Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Другие технологии общественного участия : Народная законодательная инициатива в России: обзор регионального законодательства

- 13.05.2008

Народная законодательная инициатива в России: обзор регионального законодательства

Центр экспертиз ЭКОМ подготовил обзор регионального законодательства в области  осуществления народной законодательной инициативы.

Народная законодательная инициатива (законодательная инициатива граждан) представляет собой право определенной группы избирателей предложить проект закона, который подлежит обязательному рассмотрению парламентом. Эта форма прямой демократии стоит между референдумом, решение  которого имеет силу закона,  и  правом на обращения в органы власти с предложениями (петициями), которые предполагают ответ, но не требуют обязательного рассмотрения на уровне законодательной власти.

В федеральном законодательстве такая форма прямой демократии еще не получила      правового закрепления. В этом отношении регионы России обогнали центр - народная законодательная инициатива установлена не менее чем в 20 субъектах РФ, что можно считать достаточно широким распространением нового для нашей страны института   народовластия. Зато ее «младшая сестра» – народная правотворческая инициатива, – детально описана в уставах или нормативных актах большинства муниципальных образований.

В основу большинства региональных подходов положена соответствующая практика, сложившаяся в развитых демократических странах Европы. В соответствии с ней для осуществления законодательной инициативы сначала образуется инициативная группа, которая официально регистрирует инициативу, а затем эта группа собирает определенное количество подписей в ее поддержку.  Документ и подписи направляются в представительный орган власти, который, в случае выполнения всех требований, рассматривает законопроект в обычном порядке.

Однако в каждом регионе законодатель формирует специфические процедуры подготовки инициативы. Закон может определить следующие требования к законодательной инициативе граждан:

  • Допустимость оформленной или неоформленной инициативы. Оформленная инициатива представляет собой постатейно составленное предложение проекта нормативного акта; неоформленная – общее пожелание, общие принципы проекта, по которому должно высказаться представительное учреждение.
  • Ограничение перечня вопросов, которые может регулировать народная инициатива.
  • Численность инициативной группы и требования к ее составу.
  • Срок сбора подписей в поддержку предлагаемого закона и их количество.
  • Условия предварительной публикации законопроекта и порядок агитации.
  • Способы финансирования

Рассмотрение «народных» законопроектов в региональных парламентах обычно осуществляется так же, как и любых других законопроектов. Однако в Уставе  Волгоградской области, например, указано, что «законопроекты и предложения, направленные в областную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы граждан, рассматриваются Думой в первоочередном порядке». В Брянской области и Алтайском крае предусмотрено, что в случае, если представительный орган власти откажется придать законопроекту силу закона, то проект выносится на региональный референдум.

Законодательство о народной законотворческой инициативе  начало возникать в конце 90-х. Большинство законов принято в 2001-2003 годах (в том числе – города Москвы). Однако после некоторого перерыва процесс кодификации механизмов народовластия продолжился. Самый свежий закон принят в Смоленской области в 2007 году по инициативе регионального уполномоченного по правам человека.

«ЭКОМ всячески приветствует и поддерживает народную законодательную инициативу как один из важнейших элементов системы участия граждан в управлении делами государства. Практическое признание права граждан формулировать законодательные предложения – это важнейший шаг в преодолении правового нигилизма населения», - говорит Александр Карпов, директор Центра ЭКОМ.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Право на участие
Разработка закона "О народной законотворческой инициативе"
Публикации:
17.06.2010 - Конференция «Общественные городские движения – теория и практика сотрудничества»
16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
10.03.2010 - Петербургские организации вошли в коалицию «За Байкал!»
28.02.2010 - Кампания за эффективный закон о публичных слушаниях
25.01.2010 - Добро пожаловать в «ШКОЛУ АКТИВИСТА» - второй набор
13.01.2010 - Первый выпуск «ШКОЛЫ АКТИВИСТА»
20.11.2009 - Школа Активиста, Модуль "Гражданский эксперт"
25.10.2009 - Школа Активиста. Модуль 2.
06.10.2009 - В Санкт-Петербурге открывается "Школа Активиста"
29.09.2009 - Консультации для инициативных групп и некоммерческих организаций
08.07.2009 - Экспертная поддержка инициативных групп и НКО. Воспользуйтесь редкой возможностью!
04.05.2009 - Инициативный Петербург на картах google maps
04.05.2009 - 20 МАЯ. Информационный семинар «Технологии оценки в деятельности НКО, основанные на участии клиентов»
02.04.2009 - Брошюра "Управление многоквартирным домом: какой способ лучше?"
17.02.2009 - В Петербурге состоялся первый в России тренинг «Технологии оценки в деятельности НКО, основанные на участии клиентов»
05.02.2009 - Конкурс на оказание комплексной правовой поддержки некоммерческим организациям
05.02.2009 - Заявка на оказание НКО комплексной правовой поддержки
02.02.2009 - Встреча с руководством Комитета по культуре Государственной Думы
30.01.2009 - Впервые в Петербурге: жители решали, будет снесен их дом или нет
21.01.2009 - "Вместе - сильнее". Мы объединились, чтобы поддержать инициативные группы граждан и способствовать кооперации общественных объединений, правозащитных и других НКО
17.01.2009 - Семинар «Безопасность некоммерческой организации: правовая, финансовая, информационная».
05.12.2008 - Пресс-конференция по итогам Гражданских слушаний "Управление многоквартирным домом: практика, проблемы, перспективы"
17.11.2008 - Гражданские слушания "Управление многоквартирным домом": мнения 14 членов жюри уже разделились
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
12.05.2008 - Содержание статей о народной законотворческой инициативе в Уставах субъектов РФ
07.05.2008 - Закон Калининградской области "О гражданской законодательной инициативе в Калининградской области"
07.05.2008 - Закон города Москвы "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве"
07.05.2008 - Закон Смоленской области "О порядке осуществления законодательной инициативы гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Смоленской области"
07.05.2008 - Закон Калужской области "О народной правотворческой инициативе"
07.05.2008 - Закон Брянской области "О порядке осуществления права законодательной инициативы в Брянскую областную думу"
Персоналии:
Афиногенов Дмитрий Владимирович
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.