Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Другие технологии общественного участия : Имидж НКО и возможности по лоббированию некоммерческими организациями общественных интересов в органах законодательной власти

- 20.08.2002

Имидж НКО и возможности по лоббированию некоммерческими организациями общественных интересов в органах законодательной власти
ИМИДЖ НКО И ВОЗМОЖНОСТИ ПО ЛОББИРОВАНИЮ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Третий сектор -- сектор некоммерческих организаций -- это активно функционирующая и постоянно развивающаяся сфера. Многие некоммерческие организации появились на свет сравнительно недавно. Часть НКО уже исчезла, оставшиеся же достаточно успешно продолжают свою деятельность и являются экспертами в различных областях.

Независимо от типа некоммерческой организации, цель их создания -- объединение и защита интересов определенных социальных групп. Таким образом, работники некоммерческих организаций являются своеобразными заступниками целых слоев населения. За рубежом представителей нонпрофитных организаций называют адвокатами и лоббистами, а процесс защиты и продвижения интересов НКО -- адвокатированием и лоббированием.

Специалисты определяют лоббирование как продвижение и отстаивание интересов определенных общественных групп в органах власти путем воздействия на выборных политиков и других официальных лиц в рамках формализованной демократической системы правления.  Вот несколько путей для представления интересов: инициирование законопроектов и изменений в действующее законодательство, воспрепятствование принятию законопроектов или изменений, информационная работа с депутатами и фракциями, экспертиза законопроектов и т.д.

Надо отметить, что у российской общественности существует определенное негативное отношение к такому явлению, как лоббизм (у большинства людей оно ассоциируется с чем-то незаконным и неприемлемым). Несмотря на это, некоммерческие организации заявляют, что отстаивание гражданских позиций в органах власти является одним из основных направлений их деятельности. Кроме того, в различных источниках дается обоснование лоббизма как общественно значимого явления, обеспечивающего гласность политического процесса.

Но практика показывает, что организации третьего сектора, лоббируя свои интересы, а тем самым и интересы гражданские, сталкиваются с различными барьерами, которые препятствуют установлению нормального диалога с представителями властных структур. Таким образом, интересы конкретных групп населения, которые формулируют НКО, не воспринимаются чиновниками и выборными политиками или воспринимаются в искаженной форме.

Один из факторов, которые негативно влияют на построение конструктивных межсекторных взаимоотношений -- это стереотипное восприятие оппонентами друг друга. Для того, чтобы выяснить, какой образ сложился у представителей органов власти о третьем секторе и насколько имидж НКО влияет на возможности продвижения интересов общественных организаций путем лоббирования, весной 2002 года было проведено исследование с использованием методов экспертного интервью и анализа официальной документации. В качестве объекта исследования была выбрана работа Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1.                  Выяснить, что влияет на отношение депутатов Законодательного Собрания (ЗС) Санкт-Петербурга и их помощников к организациям третьего сектора;

2.                  Сформулировать, из каких факторов складывается для представителей законодательной власти понятие «имидж некоммерческой организации»;

3.                  Выяснить, какие инструменты для диалога представляются депутатам приемлемыми (в том числе, определить отношение депутатов к попыткам лоббирования организациями третьего сектора своих интересов);

4.                  Выяснить, каким образом реальная деятельность НКО находит отражение в официальных документах и высказываниях депутатов.

5.                  Установить связь между имиджем НКО и признанием их лоббистской деятельности.

У депутатов ЗС и их помощников было взято 9 интервью. Также были проанализированы отчет ЗС за 2001 год и отчет отдела по работе с некоммерческими организациями. На основании полученных данных были сделаны выводы о том, как сами НКО и их действия воспринимаются теми, кого они лоббируют, и насколько от этого фактора зависит успех работы некоммерческих организаций в данном направлении:

 

1.      Имидж третьего сектора сформировался стихийно и обладает противоречивыми чертами:

Ø      Несмотря на то, что в третьем секторе работает много профессионалов из других областей, в целом они не являются специалистами в области функционирования некоммерческих объединений;

Ø      НКО заявляют целью своей деятельности не получение прибыли, а отстаивание гражданских интересов. Тем не менее, они стереотипно воспринимаются как «попрошайки», которым всегда не хватает средств;

Ø      Из-за того, что происходят случаи, когда некоммерческие организации работают на интересы коммерческих структур (а о скандалах всегда узнают быстрее, чем о положительных результатах деятельности), НКО приписывают такие качества, как жульничество и желание заработать на чужих проблемах;

Ø      С одной стороны, общественность путает НКО с различными политическими партиями, с другой стороны, не являясь политическими по своей сути, НКО не рассматриваются представителями власти, как реальная сила, это приводит к тому, что зачастую они просто игнорируют действия организаций третьего сектора.

 

2.      Электоральной общественности, на мнение которой полагаются депутаты, присуще стереотипное восприятие НКО. Особенности восприятия такого рода организаций пришли из прошлого и заключаются в следующем:

ü      Многие проводят параллель между сегодняшними НКО и общественными организациями, существовавшими раньше (профсоюзы, пионерская организация, комсомол и т.п.),

ü      Так как СССР уже нет, то население не видит смысла в существовании организаций, которые имеют характеристики, возникшие под воздействием советской действительности;

ü      НКО до сих пор не воспринимаются людьми как единое сообщество, так как в общественном сознании не укладывается, что, допустим, такие некоммерческие объединения, как профсоюзы, клубы собаководов, общества инвалидов и экологические организации могут быть составляющими одного сектора общества;

ü      К некоммерческим организациям относятся с подозрительностью, что связано с недоверием к мотивам деятельности и непониманием того, почему НКО занимаются политическими вопросами и ведут предпринимательскую деятельность.

 

3. С развитием третьего сектора в России сообщество НКО взяло на себя ряд  задач по решению общественных проблем, в частности, по отстаиванию гражданских интересов в органах власти. Это привело к возникновению таких категорий некоммерческих организаций, как «policy group» и «advocacy group» (это подробно описывается в работах А.Сунгурова из Центра «Стратегия»). НКО первой группы работают над программами действий в какой-либо сфере деятельности общества и государства, а организации второго типа - в направлении отстаивания интересов каких-либо групп общества.

По мнению специалистов, такая работа НКО достаточно перспективна и ведет к развитию партнерства в рамках межсекторного взаимодействия. А для того, чтобы их деятельность некоммерческих объединений была более успешной, им следует как можно быстрее начать работать над корректировкой своего имиджа.

 

4. Имидж НКО играет существенную роль в продвижении организациями третьего сектора своих интересов в органах власти. В частности, можно выделить следующие эффекты сложившегося имиджа:

ü      Происходит недооценка представителями власти значимости реальной деятельности НКО;

ü      Депутаты и их помощники невнимательны к информации, которую НКО транслируют посредством печатной продукции, на слушаниях по законопроектам, во время работы экспертных групп с участием НКО над поправками и т.п;

ü      Уменьшение законодательной властью значимости работы НКО, что можно заключить из отсутствия в основном отчете информации о деятельности НКО и их взаимодействии с законодательными органами;

ü      Возможность присвоения органами власти некоторых положительных результатов деятельности, наличию которых способствовали НКО.

 

5. Возможности для лоббирования зависят не только от имиджа НКО. Можно  выделить ряд институциональных факторов, которые также в значительной степени влияют на характер взаимоотношений некоммерческих организаций и представителей органов власти:

ü      Наличие/отсутствие в органах власти системы организации обратной связи от депутатов к НКО через отдел по связям с общественными организациями;

ü      Факт признания/непризнания представителями власти существования общественных проблем, которые требуют немедленного решения;

ü      Наличие/отсутствие у НКО достаточных ресурсов для проведения лоббистских кампаний;

ü      Отсутствие нормативной базы для лоббирования.

В свою очередь, некоторые из этих факторов влияют на скорость формирования и возможности по корректировке имиджа.

 

Проанализировав ситуацию, сложившуюся во взаимоотношениях организаций третьего сектора и власти, можно сформулировать ряд предложений и рекомендаций, которые следует принимать во внимание представителям интересов НКО:

Ø      Надо вести сознательную и планомерную работу по корректировке имиджа третьего сектора в целом, не ограничиваясь улучшением имиджа отдельных организаций. НКО должны как можно скорее осознать необходимость  формирования общественного мнения в свою пользу, что необходимо им для получения поддержки их программ со стороны местного сообщества, привлечения добровольцев, получения новых источников финансирования;

Ø      Следует позиционировать НКО, которые занимаются защитой общественных интересов от тех организаций, которые призваны продвигать узкогрупповые приоритеты;

Ø      Некоммерческие организации должны постоянно подчеркивать, что за время существования третьего сектора в России, третий сектор НКО уже приобрели достаточный опыт работы и стали профессионалами в своем деле;

Ø      НКО надо дистанцироваться от опыта советских общественных организаций, но не путем прямого противопоставления себя этим объединениям, а, апеллируя к новому социальному опыту населения;

Ø      Организациям третьего сектора нужно выяснить наиболее важные для депутатов референтные группы и разработать доступные для НКО коммуникационные стратегии, ориентированные на эти целевые аудитории ( в качестве примера можно выделить такую группу, как помощники депутатов ЗС: с одной стороны, на их мнение могут полагаться депутаты, с другой стороны, для НКО они более доступны.)

Ø      Учитывая ограниченность НКО в финансовом отношении, нужно тщательно проанализировать все возможные действия с целью корректировки имиджа и выбрать приоритетные;

Ø      Взаимодействия с представителями власти необходимо выстраивать постоянно, чтобы была возможность спрогнозировать возможные ситуации и вовремя на них среагировать. Кроме того, чтобы начать считаться с интересами НКО, власть должна почувствовать реальную силу и потенциал третьего сектора;

Ø      Если говорить о широкой общественности, то ее негативное отношение к деятельности НКО может быть преодолено путем постоянного информирования населения об эффективных организациях, работающих в тех сферах, которые представляются людям важными, таким как проблемы окружающей среды, проблем детей, потребительских прав и социальной поддержки населения;

Ø      Информацию о своей деятельности некоммерческие организации могут также распространять с привлечением, так называемых «лидеров мнений», которые в той или иной степени отличаются своей социальной активностью;

Ø      НКО должны работать над созданием запоминающегося образа организации, т.е. разработать логотип, включающий в себя название, эмблему и девиз организации.

 

З.Гайнуллина

Оригинал публикации: БЕРЕГИ ИМИДЖ СМОЛОДУ!

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Право на участие
Публикации:
17.06.2010 - Конференция «Общественные городские движения – теория и практика сотрудничества»
16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
10.03.2010 - Петербургские организации вошли в коалицию «За Байкал!»
28.02.2010 - Кампания за эффективный закон о публичных слушаниях
25.01.2010 - Добро пожаловать в «ШКОЛУ АКТИВИСТА» - второй набор
13.01.2010 - Первый выпуск «ШКОЛЫ АКТИВИСТА»
20.11.2009 - Школа Активиста, Модуль "Гражданский эксперт"
25.10.2009 - Школа Активиста. Модуль 2.
06.10.2009 - В Санкт-Петербурге открывается "Школа Активиста"
29.09.2009 - Консультации для инициативных групп и некоммерческих организаций
08.07.2009 - Экспертная поддержка инициативных групп и НКО. Воспользуйтесь редкой возможностью!
04.05.2009 - Инициативный Петербург на картах google maps
04.05.2009 - 20 МАЯ. Информационный семинар «Технологии оценки в деятельности НКО, основанные на участии клиентов»
02.04.2009 - Брошюра "Управление многоквартирным домом: какой способ лучше?"
17.02.2009 - В Петербурге состоялся первый в России тренинг «Технологии оценки в деятельности НКО, основанные на участии клиентов»
05.02.2009 - Конкурс на оказание комплексной правовой поддержки некоммерческим организациям
05.02.2009 - Заявка на оказание НКО комплексной правовой поддержки
02.02.2009 - Встреча с руководством Комитета по культуре Государственной Думы
30.01.2009 - Впервые в Петербурге: жители решали, будет снесен их дом или нет
21.01.2009 - "Вместе - сильнее". Мы объединились, чтобы поддержать инициативные группы граждан и способствовать кооперации общественных объединений, правозащитных и других НКО
17.01.2009 - Семинар «Безопасность некоммерческой организации: правовая, финансовая, информационная».
05.12.2008 - Пресс-конференция по итогам Гражданских слушаний "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"
17.11.2008 - Гражданские слушания "Управление многоквартирным домом": мнения 14 членов жюри уже разделились
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
13.05.2008 - Народная законодательная инициатива в России: обзор регионального законодательства
03.04.2008 - Общественные слушания по проекту карьера вблизи озера Ястребиного
28.02.2008 - Тема "Экология" в "Открытой студии" 5 канала 11.02.2008
25.01.2008 - Муниципальные администрации могут закладывать свои земли
31.12.2007 - Экологическое право: право граждан или бюрократии?
28.09.2007 - Тема "Браконьерство" в "Открытой студии" 5 канала 27.09.2007
22.09.2007 - Смотрите ЭКОМ на 5 канале в программе "Энергичные люди"! Начало в 10:55
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.