Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Некоторые замечания к проекту Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанном Комитетом по мо-лодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Некоторые замечания к проекту Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанном Комитетом по мо-лодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга

Подготовлено для представления на Гражданских слушаниях 13-14 декабря 2007, СПб. Представлено автором.

Игорь Карлинский, правозащитник (Санкт-Петербург)

 

Отбросим изящные словесные конструкции, воздвигаемые последние 8 лет на тему взаимодействия НКО и власти, и посмотрим на него через призму практики, оценивая его по соотношению ресурсов, затраченных независимыми НКО-НПО-НГО на взаимодействие с властью и участие во всевозможных "гражданских форумах", "советах при..." и т.п, с результатами этого взаимодействия в плане состояния проблем, над решением которых НКО работают. Мы будем вынуждены с сожалением констатировать, что современные российские, и в том числе, петербургские, власти мирятся с существованием НКО только в качестве ресурса для работы в социальной сфере и только до тех пор, пока НКО не вторгаются в сферы личных и клановых экономических и политических интересов властных персон и групп, не посягают на монополию власти в области формирования государственной политики.

Рассматриваемый проект[1] не выходит за рамки этой парадигмы.

Проект направлен на усиление взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с некоммерческими организациями и вовлечение последних в реализацию социальной политики Санкт-Петербурга.

Проектом не предполагается каких-либо мер по созданию реальной возможности эффективного участия НКО, как организаций гражданского общества, в формировании (выработке) государственной (причем не только социальной) политики, хотя скупая слеза по поводу невысокой включенности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в процесс формирования государственной политики Санкт-Петербурга была пролита (раздел 1. Введение, абзац седьмой).

Проект предполагает участие НКО в подготовке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и программ социально-экономического развития. Для этого предполагается создание при органах исполнительной власти Санкт-Петербурга всевозможных советов, экспертных и рабочих групп, решения которых носят рекомендательный характер, и проведение общественных обсуждений. При этом, решения о создании совета, экспертной или рабочей группы, их задачах и функциях, порядке формирования, порядке работы и обеспечении деятельности принимаются соответствующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а порядок проведения общественных обсуждений определяется нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга (п.п. 6.1.-6.2. Проекта). То, как власти Санкт-Петербурга умеют нормативными правовыми актами определять порядок проведения общественных слушаний и учета мнения горожан, прекрасно иллюстрирует Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" и применительная практика по этому закону.

Проект оставляет исполнительной власти широчайшее поле для маневра, в результате которого возможность реального влияния НКО на выработку тех или иных решений, как это обычно,  будет мифической, сами эти структуры и процедуры будут лишь символизировать бурное взаимодействие НКО с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, а участие в них будет поглощать значительные человеческие, временные и финансовые[2] ресурсы НКО, которые могли бы быть с большей пользой израсходованы ими на непосредственную деятельность.

При этом Проект не предполагает мер по усилению взаимодействия НКО с органом законодательной (представительной власти) путем введения в Устав Санкт-Петербурга положения о праве общественных объединений на законодательную инициативу, как, например, сделано в Республике Карелия. Введение такой нормы сформировало бы законодательную предпосылку для реального влияния НПО на формирование городской, а учитывая право ЗАКСа Санкт-Петербурга на законодательную инициативу федерального уровня, и федеральной политики и нормативно-правовой базы.

Правовой дикостью является предполагаемое проектом "формирование стандартов оказания услуг общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями" (п. 5.1. Проекта).

Стандарт - это типовой образец, которому по размерам, форме и качеству должны соответствовать вещи, предметы явления, это единая форма организации осуществления чего-либо. Сама идея формировать стандарты в зависимости от субъекта той или иной деятельности противоречит содержанию понятия "стандарт", как правила (критерия) единого для всех. Не может быть двух (трех и более) стандартов на одну и ту же услугу. Формирование разных стандартов для разных субъектов одной и той же деятельности не соответствует принципам честной и равноправной конкуренции, а словосочетание "двойные стандарты" является жупелом, столь же часто используемым властями как и сами двойные стандарты (вспомним "честные и чистые выборы" последних лет).

Непонятным с функциональной точки зрения бюрократическим новообразованием является  единый городской реестр общественных объединений и иных НКО, взаимодействующих с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, создание которого предусматривается пунктом 5.1. Проекта. Необходимость и цель создания такого реестра, его функции и предполагаемые результаты деятельности, а также правовые последствия, связанные с попаданием (не попаданием) НПО в эти скрижали, остаются "роялем", который авторы проекта до поры до времени засунули поглубже в "кусты". Что на этом "рояле" нам потом попытаются "сыграть", неизвестно.

Помнится, несколько лет назад в аналогичном контексте идея формирования подобных реестров уже предлагалась некоммерческим организациям и после обсуждения была признана несостоятельной. Почему вместо мусорной корзины она попала в нафталин и зачем сейчас была вытащена, можно только догадываться.

Проект наглядно демонстрирует установку власти на подмену информации пропагандой. Так в пункте 5.3. Проекта среди прочего предусмотрено содействие "в создании и размещении на городских телеканалах, радиоканалах общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, отражающих позитивные процессы развития гражданского общества в Санкт-Петербурге" (выделено мной - И.К.). Информационный позитив о развитии гражданского общества на фоне удушающих изменений федерального законодательства об НКО, ликвидаторских действий Росрегистрации и информационной кампании по дискредитации правозащитных организаций, которую вдохновляет и инициирует лично президент России, выглядит весьма цинично.

Проект предполагает государственную поддержку общественных объединений и иных негосударственных НКО, но никаких новаций на этот счет не предусматривает, отсылая к законодательству Российской Федерации (п. 6.4 Проекта). В чем здесь импульс для развития "общественно-государственного партнерства"? Ответа нет ни в Проекте, ни в пояснительной записке к нему.

Заключение.

Рассматриваемый документ является типичным примером бюрократической попытки "приручения" властью негосударственных некоммерческих организаций, манипулирования ими и вовлечения их во всевозможные  "слушали-постановили", практически безрезультатные, но приносящие участникам давно забытое "чувство глубокого удовлетворения" и дополнительный PR.

Попытки улучшить этот Проект будут не намного эффективнее опытов по гальванизации трупов.

Необходим новый проект, основанный на совершенно иных установках, согласно которым:

а) организации гражданского общества:

- имеют право влиять на формирование государственной политики во всех областях;

- контролируют деятельность органов государственной власти;

б) государственная власть:

- обслуживает интересы общества, основывает свою деятельность на интересах граждан;

- создает условия, необходимые для беспрепятственного выражения гражданами своих интересов и учета этих интересов;

- не может принимать решения, противоречащие интересам граждан.

 

Три простых шага по государственной поддержке общественно полезных проектов некоммерческих организаций и повышению влияния НКО на выработку и принятие решений органов государственной власти

1. Для повышения эффективности влияния НКО на выработку и принятие решений органов законодательной (представительной) власти Санкт-Петербурга необходимо ввести в Устав Санкт-Петербурга норму, предусматривающую, что общественные объединения и иные некоммерческие организации, созданные для достижения общественно полезных целей и/или ведения общественно полезной деятельности являются субъектами законодательной инициативы наравне с депутатами ЗАКСа, губернатором и прочими.

 

2. Для повышения эффективности влияния НКО на выработку и принятие решений органов исполнительной власти Санкт-Петербурга необходимо создать при губернаторе Санкт-Петербурга, как высшем должностном лице и одновременно главе Правительства Санкт-Петербурга совещательно-консультативный орган, состоящий исключительно из представителей общественных организаций объединяющих наименее социально защищенных граждан и/или работающих на благо таких граждан, с наделением этого органа не только совещательными функциями, но и своего рода правом вето, то есть с запретом губернатору и Правительству Санкт-Петербурга принимать нормативные акты, затрагивающие права и интересы социально незащищенных граждан, если проекты этих актов не были одобрены указанным совещательно-консультативным органом.

 

3. Для государственной финансовой поддержки общественно полезных проектов (программ) некоммерческих организаций необходимо сформировать специальный, финансируемый из бюджета Санкт-Петербурга, фонд (грантовый фонд), средства из которого по ясным и четким принципам и критериям будет распределять общественное жюри, состоящее из авторитетных представителей авторитетных НКО. При этом участие представителя НКО в жюри должно исключать получение этой НКО средств из указанного фонда как в период участия ее представителя в жюри, так и после его окончания в течение срока, равного периоду участия.

Этот фонд не должен расходоваться на оплату работ, осуществляемых НКО по государственному или муниципальному социальному заказу.



[1] Проект Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанный Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга "Общественно-государственное партнерство" на 2008-2011 г.г. (далее по тексту - Проект)

[2] В плане расходования финансов следует, как минимум, учитывать заработную плату сотрудников за период их участия в подготовке всевозможных заседаний указанных структур и самих заседаниях. К этому можно приплюсовать расходы на электроэнергию, отопление, работу и обслуживание оргтехники и т.п. при подготовке подобных мероприятий.

Карлинский Игорь

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданские слушания «Кому выделять деньги налогоплательщиков?"
Публикации:
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
27.12.2007 - Отчет по аудиту Гражданских слушаний на тему: "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций"
19.12.2007 - Петербуржцы решили, как поделить бюджетные деньги среди 23 тысячи общественных организаций города
18.12.2007 - Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
13.12.2007 - Спор экспертов о деньгах разрешат граждане
13.12.2007 - Данные социологических исследований о состоянии третьего сектора в России
13.12.2007 - Государственные учреждения - разработка перспективных программ социального развития, НКО — текущая «черновая» работа
13.12.2007 - Какие некоммерческие организации полезны обществу
13.12.2007 - Расписание гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
08.12.2007 - Основные вопросы гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Санкт-Петербурге"
07.12.2007 - Состав гражданского жюри слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
06.12.2007 - Права и возможности для участия НКО в управлении делами государства
06.12.2007 - Оценка существующих требований к НКО с точки зрения права на свободу объединений
06.12.2007 - Модель Мурманского областного общественного Собрания
06.12.2007 - Экономическая роль некоммерческого сектора
06.12.2007 - Обзор европейского опыта государственной поддержки НКО
30.11.2007 - Продолжается подготовка гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
30.11.2007 - Список экспертов, которые приглашены для дачи показаний членам гражданского жюри
29.11.2007 - Биржа социальных и благотворительных проектов г. Москвы – инфраструктура взаимодействия органов власти, НКО и бизнес сообщества
29.11.2007 - О государственной поддержке общественных объединений
29.11.2007 - Власть и НКО в России. Достойны ли общественники поддержки?
25.11.2007 - Горящая волонтерская вакансия - наблюдатель на гражданские слушания
23.11.2007 - Справка о выделении средств негосударственным некоммерческим организациям из городского бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году
22.11.2007 - Формы государственной поддержки общественных объединений. Методическое пособие.
22.11.2007 - Законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций и предоставление им поддержки
22.11.2007 - Общественно-полезные организации. Определение понятия и обзор международных пректик.
21.11.2007 - Транспорт к месту проведения гражданских слушаний
20.11.2007 - Буклет о Гражданских слушаниях
19.11.2007 - Началась работа жюри гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
18.11.2007 - Мед и деготь Петербурга
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>