Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Оценка существующих требований к НКО с точки зрения права на свободу объединений
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Оценка существующих требований к НКО с точки зрения права на свободу объединений

Тезисы выступления на гражданских слушаниях 13-14 декабря 2007, СПб

Каневская  Мария Александровна, к.ю.н.

Юрист СПбРОО «Центр просветительных и
исследовательских программ» (СПб)

www.cerp.ru

Правовое положение некоммерческих организаций определяется в ряде нормативно-правовых актов, прежде всего, Конституцией РФ, в статье 30 которой закреплено: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». В пункте 4 статьи 13 Конституции РФ записано «Общественные объединения равны перед законом», а в пятом пункте этой же статьи закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Далее в иерархии источников права идет Гражданский кодекс РФ, согласно которому все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Отметим, что организационно - правовых форм некоммерческих организаций намного больше, чем коммерческих.

Главное различие между двумя видами юридических лиц состоит в том, что коммерческие организации имеют в качестве основной своей цели извлечение прибыли, а некоммерческие осуществляют свою деятельность для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение потребительского кооператива, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Еще одно принципиальное отличие некоммерческой организации от коммерческой следует из ее специальной правоспособности, т.е. некоммерческая организация может заниматься только той деятельностью, которая не противоречит ее уставным целям и видам деятельности и прямо прописана в уставе. Это важно учитывать при подготовке или изменений положений уставов таких организаций.

 

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.[1] Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются фонды, учреждения, общественные объединения, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, ассоциации (союзы), религиозные организации, товарищества собственников жилья и другие.

Правовое положение некоммерческих организаций регулируется помимо Гражданского кодекса РФ еще и специальным законом: Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».  Федеральными законами от 29.11.2007 N 278-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и из под действия этого закона были выведены потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Данный закон выделяет среди некоммерческих организаций - общественные объединения, которые регулируются как вышеназванным законом, так и специальным - Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения представляют собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. К основным организационно-правовым формам общественных объединений относятся общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, включая общественные объединения, могут являться благотворительными. Это не новые организационно-правовые формы, а определенный статус. В этом случае такие организации, помимо вышеупомянутых нормативно-правовых актов, регулируются специальным законом - Федеральным законом от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который предусматривает, что благотворительные организации могут создаваться в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений. При этом благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация (юридическое лицо).

 

Изменения законодательства, введенные с принятием Федерального закона от 10 января 2006 года №18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» коснулись следующих нормативно-правовых актов: Гражданского кодекса РФ; Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»; Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Для реализации данных изменений было принято Постановление Правительства РФ №212 от 15 апреля 2006 года «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Основные изменения коснулись учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций и общественных объединений; изменился порядок регистрации, сроки регистраций некоммерческих организаций (для общественных объединений процедура регистрации и сроки практически не изменились); отчетность некоммерческих организаций, включая общественные объединения (к существовавшим ранее требованиям добавились новые), а также основания и порядок ликвидации общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Большие изменения коснулись филиалов иностранных неправительственных организаций, однако в данном издании эти изменения не рассматриваются. Среди значительных изменений - увеличение количества полномочий по контролю за некоммерческими организациями, включая общественные объединения у Росрегистрации. Далее рассмотрим эти изменения подробней.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

  1. иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  2. лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  3. общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
  4. лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Для общественных объединений есть дополнения (ст.19 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях») - помимо всех вышеперечисленных требований запрещается быть учредителями, членами и участниками общественных объединений лицам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда.

Все эти требования со стопроцентной точностью выполнить не представляется возможным.

 

Основные проблемы, с которыми сталкивается некоммерческая организация с момента проведения учредительного собрания - это государственная регистрация, а затем государственная регистрация изменений в учредительные документы. Есть следующие трудности (помимо выбора учредителей, членов, участников), на которых я остановлюсь подробнее в выступлении:

  • адрес (место) нахождения;
  • название;
  • цели и предмет деятельности;
  • филиалы и представительства (для общественных объединений);
  • внесение изменений в устав действующей организации.

 

В процессе своей деятельности некоммерческая организация сталкивается с большим количеством контролирующих органов. Остановимся на Росрегистрации. Проверки деятельности на соответствие целям и видам деятельности некоммерческой организации могут быть плановыми и внеплановыми, и могут проводиться не чаще одного раза в год. К сожалению, у организаций остается мало шансов узнать о проводимой проверке заранее, поскольку в подзаконных актах определен срок в 5 дней до начала проверки с момента вынесения решения. Поэтому, когда некоммерческая организация получит по почте уведомление о проведении проверки, может уже пройти большее время. На этом проблемы не заканчиваются. Необходимо представить на проверку все документы (финансовые, программные) о деятельности организации за последние 3 года, собрать которые за такой короткий срок представляется очень затруднительным.

Сложности, возникающие у некоммерческих организаций при проверках:

  • отсутствие плана проверок для всеобщего доступа;
  • 5-дневный срок с момента вынесения решения до ее начала;
  • возможность продления проверки на срок до 2 месяцев;
  • большое количество истребуемой информации (в том числе, в заверенных и прошитых копиях);
  • узкое и выборочное толкование законов росрегистраторами
  • стресс
  • отсутствие возможности полноценно работать в связи с новыми запросами на предоставление информации и прочее.

Действующее законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, содержит коллизии, пробелы, а также дает возможность широкого неоднозначного толкования. Принятые государством подзаконные акты противоречат по многим положениям законодательству, в том числе и международному, что приводит к ограничению свободы деятельности ассоциаций, гарантированному Конституцией, в том числе и угрожает ликвидацией подобного рода организаций. Такое положение дел не способствует развитию гражданского общества, а также наносит ущерб  широким слоям населения - клиентам некоммерческих организаций.

 

В связи с ограничением времени, не возможно рассмотреть все аспекты проблем, возникающих с некоммерческими организациями.

Представляется, что некоммерческим организациям следует более внимательно относиться к взаимодействию с Росрегистрацией и для этого необходимо изучить соответствующее законодательство. Если в штате организации нет юриста, то лучшим способом для подготовки комплекта документов на регистрацию, подаче отчетности или проверке, будет обращение к юристу-профессионалу.

Есть настоятельная необходимость обращаться в судебные органы для получения правильного толкования законов. Уже сейчас есть группа организаций, прошедших проверки и выигравших судебные процессы, способные оказать помощь всем тем, кто столкнется с подобными проблемами в будущем.

 



[1] Пункт 1 статьи 2  Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года №7-ФЗ.

Каневкая М.А.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданские слушания «Кому выделять деньги налогоплательщиков?"
Публикации:
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
27.12.2007 - Отчет по аудиту Гражданских слушаний на тему: "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций"
19.12.2007 - Петербуржцы решили, как поделить бюджетные деньги среди 23 тысячи общественных организаций города
18.12.2007 - Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
13.12.2007 - Спор экспертов о деньгах разрешат граждане
13.12.2007 - Данные социологических исследований о состоянии третьего сектора в России
13.12.2007 - Государственные учреждения - разработка перспективных программ социального развития, НКО — текущая «черновая» работа
13.12.2007 - Какие некоммерческие организации полезны обществу
13.12.2007 - Некоторые замечания к проекту Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанном Комитетом по мо-лодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга
13.12.2007 - Расписание гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
08.12.2007 - Основные вопросы гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Санкт-Петербурге"
07.12.2007 - Состав гражданского жюри слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
06.12.2007 - Права и возможности для участия НКО в управлении делами государства
06.12.2007 - Модель Мурманского областного общественного Собрания
06.12.2007 - Экономическая роль некоммерческого сектора
06.12.2007 - Обзор европейского опыта государственной поддержки НКО
30.11.2007 - Продолжается подготовка гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
30.11.2007 - Список экспертов, которые приглашены для дачи показаний членам гражданского жюри
29.11.2007 - Биржа социальных и благотворительных проектов г. Москвы – инфраструктура взаимодействия органов власти, НКО и бизнес сообщества
29.11.2007 - О государственной поддержке общественных объединений
29.11.2007 - Власть и НКО в России. Достойны ли общественники поддержки?
25.11.2007 - Горящая волонтерская вакансия - наблюдатель на гражданские слушания
23.11.2007 - Справка о выделении средств негосударственным некоммерческим организациям из городского бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году
22.11.2007 - Формы государственной поддержки общественных объединений. Методическое пособие.
22.11.2007 - Законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций и предоставление им поддержки
22.11.2007 - Общественно-полезные организации. Определение понятия и обзор международных пректик.
21.11.2007 - Транспорт к месту проведения гражданских слушаний
20.11.2007 - Буклет о Гражданских слушаниях
19.11.2007 - Началась работа жюри гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
18.11.2007 - Мед и деготь Петербурга
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2018 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>