Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Другие технологии общественного участия : Методические основы инвентаризации зелёных насаждений общего пользования
Методические основы инвентаризации зелёных насаждений общего пользования

Город представляет собой единство застроенных территорий (как правило, находящихся в частной собственности) и общественных пространств, связывающих их между собой, а также «линейных объектов», необходимых для быстрой транспортировки энергии, грузов и людей. Общественные пространства – это основной способ организации городской жизни: они важны не только для целенаправленного передвижения из пункта А в пункт Б, но и для общения, отдыха, восприятия города, кооперации и много другого.

Разграничение общественных пространств, территорий застройки и линейных объектов должно происходить путём разработки проектов планировки территорий. Для этой цели в составе проектов планировки разрабатываются чертежи «красных линий», отделяющие эти три типа городских сред. Проект планировки должен служить поддержанию баланса между общественными пространствами и застройкой.

Подобные документы разрабатывались в разные эпохи застройки Петербурга. Таким образом, сегодня мы должны были бы иметь точное представление о том, где находятся предназначенные для рекреации территории, сколько их, каковы их границы. Однако на практике этому препятствует две тенденции. Во-первых, непрерывность градостроительной документации несколько раз нарушалась – отказом от частной собственности после 1917 года и возвратом к ней после 1991. Во-вторых, общественные пространства всегда были и остаются недостаточно защищёнными от давления частного интереса. Поэтому баланс медленно, но неуклонно смещается в пользу застройки.

В силу этих обстоятельств сложилась ситуация, когда рекреационные озеленённые территории необходимо выявлять в структуре городской застройки и – брать под охрану. В некоторых районах города образовался такой дефицит скверов и парков, что необходимо говорить о безусловном приоритете сохранения общественных пространств перед частными интересами.

Кроме того, система озеленённых пространств должна быть интегрирована в масштабах города, подобно улично-дорожной сети. Крупные парки должны быть связаны с транспортной сетью и зонами обслуживания отдыхающих, районные парки должны быть интегрированы в городские архитектурные ансамбли, небольшие рекреационные территории должны насыщать жилые кварталы и образовывать цепочки-переходы между значимыми общественными территориями. Поэтому проекты планировки отдельных территорий не являются достаточным инструментом для планирования и защиты городских озеленённых пространств. Необходима общегородская карта – такая же, как и для сети дорог и улиц.

Функции такой карты выполняет закон Санкт-Петербурга №430-85 «О зелёных насаждениях общего пользования» (далее - ЗНОП).

К сожалению, в силу различных причин его постоянно хотят «поправить». Последняя попытка – это организованная Правительством Санкт-Петербурга «инвентаризация зелёных насаждений общего пользования», которая должна закончиться сокращением общего числа участков ЗНОП с 2286 до 1389 и их общей площади с 7872 га до 5392 га.

Печальные итоги организованной чиновниками городской администрации официальной инвентаризации зелёных насаждений общего пользования, вынуждают Центр экспертиз ЭКОМ и граждан, не равнодушных к будущему наших садов, скверов и парков, организовать альтернативную официальной ре-инвентаризацию городских зелёных насаждений. Наша задача – силами общественных инспекторов-добровольцев обойти городские кварталы и на месте выявить сады и скверы или территории, которые могут быть таковыми. В результате нашей с вами работы мы получим карту, на которой должны быть отображены все значимые озеленённые территории Санкт-Петербурга рекреационного характера.

Для владельцев Яндекс-кошельков:
инвентаризацию!

Практически это означает, что:

Во-первых, мы работаем с территориями, а не с растениями, на них произрастающими.

Во-вторых, мы работаем со следующими объектами:

            1). Территории, зарегистрированные как ЗНОП в перечне действующего Закона СПб "О ЗНОП".

            2). Территории, прошедшие официальную инвентаризацию в том или ином качестве.

            3). Территории, которые общественные инспектора и граждане предлагают включить в озеленённые объекты общего и ограниченного пользования дополнительно к материалам официальной инвентаризации на основании критериев, указанных в настоящей методичке.

Уличное озеленение, санитарное озеленение, а так же придомовое озеленение участков детских садов, школ, предприятий и других учреждений УЧИТЫВАТЬ НЕ НУЖНО!

 

1. Определение вида/категории зелёных насаждений.

При классификации озеленённых территорий нам предстоит решать задачи двух типов:

1. Отделение территорий ЗНОП от озеленённых территорий других видов.

2. Разграничение территорий ЗНОП на территории микрорайонного (внутриквартального значения) с одной стороны и территории общерайонного и общегородского значения с другой. 

Для решения этих задач необходимо использовать следующую систему критериев:

(ВНИМАНИЕ: приведённые ниже критерии не отражают юридический статус  территорий. Они предназначены для формирования единого подхода у общественных инспекторов к оценке фактического положения озеленённых территорий в городском пространстве).

ЗНОП (районного и городского уровня) - общедоступные территории рекреационного использования или имеющие рекреационный потенциал, обладающие одним или несколькими из следующих качеств:

- используемые не только жителями ближайших домов данного квартала, но и транзитными посетителями;

- играющие заметную роль в структуре архитектурных ансамблей фасадной линии квартала;

- имеющие  дополнительную историко - культурную ценность;

- имеющие дополнительную декоративную (витринную)  функцию в восприятии городского ландшафта;

- как правило, имеющие "выход" на красную линию квартала.

Внутриквартальный ЗНОП - общедоступные территории рекреационного использования или имеющие рекреационный потенциал, используемые преимущественно жителями ближайших домов данного квартала.

Озеленение земельного участка здания (ОЗУ) - озеленённые территории, обладающие одним или несколькими из следующих качеств:

- озеленение композиционно тяготеет к  одному конкретному зданию (или системе построек, имеющих общую функцию);

- расположено между фасадной стороной здания и местным проездом;

- не образует замкнутого контура, ограниченного проездами и пешеходными дорожками;

- предназначено для преимущественного использования жителями/посетителями здания, на участке которого оно находится.

Зелёные насаждения, выполняющие специальные функции (ЗНВСФ) - озеленённые территории, выполняющие преимущественно защитные и санитарные функции (уличное озеленение, озеленение санитарно-защитных и водоохранных зон, кладбищ).

Зелёные насаждения ограниченного пользования (ЗНОгрП) - зелёные насаждения преимущественно рекреационного использования, расположенные на закрытых участках, участках с платным доступом, либо предназначенные для посещения ограниченного контингента пользователей и не являющиеся при этом «придомовым озеленением». Например, парки вузов, музеев и других подобных учреждений.

Зелёные насаждения декоративного озеленения (ДО) - зелёные насаждения, не образующие самостоятельного территориального объекта и использованные для оформления городской среды (клумбы, вазоны, деревья в обрешётке, цветущая рассада в декоративных ящиках). Декоративное озеленение следует судьбе ландшафта, а не предопределяет её.

Алгоритм категоризации озеленённых территорий:

Старый объект учета

Новый объект учета

ЗНОП

Не ЗНОП

Район./город. ЗНОП

Внутриквартал. ЗНОП

ЗНОгрП

Район./город. ЗНОП

ЗНВСФ

Внутриквартал.ЗНОП

ЗНОгрП

 

ОЗУ

ДО

2. Определение доступности озеленённой территории.

Доступность озеленённой территории условно подразделена на следующие подкатегории:

1. Открыт.

Ограда отсутствует (противопарковочное низкое ограждение - не в счёт).

2. Постоянно открытая ограда.

Ограда, исходной целью установки которой было не столько ограничить свободное посещение территории, сколько обозначить единство некой территории с объектом недвижимости.

3. Ограда с режимом свободного посещения.

Огороженная территория с запирающейся оградой, на которой как минимум часть светлого времени суток хозяйствующим субъектом установлен режим свободного посещения.

4. Вскрытая ограда.

Ограда, исходной целью установки которой было ограничить свободное посещение территории, однако, с течением времени и под воздействием извне утратившая эту способность при попустительстве хозяйствующего на территории субъекта.

 5. Закрыт.

Огороженная территория с отсутствующими или постоянно закрытыми свободными пешеходными проходами.

 

3. Определение степени благоустройства озеленённой территории.

Благоустройство озеленённой территории условно подразделено на следующие подкатегории:

1. Территория благоустроена.

Зелёные насаждения на территории присутствуют и ухожены. Пешеходные дорожки наличействуют. Оснащение объектами рекреационной инфраструктуры ((детские, спортивные площадки с оборудованием, скамейки, урны, фонари, фонтаны и т.п.) отсутствует, фрагментарно или заброшено.  

2. Территория благоустроена и оснащена.

Зелёные насаждения смотри выше. Оснащение объектами рекреационной инфраструктуры имеется в удовлетворительном качестве (хотя бы на "троечку").   

3. Территория неблагоустроена.

Зелёные насаждения на территории присутствуют но не ухожены или давно заброшены. Дорожки не "разбиты" а носят характер "народных троп".

4. Базовый пустырь.

Неозеленённая территория или территория с фрагментарным (менее 25% по площади проекции крон) озеленением древесными и кустрниковыми растительными формами, пребывающая в таком состоянии ориентировочно с момента окончания базовой застройки квартала.

5. Рукотворный пустырь.

Ранее благоустроенная озеленением территория, древесные и кустрниковые растительные формы на которой преимущественно уничтожены в ближайшей исторической ретроспективе (до 10-и лет).

6. Территория застроена.

Стройка, занимающая по площади более половины озеленённой территории, продвинулась далее нулевого цикла.

ВНИМАНИЕ! В случаях, когда по каким либо из учётных показателей территория выглядит крайне неравномерно (например - часть территории хороший сквер, а часть - пустырь) следует:

- постараться ориентировочно оценить процентное соотношение частей территории, которые необходимо характеризовать по-разному;

- рассмотреть справедливость объединения всей территории в один объект озеленения;

- обязательно отразить выявленные обстоятельства в столбце примечаний учётной таблицы.

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

 

           1. Технический инструктаж.

            Перед тем, как приступить к ре-инвентаризации, необходимо пройти технический инструктаж и получить инвентаризационный пакет. Сделать и то, и другое можно будет на специально организованных семинарах. В исключительных случаях (по окончании семинаров) пройти инструктаж можно будет персонально. Приходить на инструктаж необходимо, внимательно изучив настоящую методичку и записав возникшие у Вас вопросы. Перед получением инвентаризационного пакета можно будет забронировать за собой инвентаризационный участок, инспектором которого Вы хотели бы стать. Бронь будет сохраняться за Вами на согласованный с координатором общественных инспекторов срок, но в любом случае не более недели.

            2. Инвентаризационный пакет.

            Для проведения полевых инвентаризаций нам с вами понадобятся следующие средства:

1. Карта инвентаризационного квартала (А3) - 2 листа.

2. Карта земельных участков инвентаризационного квартала (А4) - 1 лист.

3. Инвентаризационная таблица (А4) - 5-7 листов на инвентаризационный квартал.

4. Методичка - 1 экземпляр.

5. Набор цветных фломастеров (синий, зелёный, красный, чёрный).

6. Простые карандаши мягкие - 2-3 штуки.

7. Планшеты формата А3 и А4.

8. Резинки для крепления карт к планшетам - 4 большие + 4 малые.

9. Тёплая одежда, обувь, перчатки; ответственный подход и оптимизм.

            Средства, указанные обычным шрифтом, предоставляются организатором ре-инвентаризации ЗНОП.

            Средствами, указанными курсивом, общественные инспектора обзаводятся самостоятельно.

           3. Планирование времени.

            В первую очередь необходимо спланировать время, которое Вам понадобится на работы по ре-инвентаризации учётного квартала ЗНОП. При этом не следует забывать о времени на дорогу от и до инвентаризационного квартала, о необходимости обеденных, "обогревательных" и прочих технологических перерывов. Поэтому лучше НЕ планировать сделать весь участок в один день даже в том случае, если Вы освободили день для этой работы целиком.

            4. Маршрут.

            Необходимо отдельно продумать маршрут, по которому Вы планируете совершать обход инвентаризационного квартала. При этом важно сократить возможные "холостые" проходы, заранее определить возможные  отдыха, "перекуса" и "согрева" в перерывах работы. Если Вы приехали на ре-инвентаризацию на персональном автотранспорте, необходимо заранее продумать места парковки. Опыт показал, что использовать автомобиль можно только на подъезде (отъезде) к инвентаризационному участку. Саму инвентаризацию (за редким исключением) необходимо проводить "на ногах".

            5. Заполнение инвентаризационных материалов.

            5.1 Заполнение учётной таблицы.

            При оценке конкретного участка зелёных насаждений в первую очередь необходимо (на основании изложенных критериев) определиться - с какой категорией ЗНОП и со ЗНОП ли Вы столкнулись, и поставить галочку напротив соответствующей категории в специальном столбце таблицы.

            Если вы расцениваете территорию, фигурировавшую в материалах официальной инвентаризации, как НЕ ЗНОП, то Вам необходимо указать в свободном месте столбца 2 таблицы предполагаемый вид озеленённой территории в соответствии со следующими условными обозначениями:

- зелёные насаждения ограниченного пользования - ЗНогрП

- зелёные насаждения, выполняющие специальные функции - ЗНВСФ

- декоративное озеленение - ДО

- озеленение придомового земельного участка - ОЗУ

Также, поставив галочки в специальных столбцах таблицы, Вам необходимо обозначить степень доступности и благоустройства озеленённой территории.

            Графу "примечание" следует заполнять в конце работы с территорией. В неё следует заносить любые замечания, которые могли у Вас возникнуть по ходу работы, включая сомнения про отнесение территории к соответствующим типам категорий, доступности и благоустройства. Для удобства работы непосредственно на месте Вы можете указывать в этом столбце некие ключевые слова и выражения, которые позволят Вам при перезаполнении таблиц на чистовую в домашних условиях вспомнить и записать полный текст примечания. 

Заполнение учётной таблицы производится мягким простым карандашом или чёрным фломастером (вариант - гелевой ручкой).

            5.2 Заполнение карты учётного квартала.

            Карта учётного квартала выдаётся в двух экземплярах. Первый экземпляр Вы заполняете "в поле". Во второй экземпляр Вы переносите данные из первого в спокойных и тёплых домашних условиях, устраняя неточности и помарки, неизбежные в "полевой" работе.  Первый экземпляр остаётся у Вас и хранится (минимум) год после ре-инвентаризации. Второй экземпляр Вы сдаёте организаторам ре-инвентаризации.

            ВНИМАНИЕ - оценки подлежат ВСЕ объекты, указанные на карте, а так же новые объекты, которые Вы предлагаете добавить. Все объекты, подлежащие оценке, должны быть пронумерованы. Нумерация объекта выполняется тем же цветом, что и сам объект.

            ВНИМАНИЕ - оценке и выявлению подлежат не только ЗНОП, но и ЗНОгрП. Отделение одних от других будет производиться камерально на основании дополнительного юридического анализа и указанных Вами сведений о доступности территорий. Обозначение на карте ЗНОгрП производятся цветом, соответствующим предполагаемой категории территории по тому же принципу, что и ЗНОП. 

            При заполнении карты вы используете три цвета.

синий - корректировка границ существующих и обозначение новых  ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ ЗНОП;

зелёный - расширение границ существующих и обозначение новых ЗНОП районного и городского уровня;

красный - сокращаемая площадь любых обозначенных территорий.

простой карандаш - заборы и высокие ограды, проходящие по границам или в пределах рассматриваемых территорий.

            ВНИМАНИЕ - прорисовываются только изменяемые Вами границы. Подтверждаемые Вами уже обозначенные на карте границы обводить дополнительным контуром НЕ НУЖНО;

            ВНИМАНИЕ - карты учётных кварталов будут исполняться НЕ в едином масштабе. Поэтому мы не сможем сообщить Вам точный масштаб вашей карты. Соответственно нельзя будет определить точное количество метров на местности, соответствующих 1 сантиметру карты. При определении правильных границ озеленённых территорий на местности необходимо пользоваться относительным масштабом объектов недвижимости (торцы зданий) и ориентирами на местности, нанесёнными на Вашу карту.

            Система обозначений, принятых на карте учёта ЗНОП инвентаризационного квартала и на карте земельных участков инвентаризационного квартала- в приложенном файле.

           4. Камеральная обработка материалов ре-инвентаризации ЗНОП и сдача материалов.

По окончании заполнения таблиц и карт "в поле" необходимо (не откладывая - пока всё свежо в памяти) перенести полученные данные с полевого черновика в чистовик. Сдавать материалы выполненной ре-инвентаризации необходимо в первый же "приёмный" день после завершения Вами работ. Это важно для скорейшей обработки полученных результатов. Необходимо быть готовым как при сдаче работы, так и впоследствии (по телефону) ответить на вопросы участников ре-инвентаризации, ответственных за обработку полученных данных.

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001488947456
(Кампания в защиту зеленых насаждений Петербурга)

Система обозначений Файл: Система обозначений

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Городские зеленые насаждения
Разработка закона "О зеленых насаждениях общего пользования"
Кампания "Пять тысяч голосов за парки и скверы Петербурга" - 2010
Публикации:
09.04.2013 - Центр экспертиз ЭКОМ провел экспертизу градостроительной документации, обосновывающей возможность строительства собора в парке Малиновка
07.05.2012 - Повестка заседания №13 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
25.04.2012 - Повестка заседания №12 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
24.04.2012 - Протокол №10 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
24.04.2012 - Протокол №9 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
18.04.2012 - Повестка заседания №11 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
12.04.2012 - Повестка заседания №10 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
11.04.2012 - Протокол №8 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
06.04.2012 - Повестка заседания №9 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
05.04.2012 - Протокол №7 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
29.03.2012 - Повестка заседания №8 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
23.03.2012 - Протокол №6 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
23.03.2012 - Повестка заседания №7 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
16.03.2012 - Повестка заседания №6 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
14.03.2012 - Протокол №5 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
07.03.2012 - Протокол №4 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
29.02.2012 - Протокол №3 Городской рабочей группы по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения и корректировке ЗНОП
14.09.2011 - Новая градостроительная политика для нового правительства Санкт-Петербурга
05.09.2011 - Результаты народной инвентаризации зелёных насаждений по Выборгскому району
29.05.2011 - Результаты народной инвентаризации зелёных насаждений по Адмиралтейскому району
06.05.2011 - ЭКОМ продолжает альтернативную народную инвентаризацию скверов и парков
13.04.2011 - Результаты народной инвентаризации зелёных насаждений по Приморскому району
05.03.2011 - Результаты народной инвентаризации зелёных насаждений по Калининскому району
24.02.2011 - Результаты народной инвентаризации зелёных насаждений по Васильевскому острову
01.09.2010 - Закон Санкт-Петербурга "О зеленых насаждениях общего пользования" (№430-85)
01.09.2010 - Приложение 2 к закону "О зеленых насаждениях общего пользования" (№430-85)
01.09.2010 - Приложение 1 к закону "О зеленых насаждениях общего пользования" (№430-85)
01.09.2010 - Карта зеленых насаждений общего пользования в соответствии с Законом Санкт-Петербурга №430-85
16.06.2010 - Принят во втором чтении проект закона "О зелёных насаждениях"
14.06.2010 - Как внести предложения к перечню зеленых насаждений общего пользования, утверждаемому законом Петербурга? (2010)
13.06.2010 - Карты территорий зелёных насаждений общего пользования, исключаемых из закона.
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.