Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Другие технологии общественного участия : Концепция взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Санкт-Петербурга
Концепция взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Санкт-Петербурга

Проект, предлагаемый для обсуждения гуманитарно-политологическим центром "Стратегия"

 Концепция социального партнерства:

  1. Введение
  2. Состояние некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге сегодня.
  3. Адресаты Концепции
  4. Цели и задачи Концепции, основные направления взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Санкт-Петербурга
  5. Принципы организации взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Санкт-Петербурга
  6. Формы и механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Санкт-Петербурга
  7. Управление реализацией Концепцией (организационное, информационное и финансовое обеспечение, оценка результатов).
  8. Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ – системная проблема, решаемая через реализацию Концепции

Развитие законодательства об общественных объединениях и некоммерческих организациях в направлении конкретизации статуса отдельных видов общественных объединений в период с 2001 по 2006 годы существенным образом отразилось на порядке их образования, деятельности и ликвидации. Вместе с этим, организационно-правовые формы взаимодействия общественных объединений и некоммерческих организаций с органами государственной власти так и не нашли в большинстве своем законодательного воплощения.

Исполнительные органы государственной власти, как правило, при принятии тех или иных решений ориентируются на собственные ресурсы и не учитывают общественное мнение. При этом, принятые в административном порядке решения, не всегда популярны и, зачастую, не находят поддержку среди населения. Вместе с этим необходимо отметить, что органы власти сегодня не имеют соответствующей правовой базы, которая позволяла бы учитывать при разработке какого-либо нормативно-правового акта интересы различных социальных групп общества. На сегодняшний день нет нормативного документа, который бы регулировал взаимоотношения органов государственной власти и НКО, определял бы их права, обязанности и ответственность. Тем временем наиболее простое решение этой проблемы – формирование более тесного взаимодействия органов власти с общественными объединениями и некоммерческими организациями. Тем более, что современные гражданские объединения представляют собой сформированную в организованные группы часть населения, четко идентифицирующую себя с целевой группой, интересы которой защищают и реализует. Они являются выразителями общественного мнения отдельных групп общества, способны организованно участвовать в решении вопросов местного значения.

Сегодня НКО выросли в реально действующий самостоятельный сектор общественных отношений, характерными чертами которого являются заметно возросший профессионализм и широкий спектр оказываемых населению услуг.

Особую актуальность приобретает необходимость выстраивания системы взаимоотношений органов власти и НКО как равноправных субъектов взаимодействия в целях объединения усилий для решения городских проблем.

Настоящая Концепция направлена на создание эффективных механизмов учета потребностей и интересов жителей Санкт-Петербурга, обеспечения их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики Санкт-Петербурга, формирование механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти города, развитие институтов гражданского общества и становление общественного самоуправления.

Концепция должна стать основой для согласования общественно значимых интересов жителей города, негосударственных некоммерческих организаций, бизнес сообщества и государственной власти Санкт-Петербурга в целях решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Санкт-Петербурга.

Таким образом, системная проблема, решаемая с помощью данной концепции – это оптимизация огранизационно-правовых форм взаимодействия НКО и власти на основе межсекторного социального партнерства.

 

Состояние некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге сегодня

1. Численность некоммерческих организаций, структура третьего сектора

В Санкт-Петербурге на конец 2006 года было зарегистрировано около 23 тысяч НКО, из них 8193 – общественные объединения.

В Санкт-Петербурге зарегистрировано 4 % от всех зарегистрированных НКО России (данные Росстата, 2006)[1]

Соотношение "живых, действующих", "скончавшихся" и регулярно впадающих в анабиоз НКО примерно составляет 40%/20%/40%.

Структура некоммерческого сектора по правовому статусу (данные на 1 июня 2006 года)

Общественные объединения – 33%

Потребительские кооперативы – 16%

Фонды – 13%

ТСЖ – 13%

Некоммерческие партнерства – 10%

Учреждения – 10%

Другие – 5%

В структуре третьего сектора Петербурга в 2006 году отмечаются две тенденции:

  • уменьшение доли общественных объединений: с 39% до 33%.
  • заметное увеличение доли ТСЖ: с 7% до 13%.

В основном организации, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, действуют на территории своего региона, не более 20% работают также на территории других регионов.

Группа НКО, действующих более 10 лет, остается достаточно немногочисленной и стабильной по составу, при этом достаточно регулярно регистрируются новые организации. Можно говорить о том, что нарастает расслоение сектора по поколенческому и технологическому принципу.

 

2. Содержание деятельности НК

2.1 Основные виды и сферы деятельности НКО

Третий сектор отличается большим разнообразием с точки зрения практикуемых видов деятельности. Одними из ведущих сегментов деятельности, в которых работают НКО это: образование, обеспечение информацией (в т.ч. аналитической), просвещение, оказание консультационных услуг, издательская деятельность, социальная защита и воспитание.

Распределение НКО по основным видам деятельности (данные ЦРНО, 2004 год)

Объединения социальной защиты – 31%

Профсоюзы – 24%

Творческие, научно-просветительские общественные объединения – 24%

Физкультурно-спортивные общественные объединения – 11%

Религиозные организации – 6%

Политические объединения – 3%

Бизнес-ассоциации – 1%

По данным исследования ЦИРКОН Северо-западный округ отличается от других федеральных округов по доле представленности социальной защиты и помощи в видах деятельности НКО (37%), проведения научных исследований и образования (50%), благотворительной и гуманитарной помощи (15%).[2]

В пятерку лидирующих сфер деятельности НКО входят: образование и наука, культура и спорт, развитие демократии, воспитание молодежи, правозащита.

Распределение НКО по основным сферам деятельности

2.2 Основные целевые группы, с которыми работают НКО (численность клиентов)

Одной из групп, с которой активно работает третий сектор является молодежь, включая студентов ВУЗов и школьников. Это отражает тенденцию активизации в последние годы деятельности НКО в реализации всевозможных образовательных проектов, в том числе в сферах экологии, развития толерантности, борьбы с социальными болезнями (алкоголизмом, наркоманией, девиантным поведением и т.д.). На втором месте следует неоднородная группа, представленная представителями социально уязвимых категорий населения (взрослых инвалидов, детей-инвалидов, детей-сирот, многодетных семей, бездомные, семьи в трудной жизненной ситуации и т.д.).

Основные объекты деятельности НКО

3. Социальная база НКО

3.1 Членство в НКО

Важнейшими социальными характеристиками третьего сектора являются показатели членства в некоммерческих организациях. По ним организации существенно отличаются.

Численность организации

%

Менее 10 человек

 

11-100 человек

 

101 – 1000 человек

 

Более 1000 человек

 

Членство юридических лиц

 

Нет данных/ни одного

 

 

3.2 Сотрудники некоммерческих организаций

С точки зрения численности штатных сотрудников российские НКО можно охарактеризовать скорее как малочисленные организации. По экспертным оценкам не менее трети организаций обходятся 1-3 постоянными сотрудниками, пятая часть организаций вообще не имеет постоянного штата. Это означает, что в сфере занятости в Санкт-Петербурге сектор НКО дает около 1% работников.

При этом квалификационный уровень сотрудников НКО можно оценить как высокий, практически все это специалисты, имеющие высшее образование.

С точки зрения кадрового обеспечения НКО можно отметить две тенденции: 1) отток квалифицированных кадров из НКО в бизнес и государственные учреждения; 2) профессионально работающие в секторе НКО предъявляют к своим сотрудникам высокие требования в сферах инновационного менеджмента, социального маркетинга, поиска средств, связей с общественностью и т.д.

 

3.3 Добровольцы третьего сектора

В городе имеется значительный добровольческий потенциал его жителей не находящий реального воплощения. По данным исследования около 400000 горожан хотят принять участие в общественной и благотворительной деятельности, но не знают куда обратиться, где их участие будет полезно.

В социальной сфере Санкт-Петербурга активно действует примерно 700-от организаций регионального, районного и местного уровня, большая часть работы  которых, осуществляется на основе добровольной активности граждан. Примерно 320 тыс. жителей города в год получают добровольную социальную помощь и услуги. Подавляющее большинство услуг клиентам НКО предоставляется на бесплатной основе.

Суммарная стоимость добровольческого труда в НКО сферы социальной помощи составляет ориентировочно более 35,7 млн. рублей (расчет осуществлен в 2003 году на основе показателей минимальной оплаты труда).

Социальные добровольческие услуги достаточно профессионально классифицируются многими общественными и некоммерческими организациями, имеет место разработка в НКО норм и стандартов оказания добровольческой помощи и услуг.

Доля НКО имеющих добровольцев, работающих постоянно.

Оценки по С-З округу – доля НКО, имеющих 1-10 добр. – 34%, 11-100 – 28%, более 100 – 3%, не работающих с добровольцами – 35%

 

4. Экономика НКО

4.1 Доходы НКО

4.2 Расходы НКО

4.3 Доли НКО, имеющих определенные источники доходов

Нужны оценки на основе предоставленных в росрегистрацию отчетов

 

Это даст возможность оценить уровень поддержки НКО из средств городского и федерального бюджетов и количество внебюджетных средств, привлекаемых НКО.

 

5. Коммуникативное пространство НКО

5.1 Общественная поддержка

По результатам проведенного в апреле 2007 года репрезентативного опроса населения Санкт-Петербурга помимо традиционно низкой информированности населения о деятельности НКО (42% - ничего не знают об общественных инициативах, движениях и организациях) и отсутствия доверия к ним (25%) была выявлена еще одна важная тенденция. Люди считают, что государство должно заботиться о создании благоприятных условий для деятельности общественных инициатив (65%), но не связывают эту деятельность лично с собой. Об этом свидетельствует ответ на вопрос "В какой степени вы согласны с тем, что участие в деятельности общественной организации помогает человеку сделать свою жизнь богаче и интереснее". Самый распространенный ответ "Возможно для кого-то это верно" – 46%. Дело не в отсутствии информации о деятельности НКО, а в том, что люди не обращают на нее внимания, не связывают со своей повседневной жизнью.

С тем, что общественные организации способны влиять на жизнь в городе согласен 51% петербуржцев. 7% представителей целевой аудитории принимали участие в каких-либо общественных движениях, организациях. Активными их участниками являются 3% петербуржцев[3].

5.2 Взаимодействие с органами власти

Властями города предприняты шаги по созданию механизмов взаимодействия власти и некоммерческих организаций.

Создан и начал функционировать Координационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями при правительстве города. Одним из результатов его деятельности стала подготовка проекта концепции «О взаимодействии власти и некоммерческих организаций в Петербурге».

В администрациях районов города назначены ответственные за работу с общественными объединениями. Правда, пока результаты их деятельности незаметны.

В целом включенность питерских НКО в законотворческий процесс и общественное обсуждение предложений властей невысока, что во многом объясняется их неподготовленностью к обсуждению проблем на системном уровне. С другой стороны, зачастую привлечение НКО к общественным слушаниям является проформой, они лишены возможности реально влиять на принятие решений.

Эксперты, принявшие участие в определение Индекса устойчивости НКО Петербурга в 2006 году, отметили снижение жизнеспособности сектора (оценка снизилась с 4,2 в 2005 году до 4,6 в 2006 году, min - 7,0; max – 1,0. Для сравнения: Россия – 4,2, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва в 2005 году – от 2,1 до 2,7, Украина –3,7, Азербайджан – 5,0, Узбекистан –5,6 и Белоруссия – 5,8).

Одна из основных причин – ухудшение правового поля (оценка экспертов: с 3,0 в 2005 году до 4,6, – в 2006) в связи со сложностями, вызванными вступлением в силу нового закона об НКО и практикой правоприменения, а также правовой неграмотностью многих НКО.[4]

На этом фоне особенно остро ощущается недостаток квалифицированных юристов в некоммерческом секторе города, которые могли бы оказывать в достаточном объеме помощь организациям: во внесении изменений в учредительные документы в соответствии с новыми требованиями, в регистрации, подготовке отчетов, в отстаивании их интересов в суде и др.         

 

Адресаты Концепции

 Адресатами Концепции являются:

- общественные объединения, в том числе созданные с участием государства, и иные негосударственные некоммерческие организации (далее - НКО), осуществляющие свою деятельность в Санкт-Петербурге, за исключением политических партий, профсоюзов и религиозных организаций;

- жители Санкт-Петербурга;

- органы государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга;

- государственные и муниципальные некоммерческие организации;

- бизнес сообщество.

 

Цели и задачи Концепции, основные направления взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Санкт-Петербурга

             Целью концепции является - создание условий для внедрения эффективных социальных моделей и технологий, обеспечивающих партнерство, сотрудничество и взаимодействие  некоммерческих организаций и органов государственной власти Санкт-Петербурге в решении задач социально-экономического и общественного развития города, что в конечном итоге приведет к повышению качества жизни горожан, защите их прав, свобод и законных интересов.

Данная цель реализуется в процессе решения конкретных задач по следующим направлениям деятельности.

 

1. Совершенствование механизмов участия НКО в выработке решений органами государственной власти и местного самоуправления. 

 -  Совершенствование механизмов обратной связи и представления интересов НКО во взаимоотношениях с органами власти (советы всех видов и форм);

-  Участие НКО в разработке проектов законов Санкт-Петербурга и городских целевых программ;

- Развитие информационно-методических и экспертно-консультационных форм взаимодействия НКО с органами власти, в том числе, для решения задач социально-экономического и общественного развития города;  

-  Анализ, обобщение и практическое применение отечественного и зарубежного опыта партнерства и общественного самоуправления, выработка рекомендаций по его учету в общественном развитии;

-  Проведение научных исследований по выявлению эффективных форм и механизмов социального партнерства;

-  Развитие механизмов общественного мониторинга, включая общественный контроль и общественный мониторинг хода реализации и результатов государственной политики в социальной сфере;

-  Подготовка и проведение совместных социально значимых акций и мероприятий;

-  Организация и проведение дискуссий, общественных слушаний, переговорных площадок, "горячие линии", общественных приемных и иных форм диалога и обмена мнениями между властью, обществом и бизнесом по широкому спектру вопросов общественного и социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

 

2. Совершенствование нормативной и правовой базы, регулирующей взаимодействие общественных объединений и некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления.

- Совершенствование действующих и разработка новых нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие органов власти и НКО;

-  Совершенствование правовой базы Санкт-Петербурга в части установления льготной арендной платы для общественных и иных некоммерческих организаций инвалидов, детей и других социально незащищенных групп населения;

- Разработка механизмов, побуждающих социально ответственный бизнес к занятию благотворительной деятельностью, меценатству и поддержке общественных инициатив;

- Совершенствование системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, студентов, молодежи, ветеранов и инвалидов);

-  Совершенствование системы защиты прав потребителей, привлечение общественных и иных некоммерческих организаций по защите прав потребителей к решению проблем качества товаров и услуг потребительского назначения.

-  Формирование целостной системы нормативной правовой базы добровольческой деятельности, партнерских отношений между органами государственной власти и добровольческими организациями.

 

3. Развитие городской инфраструктуры по работе с общественными объединениями и некоммерческими организациями.

-  Разработка механизмов контроля за эффективным использованием нежилых помещений и других неналоговых льгот, предоставляемых общественным и иным некоммерческим организациям для выполнения социально значимых проектов и программ;

- Вовлечение общественных и иных некоммерческих организаций в разработку и выполнение городских целевых программ и программ социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга;

- Расширение участия общественности и бизнес-сообщества в благотворительной деятельности;

- Создание единого реестра общественных и иных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и бизнес-сообществом;

-  Выделение помещений для создания «Центров общественной активности (Социального партнерства)»;

- Поддержка долгосрочных общественных социально значимых проектов и программ, ориентированных на конечный результат;

- Содействие развитию детского, молодежного и студенческого общественного движения, поддержка организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

- Поддержка в установленном порядке деятельности общественных и иных некоммерческих организаций, размещение социального заказа;

- Содействие развитию фондов территориального развития, грантовых программ, организации постоянно действующей интерактивной биржи общественных социально значимых проектов и программ, ежегодной ярмарки социальных проектов.

 

4. Развитие механизмов взаимодействия НКО со средствами массовой информации.

-  Совершенствование механизмов освещения деятельности НКО со стороны СМИ;

- Издание журнала, посвященного роли общественных объединений и некоммерческих организаций в реализации социальной политики города;

- Формирование позитивно и конструктивно направленного информационного пространства между властью, обществом и бизнесом, осуществление информационного обмена.

 

5. Разработка и внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий в практику работы общественных объединений и некоммерческих организаций (создание современной технологической среды, соответствующей требованиям информационного общества в сфере взаимодействия НКО и власти).

- Разработка и поддержка целевых сайтов, издание и распространение информационных бюллетеней, других средств информирования граждан о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций;

- Создание информационно-аналитического городского Интернет портала «Социальное партнерство»;

- Создание и поддержка Интернет сайтов общественных объединений и некоммерческих организаций.

 

6. Повышение эффективности управления НКО и совершенствование экономических механизмов.

-  Проведение мониторинговых исследований эффективности совместной деятельности общественных и иных некоммерческих организаций и бизнеса в решении социально значимых задач;

- Развитие общественных проектов и программ, направленных на расширение межрегиональных и межнациональных связей, содействующих формированию позитивного имиджа Санкт-Петербурга за рубежом, представлению национальных интересов на международном уровне;

- Разработка и реализация краткосрочных и долгосрочных совместных культурных, образовательных, просветительских проектов и программ для жителей города;

- Организация и обеспечение экспертно-аналитической деятельности НКО.

 

7. Кадровое обеспечение деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, повышение уровня профессиональной компетентности руководителей НКО, а также специалистов органов государственной власти и местного самоуправления..

- Разработка и  реализация научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение квалификации в сфере НКО, как со стороны власти, так и со стороны НКО;           

- Разработка учебных программ и пособий, содействующих освоению норм и правил взаимодействия общественных и иных некоммерческих организаций с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга;

- Издание тематической учебно-методической и научно-информационной литературы;

- Разработка и реализация образовательных и просветительских программ в области экономики, права, финансов, экспертной деятельности, развития взаимодействия и социального партнерства для руководителей общественных и иных некоммерческих организаций, представителей органов государственной власти города Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, бизнес-сообщества.

 

Принципы организации взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Санкт-Петербурга

 

Партнерство – взаимодействие равноправных сторон для достижения общей цели на основе документов, в которых прописаны их права, обязанности и ответственность.      

Качество - оказание качественных услуг обеспечивается сопричастностью представителей органов власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, бизнес сообщества к конечному результату; каждый  ощущает ответственность за результат.

Открытость доступность и понятность информации для общественного ознакомления, обсуждения и контроля за деятельностью органов власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, бизнес сообщества. Все стороны взаимодействия действуют гласно.

 

Формы и механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти 

1. Формы и механизмы, с помощью которых осуществляется право граждан на участие в управлении делами государства (через деятельность НКО).

Формы:

·        Участие НКО в разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития города и его административных территорий, городских целевых программ и (или) их отдельных мероприятий, совместное обсуждение и экспертиза проектов нормативных правовых актов в социальной сфере

 

Органы государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивают возможность обсуждения на основе гласности и открытости разрабатываемых проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития города и его административных территорий, городских целевых программ.

Для взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций и органов государственной власти при разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития города и его административных территорий, городских целевых программ, осуществления общественного контроля, включая мониторинг реализации и результатов социальных реформ, а также экспертных, консультативных, координационных и других функций при органах государственной власти города создают общественные и государственно-общественные советы, совещания, рабочие и экспертные группы и комиссии.

Решения, принятые общественными, государственно-общественными советами, совещаниями подлежат обязательному рассмотрению и носят рекомендательный характер как для органов власти, так и для НКО.

 

·        Совместные мероприятия и информационный обмен

Совместные мероприятия органов государственной власти Санкт-Петребурга и негосударственных некоммерческих организаций и информационный обмен между ними призваны способствовать выработке и принятию согласованных решений по осуществлению социально ориентированной политики в Сантк-Петербурге, а также формированию позитивно и конструктивно направленного информационного пространства между властью, гражданским обществом и бизнес сообществом.

Совместные мероприятия в процессе взаимодействия органов государственной власти и НКО  проводятся для выявления социальных проблем, выработки рекомендаций по их разрешению, а также определения способов влияния на действия и решения органов государственной власти Санкт-Петербурга и НКО для разрешения указанных проблем.

Инициаторами совместных консультативных мероприятий могут выступать как органы государственной власти города, так и негосударственные некоммерческие организации.

В ходе подготовки к проведению совместных мероприятий негосударственные некоммерческие организации вправе запрашивать от органов государственной власти необходимую информацию, документы и материалы.

Рекомендации, выработанные в ходе проведения совместных мероприятий, обязательны для рассмотрения органами государственной власти  Санкт-Петербурга и учитываются ими при принятии решений.

Органы государственной власти города предоставляют НКО имеющуюся в их распоряжении и относящуюся к предмету взаимодействия информацию как по собственной инициативе, так и на основании письменных запросов НКО.

Органы государственной власти Санкт-Петербурга вправе отказать в предоставлении НКО информации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

НКО некоммерческие организации предоставляют органам государственной власти города области имеющуюся в их распоряжении и относящуюся к предмету взаимодействия информацию, на добровольной основе, за исключением случаев, когда действующим законодательством для соответствующих юридических лиц предусмотрена обязанность предоставлять определенную информацию.

В рамках взаимного информирования между органами государственной власти  города и НКО могут заключаться соглашения, устанавливающие обязанности участников по организации информационного обмена.

Диалог между адресатами Концепции по широкому спектру вопросов социального и экономического развития обеспечивается органам государственной власти Санкт-Петербурга за счет:

- формирования и развития материально-технической базы единого информационно-коммуникационного пространства города;

- систематизации данных, отражающих состояние и динамику развития общественного сектора города;

- оказания помощи и поддержки негосударственным некоммерческим организациям в доступе и обмене социально значимой информацией;

- расширения информационного поля взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга с негосударственными некоммерческими организациями с использованием современных информационных технологий, в т.ч. сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи;

- информационной поддержки социально значимых программ, проектов, акций и других инициатив негосударственных некоммерческих организаций и пропаганды позитивного опыта взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций, бизнес сообщества и органов власти Санкт-Петербурга;

- информирования населения города о реализации социально значимых совместных проектов органов власти Санкт-Петербурга, негосударственных некоммерческих организаций и бизнес сообщества;

- содействия в создании и размещении на городских телеканалах, радиоканалах, в городских и окружных печатных изданиях, в сети Интернет общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, отражающих позитивные процессы развития гражданского общества в Санкт-Петербурге;

- содействия в развитии инфраструктуры информационного обмена, включая проведение гражданских форумов, ярмарок социальных проектов и программ негосударственных некоммерческих организации, общественных слушаний по актуальным вопросам жизни города.

 

·        Экспертиза нормативных правовых актов.

-  Экспертная и аналитическая деятельность НКО как участников взаимодействия направлена на выявление независимой общественной оценки эффективности принятых или предполагаемых к принятию органами государственной власти Санкт-Петербурга нормативных правовых актов.

-  Экспертная и аналитическая деятельность осуществляется НКО в отношении определенного нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта с привлечением специалистов с целью определения качества этого акта, возможных социально-экономических последствий его принятия и соответствия этих последствий целям принятия акта.

- Инициаторами составления НКО экспертных и аналитических заключений могут выступать как органы государственной власти города, так и сами НКО.

- При составлении негосударственными некоммерческими организациями экспертных и аналитических заключений негосударственные некоммерческие организации вправе запрашивать от органов государственной власти  Санкт-Петербурга необходимую информацию, документы и материалы.

- Экспертные и аналитические заключения негосударственных некоммерческих организаций обязательны для рассмотрения органами государственной власти Санкт-Петербурга и носят рекомендательный характер.

- Деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по обеспечению подготовки и проведения экспертной и аналитической деятельности НКО как участников взаимодействия определяется правовым актом губернатора Санкт-петербурга.

 

Механизмы:

·        Система соглашений и договоров

1. Для включения НКО в формирование и реализацию государственной политики  Санкт-Петербурга, органы государственной власти города могут заключать соглашение об общественно-государственном партнерстве с НКО, действующими на территории Санкт-Петербурга.

2. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон; предусматривает взаимные обязательства сторон, в том числе по развитию механизмов общественно-государственного партнерства: системы консультаций, совместных планов деятельности, совместного финансирования проектов и программ.

3. Органы государственной власти Санкт-Петербурга вправе заключить соглашение при наличии соответствующей  инициативы 3  и более НКО.

4. Подписанное соглашение является открытым для присоединения к нему любой НКО, действующей на территории Санкт-Петербурга, разделяющей цели соглашения и желающей взять на себя обязательства по реализации соглашения.

5. Соглашение имеет неограниченный период действия и может пересматриваться по согласию сторон не чаще одного раза в год.

6. Подписанное органом государственной власти Санкт-Петербурга является расходным обязательством города и финансируется в части обязательств органов государственной власти за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

7. НКО – участник соглашения вправе выйти из него по своему усмотрению, направив в заключивший соглашение орган власти письменное заявление о выходе, и отзыве своей подписи под соглашением.

8. НКО, не исполняющая своих обязательств по соглашению, может быть исключена из него решением остальных участников соглашения. Решение принимается большинством голосов. Для организаций, исключенных из соглашения, повторное присоединение к соглашению возможно только по истечению календарного  года со дня исключения.

9. Соглашение может устанавливать также иные формы ответственности сторон за исполнение взятых на себя обязательств.

10. Соглашение утрачивает свою силу, если со стороны гражданского общества останется не менее 2 организаций, не отозвавших свою подпись под соглашением или не исключенных из него на основании п.6 настоящей статьи.

 

·        Постоянно действующие общественные советы всех видов

1. Для учета интересов граждан и обеспечения непосредственного взаимодействия органов власти города и НКО в процессе принятия и реализации решений, при органах государственной власти Санкт-Петербурга и их структурных подразделениях могут создаваться общественные органы из граждан и представителей объединений граждан (советы, комитеты, рабочие группы и др.) далее Советы.

2. Органы государственной власти могут создавать Советы по собственной инициативе, а также по инициативе не менее трех НКО.

3. Решение о создании Совета, его задачах и функциях, составе и порядке работы принимается соответствующим органом государственной власти Санкт-Петербурга.

4. Советы являются совещательными общественными структурами и действуют на общественных началах. Обеспечение работы данных органов осуществляет создавший их орган государственной власти.

5. Если Совет создается при должностном лице органа государственной власти Санкт-Петербурга, то данное лицо обязано присутствовать на заседаниях  Совета лично.

6. Решения Совета носят рекомендательный характер, но подлежат обязательному рассмотрению создавшим его органом власти.

7. Члены Совета обязаны организовывать взаимодействие с НКО, не имеющими своих представителей в составе данного Совета, и содействовать привлечению их к его работе.

 

·        Публичные слушания и др.

1.                       Публичные слушания – форма реализации прав  граждан на участие в  принятии решений органами государственной власти Санкт-Петербурга посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов решений, принятых решений и результатов деятельности органов власти, приоритетов государственной политики и других общественно значимых вопросов.

2.                       Публичные  слушания проводятся в целях:

-   информирования общественности и органов государственной власти  о  фактах и существующих мнениях по теме и вопросам публичных слушаний;

-   получения предложений граждан по теме и вопросам публичных слушаний;

-   принятия органами государственной власти оптимального решения на основе представленных альтернативных вариантов данного решения;

-   обеспечения гражданского участия в принятии решений органами государственной власти города.

3.                       Публичные слушания могут проводиться по инициативе органов государственной власти Санкт-Петербурга, по инициативе НКО, если количество представителей различных НКО в инициативной группе не менее 10, и по инициативе граждан, если количество членов инициативной группы составляет не менее 100 человек.

 

2. Формы и механизмы, с помощью которых осуществляется государственная поддержка деятельности НКО.

Формы:

·        Государственная поддержка деятельности НКО

Государственная поддержка может выражаться в виде:

1) предоставляемых НКО государственных грантов Санкт-Петербурга – целевого финансирования отдельных социально полезных целевых программ негосудасртвенных некоммерческих организаций по их заявкам за счет субвенций или субсидий, представляемых из бюджета Санкт-Петербурга;

2) городского социального заказа - совокупности государственных контрактов на выполнение работ и (или) оказание услуг в социальной сфере за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;

3) предоставления льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Санкт-Петербурга, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и правовыми актами Санкт-Петербурга;

4) установления льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, полное или частичное освобождение от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Санкт-Петербурга;

5) предоставления помещений, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, в безвозмездное пользование в порядке, установленном правовыми актами Санкт-Петербурга, на период выполнения социального заказа либо участия в  городской целевой программе;

6) предоставления права на оплату коммунальных услуг по тарифам, предусмотренным для бюджетных учреждений;

7) содействия в подготовке экспертов и специалистов по проведению конкурсов по размещению социального заказа и предоставлению грантов, осуществлению оценочной деятельности в социальной сфере;

9) обучения членов и участников негосударственных некоммерческих организаций, организации, обеспечения просветительской деятельности по вопросам сотрудничества, оказания методической, консультативной и иной помощи негосударственным некоммерческим организациям;

10) организации обмена опытом адресатов Концепции, содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий с участием негосударственных некоммерческих организаций;

11) развития инфраструктуры взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти Санкт-Петербурга в том числе укрепление действующих и создание новых государственных, общественно-государственных и иных некоммерческих  профильных организации, обеспечивающих межсекторное сотрудничество (Дом НКО, ГУ «Социальное партнерство», Благотворительный совет Санкт-Петербурга, попечительские советы и (или) фонды при государственных образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения и др.).

Государственная поддержка НКО обеспечивается за счет системы соглашений и договоров с участием НКО и органов государственной власти Санкт-Петербурга.

 

·        Размещение социального заказа

1. Размещение социального заказа и порядок проведения конкурсов на размещение социального заказа осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

2. Приоритетные сферы размещения социального заказа ежегодно определяются Правительством города при участии НКО.

3. Суммы расходов на выполнение социального заказа НКО могут утверждаться отдельной строкой в бюджете Санкт-Петербурга в составе городских целевых программ или их отдельных мероприятий.

 

·        Городские гранты

1. Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга принимают решение о предоставлении грантов для осуществления целевых социальных программ НКО, реализации общественно-гражданских инициатив. Положение о грантах утверждается Правительством города.

2. Гранты предоставляются по результатам проведения открытых публичных конкурсов. Объявление о проведении конкурса публикуется в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти, не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.

3. Конкурсы по предоставлению грантов НКО проводятся уполномоченными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.

4. Решение о предоставлении грантов принимается конкурсными комиссиями, сформированными уполномоченными органами исполнительной власти города на основании экспертной оценки заявок НКО на участие в конкурсе. Порядок формирования конкурсных комиссий устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

5. Предоставление грантов для осуществления целевых социальных программ НКО проводится на основании договора между уполномоченным органом исполнительной власти города, принявшим решение о предоставлении гранта, и НКО, получающей грант.

6. Гранты предоставляются в порядке, предусмотренном федеральными законами, законами и иными правовыми актами Санкт-Петербурга.

 

Механизмы:

·        Конкурсные и грантовые программы

·        Ежегодный социальный форум

·        Содействие развитию фондов местного сообщества и др.

Под фондом местного сообщества понимается фонд, целью деятельности которого является поддержка социальных проектов и программ, осуществляемых на территории проживания местного сообщества.

Правление фонда определяет приоритеты финансирования социальных программ на территории и на конкурсной основе осуществляет финансирования НКО, которые осуществляют эти программы.

 

 

Управление реализацией Концепцией (организационное, информационное и финансовое обеспечение, оценка результатов).

 

Раздел дорабатывается, будет оформлен в виде приложения к Концепции и будет содержать следующие части:

 

1.      План реализации (сроки, госзаказчик, исполнитель и пр.)

2.      Межведомственная координация

3.      Порядок отчетности

4.      Внесение изменений

5.      Финансовое обеспечение (источники финансирования)

6.      Организационное обеспечение

7.      Информационное обеспечение

8.      Контроль за исполнением

9.      Оценка

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - Ожидаемый конечный результат: 

               Реализация Концепции  взаимодействия  органов государственной власти Санкт-Петербурга с некоммерческими организациями будет  способствовать укреплению авторитета  органов власти  города, повышению социальной  ответственности  бизнеса, росту активности горожан, позволит консолидировать усилия органов государственной власти, общественного  сектора и бизнес сообщества в целях достижения эффективных результатов в осуществлении городской социально-экономической политики, что   обеспечит  повышение качества и уровня жизни в городе.

               Применительно к сформулированным задачам ожидаемые результаты (в 2011 году) реализация концепции следующие:

- совершенствуется работа Координационного совета, других советов и иных коллегиальных органов, действующих в органах государственной власти;

- составляется информационно-аналитический отчет о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций;

- разработаны стандарты НКО и критерии оценки их деятельности;

- проводится ежегодный форум как площадка для обсуждения проблем взаимодействия, развиваются иные технологии социального партнерства (общественная экспертиза, ярмарка социальных проектов и др.);

- увеличится процент городского социального заказа, реализуемого силами НКО. НКО, оказывающие социальные услуги населению, получают инфраструктурную поддержку города. Ежегодно увеличивается % бюджета, направляемого на различные формы поддержки НКО (гранты, конкурсы, субсидии, льготы и др.);

- разработаны, обсуждены и внесены в ЗАКС проекты законов Санкт-Петербурга «О взаимодействии некоммерческих с органами государственной власти Санкт-Петербурга», «О поддержке добровольчества в Санкт-Петербурге» и др.;

- налажен регулярный информационный обмен между НКО и подразделениями Администрации Санкт-Петербурга, отвечающими за соответствующую проблематику;

- увеличен процент городской социальной рекламы, который освещает проекты НКО;

- на региональном телевидении появляются программы/цикл передач о деятельности НКО;

- результаты общественной экспертизы программы освещаются в СМИ;

- увеличивается численность добровольцев в некоммерческом секторе;

- разработаны и реализованы альтернативные образовательные программы, оценена их сравнительная эффективность.

 

Дальнейшее развитие взаимоотношений НКО и власти (после 2011 года) должно привести к тому, что:

  1. Горожане предпочитают через участие в НКО решать проблемы своих взаимоотношений с властями.
  2. Получают массовое развитие (признание и поддержку) организации по месту жительства («соседские организации»), а также тематические сообщества без регистрации.
  3. Горожане участвуют в благотворительности и волонтерских программах и склонны больше доверять НКО.
  4. Сектор НКО постепенно становится саморегулируемым; развиваются механизмы общественного контроля деятельности НКО.
  5. По мере укрепления механизмов саморегулирования появляются новые возможности для участия представителей НКО в процессах государственного и муниципального управления.
  6. По мере укрепления механизмов саморегулирования расширяются объемы финансовой и иной поддержки, причем условия конкурсов позволяют учитывать добровольную «сертификацию» НКО.

 

  1. Значительная часть НКО присоединилась к одному или нескольким «кодексам этичного поведения», на основании которых формируются более детальные профессиональные стандарты и механизмы проверки их соблюдения.
  2. Реестры молодежных, экологических и прочих НКО, создаваемые с целью отбора организаций для оказания поддержки, формируются на основе саморегулирования (отбор производят не чиновники, а сообщество НКО, для чего разработаны соответствующие критерии и механизмы).
  3. Развита Интернет-инфраструктура для взаимодействия НКО и органов власти, в частности, созданы и легализованы Интернет платформы для самоотбора представителей НКО для участия в различных консультативных советах и форумах.
  4. Деятельность всех консультативных (общественных) советов носит открытый характер; созданы соответствующие типовые положения, определена ответственность.
  5. Разработан специальный формат и осуществляются мероприятия по обсуждению стратегических городских программ, бюджета и пр. с НКО.
  6. Через отлаженный механизм самоотбора представители НКО получают возможность участвовать ключевых событиях городской политической жизни (оглашения послания губернатора, форумы и пр.).
  7. НКО и соседские организации активно участвуют в делах местного самоуправления, в частности, в контроле за бюджетом, реализацией программ благоустройства и пр. Получают полномочия от органов местного самоуправления.
  8. НКО являются для горожан признанным источником информации о проблемах города, городского управления и деятельности органов власти, в частности, через механизм специальных запросов. Специальный запрос – это запрос к органу власти в интересах неопределенного круга лиц. Законом закреплены обязанности органов государственной власти СПб по подготовке ответов, которые, например, должны быть размещены на официальном сайте, опубликованы и пр.
  9. НКО получают право проводить тематические слушания, на которые обязаны приезжать чиновники, ответственные за решение обсуждаемой проблемы. Создан механизм назначения слушаний, приглашения и пр.
  10. Обсуждается право законодательной инициативы для НКО и возможность передачи им значительного перечня публичных функций органов власти на основе саморегулирования.


[1] Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России. Аналитический обзор по результатам анализа государственной статистики, баз данных НКО и опросов общественного мнения. Исследовательская группа ЦИРКОН, 2006

[2] Можно было каждой НКО выбрать более чем 1 вид деятельности

[3] См. подробнее http://www.crno.ru/news.asp?nid=4271

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Кампания "От неосведомленности к влиянию: гражданское жюри за свободу общественных объединений"
Публикации:
18.10.2008 - Отношение петербуржцев к общественным объединениям - 4
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
22.06.2008 - Мастер-классы «Технологии привлечения населения для решения социальных проблем»
20.06.2008 - Решение и материалы Гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге" (13-15.12.2007)
19.06.2008 - Пресс - конференция по итогам проекта «От неосведомленности к влиянию: гражданское жюри за свободу общественных объединений»
10.06.2008 - Отношение петербуржцев к общественным объединениям - 3
14.05.2008 - Тренинг для НКО "Общественная экспертиза проектов нормативных актов и планирование кампаний по защите общественных интересов"
27.12.2007 - Отчет по аудиту Гражданских слушаний на тему: "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций"
18.12.2007 - Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
17.12.2007 - Презентация вердикта гражданского жюри «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге».
13.12.2007 - Расписание гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
07.12.2007 - Состав гражданского жюри слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
20.11.2007 - Буклет о Гражданских слушаниях
19.11.2007 - Началась работа жюри гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
08.11.2007 - Зарегистрирован 100-й со-автор Живой энциклопедии общественных инициатив!
05.11.2007 - Материалы мастер-класса «Социальные ресурсы в Интернете»
01.11.2007 - Мастер-класс для журналистов «Социальные ресурсы в Интернете»
31.10.2007 - Продолжается набор членов жюри гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций»
26.10.2007 - Отношение петербуржцев к общественным объединениям - 2
24.10.2007 - Центру удалось найти в Петербурге 350 активных граждан
23.10.2007 - Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008 – 2011 гг.
09.10.2007 - Петербуржцы будут решать, каким НКО выделять бюджетные деньги
29.05.2007 - Петербуржцы смотрят на общественных активистов, как на героев телешоу
24.05.2007 - Общественные активисты выигрывают в карьере, добрых делах и приключениях
22.05.2007 - Общественные инициативы – новые модели личного успеха
22.05.2007 - 12:00 Пресс-конференция "Общественные инициативы — новые модели личного успеха"
17.05.2007 - ЭКОМ и ЦРНО начали выпуск Живой энциклопедии общественных инициатив
19.04.2007 - Некоммерческие организации отчеты сдали, но продолжают настаивать на упрощении отчетности и регистрации
17.04.2007 - Отношение петербуржцев к общественным объединениям - 1
16.04.2007 - Общественных активистов – в "звезды"?! Да!
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.