Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Выступления и презентации : Пути совершенствования законодательной базы участия общественности в управлении лесами Ленинградской области

- 05.04.2004

Пути совершенствования законодательной базы участия общественности в управлении лесами Ленинградской области

Опубликовано в сб.: Международная научно-практическая конференция «Экологическая безопасность: природа и общество», СПб, 2-3 апреля 2004 г. Тезисы докладов. СПб, 2004 с. 9-12

Рекомендации по совершенствованию законодательной базы участия общественности в управлении лесами

Анализ федеральных и региональных нормативных актов, относящихся к лесной сфере, на предмет содержания в них положений об участии общественности в управлении лесами Ленинградской области[1], показал, что нормативно-правовая база в этой сфере развита недостаточно; по ряду основных видов лесохозяйственной деятельности полностью отсутствуют акты, содержащие положения об общественном участии. Одной из самых важных задач совершенствования нормативной базы участия общественности в управлении лесами является необходимость дополнить существующие возможности ограничения и запрещения рубок, связанные с экологическими особенностями леса, участка и территории, другими возможностями, основанными на отношении населения к этому лесу. Общественность должна иметь возможность защитить от рубок лес не только по экологическим параметрам, но и который представляет для нее рекреационную, эстетическую, культурную, этническую или др. ценность. Исследования перспектив совершенствования нормативной базы в этой области позволяют дать рекомендации по правовым формам, важным моментам продвижения и основным направлениям, по которым должны приниматься положения об участии общественности.

Правовые формы развития нормативной базы
участия общественности в управлении лесами

Можно выделить четыре правовых формы развития нормативной базы участия общественности в управлении лесами:

-       Принятие правоприменительных актов для конкретизации положений об участии общественности, которые содержаться в уже существующих правоустанавливающих и декларативных нормах;

-  Раскрытие действующих нормативных положений, формулировка которых позволяет включить элементы общественного участия, путем принятия соответствующих нормативных актов;

-  Включение положений об участии общественности через требования проведения обязательной экологической экспертизы в тех случаях, когда это предусмотрено законом "Об экологической экспертизе";

-  Принятие нормативных актов на основе общих принципов участия общественности в принятии решений.

Раскроем эти формы подробнее.

1. Принятие правоприменительных актов для конкретизации положений об участии общественности

Поскольку из 68 статей по вопросам общественного участия, которые содержаться в различных нормативно-правовых актах, 54 только устанавливают права, связанные с общественным участием, и не содержат механизма реализации этих прав, есть потребность в нормативной конкретизации этих положений. Кроме того, в нормах, устанавливающих положения, связанные с участием общественности, права граждан часто не подкрепляются соответствующими обязанностями органов государственной власти и организаций (22 статьи). Это также требует соответствующих нормативных дополнений.

2. Раскрытие действующих нормативных положений, формулировка которых позволяет включить элементы общественного участия

В настоящий момент многие нормы, регламентирующие те или иные процессы в лесной сфере, содержат положения, в которых усматривается потенциальная возможность участия общественности. Нужно использовать эту возможность, раскрыв данные положения соответствующим образом. К таким положениям относятся нормы, устанавливающие необходимые согласования с различными властными структурами. Поскольку порядок принятия решения о согласовании, как правило, устанавливает сама согласующая организация, можно в этот порядок ввести элемент общественного участия. Наличие в перечне согласований фразы "… и с другими заинтересованными организациями…" делает это еще более обоснованным. Формы участия и вопросы могут варьировать в зависимости от специфики согласующего органа. Особенно перспективно развитие этого правового направления в отношении органов местного самоуправления. Кроме того, вполне можно говорить о принятии положений об общественном участии в раскрытие актов, в которых говориться об учете интересов населения, заинтересованных организаций и т.п. Вопрос о том, как эти интересы выявить, наводит на мысль о необходимости участия общественности.

3. Включение положений об участии общественности через требования проведения обязательной экологической экспертизы

Закон "Об экологической экспертизе" содержит перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы. Многие формулировки в нем носят обобщенный характер и по смыслу распространяются на принятие решений по многим видам деятельности в лесной сфере. Раскрыв содержание формулировок закона "Об экологической экспертизе" применительно к лесной сфере, можно обоснованно добиваться включения экспертизы, как обязательного этапа при решении многих лесных вопросов.

4. Принятие нормативных актов на основе общих принципов участия общественности в принятии решений

Данная правовая форма предполагает принятие нормативных актов, обоснование необходимости которых не связано с действующим лесным законодательством, а исходит из общих принципов участия и необходимости его осуществления в конкретных сферах лесных отношений. Поскольку в Конституции РФ сказано, что единственный источник власти в России – это народ, и он выражает свою волю как непосредственно, так и через своих представителей, развитие всех форм выражения воли народа является принципом демократического государства, которым стремиться стать Россия. Общественное участие как раз и представляет собой спектр различных форм непосредственного выражения воли населения, поэтому оно должно распространяться на возможно более широкий круг отношений. Сказанное в полной мере относится и к лесной сфере.

Важные моменты продвижения положений
об участии общественности в управлении лесами

1. Положения об участии общественности в управлении лесами могут быть представлены в двух видах:

-              как отдельные самостоятельные нормативные акты;

-              как статьи, включенные в другие нормативно-правовые акты.

Первый способ продвижения положений об общественном участии сложнее с точки зрения процедуры принятия, поскольку требует больших усилий по лоббированию вопроса, который лица принимающие решения знают не достаточно хорошо. Второй способ сегодня более предпочтителен, поскольку в данном случае участие определяется применительно к теме нормативного акта, и принятие его во многом зависит от актуальности этой основной темы.

2. Поскольку в управлении лесами задействованы оба уровня государственной власти и местное самоуправление, необходимо активно использовать возможности принятия нормативных актов по участию общественности в управлении лесами федеральными, субъектов федерации и местными органами власти. Вероятно, целесообразнее всего решать проблему нормативного обеспечения общественного участия по принципу субсидиарности, то есть на том наиболее низком уровне, на котором она может быть решена. В зависимости от уровня и характера органа власти могут различаться решаемые задачи в сфере общественного участия и аргументы в пользу важности данного вопроса.

Местный уровень

Вопросы лесного хозяйства, которые могут решаться на местном уровне определены в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также в областном законе «О местном самоуправлении». Но возможности участия в лесных отношениях на местном уровне этим не ограничиваются. Очень многие вопросы, связанные с лесом, подлежат согласованию с органами местного самоуправления, и это открывает дополнительные перспективы развития участия общественности на местном уровне. Это тем более перспективно, что местные органы гораздо более доступны для общественности, и они более чувствительны к влиянию избирателей. На уровне муниципалитетов меньше формализма, но рассмотрение любого вопроса, если он прямо не предусмотрен законодательством, происходит через оценку практической выгоды для данного муниципалитета. Это следует учитывать при обращении с конкретными предложениями в муниципальные органы.

Областной уровень

Перечень вопросов лесной сферы, находящихся в ведении субъектов РФ определен в Лесном кодексе (ст.47). Разделение органов государственной власти на законодательные и исполнительные позволяет, при продвижении правовых актов, выбрать тот или другой путь, за исключением вопросов, компетенция по которым строго определена. Принятие нормативного акта Законодательным Собранием представляет собой более открытый процесс, в котором легче принимать участие, опираясь на регламент. Если же нормативный акт принимается органами исполнительной власти, то участвовать в его создании можно только в случае установления личных доверительных отношений с ответственными лицами.

Федеральный уровень

В первую очередь следует иметь в виду те вопросы лесной сферы, которые отнесены к ведению РФ (Лесной кодекс РФ, ст.46). Обеспечение общественного участия по многим из них невозможно на более низком уровне. Продвижение нормативного акта на федеральном уровне требует, как правило, привлечения ресурсов больших, чем на других уровнях. Работа с Государственной Думой и исполнительными органами власти имеет те же особенности, что и на уровне области с учетом того, что заручиться связями здесь гораздо сложнее. На федеральном уровне, особенно в законодательном органе, сильными аргументами в пользу общественного участия могут быть развитие демократических принципов, расширение начал самоуправления и другие политические доводы. В структурах исполнительной власти скорее склонны действовать строго в соответствии с положениями законов и других актов более высокого уровня.



[1] Материал был подготовлен в ходе исследования в рамках проекта Международного союза охраны природы «Развитие партнерских отношений в области сохранения и использования лесов» 2000 – 2002 гг. и является частью отчета «Правовые основы для вовлечения общественности в управление лесами в Ленинградской области». В результате анализа отраслевых нормативных актов на предмет содержания в них положений об участии общественности в управлении лесами в Ленинградской области, было выявлено 36 актов, которые содержали 68 соответствующих статей.

Д.В. Афиногенов

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Общественное участие в управлении лесами
Публикации:
13.05.2010 - Городские леса как территории общего пользования?
01.04.2010 - Горожанин просит губернатора выделить древесину для строительства гати
17.03.2010 - Губернатор Петербурга предлагает ЗАКСу узаконить вырубку городских лесов «для собственных нужд»
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
26.09.2009 - Правительство Санкт-Петербурга отказывается от пригородных лесов
06.08.2009 - Как пожаловаться на беспорядок в лесу и добиться его устранения. 2009
24.02.2009 - Лесной кодекс как инструмент формирования правового нигилизма
20.02.2009 - Открытая лекция «О результатах введения нового Лесного кодекса Российской Федерации»
17.12.2008 - В 27 раз сокращается площадь зеленых зон Ленинградской области!
06.08.2006 - Как пожаловаться на незаконную рубку. 2006
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
16.11.2005 - Результаты опроса "Отношение населения к незаконному лесопользованию"
16.11.2005 - Опубликован перечень возможных индикаторов для оценки процесса FLEG в России
14.11.2005 - Голосование по поводу полезности аэрокосмического мониторинга для прекращения незаконных рубок
01.11.2005 - Итоги рабочей встречи «Международный процесс противодействия незаконному лесопользованию (FLEG) – роль гражданского общества»
07.10.2005 - ЭКОМ примет участие в Международной министерской конференции "Правоприменение и управление лесным сектором в Европе и Северной Азии" (ФЛЕГ-ЕСА)"
05.10.2005 - ЭКОМ принял участие в VII Международном лесопромышленном Форуме
26.09.2005 - Наш вопрос Президенту РФ
25.06.2005 - Новые возможности участия сельских жителей в лесоуправлении
06.06.2005 - ЗДЕСЬ проводится опрос Вашего мнения по поводу правоприменения и управления в лесном секторе
31.05.2005 - Лесоусоустроители учли предложения общественных организаций
17.05.2005 - Анализ современной ситуации в сфере особо охраняемых природных территорий Ленинградской области
26.04.2005 - ЭКОМ и Гринпис помогают сохранить уникальные леса Ленобласти
14.02.2005 - ЭКОМ впервые в России проведет гражданские слушания
22.01.2005 - Наши предложения: аренда лесных земель под линейные объекты
28.06.2004 - Оценка заинтересованности жителей Республики Коми в общественных слушаниях по лесным проблемам.
27.04.2001 - Парки Петербурга, леса Ленинградской области и горожане
30.09.2000 - ЛЕС и ОБЩЕСТВО: пособие для работников лесного хозяйства. 2000
Сборник трудов Международной научно-практической конференции Сборник трудов Международной научно-практической конференции "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО"
Персоналии:
Афиногенов Дмитрий Владимирович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.