Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Опросы общественного мнения : Принятие экологически значимых решений и российская общественность — позиции участников процесса (по материалам интервью)

- 10.01.2008

Принятие экологически значимых решений и российская общественность — позиции участников процесса (по материалам интервью)

Опубликовано в журнале "Экологическое планирование и управление" ■ 2006 ■ № 1 ■ С. 81-90

П.Ф. Агаханянц, Центр экспертиз ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Санкт-Петербург

По результатам интервью 31 респондента в семи субъектах Российской Федерации выявлены раз­личные позиции участников процессов принятия решений по отношению к общественному учас­тию. Выделено 7 групп позиций, дано их описание. Полученные результаты демонстрируют как взаимную предубежденность сторон, так и возможности для построения консенсуса.

...


Полный текст статьи можно скачать по ссылке в конце.


...

Общие позиции

Некоторые точки зрения являются общими разных групп респондентов.

«Широкая общественность (население) неграмотно и не может полноценно уча­ствовать в процессах принятия решений». Эту идею разделяют «Консервативные чиновни­ки», «Конфликтные предприниматели», и, частично, «Общественники-борцы».

«Настоящая общественность работает безвозмездно. Если НГО получает деньги, то эта организация может быть обвинена в продажности». Эта позиция встречаются в интервью «Консервативных чиновников», «Общественников-борцов» и некоторых «Умеренных общественников».

«Государственная экологическая экспертиза потеряла свою роль в процессе принятия решений». Эта мысль высказывалась группами «Общественники-борцы», «Профессиональные общественники», «Прогрессивные чиновники» и, частично, «Консервативные чиновники».

«Возможно согласование различных интересов в обществе на основе согласительных процедур». Эту позицию высказали представители «Прогрессивные чиновники» и «Профессиональные общественники».

«Мыответственные предприниматели, которые понимают необходимость охраны   окружающей   среды,   проведения ОВОС и ГЭЭ» — позиция, общая для «Умеренных» и «Конфликтных предпринимателей».

Как видно, несмотря на наличие общих позиций у разных групп участников процесса принятия экологически значимых решений, лишь две последние могут служить базой для построения консенсуса в конфликтной сфере общественного участия.

Выводы

1. Субъективный фактор играет важную роль во взаимоотношениях, формирующихся при принятии экологически значимых решений, в частности, в процессах общественного участия.

2. Основные стороны процесса принятия экологически значимых решений (за исключением «Прогрессивных чиновников» и «Профессиональных общественников») сильно предубеждены друг против друга, что затрудняет сотрудничество между участниками процесса принятия решений и представляет серьезное препятствие для обеспечения общественного участия.

3. Значительная часть опрошенных разработчиков ОВОС, проектировщиков, сотрудников ГЭЭ, а также часть инициаторов предубеждены против общественности (как НГО, так и местных жителей). Респонденты считают, что общественность не обладает качествами, которые позволили бы ей полноценно участвовать в процессе принятия решений. Эта позиция может негативно влиять на их деятельность по обеспечению общественного участия.

4. «Общественники-борцы», в свою очередь, не доверяют государственной власти и, в меньшей степени, бизнесу. То, что общественность не доверяет органам государственной власти, может представлять препятствие для установления эффективного диалога между общественностью и властью.

5. Государственная экологическая экспертиза утратила доверие как общественности, так и части сотрудников системы ГЭЭ.

6. Несмотря на наличие общих мнений, только две выявленные позиции могут служить основой для построения сотрудничества - это позиции «Прогрессивных чиновников» и «Профессиональных общественников». Респонденты из этих двух групп имеют собственное непротиворечивое видение сотрудничества общественности и органов государственной власти на основе согласительных процедур.

 

Агаханянц П.Ф.

Текст статьи для печати (PDF, 170 Kb) Файл: Текст статьи для печати (PDF, 170 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Мониторинг развития общественного участия в России
Публикации:
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
01.05.2007 - Годовой отчет Центра ЭКОМ за 2006 год
04.01.2007 - Курилка жив
22.08.2006 - Сайты инициативных групп против незаконных градостроительных решений
06.05.2006 - В апреле россияне были увлечены Общественной палатой
21.12.2005 - Презентация Индикатора развития участия в Великобритании
20.11.2005 - Тезаурус Индекса развития общественного участия в России
20.11.2005 - Индекс развития общественного участия (ИРУ). Обоснование методологии.
09.11.2005 - Индикатор развития общественного участия был представлен на заседании рабочей группы Секретариата Орхусской Конвенции по электронным средствам информации
Персоналии:
Агаханянц Полина Феликсовна
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>