Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Данные социологических исследований о состоянии третьего сектора в России
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Данные социологических исследований о состоянии третьего сектора в России

Материалы, представленные в ходе слушаний

Фрагменты отчета «Третий сектор» России: оценка влиятельности» (октябрь – ноябрь 2007 г.)

Опрос представителей власти, бизнеса и НКО (число респондентов НКО – 320)

3.3. Отношение к финансовой поддержке НКО со стороны государства и бизнеса

Одним из важных факторов развития некоммерческого сектора страны является экономическая стабильность и финансовая состоятельность, устойчивость НКО. Понятно, что некоммерческие организации особенно на первоначальном этапе своей деятельности остро нуждаются в ресурсах (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.п.) и всевозможных льготах (налоговых, по оплате помещений, коммунальных услуг), соответственно, заинтересованы в финансовой помощи со стороны государства и бизнеса.

Однако известна точка зрения, что финансовая поддержка со стороны государства и бизнеса лишает некоммерческие организации самостоятельности, делает их зависимыми и, следовательно, серьезно ограничивает потенциал влиятельности в обществе.

Анализ распределения ответов на вопрос об источниках финансирования организации в 2006 г. показал, что финансовая база НКО в целом довольно диверсифицирована и разнообразна (табл. 3.3-1). Половина руководителей НКО назвали в числе источников доходов взносы учредителей, около трети - собственную хозяйственную деятельность. Что касается финансирования за счет поступлений от бизнес-структур, то этот источник назвали 31% руководителей НКО, а каждая пятая НКО в числе источника доходов имеет поступления из средств федерального, регионального или местного (муниципального бюджета).

Таблица 3.3-1. Источники доходов НКО (доля НКО, имеющих указанные источники доходов)

 

% организаций

Взносы учредителей, членов

50

Поступления от российских коммерческих компаний

31

Собственная хозяйственная деятельность

29

Гранты и др. поступления от международных и зарубежных организаций

22

Поступления из средств федерального бюджета

21

Поступления из бюджетных источников субъектов федерации

21

Поступления из местных (муниципальных) бюджетов

21

Трансферты от других российских НКО

12

Другое

18

 

Вместе с тем главным (доминирующим) источником доходов поступления от коммерческих компаний являются для 7% НКО, принявших участие в исследовании, а поступления из средств федерального, регионального или местного (муниципального бюджета) – всего для 3-5% НКО. Т.е. для большинства НКО объемы финансирования за счет этих источников невелики.

Таблица 3.3-2. Основные источники доходов НКО (доля НКО, в которых данный источник доходов дает более половины всех доходов)

 

% организаций

Взносы учредителей, членов

21

Собственная хозяйственная деятельность

12

Поступления от российских коммерческих компаний

7

Гранты и др. поступления от международных и зарубежных организаций

7

Поступления из средств федерального бюджета

5

Поступления из бюджетных источников субъектов федерации

4

Поступления из местных (муниципальных) бюджетов

3

Трансферты от других российских НКО

3

Другое

8

 

Подавляющее большинство (88%) руководителей некоммерческих организаций считают, что и государству, и бизнес-структурам следует увеличить финансовую поддержку НКО (диаграмма 3.3-1).

Диаграмма 3.3-1. Отношение к финансовой поддержке НКО со стороны государства и бизнеса

 

 

 

Мнения респондентов - представителей органов и руководителей предприятий и бизнес-структур далеко не столь однозначны. Среди них доля тех, кто согласен с необходимостью увеличения финансовой поддержки НКО, составляет, соответственно, 55% и 46%; примерно каждый пятый выступает за сохранение объемов финансирования на прежнем уровне, есть даже голоса в пользу сокращения поддержки (7-9% опрошенных).

Аналитический обзор «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России» (ЦИРКОН, 2006)

ФРАГМЕНТЫ

4. Экономика НКО

4.1. Доходы НКО

Официальная статистика свидетельствует, что за период с 2000 г. по 2005 г суммарные доходы сектора НКО в РФ выросли в 3,5 раза (с 72 млрд. руб. до 255 млрд. руб.).

Судя по данным Росстата, основным источником доходов российских НКО являются различные взносы, пожертвования, безвозмездные поступления. В 2005 году их доля составила 71,6% в общей сумме денежных поступлений организаций, причем на протяжении последних пяти лет она имеем выраженную тенденцию к росту. По сравнению с 2000 г. ее рост составил 8,3% (см. табл. 4.1-1).

Таблица 4.1-1. Динамика основных источников поступления денежных средств НКО (Росстат, 2006)

 

2000

2003

2005

Членские, вступительные, добровольные взносы и пожертвования, безвозмездные поступления от вышестоящей организации, учредителей

63,3

66,9

71,6

в том числе (в % от всех взносов, пожертвований и т.п.):

 

 

 

из-за границы

10,1

8,1

5,0

от населения

8,3

21,4

25,2

от вышестоящей организации

 

31,3

7,5

Поступления из бюджета и государственных внебюджетных фондов

1,3

2,1

2,4

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

10,6

7,7

4,7

Выручка от реализации основных средств

0,5

0,5

0,3

Выручка от продажи акций, облигаций и др. ценных бумаг

0,1

0,6

13,0*

Выручка от продажи прочего имущества

0

0,7

0

Доходы от долевого участия в деятельности других организаций

0,2

0,6

0,1

Доходы от сдачи основных средств в аренду

0,3

1,1

0,4

Проценты по вкладам

0,1

0,2

0,2

Дивиденды и проценты по ценным бумагам

0,1

0,2

0

Кредиты, займы

2,9

2,2

1,1

Авансы, полученные от покупателей и заказчиков

0

0,2

1,6

Прочие поступления

20,7

15,1

4,5

* Примечание. Резко возросшая в 2005 г. доля доходов от продажи ценных бумаг связана с тем, что Росстат учитывает в составе НКО паевые инвестиционные фонды, что, на наш взгляд, вряд ли корректно.

 

….

4.3. Влияние основных источников доходов на деятельность НКО

Анализ Базы данных НКО Общественной палаты позволил выяснить масштабы включенности российских НКО в финансовые потоки, идущие в третий сектор из различных источников.

Как видно из приведенных результатов анализа (см. табл. 4.3-1), финансовая база НКО в целом довольно диверсифицирована и разнообразна. Вместе с тем более половины представленных в БД НКО имеют один доминирующий тип источника доходов (см. табл. 4.3-2).

Таблица 4.3-1. Источники доходов НКО (доля НКО, имеющих указанные источники доходов) (База данных НКО ОП РФ)

 

% организаций

Государственные и муниципальные организации

44

Собственная хозяйственная деятельность

30

Коммерческие организации

37

Членские взносы

34

Зарубежные организации

17

Другое

43

 

Таблица 4.3-2. Основные источники доходов НКО (доля НКО, в которых данный источник доходов дает более половины всех доходов) (База данных НКО ОП РФ)

 

% организаций

Государственные и муниципальные организации

14

Собственная хозяйственная деятельность

12

Коммерческие организации

9

Членские взносы

9

Зарубежные организации

8

Другое

16

 

Как уже говорилось выше, прямое финансирование НКО за счет государственных и муниципальных учреждений по объемам выделенных средств невелико (около 3% от всех доходов НКО, Росстат). Тем не менее, 44% НКО, представленных в БД ОП РФ назвали государственные и муниципальные организации в числе одного из своих источников доходов. При этом для 14% НКО госфинансирование является главным источником доходов. Понятно, что здесь могут быть два вида объяснений: с одной стороны среди НКО, подававших заявки в ОП РФ, может быть действительно чаще, чем в целом по стране, представлены организации, имеющие финансовую поддержку со стороны государства, с другой – очевидно, что, указывая государственные источники финансирования, НКО имеют в виду и получение денег за услуги, оказываемые гос. организациям на договорной и платной основе, что для Росстата не относится к прямому государственному финансированию.

Треть НКО назвали в числе источников доходов пожертвования коммерческих организаций, почти столько же – членские взносы и собственную хозяйственную деятельность. Доля НКО, финансируемых зарубежными организациями, существенно меньше (такой источник дохода заявлен 17% НКО). Однако объемы поступлений от зарубежных организаций, судя по всему, значительны: для 8% анализируемых НКО зарубежные организации являются основными донорами; примерно для такого же числа НКО основными источниками доходов являются членские взносы и пожертвования коммерческих организаций.

 

 

Презентация материалов исследований (PDF, 366 Kb) Файл: Презентация материалов исследований (PDF, 366 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданские слушания «Кому выделять деньги налогоплательщиков?"
Публикации:
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
27.12.2007 - Отчет по аудиту Гражданских слушаний на тему: "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций"
19.12.2007 - Петербуржцы решили, как поделить бюджетные деньги среди 23 тысячи общественных организаций города
18.12.2007 - Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
13.12.2007 - Спор экспертов о деньгах разрешат граждане
13.12.2007 - Государственные учреждения - разработка перспективных программ социального развития, НКО — текущая «черновая» работа
13.12.2007 - Какие некоммерческие организации полезны обществу
13.12.2007 - Некоторые замечания к проекту Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанном Комитетом по мо-лодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга
13.12.2007 - Расписание гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
08.12.2007 - Основные вопросы гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Санкт-Петербурге"
07.12.2007 - Состав гражданского жюри слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
06.12.2007 - Права и возможности для участия НКО в управлении делами государства
06.12.2007 - Оценка существующих требований к НКО с точки зрения права на свободу объединений
06.12.2007 - Модель Мурманского областного общественного Собрания
06.12.2007 - Экономическая роль некоммерческого сектора
06.12.2007 - Обзор европейского опыта государственной поддержки НКО
30.11.2007 - Продолжается подготовка гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
30.11.2007 - Список экспертов, которые приглашены для дачи показаний членам гражданского жюри
29.11.2007 - Биржа социальных и благотворительных проектов г. Москвы – инфраструктура взаимодействия органов власти, НКО и бизнес сообщества
29.11.2007 - О государственной поддержке общественных объединений
29.11.2007 - Власть и НКО в России. Достойны ли общественники поддержки?
25.11.2007 - Горящая волонтерская вакансия - наблюдатель на гражданские слушания
23.11.2007 - Справка о выделении средств негосударственным некоммерческим организациям из городского бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году
22.11.2007 - Формы государственной поддержки общественных объединений. Методическое пособие.
22.11.2007 - Законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций и предоставление им поддержки
22.11.2007 - Общественно-полезные организации. Определение понятия и обзор международных пректик.
21.11.2007 - Транспорт к месту проведения гражданских слушаний
20.11.2007 - Буклет о Гражданских слушаниях
19.11.2007 - Началась работа жюри гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
18.11.2007 - Мед и деготь Петербурга
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2018 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>