Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»

Мы, участники гражданских слушаний по теме «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге», состоявшихся 13-15 декабря 2007 в Санкт-Петербурге,

определив перечень вопросов, обсуждаемых на слушаниях,

заслушав доклады экспертов и пояснения наблюдателей по теме слушаний,

задав экспертам вопросы и получив ответы и разъяснения,

обсудив представленные концепции и модели поддержки некоммерческих неправительственных организаций,

пришли к следующему заключению по основному вопросу слушаний:

 

Жюри рекомендует усовершенствовать процедуру обеспечения равных прав доступа к деньгам налогоплательщиков, консолидированным в городском бюджете, для всех категорий некоммерческих неправительственных организаций (НКО). Для того, чтобы равноправие соблюдалось максимально полно, следует предпринять меры, описанные в нижеприведенном решении.

 

По конкретным вопросам, вынесенным на наше рассмотрение, мы пришли к следующим выводам:

 

1. Должен ли Санкт-Петербург (городские власти)

1.1.  оказывать поддержку негосударственным некоммерческим организациям,

1.2. предоставлять им специальные возможности и права для участия в управлении делами субъекта РФ?

Органы государственной власти Санкт-Петербурга должны оказывать поддержку негосударственным некоммерческим организациям. Предоставление поддержки НКО будет способствовать развитию партнерских отношений власти и граждан.

Также органы государственной власти Санкт-Петербурга должны предоставлять НКО специальные возможности, условия и права для участия в управлении делами субъекта РФ.

Эти основные выводы базируются на обширном материале о позитивной роли НКО в жизни современного общества, который был представлен экспертами и участниками гражданских слушаний.

Ознакомившись с позициями экспертов о роли НКО в развитии общества, Жюри считает, что следует существенно расширить права и возможности участия некоммерческих организаций в управлении делам субъекта РФ. Должны также быть созданы гарантированные законом возможности для реализации существующих прав, к важнейшим из которых относится реализация права на доступ к информации о деятельности государственных органов и к государственным информационным ресурсам.

 

2. Какие возможности, условия и права для участия в управлении делами субъекта РФ  Санкт-Петербург (городские власти) должен предоставлять негосударственным некоммерческим  организациям?

Жюри считает, что нижеследующие наиболее важные полномочия НКО должны быть законодательно закреплены:

1.       право законодательной инициативы регионального уровня,

2.       право осуществлять общественный контроль (общественные расследования  и экспертизу проектов решений органов государственной власти),

3.       право обращаться в органы власти Санкт-Петербурга и представлять интересы неопределенного круга лиц в рамках уставной деятельности конкретной организации.

Жюри также отмечает, что отсутствие права НКО (за исключением отдельных категорий, например, обществ защиты прав потребителей) представлять интересы неограниченного круга лиц в суде серьезно подрывает их возможность выполнять свою социальную функцию. Поэтому Жюри считает, что органы государственной власти Санкт-Петербурга должны выступить с инициативой внесения соответствующих изменений в существующее федеральное законодательство или поддержать такую инициативу других субъектов.

Жюри подчеркивает, что понятие доступ к информации должно включать:

  • возможность не только граждан, но и НКО, действующих в общественных интересах, запрашивать информацию;
  • возможность получить нужную информацию в разумные сроки;
  • возможность заблаговременно получать информацию о готовящихся решениях органов власти.

Необходимо  утвердить специальную процедуру предоставления органами власти информации для НКО, которая

  • определит права и возможности НКО по работе с обращениями граждан;
  • ускорит рассмотрение обращений от НКО, действующих в общественных интересах;
  • определит критерии значимости обращений, условия встречи с представителем написавшей организации, порядок запроса дополнительной информации, проведения расследования или проверки.

Органы государственной власти должны нести ответственность за несвоевременное предоставление информации и иные нарушения права на информацию.

НКО должны быть наделены правом вносить в органы власти предложения по вопросам, затрагивающим интересы той группы граждан, которых НКО представляют.

Право осуществлять общественный контроль/аудит должно способствовать развитию системы общественных расследований. НКО, проводящие зарегистрированные расследования, должны иметь полномочия для  доступа к документам, присутствия в учреждениях и на местах происшествий, возможность оперативного получения информации. Заключения, подготовленные в результате общественных расследований, должны приниматься  органами государственной власти для обязательного рассмотрения на заседаниях комитетов и комиссий Законодательного собрания, уполномоченных органов исполнительной власти.  

При этом Жюри отмечает необходимость создания регламента (порядка) проведения общественных расследований по аналогии с регламентами проверок, осуществляемых государственными органами.

Жюри считает, что право НКО проводить общественную экспертизу и контроль решений власти и получать для этого необходимую документацию не должно быть ограничено. Законодательно установленные возможности должны существовать на этапе инициирования, разработки и принятия, а также реализации решения органов государственной власти. В частности, в настоящее время в Санкт-Петербурге необходимо развивать:

  • систему предоставления информации о нормативных актах, готовящихся силами не только законодательных, но и исполнительных органов власти;
  • систему обязательной общественной экспертизы проектов нормативных актов (с соблюдением законных требований и использованием лучших практик);
  • процедуру инициирования со стороны НКО слушаний и общественных экспертиз по проектам нормативных актов;
  • процедуры сбора и  рассмотрения предложений и поправок к проектам нормативных актов, которые НКО могут самостоятельно подготовить и представить разработчику проекта.

По мнению Жюри, необходимо принять на уровне Санкт-Петербурга закон о порядке участия граждан, общественных и иных некоммерческих организаций в подготовке проектов нормативных актов.

Право законодательной инициативы регионального уровня должно включать определение процедуры, которая позволяет НКО разработать проект нормативного документа либо поправок к существующим документам и внести их в Законодательное собрание, а также согласительную процедуру, которая обеспечит их вынесение на рассмотрение депутатов.

 

3. Следует ли вводить в нормативные документы регионального уровня статус организаций «общественной пользы» и/или иные статусы, используемые при выделении поддержки организациям и предоставлении им названных выше прав и возможностей?

Ознакомившись с европейским опытом использования статуса «организаций общественной пользы» для НКО, отвечающих определенным критериям, обсудив возможности введения такого статуса или иных специальных статусов для создания режимов благоприятствования некоторым широким категориям НКО, Жюри согласилось с тем, что статус «организации общественной пользы» и любые иные статусы не следует вводить в нормативные документы регионального уровня.

На сегодняшний день введение статусов является преждевременным и сложным в реализации, так как:

  • отсутствует система критериев для присвоения статуса,
  • в обществе нет четкого представления о том, кто именно может быть уполномочен присваивать НКО какой-либо статус.

Кроме того, Жюри считает, что присвоение НКО каких-либо статусов может привести к злоупотреблениям как со стороны НКО, так и со стороны других заинтересованных лиц, поскольку несет в себе коррупционную составляющую.

 

4. Какие меры будут способствовать развитию НКО в Петербурге?

4.1.      Какие виды поддержки НКО целесообразны в современных условиях для Петербурга? 

4.2.      Как эти виды поддержки могут быть связаны с общественной пользой, организационно-правовой формой и другими характеристиками НКО?

 

4.1. Жюри считает, что в настоящее время целесообразно предоставлять НКО следующие виды поддержки:

  • налоговые льготы;
  • льготы по аренде и расширение практики субсидирования аренды помещений, оплаты услуг ЖКХ и других текущих административных расходов;
  • мотивирующие льготы для бизнес-компаний и частных лиц, направляющих целевые пожертвования в адрес НКО;
  • грантовая поддержка на проекты (теперь – субсидии из городского бюджета);
  • предоставление НКО юридических адресов («дома НКО» с бесплатной арендой офисных площадей для большого количества НКО);
  • субсидирование обучения и консультирования специалистов НКО, предоставление консультационной поддержки;
  • предоставление городом имеющихся СМИ-ресурсов;
  • публичное выражение доверия и «репутационная» поддержка со стороны органов государственной власти.

Для разных категорий НКО приоритетные способы поддержки могут быть различными.

Жюри также считает очень важной поддержку самостоятельности, ответственности и активности НКО через возможности участия в системе государственного заказа и создание условий для развития платных услуг. Эксперты не представили Жюри достаточных фактов наличия либо отсутствия дискриминации НКО при участии в системе государственного заказа. Поэтому Жюри рекомендует сообществу некоммерческих организаций организовать дополнительные исследования этого вопроса и представить его результаты общественности.

Заслушав выступления экспертов относительно взаимодействия НКО с органами Росрегистрации, Жюри обеспокоено теми сложностями, которые возникают у НКО в условиях применения нового закона, регулирующего их деятельность. Жюри рекомендует органам государственной власти города приложить усилия по оптимизации практики применения данного закона в Санкт-Петербурге. Мы также просим оказывать содействие вновь создающимся и существующим организациям в их  контактах с Росрегистрацией.

 

4.2. Жюри считает, что виды поддержки не должны быть прямо связаны с общественной пользой, организационно-правовой формой и другими характеристиками НКО (см. пункт 3).

По мнению Жюри, перечисленные в п. 4.1 меры недостаточно поддерживаются существующими организационными формами.  Для обеспечения их выполнения Жюри считает целесообразным (перспективным) рекомендовать петербургским НКО организовать новый, независимый от органов исполнительной власти Общественный Совет или иной орган саморегулирования и самоорганизации некоммерческого сектора. В функцию Совета должно входить распределение бюджетных денег и прочих мер поддержки НКО. Мы считаем, что такой  орган сможет обеспечить равный и справедливый доступ всех НКО к деньгам налогоплательщиков и эффективность их использования.

Для обеспечения налогоплательщиков информацией о деятельности НКО Жюри считает целесообразным создать при Общественном Совете (или ином саморегулируемом органе) информационный центр (см. пункт 5).

Жюри констатирует, что общественные советы, создаваемые чиновниками при органах власти, не вызывают доверия граждан и не способствуют развитию НКО.

Члены Жюри отмечают, что в процессе слушаний не удалось получить от администрации города исчерпывающую информацию о правилах и процедурах выделения субсидий для некоммерческих организаций по линии Комитета по труду и соцзащите. Жюри настаивает на том, чтобы бюджетные средства для некоммерческих организаций распределялись посредством прозрачных  конкурсных процедур.

Жюри считает особенно важным, чтобы поддержка, оказываемая НКО на средства налогоплательщиков, не ставилась в зависимость от их лояльности к существующим органам государственной власти.

  

5. Каким образом следует организовать обеспечение налогоплательщиков информацией о деятельности НКО?

5.1. Следует ли организовать региональное издание, посвященное проблемам развития гражданского общества в Санкт-Петербурге и деятельности НКО?

5.2. Кем и на какие средства оно может быть организовано?

Жюри, рассмотрев вопрос об обеспечении налогоплательщиков информацией о деятельности НКО, пришло к выводу о нецелесообразности создания для этих целей нового единого печатного издания.  Вместо этого Жюри считает необходимым использовать весь спектр современных доступных средств информирования, включая:

существующие государственные и коммерческие СМИ;

интернет-ресурсы;

рекламные коммуникационные каналы.

Однако такая деятельность должна иметь организационное оформление и поддержку. Поэтому  Жюри считает целесообразным создать единый Информационный Центр, осуществляющий информационную поддержку деятельности всех организаций сектора НКО. Такой центр может быть создан, в частности, при Общественном Совете (либо ином саморегулирующемся органе).

С целью предотвращения дискриминации в отношении альтернативных и  протестных НКО, данный центр должен функционировать за счет материально-технических,  финансовых, информационных, административных и иных ресурсов государственного, некоммерческого и коммерческого секторов города.

 

16 декабря 2007, Санкт-Петербург

Астров Юрий Александрович
Научный сотрудник академического научно-исследовательского института, физик

 

Винникова Ирина Николаевна
Предприниматель, бизнес-тренер, консультант

 

Дятлов Алексей Леопольдович
Духовный наставник общины, студент семинарии

 

Иващенкова Эмилия Владимировна
Пенсионер, до пенсии – сотрудник аппарата Законодательного Собрания СПб

 

Конюхова Марина Викторовна
Руководитель отдела городской библиотеки

 

Михалёва Ирина Станиславовна
Инженер-конструктор на частном предприятии теплоэнергетики

 

Новиков Иван Сергеевич
На пенсии по инвалидности, до пенсии – сотрудник государственного унитарного предприятия

 

Пархоменко Карина Гарриевна
Домохозяйка, длительное время работала редактором различных печатных СМИ

 

Пиль Светлана Михайловна
Преподаватель техникума по дисциплинам маркетинг и менеджмент

 

Платонова Анна Владимировна
Директор по развитию некоммерческого партнерства в сфере спорта

 

Юдина Оксана Николаевна
Повар казино

 

Ясаков Валерий  Сергеевич
Пенсионер, до пенсии научный сотрудник государственного научно-исследовательского института

Официальная копия текста (PDF, 670 Kb) Файл: Официальная копия текста (PDF, 670 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданские слушания «Кому выделять деньги налогоплательщиков?"
Кампания "От неосведомленности к влиянию: гражданское жюри за свободу общественных объединений"
Публикации:
18.10.2008 - Отношение петербуржцев к общественным объединениям - 4
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
22.06.2008 - Мастер-классы «Технологии привлечения населения для решения социальных проблем»
20.06.2008 - Решение и материалы Гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге" (13-15.12.2007)
19.06.2008 - Пресс - конференция по итогам проекта «От неосведомленности к влиянию: гражданское жюри за свободу общественных объединений»
10.06.2008 - Отношение петербуржцев к общественным объединениям - 3
14.05.2008 - Тренинг для НКО "Общественная экспертиза проектов нормативных актов и планирование кампаний по защите общественных интересов"
27.12.2007 - Отчет по аудиту Гражданских слушаний на тему: "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций"
19.12.2007 - Петербуржцы решили, как поделить бюджетные деньги среди 23 тысячи общественных организаций города
17.12.2007 - Презентация вердикта гражданского жюри «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге».
13.12.2007 - Спор экспертов о деньгах разрешат граждане
13.12.2007 - Данные социологических исследований о состоянии третьего сектора в России
13.12.2007 - Государственные учреждения - разработка перспективных программ социального развития, НКО — текущая «черновая» работа
13.12.2007 - Какие некоммерческие организации полезны обществу
13.12.2007 - Некоторые замечания к проекту Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанном Комитетом по мо-лодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга
13.12.2007 - Расписание гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
08.12.2007 - Основные вопросы гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Санкт-Петербурге"
07.12.2007 - Состав гражданского жюри слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
06.12.2007 - Права и возможности для участия НКО в управлении делами государства
06.12.2007 - Оценка существующих требований к НКО с точки зрения права на свободу объединений
06.12.2007 - Модель Мурманского областного общественного Собрания
06.12.2007 - Экономическая роль некоммерческого сектора
06.12.2007 - Обзор европейского опыта государственной поддержки НКО
30.11.2007 - Продолжается подготовка гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
30.11.2007 - Список экспертов, которые приглашены для дачи показаний членам гражданского жюри
29.11.2007 - Биржа социальных и благотворительных проектов г. Москвы – инфраструктура взаимодействия органов власти, НКО и бизнес сообщества
29.11.2007 - О государственной поддержке общественных объединений
29.11.2007 - Власть и НКО в России. Достойны ли общественники поддержки?
25.11.2007 - Горящая волонтерская вакансия - наблюдатель на гражданские слушания
23.11.2007 - Справка о выделении средств негосударственным некоммерческим организациям из городского бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2017 ЭКОМ. Все права защищены.