Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Выступления и презентации : Концепция правового регулирования экологического образования.

- 25.01.2007

Концепция правового регулирования экологического образования.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры, а также охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с Конституцией РФ относятся к предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ. Таким образом, правоотношения в сфере формирования экологической культуры регулируются и федеральным законодательством, и законодательством субъектов Федерации. Попытки специального регулирования экологического образования на федеральном уровне были дважды отвергнуты. Между  тем, соответствующие законы действуют в 9 регионах[1] и еще по меньшей мере в двух должны быть приняты в ближайшее время. В докладе рассматривается вопрос о наличии самостоятельного предмета правого регулирования в сфере экологического образования и возможности закрепления необходимых понятий в законодательстве.

В настоящее время на федеральном уровне вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и экологического просвещения регулируются следующими основными актами:

·         Конституция РФ (1993);

·         Закон РФ "Об охране окружающей среды", глава 13 "Основы формирования экологической культуры" (2002);

·         Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992);

·         Закон РФ "Об образовании" (1992)

·         Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991);

·         Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" (1995);

·         Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (1999);

·         Указ Президента РФ "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" N 236 от 04.02.1994.

Следует отметить, что в середине 90-х годов была предпринята попытка разработки Федерального закона «О государственном регулировании образования в сфере экологии». Законопроект был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, однако был отклонен Президентом РФ[2] Б.Н. Ельциным. Причиной отклонения явилось то, что предложенный закон «не имеет собственного предмета регулирования, так как основные его положения урегулированы Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Законом РСФСР "Об охране окружающей среды"». В отзыве также отмечены противоречия предлагаемого закона и действующего ФЗ «Об образовании» в части понятий и определений «экологического образования», «системы непрерывного образования» и др.

В этом же контексте следует рассматривать попытку принятия специального федерального закона «Об экологической культуре»[3]. Вторая, доработанная версия данного законопроекта была внесена в Государственную Думу в 2000 году. В качестве обоснования необходимости принятия закона назывались угрозы экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов, связанные с низким уровнем экологической культуры общества. Авторы также утверждали, что принятие данного Федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы – законов в данной сфере правового регулирования. Однако законопроект был снят с рассмотрения ГД. Помимо политических причин (снижение интереса к вопросам охраны окружающей среды) существовали и юридико-технические проблемы: законопроект воспроизводил ошибки предыдущего.

В чем же заключаются эти ошибки и противоречия с общими нормами? Проект ФЗ «Об экологической культуре» содержит следующие специальные понятия:

Экологическое образование это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей;

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Можно видеть, что определение «экологического образования» фокусирует внимание на его специальном содержании, противопоставляя его остальному образованию, которое, таким образом, не должно быть направлено на формирование нравственных норм. Определение «экологического образования» мало чем отличается от определения «экологического воспитания». Кроме того, оно действительно находится в противоречии с определением «образования», которое содержится в профильном законе РФ «Об образовании»[4]. В последнем под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При изучении доступной версии законопроекта «Об экологической культуре» видно, что он не описывает никаких новых правоотношений, рассматривая экологическое образование просто как «хорошее» образование, которое должно стать обязательным.

Анализ 8 действующих региональных законов в сфере экологического образования и формирования экологической культуры показывает, что аналогичная расстановка акцентов сохраняется в большинстве из них. Все определения экологического образования содержат формулировки «процесс формирования ценностных ориентаций, норм поведения», но только закон Костромской области, принятый в июле 2006 упоминает «реализацию регионального стандарта образования».

Как следует из приведенных выше определений, программы экологического образования, формирования экологической культуры направлены на изменение ценностных, мировоззренческих установок личности и личного поведения. В то же время, право государства и учебных заведений формировать ценности и мировоззрение учащихся ограничено положениями Конституции РФ об идеологическом многообразии[5] и требованием федерального закона «Об образовании». Согласно последнему, содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений[6]. Аналогично, в «Основах законодательства РФ о культуре»[7] декларировано право каждого человека на личную культурную самобытность – свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей[8]. В какой степени и на каких основаниях этот принцип может нарушаться? В какой степени допустимо вмешательство государства в формирование нравственных ценностей и установление соответствующих стандартов образования?

Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования  является федеральный закон «Об охране окружающей среды»[9]. Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду[10]. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно – существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, обязательное экологическое образование может (и должно) вводиться только в той мере, в которой оно направлено на предотвращение и снижение рисков окружающей природной среде, здоровью граждан, связанных с анти-экологичным – небрежным, разрушительным или агрессивным – поведением. Доказательство значимого влияния анти-экологичных стереотипов бытового или профессионального поведения является обоснованием необходимости разработки соответствующих образовательных  стандартов и модельных учебных планов.

Однако существует иной аспект правоотношений в сфере экологического образования.  Согласно ст. 58 Конституция РФ, сохранение природы, окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам является обязанностью каждого гражданина РФ. Требование охраны окружающей среды выступает в качестве ограничения при распоряжении собственником землей и другими природными ресурсами (ст. 36). 

Принимая во внимание сложность современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий деятельности, становится очевидным, что  возможность выполнения гражданином своей конституционной обязанности находится  в прямой связи с полученным образованием. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимого для этого экологического образования. Государство же обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.

Для того чтобы закрепить эти правоотношения в законодательстве, необходимо изменить содержание правового понятия «экологического образования» и ввести некоторые дополнительные определения:

экологическое образование – процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды[11], формированию экологически ориентированного поведения, и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

экологический образовательный минимум – обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.

экологически ориентированное поведение (культура экологического поведения) – повседневные действия, основанные на бытовых и профессиональных привычках, навыках, которые позволяют уменьшить негативное воздействие деятельности человека на окружающую среду, снизить экологические риски и угрозы экологической безопасности.

Термин «экологический образовательный минимум» появляется в региональном законодательстве в разных вариантах начиная с 1997 года, как способ обеспечить государственные гарантии качества образования[12]. Однако только в законе Камчатской области 2002 года он получает специальное правовое определение, которое, по сути, ограничивает понятие того, что является содержанием экологического образования[13]. Такой подход содержит определенные риски, поэтому мы предлагаем более общее определение (см. выше). Что касается содержания экологического образования, то оно может быть установлено законом в виде общих требований:

1.      Содержание экологического образования и просвещения должно быть направлено на предоставление учащемуся необходимых знаний и навыков для выполнения обязанностей по сохранению окружающей природной среды, бережному отношению к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

2.       К вопросам в области экологического образования и просвещения относятся знания:

-         о природе, живых организмах, принципах функционирования экосистем;

-         об экологической безопасности, понятии благоприятной окружающей среды и принципах неистощительного использования природных ресурсов;

-         об экосистемных последствиях воздействия деятельности человека на окружающую среду, о взаимосвязи образа жизни человека и негативного воздействия на окружающую среду;

-         о влиянии качества окружающей среды на развитие общества, о взаимосвязях социальных, экологических и экономических проблем;

-         о технике, технологиях, технических и организационных решениях позволяющих минимизировать или исключить негативное влияние на окружающую среду;

-         об экологических правах граждан, требованиях законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

-         об основах экологической этики,

а также иные вопросы, находящиеся в связи с вышеперечисленными.

  1. Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.

В целях обеспечения гарантий получения обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях разрабатывается и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных стандартов в сфере экологии и охраны окружающей среды.  В государственные образовательные стандарты в установленном законодательством порядке включаются вопросы, перечисленные выше.

Государственные образовательные стандарты является основой для разработки образовательных программ и учебных пособий, таким образом, ответственность за их соблюдение лежит на учебном заведении. Поэтому очень важно законодательно закрепить процедуры, которые позволят родителям и общественности контролировать соблюдение этих стандартов, качество оказания образовательных услуг.

В рамках предлагаемого подхода также целесообразно изменить акценты в определениях экологической культуры, экологического просвещения и воспитания:

экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая моральные ценности, нормы поведения, способы взаимодействия людей в сфере охраны окружающей среды и систему формирующих их социальных отношений, проявляющаяся в экологически ориентированном поведении людей, осознании общей ответственности за качество окружающей среды и высокой социальной значимости предотвращения негативного воздействия человека на окружающую среду;

экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, охране и неистощительном использовании природных ресурсов, иным вопросам в целях формирования в обществе основ экологической культуры;

экологическое воспитание - процесс целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде, знакомства с ценностями и достижениями экологической культуры.

Это позволит достичь большей эффективности при реализации региональных и федеральных прогр


[1] С текстами законов можно познакомиться на сайте Центра экспертиз ЭКОМ в соответствующем разделе: http://ecom-info.spb.ru/themes/?id=38

[2] ПИСЬМО от 6 января 1999 г. N Пр-14

[3] Проект N 90060840-3. Внесен депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, А.Н. Грешневиковым, В.Д. Кадочниковым, А.Н. Косариковым, Р.И. Нигматулиным, В.В. Оленьевым, О.Н. Смолиным, А.Н. Томовым

[4] Закон Российской Федерации «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992

[5] Статьи 13, 28.

[6] Статья 14. Общие требования к содержанию образования.

[7] Основы Законодательства Российской Федерации о культуре (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

[8] Статья 11. Право на личную культурную самобытность

[9] №7-ФЗ от 10.01.2002

[10] Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

[11] Курсивом выделены понятия, которые определены в федеральном законодательстве, в частности, в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

[12] См. законы Ульяновской области, Республики Саха (Якутии), ХМАО, Республики Башкортостан.

[13] экологический минимум содержания образования (далее - экологический минимум) - обязательный минимум содержания основных образовательных программ по экологии, установленный в качестве компонентов государственных образовательных стандартов, включающий минимально необходимые для общества и человека знания об экосистемной организации окружающей среды и использовании ее ресурсов, взаимодействии природы, человека и общества, экологических проблемах, своевременности и устойчивом развитии сообщества людей на региональном, национальном и глобальном уровнях, опасности потери качества окружающей среды, пригодной для жизни человека, а также о природоохранном законодательстве (Закон  Камчатской области “Об экологическом образовании в Камчатской области” от 15.10.2002)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
Публикации:
25.04.2007 - Круглый стол «Развитие рынка экологически безопасной продукции в Санкт-Петербурге»
25.01.2007 - ЭКОМ представит свой взгляд на формирование экологической культуры на общественных слушаниях в Общественной Палате
27.12.2006 - Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг.
23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
05.12.2006 - Завершается прием комментариев и предложений к Программе формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 г.
30.11.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг» -- 17 октября 2006
28.11.2006 - Общественное совещание "Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период с 2008 – 2012 гг."
14.11.2006 - Пресс-дискуссия «Формирование экологической культуры в Петербурге: амбиции и реальность»
05.11.2006 - СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ учета замечаний и предложений к проекту закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 5.
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.
31.10.2006 - ЭКОМ примет участие в конференции "ЭКО-PR"
31.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.
28.10.2006 - Общественные слушания Программы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 гг.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 2.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Паспорт программы.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.
19.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг»
13.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
11.10.2006 - Общественные слушания законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные Сеновой О.Н.
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис
08.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
29.09.2006 - Выходит книга Олега Николаевича Яницкого "Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики"
21.09.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
19.09.2006 - Рекомендации участникам обсуждения законопроекта
16.09.2006 - Формы для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
15.09.2006 - Программа общественного обсуждения
14.09.2006 - Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения
12.09.2006 - Начинается общественное обсуждение закона Санкт-Петербурга Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры и программы действий по его исполнению
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>