ЭКОМ - Новости :: Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1. :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/news/index.php?id=644


[26.10.2006]

Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.

Обеспечение развития системы непрерывного экологического образования и экологической подготовки в условиях реформы системы управления образованием

Проект
Версия 2.1

 

Обоснование: В настоящее время в РФ осуществляется реформа системы управления образованием, происходят постоянные изменения правового поля, стандартов образовательных программ,  привычных форм и методов управления. Новая система управления строится на следующих принципах:

  • Самостоятельности регионов и муниципалитетов в развитии образования при условии соответствия предлагаемых программ приоритетным направлениям развития образования Российской Федерации;
  • обеспечения государственно-общественного характера управления системой общего образования;
  • ответственности образовательных учреждений (организаций) общего образования за результаты своей образовательной деятельности и ихсамостоятельности и ответственности в области финансово-хозяйственной деятельности (фактически, это означает стимулирование конкуренции между образовательными учреждениями);
  • формирования реестра образовательных услуг, предоставляемых за счет бюджетных и внебюджетных средств, и обеспечения равных возможностей для граждан на получение качественного общего образования из набора образовательных услуг, определенных в реестре образовательных услуг;
  • обеспечения бесплатного предоставления обязательных образовательных услуг всем гражданам, имеющим на это право, включая адресную поддержку детей из малоимущих семей и особо одаренных детей.

Следует отметить, что вместо единого субъекта управления общим образованием (министерства с его территориальными структурами) появляется целый «оркестр дирижеров»: регион (через региональный компонент государственных образовательных стандартов), муниципалитет (через финансирование), попечительский совет (через финансирование и компонент образовательного учреждения в стандартах образования), родительские комитеты и родители. 

Учебные заведения постепенно получают хозяйственную самостоятельность, а вместе с ней возрастает ответственность руководителей, нагрузка, постоянная необходимость осваивать новые навыки управления (например, проведение тендеров для бюджетных учреждений).

Столь существенное изменение принципов управления не может не сказываться на восприятии любых нововведений руководителями учебных заведений, педагогами, общественностью. Следует ожидать, что радикальные требования (например, экологизация всех предметов) или требования, возлагающие дополнительную нагрузку на педсостав и учащихся, будут просто игнорироваться. Содержательная модернизация преподавания может подменяться модификацией отчетности.

В этих условиях задача Программы на период 2008-2012 состоит в том, чтобы «встроить» вопросы экологизации образования в новую систему управления образованием и завоевать доверие учебных заведений, оказывая им поддержку в преодолении возникающих трудностей.


№ п/п

Задачи и основные мероприятия Программы

Ожидаемые результаты (эффекты)

Ответственные за выполнение

 

 

 

 

 

Цель на период до 2012 года: сформировать механизмы государственной поддержки программ экологического образования, отвечающих интересам Петербурга, и стимулирования спроса на экологическое образование 

Рост числа образовательных услуг в сфере экологического образования, внесенных в государственный реестр[1], на протяжении периода действия Программы.

 

1.

Определение экологического минимума содержания основных общеобразовательных программ для включения в региональный компонент государственного образовательного стандарта.

Нормативное оформление требований к качеству образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями в соответствии с законом СПб «Об общем образовании». Закрепление экологического компонента образования в утвержденном региональном компоненте стандарта и базисных планах.

КПООС, КО

1.1.

Разработка проекта экологического минимума для программ дошкольного,  начального общего, основного общего,  среднего (полного) общего образования, гарантирующего учащимся получение компетенций (знаний, навыков и умений), необходимых для выполнения конституционной обязанности по охране окружающей среды.

 

КО

1.2.

Организация экспертизы и общественного обсуждения проекта стандарта

 

КПООС

1.3.

Утверждение стандарта Правительством СПб

 

Правительство СПб

1.4.

Организация сбора сведений о выявленных проблемах при проведении государственной аттестации образовательных учреждений

 

 

2

Организация государственной поддержки общеобразовательным учреждениям для разработки учебных планов на базе регионального компонента государственного образовательного стандарта, программ курсов и дисциплин

Ускоренное внедрение требований экологического минимума и формирование методической базы реализации регионального и школьного компонента с учетом социально-экономических особенностей и приоритетных задач экологического образования Петербурга.

 

2.1.

Гранты и стипендии для преподавателей на разработку инновационных образовательных услуг

 

В соответствии с законом «О грантах СПб в сфере формирования экологической культуры»

2.2.

Организационная поддержка (различные формы обмена опытом)

 

КПООС, КО

3

Создание эффективного механизма обеспечения образовательных учреждений (организаций) информацией о текущих и готовящихся государственных программах, проектах, мероприятиях в сфере охраны окружающей среды, формирования экологической культуры.

Повышение вовлеченности преподавателей и учащихся в решение приоритетных задач охраны окружающей среды в Петербурге. Оперативное и надежное информирование.

 

3.1.

Подготовка информационных и просветительских материалов о планируемых и реализуемых программах

 

КПООС

3.2.

Поддержка издания и распространения журнала (бюллетеня)

 

 

3.3.

Поддержка сайта в сети Интернет

 

 

4

Организация издания учебной литературы (учебников, учебно-методических пособий) для общеобразовательных  учреждений

Ускоренное внедрение требований экологического минимума, поддержка преподавания курсов и дисциплин, учитывающих специфику Санкт-Петербурга и установленные приоритеты.

 

4.1.

Организация конкурсов на разработку учебной литературы

 

 

4.2.

Отбор ??? (проведение конкурса заявок на учебную литературу?)

 

 

4.3.

Организация публикации и обеспечения общеобразовательных  учреждений по их заявкам.

 

 

5

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы общего образования

Модернизация преподавания через личный опыт педагогов

 

5.1.

Обеспечение учета приоритетов формирования экологической культуры Петербурга при разработке порядка предоставления бюджетной поддержки на повышение квалификации.

 

КПООС, КО

5.2

Организация поддержки стажировок преподавателей высших, средних специальных заведений, преподавателей школ и ДДУ, сотрудников комитетов Правительства СПб, сотрудников органов местного самоуправления, сотрудников НПО в организациях, осуществляющих практическую деятельность в сфере охраны окружающей среды (с учетом приоритетов формирования экологической культуры).

 

 

5.3

Организация и проведение ежегодной конференции по обмену опытом преподавателей дисциплин различных образовательных учреждений (тематика конференций определяется с учетом приоритетов формирования экологической культуры).

 

 

6

Развитие услуг дополнительного экологического образования на базе учреждений системы общего образования и системы высшего профессионального образования

Обновление программ дополнительного образования в соответствии с приоритетами формирования экологической культуры 

 

6.1.

Организация конкурсов на создание и модернизацию образовательных программ, ориентированных на разные группы населения, в области охраны окружающей среды, экологической безопасности  и экологической культуры с учетом приоритетов формирования экологической культуры.

 

 

6.2.

Ежегодный конкурс стипендий для преподавателей учреждений дополнительного образования в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и экологической культуры.

 

 

7

Контроль качества услуг подготовки, переподготовки, повышения квалификации (обязательного экологического образования) для руководителей, специалистов предприятий и организаций, государственных и муниципальных служащих

Постоянное повышение качества образовательных услуг в данной сфере, предлагаемых на рынке

 

7.1

Разработка и утверждение требований к объему и содержанию программ обязательной подготовки (повышения квалификации) в зависимости от профиля предприятия или организации.

 

 

7.2

Проведение аттестации преподавателей и программ экологического образования, предлагаемых для руководителей и специалистов предприятий, государственных и муниципальных служащих.

 

 

7.3

Организация проверки соблюдения требований к наличию экологической подготовки в рамках процедуры экологического контроля предприятий.

 

 

7.4.

Сбор статистических данных о количестве рабочих мест (должностей), связанных с решением вопросов, влияющих на состояние окружающей среды, и требующих соответствующей подготовки. Сбор данных о  проценте руководителей и специалистов, прошедших подготовку.

 

 

8

Обеспечение прохождения переподготовки государственными и муниципальными служащими

Нормативное, финансовое и организационное обеспечение процесса переподготовки.

 

8.1

Разработка Положения о профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке государственных гражданских служащих органов исполнительной власти

 

 

 

Проведение конкурсов на размещение заказов на осуществление подготовки государственных служащих, чья деятельность связана с решением вопросов, влияющих на состояние окружающей среды

 

 

 

Статистика государственных и муниципальных должностей, связанных с принятием решений, оказывающих влияние на окружающую среду.

 

 

9

Повышение известности, популярности программ экологического образования среди горожан и важных целевых аудиторий; содействие созданию спроса на услуги экологического образования

 

 

 

Исследование спроса на услуги дополнительного экологического образования и публикация результатов

 

КПООС

 

Создание справочника по услугам экологического образования или раздела в издаваемых справочниках на базе реестра образовательных услуг.

 

КПВСМИ, КПООС

 

Поддержка участия программ экологического образования на ярмарках, выставках образования, в т.ч. в других регионах.

 

КО

 

Создание и размещение социальной рекламы экологического образования.

 

КПВСМИ

 

Установление контактов с регионами РФ, активно реализующими региональную политику в сфере экологического образования и формирования экологической культуры (для целей проведения стажировок, проведения совместных конференций, информационного обмена).

 

КВС

 

Используемые сокращения:

КПООС – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

КВС – Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга

КО – Комитет по образованию

КПВСМИ – Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

КМП – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями



[1] Предложение о создании такого реестра содержится в проекте закона Санкт-Петербурга «Об общем образовании», который сейчас рассматривается в ЗС СПб.

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Право на участие (0)Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
    ecom.su/themes/?id=38
  • НОВОСТИ РАЗДЕЛА/ПРОЕКТА:

  • 05.09.2011 - Результаты народной инвентаризации зелёных насаждений по Выборгскому району
    ecom.su/news/index.php?id=1464
  • 16.03.2010 - Доступ к информации о деятельности госорганов может быть закрыт
    ecom.su/news/index.php?id=1375
  • 15.12.2009 - Исключение 24 участков зеленых насаждений незаконно и недопустимо
    ecom.su/news/index.php?id=1336
  • 01.12.2009 - Строительные работы на стройплощадке Охта-центра ведутся круглосуточно, даже в выходные дни
    ecom.su/news/index.php?id=1334
  • 24.11.2009 - Комиссия по землепользованию и застройке Петербургу не нужна
    ecom.su/news/index.php?id=1331
  • 09.11.2009 - ЭКОМ начинает общественную кампанию по защите 21 ЗНОП, приговоренных администрацией города к уничтожению
    ecom.su/news/index.php?id=1326
  • 29.10.2009 - Накануне Дня всех ЗНОП: планы Администрации по исключению скверов, школьный сюжет
    ecom.su/news/index.php?id=1323
  • 22.10.2009 - "АиФ" проводит опрос по теме: "Охта центр": ошибка или украшение города?"
    ecom.su/news/index.php?id=1314
  • 07.10.2009 - 10 октября. Митинг за сохранение Петербурга. Акция "Телефонная книжка"
    ecom.su/news/index.php?id=1298
  • 07.10.2009 - Обращение к горожанам с призывом прийти на митинг 10 октября, подписанное известными петербуржцами
    ecom.su/news/index.php?id=1297
  • 05.10.2009 - К вопросу о возможности исключения Петербурга из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО
    ecom.su/news/index.php?id=1295
  • 30.09.2009 - Парадокс Могилевского
    ecom.su/news/index.php?id=1292
  • 29.09.2009 - На велосипед не пересесть в одиночку
    ecom.su/news/index.php?id=1290
  • 28.09.2009 - Отношение горожан к возможности исключения Петербурга из списка Всемирного наследия
    ecom.su/news/index.php?id=1288
  • 28.08.2009 - Список всемирного наследия в опасности: Петербург в одном ряду с Афганистаном и Ираком?
    ecom.su/news/index.php?id=1265
  • 07.04.2009 - Новый взгляд на дороги будущего
    ecom.su/news/index.php?id=1224
  • 23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
    ecom.su/news/index.php?id=695
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2020 ЭКОМ. Все права защищены.