ЭКОМ - Новости :: Пути формирования общественного осознания миссии Санкт-Петербурга (1999) :: Версия для печати - технологии общественного участия

Адрес сервера: ecom.su/
Адрес страницы: ecom.su/news/index.php?id=331


Пути формирования общественного осознания миссии Санкт-Петербурга (1999)

Доклад представлен на школе-семинаре «Право граждан на экологическую информацию и участие в принятии решений», проведенном ЭКОМ при поддержке проекта «Гражданская инициатива». Санкт-Петербург, 25-28 февраля 2000 г.

Ю.М. Мурашко, координатор проекта «ЦЕЛЬ – ДОСТАТОК ПЕТЕРБУРЖЦЕВ» по связям с общественностью

В последние годы петербургскими властями предпринимались попытки искусственно определить предназначение города, заставить его «замыкаться», по очереди, то лишь на туризме, то только на банковском бизнесе, а то на одной культуре. К сожалению, они стали частью происходящих в стране негативных процессов и привели к окончательной потере городом и горожанами ясного понимания своего предназначения. Бесцельное, по сути, сегодняшнее существование – истоки общественного пессимизма, «утечки мозгов», нерабочего состояния общества и, в итоге, смерть для нашего города.

Дело в том, что миссия не является неким постулатом или лозунгом, спущенным «сверху». И задачей властей является не ее навязывание, как это пытались делать до сих пор, а помощь в формировании общественного осознания миссии и затем создание климата, максимально благоприятствующего ее реализации. Как справедливо отмечает доцент кафедры политической психологии Санкт-Петербургского Государственного университета О.С.Дейнека: «Участие населения в процессе планирования развития города позволит стать гражданам не только объектами, потребителями политики, но и ее заказчиками, т.е. улучшит снизу психолого-экономический климат» (Дейнека О.С. Психологические предпосылки участия населения в разработке системы целей развития Петербурга /в сб.: Петербург: цели управления развитием. – СПб, 1999 г. – с. 48).

Таким образом, миссию возможно (и необходимо!) определить только путем диалога с населением. Именно диалога, в котором петербуржцы выступят активными участниками и в результате его увидят, что их мнение находит свое выражение в действиях властей. Опыт проведения подобного общественного обсуждения в нашем городе уже наработан. В настоящее время по инициативе Рабочей группы Законодательного Собрания по обсуждению с населением целей развития Санкт-Петербурга при поддержке Администрации города осуществляется проект «ЦЕЛЬ – ДОСТАТОК ПЕТЕРБУРЖЦЕВ». Одним из первых шагов его реализации стало обсуждение с петербуржцами краткосрочной (на три ближайших года) цели развития города. Ибо миссия и цели развития связаны неразрывно. Последовательно достигая конкретных успехов (реализуя поставленные цели), город движется в определенном направлении, приближается к осуществлению своей миссии.

Рассмотрим этот проект с точки зрения построения связей с общественностью и применения PR-технологий. Его основными задачами являлись:

  • разъяснение сути системно-целевого управления;
  • изменение сложившегося стереотипа в отношениях «индивидуум – государство» по отношению к проекту;
  • обеспечение адекватной реакции большинства горожан на предложения властей.

Соответственно этим задачам общественное обсуждение цели развития Санкт-Петербурга было разбито на три основных этапа:

  • подготовка общественности к проведению обсуждения (разъяснительный этап);
  • непосредственно проведение обсуждения (опросы общественного мнения);
  • реализация итогов обсуждения (мнение горожан приобретает силу городского Закона).

На первом этапе (июнь – август 1999 года) через средства массовой информации Санкт-Петербурга на основе имеющейся законодательной базы горожанам были объяснены необходимость изменения принципов управления городом, необходимость общественного участия в выборе цели дальнейшего развития, разъяснены достоинства и недостатки каждой из предлагающихся целей. При этом, естественно, учитывались основные требования к каналам распространения информации:

  • они должны кратчайшим путем доставить текст ПР-обращения целевой аудитории;
  • каналы охватывают всю или большую часть целевой аудитории;
  • каналы взаимодополняют друг друга;
  • они авторитетны в глазах общественного мнения, обращение к ним не вызывает негативных эмоций у целевой аудитории.

Использовались общественно-политические и специализированные печатные и аудиовизуальные средства массовой информации, Internet, носители наружной рекламы (плакаты формата А2 в вагонах Петербургского метрополитена). По итогам опроса общественного мнения, проведенного Центром стратегического анализа общественных процессов, к концу августа о проекте имело устойчивое представление и поддерживало его проведение около 1.500.000 петербуржцев разной политической ориентации, разных возрастов, разного социального положения.

Имея такую масштабную общественную поддержку, стало возможным проведение опросов общественного мнения. С 29 по 31 августа 1999 года в Петербургском метрополитене была проведена беспрецедентная акция: пассажирам метро было роздано 400.000 буклетов и опросных листов. 30 августа 1999 года проведен интерактивный опрос телезрителей в рамках телепрограммы «Сегоднячко-Питер» (11 ТВ-канал). Итоги опросов можно представить в виде следующей таблицы:

 Варианты ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, должно стать главной целью развития Санкт-Петербурга до 2003 года?» Акция в метрополитене    Опрос в программе «Сегоднячко-Питер»
 - увеличение зарплаты и доходов горожан  63,1%  56,8%
 - повышение уровня образования, культуры, здравоохранения  22,4%  24,2%
 - строительство дорог, мостов и других объектов  9,1%  10,5%
 - иное  5,4%  8,5%
 Всего ответили на вопросы:  42392 чел  2113 чел

 Итоги опроса нашли широкое отражение в средствах массовой информации города и страны. Всего о волеизъявлении петербуржцев в СМИ вышло более 40 сообщений, в Петербургском метрополитене были размещены плакаты формата А2.

Об интересе населения к проекту говорит большое число писем и телефонных обращений в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в редакции участвующих в проекте средств массовой информации. 07.10.99 в Мариинском дворце состоялась встреча с горожанами. Наиболее интересные предложения петербуржцев были опубликованы, в частности, в газете «Невское время» 14.10.99, прозвучали в передачах ВГТРК «Радио России» 09.11.99 и 10.11.99.

А 3 ноября 1999 года основным итогом общественного обсуждения системы целей развития Санкт-Петербурга стало принятие Законодательным Собранием города за основу проекта Закона «О главной цели развития Санкт-Петербурга и стратегии ее достижения». В соответствии с ним городские власти теперь должны работать для достижения «с 2000 по 2004 год такого уровня благосостояния жителей Санкт-Петербурга, при котором доля жителей Санкт-Петербурга, своевременно получающих заработную плату, размер которой превышает сумму, эквивалентную 200 долларам США, составляет большинство от всех трудоспособных жителей Санкт-Петербурга» (статья 2 Закона).

Таким образом, в 1999 году удалось обеспечить понятность для петербуржцев новой политики городских властей (по крайней мере, в одном из направлений), создать необходимые предпосылки для дальнейшей совместной работы по обсуждению системы целей развития города и, как следствие, общественному осознанию и осуществлению миссии Санкт-Петербурга. Несомненно, многое зависит от дальнейших действий исполнительной и законодательной власти города по реализации обозначенной горожанами цели. Ибо нищий город не в состоянии не только достичь, но даже правильно сформулировать свое предназначение.


Об авторе:

Мурашко Юрий Михайлович

Выпускник факультета журналистики СПб Государственного университета

 май 1999 – 2001, помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.Г.Ананова, координатор проекта «ЦЕЛЬ – ДОСТАТОК ПЕТЕРБУРЖЦЕВ» по связям с общественностью

январь – май 1999 г. – директор по СО радиостанции «Северная Столица»

май – декабрь 1998 г. – директор издательского отдела ЗАО «ССМО «ЛенСпецСМУ»

1997 –1998 г. – директор рекламного агентства ООО «Центр недвижимости «Шанс»

1995 – 1997 г. – главный редактор журнала «Шанс-панорама» ООО «Издательский дом «Шанс»

1990 – 1995 гг – корреспондент газеты «Ленинградская правда» – «СПб ведомости»

1989 – 1990 гг – корреспондент еженедельника «Светлана» ЛОЭП «Светлана»

 

Дополнительные ссылки:

ПРОЕКТЫ ЭКОМ:

  • Мониторинг развития общественного участия в России (0)Библиотека примеров общественного участия
    ecom.su/themes/?id=22
  • Яндекс цитирования Rambler's Top100
    Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.