ЭКОМ - Новости :: Общественная экологическая экспертиза проекта Закона “Oб экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” (1998-99) :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/news/index.php?id=366


Общественная экологическая экспертиза проекта Закона “Oб экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” (1998-99)

Описание примера

Сроки:

1998 –1999 гг.

Статус проекта:

Региональный закон.

Описание сути  проекта:

Пушкинский район – административный район Санкт-Петербурга, с населением 110 000 человек. Муниципальное образование (округ) - город Пушкин, с населением 94 000 человек. Глава территориального управления Пушкинского административного района назначается губернатором. Муниципальный совет состоит из 20 человек, имеет свою администрацию, бухгалтерию и избирается населением на 4 года.

Идея развития туризма впервые возникла 10 лет назад и была положена в основу программы развития города. В г. Пушкине развит однодневный туризм, что связано с расположением здесь музея-заповедника “Царское Село”, являющегося федеральной собственностью. Это значит, что в бюджет города Пушкина не поступают денежные средства от эксплуатации музея-заповедника. Город и горожане только несут груз негативных последствий, таких как выхлопные газы от транспорта посетителей музея, разбитые дороги и пр. Туристические агентства разработали 2-3-часовые экскурсии, что значительно повысило нагрузку на территорию и усугубляет экологическую ситуацию в городе. Для развития многодневного туризма в настоящее время здесь нет условий. Не существует инфраструктуры: гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро, пешеходных маршрутов, туалетов.

 Администрация города в 1996 г. начала работу по созданию программы развития туризма в Пушкине. В результате на свет появился проект Закона о создании свободной экономической зоны для развития туризма в городе.  Этот закон, согласно законодательству, мог не проходить государственную экологическую экспертизу, поскольку включает лишь экономические расчеты по количеству необходимых инвестиций на развитие этой отрасли. Сама программа развития туризма к Закону не прилагается, и это значит, что она не доступна для анализа с точки зрения социальных последствий, в том числе и экологических. И только после того, как Закон был принят, администрация города провела маркетинговое исследование (анкетирование) среди гостей города.

Экологическая опасность проекта:

Представленные документы: Закон об экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма  и объемное приложение с грифом “Для служебного пользования”, содержащее в основном историческое описание г. Пушкина, получили согласование с муниципальными органами и были направлен администрацией в Законодательное Собрание г. Санкт-Петербупга. Тем не менее, эти материалы не только не позволяют составить общую картину о программе развития туризма, но и не рассматривают экологических последствий ее реализации. Согласование этих документов с природоохранными службами и Ленкомэкологией (Комитет по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды) не проводилось. Не ясны даже объемы вмешательства в жизнь города, в то время как предусматриваются работы по реконструкции центральной части города, что может привести к возникновению противоречий между местными жителями и туристами. Жители не участвовали ни в разработке, ни в обсуждении проекта, несмотря на то, что его реализация может значительно изменить условия их жизни.

Кроме того, у общественности возникли вопросы, связанные с неясностью источников финансирования разработки проекта, распределения ответственности, сокрытия персоналий участников процесса (ответственного исполнителя, инвестора), а также того, каким образом проект прошел Законодательное собрание без проведения его экологической экспертизы.

По мнению общественности подмена “Программы развития туризма” “Законом об экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” явилась способом уклонения заказчиков от проведения государственной экологической экспертизы.

 

Действующие лица:

-        Межшкольный центр экологической безопасности детства и управления устойчивым развитием общества;

-        Центр по молодежной политике Ленинградского Государственного областного университета им. А.С Пушкина;

-         студенты Санкт-Петербургского государственного университета (факультет географии и геоэкологиии, кафедра экологической безопасности и устойчивого развития региона) при поддержке Санкт-Петербургского Научно-исследовательского Центра экологической безопасности Российской Академии Наук (директора В.К. Донченко, старшего научного сотрудника И.К. Калининой).

 

Описание процесса участия общественности:

-         силами школьников и студентов проведен опрос населения г. Пушкина об их отношении к программе развития в городе туризма. Опрошено порядка 1000 человек, мнения различны: от полного отрицания идеи до ее поддержки – в зависимости от возраста и рода занятий. Результаты опроса подтвердили опасения общественности об уровне проработанности Закона и программы;

-         организован межвузовский студенческий 2-недельный лагерь при совместном финансировании Ленкомприроды, Правительства Ленинградской области, Муниципального Совета г. Пушкина, в котором было 12 студентов из различных институтов;

-         проведена публичная защита студенческих работ по анализу документов по развитию туризма в г. Пушкине с приглашением представителей  Администрация города;

-         результаты работы лагеря представлены в Администрацию г. Пушкина и содержат следующие выводы:

  • в Закон об экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма не заложены затраты на поддержание и восстановление природной среды (общая стоимость проекта развития туризма 100 млн. долларов);
  • имеет место расхождение целей у администрации и общественности - население не информировано о связи предлагаемых мероприятий с ростом благосостояния жителей, неясен механизм возврата средств от налоговых отчислений в бюджет города;
  • подготовлено и передано письмо в Администрацию и Муниципальный Совет г. Пушкина о необходимости проведения государственной экологической экспертизы;
  • сделан запрос в Общественный экологический совет о проведении общественной экологической экспертизы.

 

Результаты:

-         Проведенные работы показали, что  принятые администрацией г. Пушкина документы по развитию туризма в городе недоступны для ознакомления общественным экспертам в связи с наложением на них грифа “Для служебного пользования”.

-         Получено устное заверение администрации города о том, что государственная экологическая экспертиза  Закона будет проведена.

-         Для решения вопроса финансирования Муниципалитетом принято постановление о создании экологический фонда (ответственное лицо до сих пор не назначено).

 

Работа с населением:

Работа с населением осуществлялась  в период проведения социологического опроса, в остальное время информирование проводилось по личным контактам.

Оценка уровня организации общественного участия:

Выше рассмотрен пример общественного участия является попыткой общественности провести экологическую экспертизу материалов, содержащих планы администрации по развитию туризма в г. Пушкине. Данные работы были инициированы общественными организациями, была сделана попытка официально зарегистрировать общественную экологическую экспертизу. Экспертиза материалов проведена не была в связи с тем, что основным документам, содержащимся в приложении к Закону об экономическом развитии г. Пушкина, был присвоен гриф “Для служебного пользования”, что исключило возможность ознакомления с ними общественных экспертов.

В результате Межшкольным центром экологической безопасности детства и управления устойчивым развитием общества, Центром по молодежной политике Ленинградского Государственного областного Университета им. А.С. Пушкина была выполнена лишь одна весьма важная функция общественной экологической экспертизы – выявление общественного мнения и донесение его до государственных органов. 

Основной вывод проведенных оценок сводится к заключению об отсутствии взаимодействия органов власти с общественностью при принятии социально и экологически значимых решений в г. Пушкине и полное пренебрежение к правам граждан со стороны его администрации.

Линевич Н.Л.

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Мониторинг развития общественного участия в России (0)Библиотека примеров общественного участия
    ecom.su/themes/?id=22
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2020 ЭКОМ. Все права защищены.