Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : Технические файлы : Кассационная жалоба Правительства Петербурга на решение Смольнинского районного суда по делу №2-737
Кассационная жалоба Правительства Петербурга на решение Смольнинского районного суда по делу №2-737

В Городской суд Санкт-Петербурга

Наб. р. Фонтанки, д. 16. Санкт-Петербург, 191028

через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга

Заявитель: Задерновский Е.В.
Санкт-Петербург, пр. 1С Гагарина. д. 18, ...

Заинтересованные лица:

1. Правительство Санкт-Петербурга
Смольный. Санкт-Петербург. 191060

2. ООО «Арго-инвест»
197198. Санкт-Петербург, Введенская ул.. д. 7

3.     Комитет  по  градостроительству  и архитектуре
Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2

Кассационная жалоба па решение Смольнинского районного суда
г. Санкт-Петербурга от 26 июня 20
07 года по делу №2-737.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26.06.2007 г. по делу №2-737 по заявлению Задерновского Е.В. признано незаконным постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2005 года №1444 «О проектировании и строительстве жилого дома со встроенными помещениями и встроенным гаражом по адресу: Московский район, пр. Юрия Гагарина, уч. 1 (восточнее дома №18. корп. 4, лит. А по пр. Ю Гагарина)». Правительство Санкт-Петербурга обязано отменить указанное постановление.

Правительство Санкт-Петербурга полагает указанное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

При вынесении обжалуемого решения суд исходил из положений ст. 3 ГПК РФ. ст. 13 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 68 от 01.07.1996 г.. согласно которым акт исполнительного органа государственной власти может быть признан недействительным в случае установления фактов, свидетельствующих о его несоответствии закону и иным правовым актам и ограничивающим гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, то есть для признания оспариваемого акта недействительным необходимо установить его одновременное несоответствие законодательным актам и нарушение прав и свобод заявителей вследствие издания оспариваемого акта.

С учетом данной нормы судом сделаны следующие выводы:

-  оспариваемым постановлением могли быть нарушены права заявителя как собственника квартиры, расположенной в многоквартирном доме;

-  постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2005 года №1444 принято с нарушением норм градостроительного кодекса - в отсутствие проекта межевания.

Полагаем, что данные выводы не основаны на законе.

В обоснование своих выводов о том, что создана угроза нарушения прав собственников квартир в многоквартирном доме на получение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен такой дом, суд сослался на п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ. которая устанавливает порядок определения площади земельного участка, занятой зданием, но только применительно к случаям, когда происходит переход права собственности на такое здание, что влечет также и переход к новому собственнику права использования части земельного участка, занятого зданием, необходимой для его использования. В рассматриваемом деле предоставление земельного участка для проектирования и строительства не связано с переходом права собственности на какие-либо здания и, соответственно, п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ не подлежит применению.

Кроме того, со ссылкой на положения п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ судом делается вывод о приоритетном значении положений Градостроительного кодекса РФ при предоставлении земельных участков в границах застроенных территорий, что также противоречит закону, в частности ст. 2. 3. 28 Земельного кодекса РФ. определяющим, что именно данный правовой акт регулирует вопросы использования земель и иные правовые акты в соответствующей части не должны противоречии Земельному кодексу.

Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что согласно п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ для целей, не указанных в пункте 1 данной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, то есть в основу определения размера конкретного земельного участка при решении вопроса о его предоставлении может быть положен целый комплекс разнородной документации, на основании которой устанавливается как минимальный, так и максимальный возможный размер соответствующего участка. Таким образом, положения п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ не должны толковаться расширительно: данная норма только определяет правила определения границ земельных участков в случае разработки в отношении застроенных территорий документации по планировке территории, но не устанавливает императивного правила о том. что документация по планировке территории является единственной, на основании которой могут быть определены границы земельных участков.

При этом судом не был применен подлежащий применению закон, а именно ст. 6. 68, 69 ЗК РФ, ст. 1. 15-17 Федерального закона от 18.06.2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», согласно которым определение границ конкретного земельного участка, а значит и его площади, производится путем осуществления землеустроительных работ, завершаемых государственным кадастровым учетом участка.

Действительно, как правильно отмечено судом, земельный кадастр имеет учетную функцию, и разработка проекта межевания в соответствии со 43 Градостроительного кодекса РФ не находится в прямой зависимости от осуществления государственной регистрации прав на земельные участки в границах соответствующей территории, однако данное обстоятельство по изложенным выше причинам не свидетельствует о необходимости разработки проекта межевания территории в любом случае предоставления земельного участка для строительства.

Статья 30 ЗК РФ предусматривает две процедуры предоставления земельных участков для строительства:

I. без предварительного согласования места размещения объекта - на торгах:

2.с предварительным согласованием места размещения объекта - на основании акта о выборе земельного участка.

Причем в обоих случая факту предоставления земельного участка предшествует его формирование как объекта гражданских прав в соответствии со ст. 6 ЗК РФ путем установления на местности его границ и проведения государственного кадастрового учета. Данная процедура в соответствии со ст. 69 ЗК РФ и ст. 15-17 Федерального закона «О землеустройстве» сопровождается проведением работ по межеванию формируемого земельного участка и согласованию его предполагаемых границ со смежными землепользователями.

Таким образом, земельное законодательство не устанавливает запрета на предоставление для строительства земельного участка в отсутствие какого-либо вида градостроительной документации и допускает такое предоставление при условии формирования участка в соответствии с правилами землеустройства[1].

При принятии постановления Правительства Санкт-Петербурга №1444 был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленный п. 5 ст. 30. ст. 31.32 Земельного кодекса РФ. пп. 3 п. 1 ст. 5 закона Санкт-Петербурга №282-43. раздела 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 г. №1592, а именно:

- земельный участок по адресу: Московский район, пр. Ю Гагарина, уч. I (восточнее дома №18. корп. 4. лит. А по пр. Ю Гагарина), площадью 4 379 кв.м. сформирован в границах согласно проекту, утвержденному КГА 10.08.2005 г. распоряжением №206-пр. с присвоением ему кадастрового номера 78:7645:18;

-   при  определении   варианта  размещения  объекта строительства  и  соответствующих изменений  в градостроительную документацию получены  согласования  иных  ведомств,  в частности КЗРиЗ (от 16.0.2005 г.) и КУГИ (от 25.03.2005 г.). подтверждающие соответствие целей предполагаемого использования участка категории земель и отсутствие в его границах или пересечение с ними иных объектов недвижимости;

-   в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» распоряжением КГА от 14.09.2005 г. №1444 утвержден Временный регламент застройки земельного участка по адресу: Московский район, кв. 5  Восточнее пр.  Ю Гагарина. - документ, устанавливающий допустимые виды использования и архитектурно-строительные параметры земельного участка и расположенных на его территории зданий и сооружений, в случае если в отношении территориальной зоны, в которой предполагается строительство, отсутствуют утвержденные градостроительные регламенты и документация по планировке территории:

-   распоряжением КГА №1482 от  16.09.2005 г. утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по адресу: Московский район, пр. К) Гагарина, уч. 1 (восточнее дома №18. корп. 4. лит. А по пр. К) Гагарина), площадью 4379 кв. м.;

-   получены заключения и согласования компетентных органов государственной власти и организаций.

Доказательств того, что в результате межевания территории квартала 5. район восточнее пр. Юрия Гагарина, а также проведения землеустроительных работ в соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» для дома, в котором проживает заявитель, был бы выделен земельный участок за счет территории, предоставленной ООО «Арго-Инвест», не представлено.

Полагаем, что проект межевания, исследованный при рассмотрении настоящего дела, не может являться убедительным доказательством того, что предоставление земельного участка ООО «Арго-Инвест» привело к значительному уменьшению площади земельного участка жилого дома, в котором проживает заявитель, поскольку дефицит территории под многоквартирными домами, расположенными в квартале 5. восточнее пр. Юрия Гагарина, согласно данным проекта межевания имеется у всех домов, а причинно-следственной связи между возникновение такого дефицита и предоставлением земельного участка ООО «Арго-Инвест» не усматривается. При этом обращаем внимание суда на то, что утверждать о действительном наличии недостатка площади земельного участка, занимаемого домом заявителя, можно только при наличии утвержденного в установленном порядке проекта межевания или проекта границ данного участка, и. значит, соответствующие выводы суда в рассматриваемом деле основаны на данных предположительного характера.

Таким образом, вывод суда о том. что предоставление участка под строительство без проведения межевания создает угрозу нарушения прав собственников квартир в многоквартирном доме на получение в собственность земельного участка, не основан на законе и фактических обстоятельствах дела. Кроме того, как указано выше, основанием для признания правового акта незаконным может являться только установленный факт нарушения данным актом прав и свобод заявителя, а не угроза такого нарушения.

Также полагаем необходимым отметить, что по смыслу ст. 246.247 ГК РФ. ст. 36 . 44 Жилищного кодекса РФ право общей долевой собственности в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, неотделимо от права собственности на помещение в многоквартирном доме и не может быть индивидуализировано, и соответственно вопросы защиты такого права не могут решаться только на основании волеизъявления единственного собственника помещения в доме, что также подтверждается действующим порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга №25-ри от 29.03.2005 г.. согласно которому формирование земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется по инициативе общего собрания собственников данного дома.

Таким образом, вывод суда о наличии угрозы нарушения прав заявителя - собственника квартиры в многоквартирном доме как землепользователя не представляется обоснованным.

Более того, фактически согласно уточненному заявлению по настоящему делу доводы заявителя сводятся не к проверке законности постановления Правительства Санкт-Петербурга №1444, а действий Комитета по градостроительству и архитектуре по разработке проекта межевания, тогда как право на обращение в суд с подобным заявлением заявителю не предоставлено, однако судом данные обстоятельства не были учтены при вынесении решения.

С учетом вышеизложенного и на основании ст. 361-363 Гражданского процессуального кодекса РФ

ПРОШУ СУД:

решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26 июня 2007 года по делу №2-737 отменить, в удовлетворении заявления Задерновского Е.В. отказать.

Приложения:

1. квитанция об уплате государственной пошлины представителем

2.  копии кассационной жалобы по числу лиц участвующих в деле

3.  копия доверенности подтверждающей полномочия представителя

Представитель Правительства Санкт-Петербурга                       И.С. Герр

 


 



[1] Вопрос о возможности предоставления земельного участка для строительства в отсутствие утвержденной документации по планировке территории неоднократно был предметом судебного исследования, и судами не было установлено нарушений действующего законодательства в случаях такого предоставления (например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда по делу №2-1529/06).

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Проспект Гагарина, 18
Публикации:
01.12.2008 - 2000 семей Московского района против уплотнительной застройки: жители выбирают детский сад, а не 17-этажный дом
27.07.2007 - Тридцать первое июля. Судный день
23.07.2007 -
30.06.2007 - Решение Смольнинского районного суда (судья Масленникова) о признании незаконным Постановления Правительства Санкт-Петербурга №1444 от 27 сентября 2005 года
23.02.2007 - Заявление в суд о признании незаконной деятельности по проектированию и строительству и признании постановления Правительства Санкт-Петербурга недействительным
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2020 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>