ЭКОМ - Новости :: Общественная экологическая экспертиза конкурсных материалов по уран-благороднометально-ванадиевому месторождению Средняя Падма (Медвежегорский район, Республика Карелия) (1998-99) :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/news/index.php?id=369


Общественная экологическая экспертиза конкурсных материалов по уран-благороднометально-ванадиевому месторождению Средняя Падма (Медвежегорский район, Республика Карелия) (1998-99)

Описание примера

Месторождение уран-благороднометально-ванадиевых руд Средняя Падма находится на Онежском полуострове на северном побережье Онежского озера, в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Месторождение было открыто в 1985 г., после проводилась предварительная разведка, а фактически шахта действовала в обычном режиме горнодобывающего предприятия. Разведка проводилась государственным предприятием “Невскгеология” (Санкт-Петербург) и его представителем в Карелии – Экспедицией №32. В 1995 г. все работы были завершены по финансовым причинам, а шахта была временно законсервирована (затоплена).

Заонежье  представляет собой основной сельскохозяйственный район Карелии. Благодаря благоприятным климатическим условиям и уникальным почвам, образовавшихся на минералах шунгитах, урожайность на таких почвах очень высока.

О наличии урана в составе руды этого месторождения стало известно только в 1991 г., что вызвало повышенное внимание к этому объекту со стороны специалистов, жителей Заонежья и широкой общественности. Часть местного населения поддерживало проект, связывая с ним надежды на улучшение экономического положения, в то время как жители, занятые в сельском хозяйстве, были в основном против. 

В июле 1998 г. Правительство Республики Карелия и Министерство природных ресурсов РФ выставили на конкурсправо пользования недрами для проведения разведки и добычи руд месторождения Средняя Падма в течение 20 лет. Для оценки конкурсных предложений Правительством республики Карелия и Комитетом природных ресурсов республики Карелия была сформирована экспертная (конкурсная) комиссия. Распоряжение о начале конкурса и его условия были опубликованы в июле 1998 г. в газете “Карелия” и в центральной прессе. Первоначально срок принятия решения был назначен на 14 октября 1998 г., затем он был продлен. Перед комиссией стояла задача рассмотреть материалы и дать экспертное заключение. Определение победителя конкурса (из числа заявителей, получивших положительное заключение экспертной комиссии) должно было производиться Правительством и Комитетом природных ресурсов Карелии (региональное отделение Министерства природных ресурсов РФ). Заявку на конкурс и конкурсные материалы представило только одно предприятие – ГП “Невскгеология”.

20 января 1999 г. конкурсная комиссия большинством голосов проголосовала за выдачу лицензии Невскгеологии. Четверо членов комиссии выразили особое мнение и обратились с просьбой к Председателю Правительства С.Л. Катанандову не утверждать решение конкурсной комиссии в связи с отсутствием серьезной и всесторонней проработанности проекта.

Решение о проведении конкурса вызвало обеспокоенность общественности, особенно с учетом известных фактах об имевших место природоохранных нарушениях на месторождении. Например, после завершения работ на Средней Падме ГП “Невскгеологией” было оставлено под открытым небом 2,5 тыс. куб. м уранованадиевой дробленой руды. Ведущий геолог Экспедиции № 32 заявил: “Опасность для здоровья местных жителей от природной урано-ванадиевой руды будет только в том случае, если ее раскрошить в песок, намазывать на хлеб с маслом и принимать внутрь”. Кроме того, ГП “Невскгеология” не имело опыта разработки месторождений.

Ряд общественных организаций Республики Карелия выступили против планов по разработки месторождения Средняя Падма, в том числе Ассоциация зеленых Карелии (АЗК), организации “Земля Заонежья” (Петрозаводск, Медвежегорский район), “Объединение природы” (Медвежьегорский район), Карельский конгресс, газета “Зеленый лист”, Общество защиты животных Республики Карелия, Студенческая природоохранная организация Карелии, Демократическая Россия, религиозные организации. Этими НПО было принято решение провести общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ) проекта.

В Законодательном собрании 12 ноября 1998 г. прошли парламентские слушания по этому вопросу, инициированные В.И. Евсеевой (депутат Парламента, член АЗК). Были выработаны рекомендации “О концепции развития Заонежья и целесообразности разработки месторождения уран-благороднометально-ванадиевых руд”. В частности, этот документ рекомендовал разработать программу социально-экономического развития Заонежья; обеспечить участие общественных организация и учитывать общественное мнение по данному вопросу и пр.

Рекомендации были одобрены Палатой Республики Законодательного Собрания РК и направлены ими Председателю Правительства, в министерства и комитеты, главам местного самоуправления. Несмотря на то, что фактически был процитирован Закон об ЭЭ, это решение показало, что депутаты поддерживают инициативу общественных организаций о проведении ОЭЭ.

15 января 1999 г. в Президиуме Карельского научного центра РАН (КНЦ) был проведен круглый стол “Заонежье: проблемы и перспективы развития”. В работе круглого стола участвовали ученые научных учреждений КНЦ и Петрозаводского государственного университета. Большинство участников круглого стола высказало опасения и возражения против разработки месторождения Средняя Падма, связанные с его потенциальной экологической опасностью. Также участники круглого стола рекомендовали разработать комплексную программу социально-экономического развития Заонежья на 2001-2010 гг. Эти выводы были подписаны рядом общественных организаций и направлены Председателю Правительства РК и в другие инстанции.

Информация о проекте и ОЭЭ распространялась Ассоциацией зеленых Карелии через газету “Зеленый лист”, в других местных периодических изданиях, на местном телевидении и радио, была помещена на сайте Ассоциации, рассылалась по экологическим электронным спискам (Новости Ассоциации зеленых Карелии, ENWL) и пр. Обращения к Парламенту и Правительству Карелии против планируемой разработки прислали Антиядерная кампания СоЭС, академик А.В. Яблоков, другие российские и международные общественные организации и частные лица. Несмотря на широкое освещение ОЭЭ, местное население практически не высказало никакого интереса к процессу.

Первая попытка зарегистрировать ОЭЭ в Петрозаводске и Медвежьегорском районе была неудачной, в регистрации ОЭЭ было отказано. После этого депутат Законодательного собрания Республики Карелия, одна из координаторов Ассоциации зеленых Карелии В.И. Евсеева написала письмо в адрес администраций, отказавших в регистрации. Во второй раз заявление о регистрации ОЭЭ было дополнено подробным разъяснением соответствующих статей законодательства, в ответ на это было получено разрешение как главы администрации Петрозаводска, так и главы администрации Медвежьегорского района. Кроме того, под давлением общественности срок проведения конкурса был перенесен на 20 января 1999 г.

Некоторые сложности были при получении объекта экспертизы. От ГП “Невскгеология” было получено письмо о том, что они не возражают против ознакомления с их материалами. Однако сами материалы предполагалось получить у государственных инстанций, что было сопряжено с техническими сложностями, так как для работы 14 экспертов ОЭЭ было нужно несколько экземпляров материалов. Только по просьбе депутатов Законодательного собрания 29 апреля 1999 г. материалы на экспертизу были получены в Правительстве РК.

Шестого мая 1999 г. Председатель Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандов был на сходе жителей Заонежья и г. Медвежьегорска, где заявил, что не дает разрешения на разработку месторождения. Пресс-служба Председателя Правительства Республики Карелия сообщила, что правительство не дало разрешения на разработку месторождения, учитывая мнения жителей района и ученых, а также в связи с отсутствием четкой экологической экспертизы всех последствий предполагаемой разработки. Глава правительства предложил продолжить исследования, провести сравнительный анализ преложенной технологии с технологиями, существующими в развитых странах, а также сделать долгосрочный прогноз последствий разработки месторождения в уникальном регионе Заонежья.

Несмотря на это, общественные организации продолжали ОЭЭ. Каждый эксперт знакомился с материалами и писал свое частное заключение. Комиссия провела четыре совместных заседания, где эксперты обменивались мнениями. Кроме того, эксперты ездили на месторождение, встречались с местными жителями и сглавой администрации Медвежегорского района. После того, как были сделаны частные заключения, председатель комиссии на их основе подготовил проект общего заключения, который обсуждался на заседании комиссии. 28 октября 1999 г. было принято заключение общественной экологической экспертизы. Решение экспертной комиссии было отрицательным, оно содержало ряд замечаний к рассмотренным документам, показывающих полную неподготовленность  представленных материалов, в частности, отсутствие природной характеристики территории,  информации об оценке воздействия разных этапов предполагаемых работ на окружающую среду, данных о содержании токсичных и радиоактивных элементов в месторождении, оценки, низкое качество экономической проработки проекта и пр.

Заключение ОЭЭ было направлено Председателю Правительства РК, в Государственные комитеты охраны окружающей среды РФ и РК, другим органам, принимающим решения, в органы МСУ, в которых была зарегистрирована ОЭЭ, а также опубликовано в карельской экологической газете “Зеленый лист” и помещено в Интернет на сайте Ассоциации зеленых Карелии. По результатам ОЭЭ тиражом 10000 экз. была выпущен специальный информационный выпуск газеты “Зеленый лист”, который распространялся бесплатно.

Это была первая и на данный момент (лето 2000 года) единственная ОЭЭ в республике Карелия.

Данный проект представляет особую опасность в силу ряда причин:

  • Опасное горнорудное производство несовместимо с другими возможными направлениями развития региона, такими как сельское хозяйство, туризм и пр. Таким образом, данное частное решение создает условия для дальнейшего развития отрасли в Заонежье и фактически носит стратегический характер.
  • Основной деятельностью считается геологическая разведка, а добыча – только попутная деятельность. Согласно условиям конкурса, инициатор должен представить на согласования (в том числе на согласование ГЭЭ) ТЭО освоения месторождения уже после начала деятельности (в течение 5 лет). Таким образом, инициатор получает возможность фактически вести добычу, не получая никаких экологических согласований.
  • Несмотря на то, что согласно Федеральному Закону об экологической экспертизе конкурсные материалы должны были пройти Государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне (так как речь идет о добыче руд, содержащих радиоактивные элементы: “Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, подлежат: ...материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти” (ст. 12), ГЭЭ конкурсных материалов не была проведена и не планировалась. Вероятно, здесь мы сталкиваемся с примером систематического нарушения Закона об ЭЭ, состоящем в том, что проекты законов, выдача лицензий и другая деятельность, непосредственно не связанная со строительством, не проходит ГЭЭ.

Агаханянц П.Ф.

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Мониторинг развития общественного участия в России (0)Библиотека примеров общественного участия
    ecom.su/themes/?id=22
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2020 ЭКОМ. Все права защищены.