Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Какие некоммерческие организации полезны обществу
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Какие некоммерческие организации полезны обществу

Тезисы выступления на гражданских слушаниях 13-15 декабря 2007, Санкт-Петербург

Пилипенко Валерия Ивановна, к.э.н.,
доцент Санкт-Петербургский государственный
университет экономики и финансов

В современных условиях развития общества некоммерческие организации (НКО) давно уже стали полноправными участниками не только социально-общественной жизни, но и многих аспектов хозяйственных взаимоотношений. Имея более гибкую организационную структуру, социально ориентированную стратегию управления эти общественные структуры своей деятельностью способствуют расширению структуры общественных потребностей, создают возможности для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ и услуг потребителям. НКО объединяют усилия граждан, организаций и государства, средств юридических и физических лиц для решения наиболее важных проблем человека и общества. Государство устанавливает общие нормы и правила функционирования НКО для того, чтобы поощрять их благотворительную, образовательную, научную и другую социально значимую деятельность, а конкретные миссию, уставные цели и задачи формируют сами некоммерческие организации. Состав и виды деятельности НКО крайне разнообразны и регулируется государством, учредительными документами, а также рынком.

Присутствие некоммерческих организаций в правовом поле, экономической жизни, в гражданском сообществе уже относительно давно воспринимается как само собой разумеющееся явление. Однако слабая информированность самих граждан страны о целях и возможностях НКО, отсутствие профессиональных знаний по гражданскому, бухгалтерскому и налоговому законодательству, а также об особенностях хозяйствования в  отдельных видах НКО, не позволяют некоммерческому сектору полноценно  выполнять свое предназначение - содействовать разрешению социальных противоречий, связанных с адаптацией человека к рынку.

Эксперты по НКО сходятся во мнении, что основой российских причин сдерживания развития некоммерческого сектора является отсутствие: экономической самостоятельности основной части населения; общественных и профессиональных групп, полномочных контролировать исполнение органами власти конституционных норм; эффективных рычагов воздействия на органы власти в целях принятия законов, отвечающих специфическим требованиям различных групп населения.

Классификация некоммерческих организаций по различным признакам позволяет глубже раскрыть содержание, назначение и роль этих общественных структур, выявить приоритеты деятельности государства, бизнес-сообщества, профессиональных союзов и граждан по поддержке и повышению эффективности деятельности НКО, найти решения проблем стабилизации и устойчивого развития сообщества в целом.

Название, состав и компетенция высшего органа управления различны в зависимости от организационно-правовой формы НКО. Согласно, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, закона "О некоммерческих организациях" и ряда других федеральных законов, заложивших институциональные основы функционирования НКО, перечень организационно-правовых форм НКО является открытым. Сегодня все разнообразие организационно-правовых форм НКО включает в себя более 20 наименований (см. табл. 1).

Формами собственности имущества некоммерческих организаций могут быть государственная, муниципальная, частная, общественная и смешанная.

Таблица 1

Классификация некоммерческих организаций

Признак

Виды НКО

Организационно-правовая форма

Учреждения, фонды, общественные объединения, организации и движения, религиозные организации, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, профессиональные  союзы и ассоциации, автономные некоммерческие организации, коллегии адвокатов, торгово-промышленные палаты, товарищества собственников жилья, государственные корпорации, фонды, в т.ч. негосударственные пенсионные фонды, товарные и фондовые биржи, национально-культурные автономии и др.

Форма собственности

Государственная, муниципальная, частная, общественная, смешанная

Экономический способ объединения учредителей

НКО, основанные на членстве (общественные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, союзы)

НКО, создающие уставный капитал (потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства)

НКО, основанные на целевых (в т.ч. бюджетных) поступлениях (прочие)

Вид экономической деятельности

Образование, здравоохранение, культура, наука, социальная защита, физкультура и спорт, социальная инфраструктура (ЖКХ), государственное управление, правовая защита, пенсионное обеспечение, страхование, кредитование, биржевое дело и др.

Цель деятельности

Благотворительность (благотворительные фонды и др.)

Профессиональная, правовая, социальная, религиозная  и др. защита и поддержка (профсоюзы, партии, религиозные общины, коллегии адвокатов и др.)

Выполнение профессиональных услуг в социальной сфере (университеты, школы, больницы, музеи, спортивные клубы, др.) 

Государственное управление

Аккумулирование и распределение социальных страховых взносов (пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды, ФОМС, ФСС)

Обслуживание коммерческих организаций (торгово-промышленные палаты, биржи, организации арбитражных управляющих и др.)             

Система бухгалтерского учета

НКО, использующие упрощенную систему БУ

НКО, использующие традиционную систему БУ (журнально-ордерную, мемориально-ордерную, автоматизированную)

Состав форм годовой бухгалтерской отчетности

Общественные организации, не ведущие предпринимательской деятельности (формы 1, 2, 6)

Бюджетные организации ( форм бюджетной отчетности)

Прочие некоммерческие организации (6 форм)

Источники финансирования

Целевые поступления, в т.ч.: бюджетные ассигнования, субсидии, государственная помощь, вступительные и членские взносы, гранты, пожертвования, страховые социальные взносы и др.

Доходы от коммерческой деятельности, в т.ч. выручка от продажи товаров, услуг, работ; доходы от прочей деятельности, налоговые льготы

Экономический характер деятельности

Ведущие коммерческую, в т.ч. разрешенную предпринимательскую деятельность

Ведущие только уставную не предпринимательскую / благотворительную деятельность

Источниками поступления имущества в НКО являются по большей части целевые взносы и поступления от учредителей и участников в денежной и натуральной форме. У некоммерческих организаций отсутствует уставный капитал (за исключением потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств). Данное обстоятельство подтверждает цель некоммерческих организаций не распределять имущество и прибыль НКО между учредителями, а использовать их только на уставные социально-ориентированные цели и задачи.

Социально- экономические функции некоммерческих организаций крайне многообразны, так как НКО функционируют в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения, государственного управления, религии, кредитования, пенсионного обеспечения, биржевой деятельности, потребительской кооперации, правой и экологической защиты и многих других.

В России критерием отнесения организаций к некоммерческим является цель их деятельности и организационно-правовая форма. Поэтому в состав НКО одновременно входят государственные/ муниципальные учреждения, так называемые бюджетные организации и прочие негосударственные некоммерческие организации. Бюджетные организации, с нашей точки зрения, должны быть выделены в самостоятельную группу организаций (например, государственные учреждения) в силу специфики выполняемых задач, формы собственности имущества, источников финансирования, организационных структур и стратегии деятельности. Бухгалтерское законодательство выделяет бюджетные учреждения в качестве самостоятельных субъектов через систему нормативного регулирования бюджетного учета и отчетности.

Выбор формы бухгалтерского учета в НКО зависит от масштабов предприятия, финансовых ресурсов и квалификации учетных работников. Правомерно выделить НКО, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета (БУ); работающих в традиционном формате журнал-Главная, журнально-ордерной, мемориально-ордерной или автоматизированной форм бухгалтерского учета.

НКО можно подразделить на три вида в зависимости от состава форм внешней бухгалтерской отчетности. Общественные организации при условии отсутствия предпринимательской деятельности предоставляют только годовой баланс, отчет о прибыли и убытках и отчет о целевом использовании средств. Остальные негосударственные некоммерческие организации обязаны информировать общество о своем финансовом положении через стандартный набор пяти годовых форм отчетности, а также отчета о целевом использовании средств. Бюджетные учреждения имеют самостоятельный набор форм бухгалтерской отчетности, включающий балансы и отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам, а также другие формы отчетности (7 форм).

Необходимо упомянуть об особенностях структуры доходов некоммерческих организаций. Условно источники формирования доходов можно объединить в две группы: 1) целевые поступления; 2) доходы от коммерческой деятельности.

Целевые поступления в условиях становления рыночных отношений занимают существенную роль. В членских некоммерческих организациях целевые поступления выступают в виде вступительных и членских взносов. Во всех остальных НКО целевые поступления из бюджетных средств, от иных юридических и физических лиц принимают форму субсидий, пожертвований, грантов и иных целевых взносов в натуральной и вещественной форме. Для НКО важно использовать полученные доходы по целевому назначению, которое либо четко оговорено донором, либо утверждено сметой доходов и расходов организации. Контроль целевого использования полученных средств внутри организации возможен через процедуры общих собраний или попечительскими советами. Внешняя проверка целевого использования средств выполняется органами юстиции через внешнюю бухгалтерскую отчетность и налоговой службой по специальным формам налоговых деклараций.

Доходы от коммерческой деятельности с развитием рыночных отношений будут занимать все большее место. Причинами этого являются ограниченность средств государственного бюджета, большая ценовая гибкость некоммерческих организаций предоставляющих услуги, по сравнению с государственными и бизнес-структурами, широкие возможности по использованию труда добровольцев и внедрению нетрадиционных форм расчетов с получателями услуг (например, применение дополнительных валют, бартера услуг и др.).

При выполнении коммерческой деятельности проявляется еще одна специфическая особенность НКО. Часть некоммерческих организаций изначально создаются для удовлетворения потребностей общества через оказание, например, образовательных, медицинских услуг, выполнения научных работ, продажи товаров в системе потребкооперации. Для них уставная деятельность является одновременно коммерческой или предпринимательской. Другие НКО вовлекаются в предпринимательскую деятельность по причинам низкого платежеспособного уровня населения, снижения бюджетного финансирования, инфляции, т.е. внешние обстоятельства принуждают эти НКО получать доходы от сдачи имущества в аренду, инвестирования средств в ценные бумаги и прочие виды деятельности.

В широких слоях населения бытует мнение об особенностях налогообложения некоммерческих организаций, вернее о многочисленных налоговых льготах. С вступлением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ, многие льготы по налогу на прибыль были отменены (например, льгота для образовательных учреждений). Введение в действие новых глав НК РФ (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог) существенно сократило состав льгот для различных некоммерческих организаций. Безусловным достоинством и условной льготой можно считать возможность применения упрощенной системы налогообложения, предполагающей  замены группы налогов одним, для некоммерческого сектора. Однако данная система применима для ограниченного круга НКО, имеющих небольшие объемы хозяйственной деятельности. Оставлена традиционная льгота по налогу на прибыль, НДС для благотворительных организаций.  В общем виде, российская система налогообложения практически не оставляет льготных сфер деятельности для НКО, и не выполняет стимулирующую функцию в отношении налогоплательщиков из некоммерческого сектора.   Зарубежные налоговые системы более гибко учитывают особенности деятельности НКО в рыночных условиях. Существуют развитая система льгот для НКО от полной отмены уплаты налогов в ряде стран (статус - "организации, освобожденные от уплаты налогов" - tax-exempt) до различных комбинаций налоговых льгот.

В ходе экономических реформ российские предприятия и государственные учреждения сократили объемы социальной деятельности (по некоторым видам услуг до 90 %) и освободили рынок для некоммерческих организаций. Возможности освоить этот рынок будут зависеть не только от потребительских предпочтений членов общества, но и от тех условий, в которых будут функционировать НКО, определенных правовой базой, системой налогообложения и уровнем развития самосознания общества.

Кроме того, становится актуальной проблема сравнения потенциальных возможностей деятельности организаций из различных сфер (бизнеса, государственного и третьего сектора) в связи с вовлечением их в рыночные взаимоотношения и участие в конкурентной борьбе друг с другом за покупателя услуг, и за бюджетное финансирование. Последнее становится перспективным направлением в условиях реформирования бюджетного процесса и предоставления бюджетных средств на конкурсной основе. Появление новых конкурентов - организаций из противоположного сектора хозяйствующих субъектов, подталкивает организации к  переосмыслению стратегий деятельности и менеджмента. Для целей сравнительного анализа может быть использована ниже проведенная информация (см.табл.2), где из обширного перечня НКО выбраны только пять – некоммерческие партнерства -НП, автономные некоммерческие организации - АНО, фонды, частные учреждения и общественные организации, как наиболее ориентированные на общественно полезные цели. Их формальные характеристики деятельности, обусловленные в, первую очередь, организационно-правовой формой сравниваются с аналогичными данными бюджетных организаций и с усредненным коммерческим предприятием.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

Автономная некоммерческая организация  -АНО

Некоммерческое партнерство

Частное учреждение

Фонд

Общественная организация

Бюджетные организации

Хозяйственное общество

Учреждение

Автономное учреждение

Направленность деятельности

На общественно полезные цели

На общественно полезные цели и решение проблем членов организации

Решение проблем учредителей и на общественно полезные цели

На общественно полезные цели

Решение проблем учредителей и членов организации

На общественно полезные цели

На общественно полезные цели

Решение проблем учредителей

Типичный источник имущества

Доходы от коммерческой деятельности1

Членские взносы, бюджетное финансирование, пожертвования; доходы от коммерческой деятельности1

Доходы от коммерческой деятельности

Взносы  учредителей, бюджетное финансирование, пожертвования

Членские взносы, бюджетное финансирование, пожертвования

бюджетное финансирование, доходы от коммерческой деятельности1

бюджетное финансирование, доходы от коммерческой деятельности1

доходы от предпринимательской деятельности

Попечительский Совет

Обязателен надзорный орган

Не обязателен

Не обязателен

Обязателен

Не обязателен

Не обязателен

Обязателен надзорный орган

Не обязателен

Членство

нет

обязательно

нет

нет

обязательно

нет

нет

нет

Бухгалтерская отчетность

Ежеквартально

Ежеквартально

Ежеквартально

Ежеквартально

Годовая 2

Бюджетная ежеквартальная

Бюджетная ежеквартальная

Ежеквартально

Аудит

Нет

Нет

Нет

Обязателен

Нет

Нет

Обязателен

Нет

Имущественные права

Имущество принадлежит организации

Имущество принадлежит организации, кроме взносов учредителей

Имущество принадлежит учредителям, которые несут субсидиарную ответственность

Имущество принадлежит

фонду

Имущество принадлежит

организации

Имущество принадлежит учредителям, которые несут субсидиарную ответственность

Имущество принадлежит учредителям, которые не несут субсидиарную ответственность

Имущество принадлежит учредителям

Форма собственности

Общественная

Частная/ смешанная

Частная

Общественная

Общественная

Государственная

Государственная

Частная

Управление организацией

Коллегиальный высший орган

Высший орган: общее собрание членов

Определяется учредителем

Попечительский совет3

Высший орган: общее собрание членов 

Руководитель

Наблюдательный совет, руководитель и др. согласно устава

 

Возможность преобразования

В фонд

В фонд, АНО и хозяйственное общество

В фонд, АНО и хозяйственное общество

 -

-

-

-

Любая реорганизация

Использование специальных налоговых режимов

УСНО, ЕНВД

УСНО, ЕНВД

УСНО, ЕНВД

УСНО, ЕНВД

УСНО, ЕНВД

Нет

-

УСНО, ЕНВД

Статус благотворительной организации

Не предусмотрен

Не предусмотрен

Предусмотрен

Предусмотрен

Предусмотрен

Нет

Нет

Нет

 



1 Выручка от продажи товаров, услуг, работ; доходы от прочей деятельности, налоговые льготы

2 если нет предпринимательской деятельности

3 или иной коллегиальный орган

Пилипенко В.И.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданские слушания «Кому выделять деньги налогоплательщиков?"
Публикации:
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
27.12.2007 - Отчет по аудиту Гражданских слушаний на тему: "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций"
19.12.2007 - Петербуржцы решили, как поделить бюджетные деньги среди 23 тысячи общественных организаций города
18.12.2007 - Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
13.12.2007 - Спор экспертов о деньгах разрешат граждане
13.12.2007 - Данные социологических исследований о состоянии третьего сектора в России
13.12.2007 - Государственные учреждения - разработка перспективных программ социального развития, НКО — текущая «черновая» работа
13.12.2007 - Некоторые замечания к проекту Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанном Комитетом по мо-лодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга
13.12.2007 - Расписание гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
08.12.2007 - Основные вопросы гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Санкт-Петербурге"
07.12.2007 - Состав гражданского жюри слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
06.12.2007 - Права и возможности для участия НКО в управлении делами государства
06.12.2007 - Оценка существующих требований к НКО с точки зрения права на свободу объединений
06.12.2007 - Модель Мурманского областного общественного Собрания
06.12.2007 - Экономическая роль некоммерческого сектора
06.12.2007 - Обзор европейского опыта государственной поддержки НКО
30.11.2007 - Продолжается подготовка гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
30.11.2007 - Список экспертов, которые приглашены для дачи показаний членам гражданского жюри
29.11.2007 - Биржа социальных и благотворительных проектов г. Москвы – инфраструктура взаимодействия органов власти, НКО и бизнес сообщества
29.11.2007 - О государственной поддержке общественных объединений
29.11.2007 - Власть и НКО в России. Достойны ли общественники поддержки?
25.11.2007 - Горящая волонтерская вакансия - наблюдатель на гражданские слушания
23.11.2007 - Справка о выделении средств негосударственным некоммерческим организациям из городского бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году
22.11.2007 - Формы государственной поддержки общественных объединений. Методическое пособие.
22.11.2007 - Законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций и предоставление им поддержки
22.11.2007 - Общественно-полезные организации. Определение понятия и обзор международных пректик.
21.11.2007 - Транспорт к месту проведения гражданских слушаний
20.11.2007 - Буклет о Гражданских слушаниях
19.11.2007 - Началась работа жюри гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
18.11.2007 - Мед и деготь Петербурга
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>