так как основные его положения урегулированы Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Законом РСФСР "Об охране окружающей среды"». В отзыве также отмечены противоречия предлагаемого закона и действующего ФЗ «Об образовании» в части понятий и определений «экологического образования», «системы непрерывного образования» и др.

В чем же заключаются эти противоречия? Проект ФЗ «Об экологической культуре» и рекомендательный (модельный) законодательный акт «Об экологическом образовании населения», принятый МПА СНГ[3] (далее – Модельный закон) содержат следующие специальные понятия:

Экологическое образование это      
            – непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),
            – формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).            
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»). 
Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой (там же).

Можно видеть, что определение «экологического образования» фокусирует внимание на специальном содержании экологического образования, противопоставляя его остальному образованию, которое, таким образом, не должно быть направлено на формирование нравственных норм. Определение «экологического образования» мало чем отличается от определения «экологического воспитания». Кроме того, оно действительно находится в противоречии с определением «образования», которое содержится в профильном законе РФ «Об образовании»[4]. В последнем под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При изучении доступной версии законопроекта «Об экологической культуре» видно, что он не описывает никаких новых правоотношений, рассматривая экологическое образование просто как «хорошее» образование, которое должно стать обязательным.

Анализ 8 действующих региональных законов в сфере экологического образования и формирования экологической культуры показывает, что аналогичная расстановка акцентов сохраняется в большинстве из них. Все определения экологического образования содержат формулировки «процесс формирования ценностных ориентаций, норм поведения», но только закон Костромской области, принятый в июле 2006 упоминает «реализацию регионального стандарта образования».

Как следует из приведенных выше определений, программы экологического образования, формирования экологической культуры направлены на изменение ценностных, мировоззренческих установок личности и личного поведения. В то же время, право государства и учебных заведений формировать ценности и мировоззрение учащихся ограничено положениями Конституции РФ об идеологическом многообразии[5] и требованием федерального закона «Об образовании». Согласно последнему, содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений[6]. Аналогично, в «Основах законодательства РФ о культуре»[7] декларировано право каждого человека на личную культурную самобытность – свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей[8]. В какой степени и на каких основаниях этот принцип может нарушаться? В какой степени допустимо вмешательство государства в формирование нравственных ценностей и установление соответствующих стандартов образования?

Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования  является федеральный закон «Об охране окружающей среды»[9]. Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду[10]. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно – существенное) на окружающую среду.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (только) в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, чтобы соответствовать духу ст. 55 Конституции, программы экологического образования, реализуемые органами государственной власти, должны быть ориентированы на предотвращение и снижение конкретных рисков окружающей природной среде, здоровью граждан, связанных с анти-экологичным – небрежным, разрушительным или агрессивным – поведением. Доказательство значимого влияния анти-экологичных стереотипов бытового или профессионального поведения является обоснованием допустимости государственных программ, направленных на формирование ценностных установок личности (по аналогии с профилактикой агрессивного и анти-социального поведения).

Кроме того, статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Наконец, согласно ст. 58 Конституция РФ, сохранение природы, окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам является обязанностью каждого гражданина РФ. Требование охраны окружающей среды выступает в качестве ограничения при распоряжении собственником землей и другими природными ресурсами (ст. 36). 

С другой стороны, ст. 42 устанавливает право на благоприятную окружающую среду, информацию о ее состоянии в качестве основного неотчуждаемого права человека. Для соблюдения этого права в Российской Федерации, в том числе, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41).

Учитывая вышесказанное, предлагается разделить программы экологического образования на три группы:

-         обязательное экологическое образование руководителей предприятий и организаций, осуществляемое в соответствии со ст. 73 закона «Об охране окружающей среды» на основании стандартов и под контролем государства;

-         программы целенаправленного формирования экологической культуры, реализуемые органами государственной власти с целью снижения нагрузки на окружающую среду, в том числе, через региональные стандарты среднего, среднего специального и высшего образования;

-         иные программы экологического образования и воспитания, осуществляемые дошкольными, школьными, внешкольными учреждениями образования, вузами, НПО, семьями самостоятельно и независимо от государства. В отношении этих видов образования государство разрабатывает и проводит программы поддержки и поощрения различных инициатив, но не выступает их заказчиком или контролером. 

Важной задачей государственного экологического образования является поддержка конституционного обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. К сожалению, Конституция не устанавливает конкретных форм выполнения этой обязанности, как, например, соседствующие статьи 57[11] и 59[12], поэтому определить какие-либо обязательные образовательные программы для граждан невозможно. Однако в том случае, если гражданин для реализации своей обязанности нуждается в получении дополнительного образования, таковое должно быть ему предоставлено бесплатно (в объеме определенного законом минимума). Поскольку гражданин осуществляет свои права и обязанности в полной мере, начиная с 18 лет, это должны быть программах среднего и дополнительного образования. При этом речь не идет о профессиональном образовании, поскольку не каждый гражданин должен стать экологом, а, скорее, о формировании гражданской компетентности. Примеры и аналогии могут быть заимствованы из практики военно-патриотического образования и образования в сфере государственного устройства – налоговой сферы.

 



[1] Проект N 90060840-3. Внесен депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, А.Н. Грешневиковым, В.Д. Кадочниковым, А.Н. Косариковым, Р.И. Нигматулиным, В.В. Оленьевым, О.Н. Смолиным, А.Н. Томовым

[2] ПИСЬМО от 6 января 1999 г. N Пр-14

[3] Постановление Межпарламентской Ассамблеи  государств - Участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1996 г. N 7-19

[4] Закон Российской Федерации «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992

[5] Статьи 13, 28.

[6] Статья 14. Общие требования к содержанию образования.

[7] Основы Законодательства Российской Федерации о культуре (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

[8] Статья 11. Право на личную культурную самобытность

[9] №7-ФЗ от 10.01.2002

[10] Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

[11] Статья 57:  Каждый обязан  платить  законно  установленные  налоги  и  сборы.

[12] Статья 59:   1. Защита  Отечества является  долгом  и обязанностью  гражданина Российской Федерации.

   2. Гражданин  Российской   Федерации  несет   военную  службу   в соответствии с федеральным законом.

Карпов А.С., Афиногенов Д.В.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
Публикации:
25.04.2007 - Круглый стол «Развитие рынка экологически безопасной продукции в Санкт-Петербурге»
25.01.2007 - Концепция правового регулирования экологического образования.
25.01.2007 - ЭКОМ представит свой взгляд на формирование экологической культуры на общественных слушаниях в Общественной Палате
27.12.2006 - Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг.
23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
05.12.2006 - Завершается прием комментариев и предложений к Программе формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 г.
30.11.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг» -- 17 октября 2006
28.11.2006 - Общественное совещание "Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период с 2008 – 2012 гг."
14.11.2006 - Пресс-дискуссия «Формирование экологической культуры в Петербурге: амбиции и реальность»
05.11.2006 - СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ учета замечаний и предложений к проекту закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 5.
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.
31.10.2006 - ЭКОМ примет участие в конференции "ЭКО-PR"
31.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.
28.10.2006 - Общественные слушания Программы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 гг.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 2.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Паспорт программы.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.
19.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг»
13.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
11.10.2006 - Общественные слушания законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные Сеновой О.Н.
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис
08.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
29.09.2006 - Выходит книга Олега Николаевича Яницкого "Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики"
21.09.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
19.09.2006 - Рекомендации участникам обсуждения законопроекта
16.09.2006 - Формы для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
15.09.2006 - Программа общественного обсуждения
12.09.2006 - Начинается общественное обсуждение закона Санкт-Петербурга Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры и программы действий по его исполнению
Персоналии:
Афиногенов Дмитрий Владимирович
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>