ЭКОМ - Опросы общественного мнения :: Принятие экологически значимых решений и российская общественность — позиции участников процесса (по материалам интервью) :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/polls/index.php?id=997


[10.01.2008]

Принятие экологически значимых решений и российская общественность — позиции участников процесса (по материалам интервью)

Опубликовано в журнале "Экологическое планирование и управление" ■ 2006 ■ № 1 ■ С. 81-90

П.Ф. Агаханянц, Центр экспертиз ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Санкт-Петербург

По результатам интервью 31 респондента в семи субъектах Российской Федерации выявлены раз­личные позиции участников процессов принятия решений по отношению к общественному учас­тию. Выделено 7 групп позиций, дано их описание. Полученные результаты демонстрируют как взаимную предубежденность сторон, так и возможности для построения консенсуса.

...


Полный текст статьи можно скачать по ссылке в конце.


...

Общие позиции

Некоторые точки зрения являются общими разных групп респондентов.

«Широкая общественность (население) неграмотно и не может полноценно уча­ствовать в процессах принятия решений». Эту идею разделяют «Консервативные чиновни­ки», «Конфликтные предприниматели», и, частично, «Общественники-борцы».

«Настоящая общественность работает безвозмездно. Если НГО получает деньги, то эта организация может быть обвинена в продажности». Эта позиция встречаются в интервью «Консервативных чиновников», «Общественников-борцов» и некоторых «Умеренных общественников».

«Государственная экологическая экспертиза потеряла свою роль в процессе принятия решений». Эта мысль высказывалась группами «Общественники-борцы», «Профессиональные общественники», «Прогрессивные чиновники» и, частично, «Консервативные чиновники».

«Возможно согласование различных интересов в обществе на основе согласительных процедур». Эту позицию высказали представители «Прогрессивные чиновники» и «Профессиональные общественники».

«Мыответственные предприниматели, которые понимают необходимость охраны   окружающей   среды,   проведения ОВОС и ГЭЭ» — позиция, общая для «Умеренных» и «Конфликтных предпринимателей».

Как видно, несмотря на наличие общих позиций у разных групп участников процесса принятия экологически значимых решений, лишь две последние могут служить базой для построения консенсуса в конфликтной сфере общественного участия.

Выводы

1. Субъективный фактор играет важную роль во взаимоотношениях, формирующихся при принятии экологически значимых решений, в частности, в процессах общественного участия.

2. Основные стороны процесса принятия экологически значимых решений (за исключением «Прогрессивных чиновников» и «Профессиональных общественников») сильно предубеждены друг против друга, что затрудняет сотрудничество между участниками процесса принятия решений и представляет серьезное препятствие для обеспечения общественного участия.

3. Значительная часть опрошенных разработчиков ОВОС, проектировщиков, сотрудников ГЭЭ, а также часть инициаторов предубеждены против общественности (как НГО, так и местных жителей). Респонденты считают, что общественность не обладает качествами, которые позволили бы ей полноценно участвовать в процессе принятия решений. Эта позиция может негативно влиять на их деятельность по обеспечению общественного участия.

4. «Общественники-борцы», в свою очередь, не доверяют государственной власти и, в меньшей степени, бизнесу. То, что общественность не доверяет органам государственной власти, может представлять препятствие для установления эффективного диалога между общественностью и властью.

5. Государственная экологическая экспертиза утратила доверие как общественности, так и части сотрудников системы ГЭЭ.

6. Несмотря на наличие общих мнений, только две выявленные позиции могут служить основой для построения сотрудничества - это позиции «Прогрессивных чиновников» и «Профессиональных общественников». Респонденты из этих двух групп имеют собственное непротиворечивое видение сотрудничества общественности и органов государственной власти на основе согласительных процедур.

 

Агаханянц П.Ф.

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Мониторинг развития общественного участия в России
    ecom.su/themes/?id=20
  • :

  • 30.03.2007 - Анализ изменений законодательства в области экологической экспертизы
    ecom.su/news/index.php?id=743
  • 15.07.2006 - Будущее общественной экологической экспертизы: инструмент сведения счетов или развития гражданского общества?
    ecom.su/investigation/index.php?id=510
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 29.09.2009 - На велосипед не пересесть в одиночку
    ecom.su/news/index.php?id=1290
  • 07.04.2009 - Новый взгляд на дороги будущего
    ecom.su/news/index.php?id=1224
  • 12.09.2008 - Защитят ли Санкт-Петербург новые правила землепользования и застройки?
    ecom.su/news/index.php?id=1113
  • 05.09.2008 - Аналитическая статья по проекту «Правил землепользования и застройки» (2008), вынесенному на публичные слушания
    ecom.su/news/index.php?id=1109
  • 21.01.2008 - Продается берег Ястребиного озера
    ecom.su/news/index.php?id=1002
  • 20.11.2007 - Строительство рекреационного комплекса на берегу озера Большое Симагинское (Красавица) ведется в обстановке строгой секретности
    ecom.su/news/index.php?id=939
  • 15.11.2007 - Список перекрытых водоемов Ленинградской области
    ecom.su/news/index.php?id=921
  • 09.11.2007 - Пол-километра правонарушений. Риэлторы активно продают поместья с «частными» берегами.
    ecom.su/news/index.php?id=930
  • 20.10.2007 - Токсовцы сказали «нет» застройке озера
    ecom.su/news/index.php?id=931
  • 15.10.2007 - Сражение за «Поляну Бианки»
    ecom.su/news/index.php?id=890
  • 12.09.2007 - Вода – только для избранных
    ecom.su/news/index.php?id=918
  • 23.07.2007 - Градостроительство в Санкт-Петербурге: бурное развитие или системный кризис?
    ecom.su/news/index.php?id=853
  • 15.04.2007 - Уборка опавших листьев в городе
    ecom.su/news/index.php?id=757
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2021 ЭКОМ. Все права защищены.