Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Другие технологии общественного участия : Определение понятия «прямая демократия»

- 09.09.2006

Определение понятия «прямая демократия»

По материалам доклада, представленного автором в июне 2006 на семинаре в Петербурге. Публикуется с разрешения автора.

Понятие прямой демократии может быть интерпретировано различным образом, поэтому, прежде всего, необходимо дать точное определение этого понятия.

Современное понятие прямой демократии отличается от классических представлений. В настоящее время «прямая демократия» означает, что граждане имеют право принимать прямое участие в  выработке решений по ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положений Конституции, т.е. независимо от желания правительства или парламента.

Это определение содержит в себе первый критерий прямой демократии: прямая демократия действует в отношении решений по ключевым вопросам, а не в отношении отдельных личностей. Таким образом, право на прямые выборы представителей граждан и право их отзыва (например, прямые выборы мэров или президента) не являются проявлением прямой демократии.

Второй обязательный критерий можно сформулировать следующим образом: прямая демократия наделяет граждан властью, а ее процедуры направлены на разделение властных полномочий. Разделение полномочий обычно означает, что определенное количество граждан (численность группы должна быть определена законом) может инициировать процедуру прямой демократии независимо от желания исполнительной или законодательной власти. Этот критерий означает, что плебисциты, т.е. процедуры общенародного голосования, которые могут быть инициированы не гражданами, а исключительно властными институтами, также не имеют отношения к прямой демократии. В соответствии с данным определением, различие между плебисцитами и референдумами является базовым для понимания сущности прямой демократии. Зачастую это различие не учитывается, что приводит к взаимному непониманию сторон при обсуждении проблем прямой демократии.

Используя эти два критерия, можно определить различия между процедурами участия в политической жизни на основе принципов прямой демократии и непрямой демократии:

Классификация демократических процедур по их функциям

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ФУНКЦИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЛАСТИ: принятие решений по ключевым вопросам

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВЛАСТИ

НАДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ГРАЖДАН: разделение властных полномочий между народом и органами государственной власти

Процедура должна быть проведена в соответствии с Конституцией в определенных случаях:

  • Обязательный референдум

Определенное количество граждан имеют право  инициировать  процедуру:

  • Факультативный референдум
  • Инициатива
  • Встречное предложение

Решение вырабатывается  гражданами во всех случаях:

  • Процедуры прямой демократии

 

Досрочный отзыв представителей

НАДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ: в нормальной ситуации укрепляет власть правительства (плебисцит о доверии) или меньшинства в составе органа власти (плебисцит о доверии меньшинству)

Власти имеют исключительное право на принятие решений об использовании процедуры:

  •  Плебисцит

 

Прямые и непрямые выборы представителей

 

Как видно из таблицы, прямая демократия включает три типа процедур осуществления власти гражданами: референдум, инициатива и встречное (альтернативное) предложение. Для каждого типа существуют различные формы реализации, которые, в свою очередь, могут быть институционализированы различным образом. Ниже описаны наиболее типичные формы реализации этих трех основных процедур.

 

Тип процедуры:

РЕФЕРЕНДУМ

Право граждан принять или отклонить решение органа власти посредством общенародного голосования. Если процедура голосования может быть инициирована исключительно по решению властей, то речь идет не о референдуме, а о плебисците.

Формы процедуры:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ (инициированный в соответствии с требованиями Конституции страны )

В рамках представительной демократии такой референдум – это реализация права граждан на окончательное решение, когда важные и самые важные политические решения принимаются самими гражданами.

ОБЩЕНАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ (инициированный гражданами)

Право определенного количества граждан инициировать общенародное голосование в отношении решения, принятого властями. В результате голосования это решение либо отклоняется, либо принимается окончательно. Эта процедура призвана корректировать решения парламента в рамках представительной демократии и является сдерживающим фактором для действий правительства и парламента.

 

Тип процедуры:

ИНИЦИАТИВА

Право определенного количества граждан предлагать всем избирателям введение нового закона или изменение уже существующего. Решение по такому предложению принимается в результате общенародного голосования.

Форма процедуры:

ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА (инициированная гражданами) – организаторы гражданской инициативы могут добиться проведения референдума по своему предложению (при условии формального принятия данной инициативы), они также могут отозвать свое предложение (если это предусмотрено законодательством).

Тип процедуры:

ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Право органа власти или определенного количества граждан выдвигать встречное (альтернативное) предложение в контексте процедуры инициативы или референдума. Решение по такому предложению принимается в результате общенародного голосования.

Форма процедуры:

ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН – определенное количество граждан формулирует встречное предложение в рамках процедуры инициативы или референдума. Затем решение по такому встречному предложению (как это происходит с исходным предложением) принимается в результате общенародного голосования.

ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЛАСТЕЙ – альтернативное предложение формулируется органом власти. Например, в рамках процедуры выдвижения гражданской инициативы парламент может выдвинуть контрпредложение в ответ на предложение организаторов инициативы. Решение по обоим вариантам предложения затем принимается в результате общенародного голосования. Если принятыми оказываются оба варианта предложения, окончательное решение принимается голосованием по специально сформулированному решающему вопросу.

 

То, как именно используются процедуры прямой демократии, зависит от целого ряда факторов, прежде всего, от традиции разрешения определенных конфликтов в данном обществе, т.е. от политической культуры и количества самих конфликтов, которые необходимо разрешить. Кроме того, влияние оказывают сложность структуры данного общества и текущая расстановка политических сил.

Эффективное функционирование прямой демократии зависит от того, насколько полно соблюдаются базовые демократические условия. С другой стороны, это зависит от конкретной формы инструментов прямой демократии и их практической применимости. Демократия не работает там, где для решения конфликтов применяется насилие. Плохо разработанные и некорректно применяемые демократические процедуры не могут быть эффективны, а иногда даже являются контрпродуктивными.

В этой связи необходимо относиться с некоторой осторожностью к положениям, заявленным в Конституции. Институциональные формы и точные процедуры прямой демократии никогда не могут быть выведены исключительно из текста Конституции, и во всех странах обычно существуют также дополнительные законодательные положения. Положения законов и подзаконных актов могут существенно ограничить и даже свести на нет возможности, в принципе предусмотренные Конституцией. Как сказал Ханс Урс-Вили, глава Отдела по политическим правам Федерального правительства Швейцарии: “Когда речь заходит о правах граждан, важно обращать внимание на то, что написано мелким шрифтом”.

Рольф Бюхи, Институт инициатив и референдумов в Европе

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Публикации:
Институт инициатив и референдумов в Европе Институт инициатив и референдумов в Европе
Статья Статья "прямая демократия" в Википедии
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.