Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Издания и публикации Центра ЭКОМ : Проблема выбора наилучшего размера снимка для оценки визуального влияния объектов нового строительства на панорамы
Проблема выбора наилучшего размера снимка для оценки визуального влияния объектов нового строительства на панорамы

Только текст! Полную версию статьи необходимо скачать по ссылке, приведённой в конце.

Какие задачи можно решать в процессе оценки?

Восприятие панорам и ландшафтов является сложнейшим психофизиологическим процессом, в котором играют роль как чисто физиологические, так и психолого-культурные особенности наблюдателя. Физиологические механизмы рассматривания, в частности, базируются на устройстве глаза, бинокулярности зрения человека, работе нейронных сетей по выделению элементов изображения и управлению движением глаз. Среди психолого-культурных особенностей можно выделить тренированность наблюдателя, его способность выделять признаки, составляющие толкование образа, принадлежность человека к определённой культуре или субкультуре. Кроме того, играет роль положение наблюдателя в пространстве, траектория его перемещения, окружающий контекст – от времени суток и года до экономических и политических процессов, которые эмоционально и интеллектуально затрагивают наблюдателя и формируют его отношение к окружающему.

Даже физиологические основы визуального восприятия до конца не изучены. Поэтому говорить на данном этапе о моделировании эстетического восприятия будущего архитектурного объекта в городском ландшафте преждевременно[1], тем более, если речь идёт о восприятии большими коллективами наблюдателей: населением и гостями города. Реалистичная задача, которая может быть решена сегодня – это экспертиза видимости новых объектов. Однако она включает в себя как объективный компонент: «вклеивание» контура здания или его изображения в снимки или модели городских панорам с точным соблюдением пропорций, так и субъективный: оценку значимости изменения силуэтов и ландшафтов города.

Важно отметить, что экспертам предъявляются не сами панорамы, а их плоские изображения – фото или видео. Находясь в реальном ландшафте, человек хорошо воспринимает его глубину за счёт различных механизмов зрения: опознавания различий в размерах знакомых предметов, анализа перекрывания деталей, отбрасываемых теней, перспективного укорочения и особенно параллакса, т.е. смещения одних предметов относительно других при движениях головы наблюдателя[2]. Эти же механизмы в соответствующей ситуации  позволяют наблюдателю распознать, что перед ним – плоское изображение. Поэтому для целей экспертизы видимости необходимо, во-первых, понимать ограничения, накладываемые способом передачи информации, а во-вторых, учитывать известные особенности восприятия человеком плоских фото- и видеоизображений, поскольку они будут играть существенную роль на втором – субъективном – этапе оценивания.

Представляемые для проведения оценки (экспертизы) видимости объектов изображения формируются в несколько этапов: фотосъёмка панорамы, моделирование панорамы на трёхмерной модели городской среды, совмещение изображений, предъявление изображений.  Поэтому важно определить требования к основным этапам этого процесса.

 

Какие снимки нужно делать?

 

Выбор угла зрения при съёмке. «То, что воспринимается зрением, есть результат взаимодействия сенсорных и двигательных механизмов глаза и ЦНС[3], поскольку как произвольные, так и непроизвольные движения глаз, головы и тела заставляют изображение окружающего мира на сетчатке смещаться каждые 200-600 мс. Наш мозг создает целостную и непрерывную картину окружающего из последовательности дискретных изображений на сетчатке, которые слегка различны в левом и правом глазах (по законам геометрической оптики) и изменяются от одного момента фиксации взгляда к другому.»[4]. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что отдельная фотография не передаёт впечатление от панорамы, поскольку последнее формируется как совокупность ощущений, возникающие при движении глаз, головы, тела и при совмещении и сопоставлении дискретных изображений. Движения глаз (саккады) играют особенно важную роль при рассматривании сложных и хорошо структурированных изображений. Поскольку саккады являются автоматическими, и человек может управлять ими лишь в небольшой степени, движения глаз следуют за структурой опознаваемого изображения и могут вызывать приятные или неприятные ощущения, составляющие важную часть общего впечатления от наблюдаемой картины.

В целях увеличения информативности снимков и моделей, повышения полноты и достоверности предоставляемой экспертам информации, следует использовать одновременно изображения, которые стимулируют движение глаз при обзоре (углы зрения до 110о по вертикали и до 140о по горизонтали), а также изображения, моделирующие «нормальный» внимательный взгляд (28-37о) и «вглядывание» с использованием поля области ясного видения (13-18о). Кроме того, необходимо использование видеомоделей, которые позволяют почувствовать впечатление, создаваемое взаимным смещением архитектурных доминант в пространстве при движении наблюдателя.

 

Выбор объектива. Выбор в качестве инструмента «нормального» объектива с углом диагонали изображения от 45 до 65 градусов в качестве наиболее адекватного для передачи видимой глазом картинки обычно диктуется его «бюджетностью» – возможностью получать удовлетворительные снимки в широком диапазоне условий. Очевидно, что для подготовки экспертизы такой подход неприемлем. Угол 46о (по диагонали) объектива с фокусным расстоянием 50 мм соответствует полю нормального взгляда, но полю области ясного видения соответствует уже объектив с фокусным расстоянием 105-110 мм. Однако длиннофокусные объективы обладают своими недостатками: они «сжимают» перспективу, поскольку объекты, находящиеся на разных, достаточно разнесённых по глубине планах, отображаются одинаково чётко. Поэтому, вероятно, выбор следует остановить на снимках объективом 50 мм с высоким разрешением и последующим кадрированием снимков под нужные углы. Либо необходимо детально регламентировать параметры используемых длиннофокусных объективов.

Для воспроизведения панорам, по-видимому, надо использовать монтажи из большого количества перекрывающихся снимков объективом с фокусным расстоянием 50 мм и не использовать широкоугольные объективы, поскольку они сильно искажают глубину перспективы. При этом возникают проблемы совмещения снимков и «излома». Однако целесообразность монтажа слишком больших панорам оказывается под вопросом из-за ограничений, связанных с их достоверным воспроизведением – предъявлением эксперту.

 

Выбор формата кадра. Наиболее естественными с точки зрения устройства глаза являются альбомные изображения с соотношением сторон приблизительно 1,33 [5]. Этому требованию удовлетворяют стандартные фотокадры с отношением горизонтальной стороны к вертикальной равным 4:3. При кадрировании (для целей экспертизы) не должно происходить существенного изменения этого соотношения; отклонение будет являться «художественным» приёмом, призванным подчеркнуть те или иные особенности объекта. Вариации соотношения сторон изображения должны сохраняться в пределах 1,2… 1,4.

 

 


Как показывать картинки?

 

Восприятие объектов на фотографии существенным образом зависит от её размеров и угловых размеров изображённых на ней объектов.

 

Существует простое правило:  «Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив фотоаппарата «видел» снимаемые предметы»[6]. Выполнение этого правила обеспечивается соблюдением размера изображения при его публикации или кадрированием (обрезанием краёв снимка). При публикации снимков необходимо учитывать средние комфортные расстояния разглядывания изображения в зависимости от носителя – дисплей, альбом или экран.

При воспроизведении панорам, сфотографированных нормальным и, тем более, широкоформатным объективом, на дисплее компьютера с диагональю 17’’ (или на листе формата А4, или на открытке, или на почтовой марке) происходит сжатие углов зрения. Вследствие этого те элементы панорамы, которые воспринимались наблюдателем раздельно из-за необходимости сканирования глазом (угловое расстояние между ними больше области ясного зрения), начинают восприниматься слитно. Происходят и другие искажения психофизиологического процесса восприятия картинки.

 

При достаточной степени сжатия угла зрения (когда прекращаются автоматические движения глаз, связанные с её сканированием) вся картинка начинает восприниматься как единый знак (например, узнаваемый контур Петропавловской крепости воспринимается как знак – символ Петербурга), что далеко не соответствует восприятию панорамы. Поэтому публикация фотографий без учёта их линейного размера серьёзно ухудшает  достоверность воспроизведения изображения. Примером может служить фотография, воспроизведённая в данном разделе трижды с разными размерами. Впечатление от рассматривания картинок настолько разное, что некоторым читателям кажется, что какая-то из копий растянута или обрезана[7]. На самом деле масштабирование производилось строго пропорционально, границы кадра не менялись, а разница впечатлений объясняется (в первом приближении) количеством движений глаз и количеством различаемых деталей.

Для целей подготовки экспертизы целесообразно в подписи к снимку указывать угол зрения, оптимальные расстояния просмотра и линейные размеры публикуемого изображения. Электронные изображения с достаточным разрешением могут быть снабжены вертикальной и горизонтальной линейками по краям с нанесёнными на них метками угла зрения в градусах. Это позволит кадрировать и масштабировать снимок в зависимости от размера экрана или иного устройства воспроизведения изображений.

 

Примеры несовпадения углов зрения при съёмке
и воспроизведении панорамы

При фотосъёмке нормальным объективом угол изображения (угол диагонали изображения) колеблется от 45о до 65о. Если соотношение сторон матрицы фотоаппарата составляет 4:3, то угол горизонтальной стороны изображения находится в диапазоне от 36о до 52о. Примем его равным 44о

Если пользователь работает за компьютером с дисплеем с диагональю 17’’, то ширина экрана составляет 33,5 см. Врачи рекомендуют находиться на расстоянии 70-75 см от экрана. Тогда угол зрения, под которым он смотрит на экран, составляет около 25о.

Таким образом, для того, чтобы минимально корректно воспроизвести фотографию, сделанную нормальным объективом, на дисплее компьютера, надо обрезать её как по горизонтали, так и по вертикали – примерно по 20% с каждого края (рисунок 3). Или же нужно «уткнуться носом» в дисплей, чтобы наблюдать картинку под тем же углом, под каким она была сфотографирована. Естественно, если картинка предназначена для просмотра не в полноэкранном режиме, то вырезаемая в качестве иллюстрации часть должна быть ещё меньше.

Можно сделать аналогичный расчёт для стандартного альбома ООО ИТР (листы А3, 4 рисунка на листе, размер изображения 17,5 на 11,4 см – диагональ 20,9, съёмка выполнена с углом изображения 46о):

Документы и фотографии в них рассматривают обычно с расстояния около 40-50 см. Тогда угол восприятия составляет примерно от 23,5 до 30 градусов, что в полтора-два раза меньше, чем угол адекватного восприятия. Для наилучшего просмотра нужно либо рассматривать рисунок с расстояния 25 см (что не очень комфортно), либо увеличить размер изображения до примерно 39 см по диагонали,  либо вырезать из него соответствующую часть.



Легко видеть, что «панорамные» снимки, сделанные широкоугольными объективами, достаточно трудно воспроизвести на бумаге или на экране, сохраняя исходный угол фотосъёмки. Для их отображения лучше всего подходят специальные медиапроекторы.

Размер изображения для воспроизведения изображения
в зависимости от угла зрения исходного снимка и расстояния
предполагаемого просмотра.

Нижеприведённая таблица позволяет определить размер изображения (указан размер диагонали в сантиметрах при соотношении сторон 4:3), необходимый для воспроизведения исходного угла зрения. Размер вычисляется по формуле b=a tg(α/2)*2, где  α – угол зрения при съёмке, a – предполагаемое расстояние, с которого будут рассматривать изображение.

 

 

 

Диагональ исходного снимка в градусах

 

 

 

 

 

 

 

 

панорама

 

 

 

нормальный взгляд

вглядывание

 

 

118

111

100

91,7

84,1

75,4

63,4

53,1

46,8

34,4

28,6

23,3

18,2

Расстояние от глаза наблюдателя до изображения

40

133

116

95

82

72

62

49

40

35

25

20

16

13

50

166

146

119

103

90

77

62

50

43

31

25

21

16

60

200

175

143

124

108

93

74

60

52

37

31

25

19

70

233

204

167

144

126

108

86

70

61

43

36

29

22

80

266

233

191

165

144

124

99

80

69

50

41

33

26

100

333

291

238

206

180

155

124

100

87

62

51

41

32

120

399

349

286

247

216

185

148

120

104

74

61

49

38

150

499

437

358

309

271

232

185

150

130

93

76

62

48

200

666

582

477

412

361

309

247

200

173

124

102

82

64

300

999

873

715

618

541

464

371

300

260

186

153

124

96

400

1331

1164

953

824

722

618

494

400

346

248

204

165

128

500

1664

1455

1192

1030

902

773

618

500

433

310

255

206

160

600

1997

1746

1430

1236

1082

927

741

600

519

371

306

247

192

700

2330

2037

1668

1442

1263

1082

865

700

606

433

357

289

224

 

Изображения с диагональю до 31 см могут быть воспроизведены на листе формата А4, до 43 см – на обычном дисплее (17’’), более крупные изображения необходимо демонстрировать на плазменных панелях или при помощи мультимедийных проекторов.

 

Выводы:

  1. Угол фотосъёмки и угол зрения, под которым человек рассматривает фотоснимок, играют весьма существенную роль в восприятии и непосредственно влияют на мнение о значимости тех или иных элементов панорамы (вида). Поэтому для целей подготовки и проведения экспертиз видимости объектов, экспертиз сохранности исторических панорам и видов эти параметры должны быть нормированы.
  2. Оптимальным углом для фотосъёмки является угол «нормального зрения» – примерно 46 градусов по диагонали. Этому углу соответствует объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Наиболее естественными с точки зрения устройства глаза являются альбомные изображения с соотношением сторон приблизительно 1,3. Этому требованию удовлетворяют стандартные фотокадры с отношением горизонтальной стороны к вертикальной равным 4:3. Вариации соотношения сторон изображения должны сохраняться в пределах 1,2… 1,4.
  3. Для получения объективного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив фотоаппарата «видел» снимаемые панорамы. Если изображения предъявляются в виде бумажных копий, это требует использования формата листов А3. Для отображения на компьютерах или через мультимедийные устройства необходимо разработать и использовать программу, которая будет устанавливать размер изображения в зависимости от размера экрана и удаления зрителей.
  4. Для получения полного впечатления необходимо предъявлять экспертам как минимум два снимка (монтажа): (1) соответствующий полю нормального зрения и (2) полю внимательного взгляда (28-37о). Второй получается из первого путём кадрирования. В отдельных случаях, когда речь идёт о визуальном совмещении важных доминант, находящихся на значительном удалении, необходимо прилагать и третий снимок с использованием поля области ясного видения (13-18о).


[1] Некоторые аспекты восприятия архитектурной среды проанализированы в работах В.А.Филина: http://www.videoecology.com/  (видеоэкология – наука о красоте и визуальной среде)

[2] Физиология человека. Под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. МОСКВА «МИР» 1996. Том 1. стр. 266.

[3] Центральной нервной системы.

[4] Физиология человека. Под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. МОСКВА «МИР» 1996. Том 1. стр. 235.

[5] Формат кадра и восприятие телевизионного изображения. Ольга Бессмельцева, Юрий Косарский. http://rus.625-net.ru/archive/0404/format.htm

[6] Я.Перельман. Занимательная физика. Книга 1, гл. 9.

[7] При чтении данной статьи на ноутбуке или нетбуке с соотношением сторон экрана 1:6 первое большое изображение вообще невозможно воспринять адекватно – надо его либо уменьшать, либо рассматривать в несколько приёмов, прокручивая страницу.

Статья полностью (PDF 667 Kb) Файл: Статья полностью (PDF 667 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Общественное участие в решении проблем развития городов
Публикации:
14.09.2011 - Новая градостроительная политика для нового правительства Санкт-Петербурга
08.06.2011 - Круглый стол «Можно ли спроектировать чистый город?»
20.04.2011 - Круглый стол: «Высотки вне закона?»
18.04.2011 - Круглый стол «Свобода передвижения по городу – для инвалидов и здоровых людей»
16.04.2011 - Подиум-дискуссия «Всемирное наследие как культурная и экономическая ценность: случай Санкт-Петербурга»
20.05.2010 - Позиция неправительственных организаций и граждан по законодательству Санкт-Петербурга о публичных слушаниях в сфере градостроительства
14.05.2010 - 27-28 мая: публичные слушания по проекту внесения изменений в Генплан Петербурга
20.04.2010 - По официальным данным в России ежедневно гибнет объект культурного наследия
13.04.2010 - Прокуратура оспорит в суде приватизацию берега в Рощино
09.04.2010 - Выставка "Всемирное наследие в опасности: Судьбы Петербурга и Байкала глазами современных фотографов"
17.03.2010 - Губернатор Петербурга предлагает ЗАКСу узаконить вырубку городских лесов «для собственных нужд»
17.02.2010 - Петербуржцы готовы прийти на референдум по Охта-центру даже в новогодние праздники
29.01.2010 - Три 25-этажных дома на месте одного детского садика?
28.01.2010 - Даже сторонники «Охта-центра» не поддерживают строительство небоскреба
27.01.2010 - Петербургские академики направили министру культуры РФ А.А.Авдееву письмо в защиту памятников археологии Петербурга
25.01.2010 - Министерство рекомендует референдум
25.01.2010 - Ответ Минрегиона
25.12.2009 - Филиппу Никандрову не повезло не только с городом, но и со страной
14.12.2009 - Памятники заступились за Петербург
01.12.2009 - Строительные работы на стройплощадке Охта-центра ведутся круглосуточно, даже в выходные дни
25.11.2009 - Самый удивительный небоскреб?
20.11.2009 - Сквер на Ивана Фомина - развитие событий
13.11.2009 - В Петербурге стартует акция "Синяя ленточка"
08.11.2009 - Слушания в Общественной палате "Вопросы регулирования градостроительной деятельности и процедура проведения публичных слушаний"
08.11.2009 - Фотовыставка «Ниен – шанс еще есть…»
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
27.10.2009 - Слушания в Приморском районе
25.10.2009 - Филипп Никандров не узнал собственные картинки проекта «Охта-центр»
22.10.2009 - "АиФ" проводит опрос по теме: "Охта центр": ошибка или украшение города?"
22.10.2009 - Место предполагаемого строительства Охта-центра - под прицелом веб-камеры
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.