Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Экономическая роль некоммерческого сектора
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Экономическая роль некоммерческого сектора

Подготовлено для представления на Гражданские слушания «Кому выделять деньги нало-гоплательщиков? Принципы государственной поддержки НКО», СПб, 13-15.12.2007

Маковецкая Светлана Геннадьевна – Программный директор
Института Национального проекта "Общественный договор"

События последних двух лет в России вокруг деятельности НКО создали поле напряженного государственного и общественного интереса к принципам и результатам некоммерческой деятельности в стране.

При этом общественным мнением явно неоценен масштаб «проблемного сектора», т.е. представленность и результативность общественных организаций и инициатив.

Основные показатели существующего влияния НКО в экономике и социальной сфере, к сожалению, трудно описать, поскольку отсутствуют комплексные исследования и мониторинг, как самого сектора, так и его влияния на предоставление социальных услуг.

На настоящий момент наиболее представительным является исследование «Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России», проведенное в 2004 году Институтом экономики города[1], и доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества Российской федерации. 2006 год», который также в части экономического анализа опирается на работу ИЭГ. Поэтому в представленной записке будут приводиться данные разных исследований, иногда не распространенных для всего сектора в масштабах всех страны, но позволяющие демонстрировать разные результаты и условия его деятельности.

Сколько их, НКО, и каковы их показатели в составе иных юридических лиц в России?

На сегодняшний день в России сформировался весьма обширный круг организаций, которые по своей сути являются различными формами самоорганизации граждан. Речь идет чаще всего о т.н. локальных сообществах, некоммерческих организациях, формальных и не формальных, образуемых физическими, а в ряде случаев и юридическими лицами для решения самых разнообразных проблем. Статистика подтверждает, что количество таких сообществ, по крайней мере, формальных, достаточно значительно.

Основные показатели, характеризующие роль некоммерческого сектора в экономике страны, рассчитываются на основе данных Госкомстата России. При этом государственная статистика не отражает специфику гражданского сектора, с его гибкими и часто неформализованными структурами и связями. Но, даже не смотря на неполноту государственной статистики, она позволяет судить о том, что некоммерческий сектор имеет большое значение для жизни страны.

По данным следования Института экономики города в России на 2004 год насчитывалось более 600 тыс. НКО, работающих как на местном, так и на федеральном уровне. Это составляет 16,2% общего числа юридических лиц.

На 1 января 2005 г. в единый реестр государственных юридических лиц было внесено больше 480 тыс. НКО, что составило одну пятую от всего числа зарегистрированных юридических лиц. Из них общественные организации, садоводческие и огороднические кооперативы, ОТОСы, ТСЖ, то есть, те, что собственно и составляют костяк местных сообществ, составили почти 150 тыс. организаций[2].

Город Санкт-Петербург относится к числу регионов, где при исходно высоком уровне развития некоммерческого сектора темп роста числа некоммерческих организаций превышает как общероссийский, так и региональный (в пределах федерального округа). Об этом свидетельствуют данные государственной статистики о приросте числа некоммерческих организаций за период 2001-2006 гг.: для Санкт-Петербурга - это 40%.

В последние пять лет развитие некоммерческого сектора шло преимущественно за счет освоения новых организационно-правовых форм. Количество организаций, созданных в формах, которые можно отнести к традиционным — таким, как учреждение, потребительский кооператив, общественная (религиозная) организация, объединение юридических лиц, — выросло на 29, 28, 17 и 29% соответственно, то есть меньше, чем общее число некоммерческих организаций. Количество организаций, созданных в форме менее традиционной, но уже успевшей стать привычной, — в форме фонда, выросло в значительно большей степени — на 61%. Количество организаций, созданных в новых формах — автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств, – выросло в 3 (до 5% всех НКО) и 3,8 раза (до 6,8% всех НКО) соответственно.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдалось увеличение разнообразия форм некоммерческих организаций. Тем не менее, традиционные формы некоммерческих организаций остаются преобладающими.

Одновременно растет и число неформальных объединений. Например, в течение 2005-2006 гг. число инициативных групп, обращающихся за поддержкой в Пермскую гражданскую палату, являющуюся ресурсным центром НКО, возросло с 2-4 до 2-3 десятков в месяц.

Каковы показатели деятельности НКО в масштабах экономики страны?

Динамика доли НКО в общем объеме валового внутреннего продукта страны за последние 10 лет была неоднозначна. До 1998 года объем услуг сектора имел тенденцию к увеличению. По ряду оценок, в 1998 году — накануне дефолта — он составлял 2% ВВП. В результате финансового кризиса 1998 года объем услуг, предоставляемых некоммерческими организациями, в неизменных ценах сократился почти в три раза. Посткризисное восстановление сектора происходило медленнее, чем в других сферах экономики. К 2001-2002 годам темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций превысили темпы роста ВВП в целом. В результате к 2002 году доля некоммерческого сектора России в формировании ВВП составила около 1%[3].Небольшая, на первый взгляд, доля НКО в ВВП, тем не менее, представляет собой значимую величину, что становится очевидным при сравнении с весом, например, некоторых отраслей российской экономики или отдельных регионов. В частности, объем продукции и услуг некоммерческих организаций по состоянию на 2002 год в 1,6 раза превышал объем продукции всей легкой промышленности страны и был сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство». При сопоставлении вклада третьего сектора и 88-ми регионов страны сектор НКО занимал 12-е место, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу, Тюменской, Московской, Свердловской и Самарской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу, Красноярскому и Краснодарскому краям, республикам Татарстан и Башкортостан.

Еще более значимым представляется то обстоятельство, что «качество» ВВП, произведенного в некоммерческом секторе, зачастую выше, нежели в других сферах. Многие НКО ориентированы на инновационную деятельность, на применение новых социальных и иных технологий. Значительная часть оказываемых НКО услуг позволяет наращивать «человеческий капитал» и оказывает самое непосредственное влияние на рост ВВП в будущем.

В то же время, сопоставление доли НКО в ВВП России и европейских стран, США, и даже ряда развивающихся стран оказывается не в пользу России. Отставание России от лидеров соответствующего рейтинга (Нидерландов, где доля НКО в ВВП составляет 15,3%, Израиля — 12,6%), а также других стран «первой десятки» (Ирландии, США, Великобритании, Бельгии, Австралии, Аргентины, Японии, Испании с показателями 4,0-8,4%) многократно. Сопоставима же по вкладу в экономику страны роль российских НКО с Бразилией, Словакией, Мексикой, Румынией (0,3-1,5% ВВП).

В целях анализа занятости государственной статистикой учитывается только 351 тыс. некоммерческих организаций или 56,3% всех НКО (по стоянию на 2004 год), которые относятся к следующим формам собственности: собственность общественных и собственность религиозных организаций (объединений). При этом существенная доля НКО остается за границами анализа, в том числе юридические лица в форме учреждений, которые рассматриваются в цитируемом исследовании, как относящиеся к государственной или муниципальной формам собственности. В 2002 году доля занятых в некоммерческом секторе составила 500 тыс. человек, или 0,8% от общей численности занятых. В сравнении со странами с развитой экономикой это не так много, то же время по этому показателю Россия опережает другие страны бывшего социалистического лагеря.

В ряде исследований также приводится оценка роли бесплатного труда волонтеров. В России, в отличие от зарубежных стран, он не учитывается при расчете стоимости продукции и услуг НКО. По экспертной оценке, если учитывать затраты волонтеров в денежном исчислении, то средняя выручка некоммерческих организаций могла бы быть увеличена в 1,5 раза. Долю волонтеров в России можно оценить, как 33% занятых в секторе НКО.

 

В чем полезность НКО и самоорганизованных групп граждан?

Формальные и неформальные гражданские объединения берут на себя функции создания благ (широкого спектра «услуг» своим членам и другим людям: общественных, клубных – только для членов, пользы для отдельных людей, потребление которых имеет существенные положительные внешние эффекты), которые аппарат власти и бизнес или не видит, или не в состоянии производить.

Самоорганизация позволяет распределить усилия между членами группы, для каждого участника возникает экономия на издержках – моральных, материальных, временных и т.д.

Формальные организации и их объединения позволяют усилить позиции их членов при взаимодействии с государственными и негосударственными органами, стать участниками общественного контроля действий власти, как исполнительной (местной администрации), так и законодательной (местных депутатов). При этом появляется возможность влиять на принимаемые решения.

Помимо основного «продукта», в рамках сообщества создается и побочный. Это доверительные связи, которые устанавливаются между членами группы. Помимо основного производственного процесса они начинают работать через формирование доверия на снижение издержек, устранение барьеров и в других сферах (на рынке труда, в кредитно-финансовой сфере, сфере услуг). Главную роль здесь начинает играть взаимный доступ к ресурсам друг друга;

В процессе функционирования объединений и формирования доверительных связей формируются нормы и правила взаимодействия, причем не только внутри объединений, но и между ними (идет процесс накопления социального капитала). В результате создается основа для возникновения и развития системы местного самоуправления.

Деятельность групп самоорганизации позволяет уменьшить дефицит правил и организаций, необходимых для успешного функционирования и развития всех компонентов гражданского общества (коммуникации, выражение общественного мнения, репутации, социальные и гражданские технологии).

Особую роль группы самоорганизации играют в создании такого специфического общественного блага как местное сообщество. Его формирование осуществляется в результате целого ряда процессов, которым способствуют или которые инициируют гражданские объединения. Речь идет о таких процессах, как:

  • создание и развитие института самопомощи и взаимопомощи;
  • формирование доверительных связей и норм взаимодействия и накопление на их основе различных форм социального капитала;
  • развитие горизонтальных коммуникационных сетей, одна из функций которых преодоление информационной асимметрии в гражданском обществе;
  • создание системы сигналов о назревающих проблемах в целях мобилизации самого сообщества и привлечения внимания властного аппарата;
  • разработка механизмов выражения общественного мнения и доведения его до власти в (формирование общественного заказа);
  • вовлечение граждан в процесс решения проблем, который может осуществляться путем мобилизации общественных ресурсов, а также путем переговоров с властями.

 

В последнее время отношение к деятельности общественных организаций и самоорганизованных групп меняется. Все более становится ясно, что они выполняют многообразные общественные функции

Какие услуги, прежде всего в социальной сфере, «производят» российские НКО?

Система государственной статистики мало подходит для описания направлений деятельности некоммерческих организаций.

Некоторые дополнительные ориентиры дают иные выборочные исследования.

Участники «мозгового штурма» "Вклад НКО в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг" (октябрь 2002, при поддержке программ ПРО-НКО, IREX, Института «Открытое общество») опираясь на ряд отдельных исследований[1], пришли к следующим выводам:

  • НКО на своей территории по результатам указанных исследований удовлетворяют примерно 18% спроса на социальные услуги; по всему спектру предлагаемых НКО услуг - 15-20%; изредка на отдельные или специфические услуги до 50% спроса.
  • Общая доля удовлетворения некоммерческими организациями спроса на рынке социальных услуг оставляет 1/3 часть.

Исследование IREX показало, что 19% некоммерческих организаций официально или неофициально берет плату за свои услуги. [2]

Рейтинг видов деятельности НКО, работающих в социальной сфере, на основании оценки 250 проектов конкурса ИОО "Скорая помощь" и 200 анкет Школы НКО CAF:

  • первое место - правовая защита и юридическая поддержка граждан;
  • второе место – проекты по развитию здорового образа жизни и выравниванию шансов для групп специальных потребностей, в том числе в социально-медицинских аспектах (инвалидность, наркомания, ВИЧ и т.д.);
  • третье – деятельность по работе с детьми и молодежью;
  • четвертое – деятельность инфраструктурной поддержки, в т.ч. ресусрные центры для инициативных групп, методические, научно-образовательные учреждения инновационных направлений деятельности; организации решающие вопросы трудоустройства, занятости, развития сообщества.

 

Как НКО влияют на социальную политику?

Деятельность некоммерческих организаций по поводу социальной политики реализуется в зависимости от их «отраслевой направленности» и основных форм деятельности, а также от их готовности к участию в разработке и реализации изменений в социальной сфере.

  • Некоммерческие организации являются поставщиками (производителями) социальных услуг.
  • Они влияют на условия и характер производства социальных услуг в бюджетной сфере (настройка «обратной связи» и влияние потребителя, контроль и оценка, разработка стандартов, продвижение «белых книг», формирование библиотек лучшего опыта, независимый анализ и экспертиза и т.п.).
  • Организованная общественность влияет на направленность и способы реализации социальной политики, в т.ч. на увеличение или уменьшение спроса на услуги (предлагая социальные инновации, вовлекая в активную жизнь социально уязвимую часть населения, помогая формировать социальный запрос и даже общественную «повестку дня», поддерживая или протестуя против реализации политики и т.п.).
  • НКО инвестируют или привлекают инвестиции в социальную сферу (через добровольческую деятельность, собственную или инициированную и привлеченную с их помощью частную или государственную благотворительность).
  • Они являются проводниками или противниками перемен, влияя на мнение заинтересованных групп и т.д.

 

На самом деле воздействие на социальную сферу организованной общественности проявляется и в еще более нюансированном и разнообразном виде. Некоммерческие организации оказывают влияние на развитие социальной политики и деятельность социальной сферы на разных уровнях государственных, региональных и муниципальных систем.

Уровень

Основные действующие лица

Примеры потенциальных функций НКО

Микро-уровень

человек, люди, население, граждане, жители, социальные страты и целевые группы, социальные роли и статусы, профессиональные позиции, функционалы, должности и т.д.

Улучшение качества жизни детей и семей через увеличение ассортимента возможностей для реализации личности; реализация потребности в нахождении себе подобных; разные аспекты социализации и т.п.

Мезо-уровень

учреждения, организации, производства, хозяйства, государственные, муниципальные, частные (коммерческие) и общественные (некоммерческие) структуры

Контроль за качеством социальных и иных услуг; предоставление услуг, а, следовательно, увеличение количества субъектов, осуществляющих деятельности на рынке социальных услуг; поддержка профессиональных и этических стандартов в сообществах, осуществляющих деятельность в социальной сфере; отстаивание интересов работников данной сферы и т.п.

Макро-уровень

внутренние акторы влияния на территории, социальные институты, городская среда, органы власти и управления; социальные, экономические, финансовые, нормативные, политические, организационные и другие процессы; и соответствующие им территориальные инфраструктуры и сети

Гражданский контроль; экспертиза принимаемых решений в социальной сфере; лоббирование интересов отдельных социальных групп;

Лоббирование или противодействие разгосударствлению и дебюрократизации социальной сферы

Осуществление самоуправления, в т.ч. определение (ограничение, расширение) пределов вмешательства государства в данную сферу.

Мега-уровень

субъекты внешнего влияния на территорию: федеральные, региональные и международные акторы и факторы

Организация внешнего давления на власть с целью побуждения ее к проведению реформ либо апелляция по поводу нарушения прав и интересов при проведении реформ; осуществление связи и кооперация региональной деятельности с общей деятельностью внутри сетевых и международных организаций; информирование федеральной власти и мирового общественного мнения; формирование имиджа региона и страны, отдельных систем в социальной сфере (к примеру, интернатов); привлечение внешних ресурсов в социальную сферу.

Мета-уровень:

мифы, идеи, теории, принципы, стереотипы, нормы и правила, определяющие потребности, поведение, деятельность, жизнь и взаимодействие акторов и участников процессов на территории

Внедрение «моды» на социальную благотворительность; информирование общества; пропаганда гуманитарных идей (права человека, права ребенка, право на частную жизнь и т.п.); развитие гражданских и семейных ценностей; ответственное самоограничение разных социальных слоев; развитие гражданских диалогов т.п.

 

Проблемы в реализации возможности НКО производить социальные услуги

Налоговое регулирование и тарифы для НКО, производящих социальные услуги.

НКО – поставщики социальных услуг (за исключением образовательных и медицинских услуг) по прежнему поставлены в ситуацию необходимости уплаты НДС.[3] И хотя есть отдельные возможности для освобождения от уплаты данного налога[4], однако в целом ситуация ставит в неравные налоговые условия поставщиков услуг разных организационно-правовых форм, претендующих на бюджетное финансирование (к примеру для услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми такое освобождение предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям).

Данное обстоятельство к тому же серьезно ограничивает стимулы для региональных и местных органов исполнительной власти отказываться от сметного финансирования поставщиков социальных услуг.

Помимо этого НКО поставлены в неравные условия с иными поставщиками социальных услуг: в отличие от них муниципальные учреждения получают льготы по оплате коммунальных услуг, государственные и муниципальные учреждения имеют более льготные ставки аренды государственного и муниципального имущества, существует практика предоставления беспроцентных кредитов от муниципальной администрации муниципальным учреждениям и т.д.

 

Общая ситуация с участием НКО в предоставлении социальных услуг

Полноценного рынка социальных услуг в России по-прежнему не существует, поскольку система социальной помощи монополизирована бюджетными учреждениями. Эти учреждения всегда находятся в более выгодной позиции, чем НКО. С одной стороны, они имеют постоянное гарантированное финансирование, которое привязано не к качеству работы, а к количеству оказываемых услуг. С другой стороны, бюджетные учреждения располагают пусть устаревшей, но все же важной инфраструктурой, включая здания, оборудование, автомобили.

Как следствие, большинство НКО вынуждены ограничивать свою деятельность простыми социальными услугами. Это программы социально-психологической реабилитации, консультирование по всевозможным льготам, ЖКХ и другим социальным проблемам, надомное обслуживание пенсионеров и инвалидов, сбор пожертвований, закупка одежды и лекарств, несложные учебные программы, организация трудовой практики и досуга. «Третий сектор» по большому счету продолжает лишь дополнять деятельность традиционных учреждений соцзащиты и не составляет им никакой конкуренции.

В большинстве случаев НКО занимают обособленные ниши спроса на социальные услуги, не охваченные бюджетными организациями и бизнесом.

Наряду с тем, что большая часть организаций оказывает услуги своим членам, существует устойчивая практика части организаций предлагать услуги за рамками своей членской базы, в т.ч. на платной основе.

Проведение консультаций (особенно юридических), наряду с обучающей и издательской деятельностью – являются наиболее часто встречающимися сферами, в которых оказывают услуги НКО. Частично эти услуги оказываются и на платной основе.

Социальные услуги, ориентированные на социально-незащищенные слои населения (пожилых, малообеспеченных, бездомных и т.д.), оказываются меньшим количеством НКО, причем ни одна из этих услуг не является платной. Эта деятельность является чисто благотворительной, организации изыскивают дополнительные средства для регулярного оказания этих услуг. Часто услуги для некоторых групп (например, бездомных или пострадавших от тоталитарных сект) предоставляются в конкретных городах и поселках только НКО.

Некоммерческие организации сталкиваются с серьезными трудностями в обеспечении устойчивого и приемлемого качества предоставляемых ими услуг. С одной стороны из-за недостатка собственной материально-технической базы они не могут гарантировать соответствие своей деятельности некоторым требованиям (к примеру, требованиям СНиП к определенным видам учреждений). С другой стороны в связи с существенно худшими условиями для своих работников (выполняющие такую же деятельность по оказанию социальных услуг работники бюджетных учреждений имеют большие социальные гарантии) НКО сталкиваются с текучкой профессиональных и подготовленных кадров. У НКО нет устойчивого опыта управления качеством и формализации поддерживающих процедур. И, наконец, у них нет достаточных инвестиций, позволяющих преодолеть барьер входа на рынок с социальными услугами широкого спектра, что соответственно уменьшает их возможности привлечения для организации такой работы специалистов.

С другой стороны в ситуации предоставления надомных услуг или услуг отдельным категориям населения проявляется преимущества оказания социальных услуг НКО. Оно заключается в близости членов НКО к проблемной группе, подчас личному ситуационному опыту, отсутствии формальных преград в изобретении и применении методов работы, свободе выбора в деятельности и т.п.

Становится явной необходимость создания новых типов ресурсных центров для НКО – Центров некоммерческой субконтрактации. Они помогали бы НКО в настройке процедур управления качеством предоставляемых услуг, подготовке тендерной документации и поиске подрядчиков, которые пойдут на участие в конкурсах, гарантируя субподряд НКО в той части деятельности, которую они могут обеспечить и т.п.

Невзирая на все перечисленные слабости, НКО, предлагая сотни уникальных услуг, которые отсутствуют в государственном и бизнес секторах, продолжает оставаться мощнейшей технологической лабораторией, разрабатывает, продвигает и внедряет новые формы и виды социальных услуг.

 

Финансирование некоммерческой деятельности

Для того, чтобы понять, из каких источников получают средства некоммерческие организации, можно рассмотреть типичную «отрасль» некоммерческого сектора - структуру доходов некоммерческих организаций, работающих в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. На рисунке ниже приведена структура их доходов по состоянию на 2005 год.

Общая доля доходов данных организаций в доходах всех НКО составляет 15,7%. Основная составляющая доходов – членские взносы, спонсорские пожертвования, безвозмездные перечисления, составляющие в сумме 53,9% доходов. Доля поступлений из бюджета у данных организаций крайне не значительна. Очень мало средств они получают от населения.

 

Структура доходов НКО, работающих в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения.

Каковы источники финансирования НКО?

Опрос некоммерческих организаций, проведенный в 2006 году, отразил следующую картину.

Треть НКО назвали в числе источников доходов пожертвования коммерческих организаций, почти столько же — членские взносы и собственную хозяйственную деятельность. Доля НКО, финансируемых зарубежными организациями (прежде всего донорскими – т.е. благотворительными фондами), существенно меньше (такой источник дохода заявлен 17% НКО). Однако объемы поступлений от зарубежных организаций, судя по всему, значительны: для 8% НКО зарубежные организации являются основными источниками финансирования, примерно для такого же числа НКО основными источниками доходов являются членские взносы и пожертвования коммерческих организаций.

Финансирование за счет государственных и муниципальных бюджетов получали 44% включенных в базу НКО. При этом для 14% НКО государственное финансирование составляет более 50% их доходов.

По данным исследования РОМИР, бюджетные средства составляют 29% финансирования НКО. Из них 7% приходится на федеральный бюджет, 9% — бюджеты субъектов Федерации и 13% — местные бюджеты. Формирование 20-30% средств НКО из бюджетных источников довольно типично для постсоциалистических, а также развивающихся стран. Однако во многих индустриально развитых странах удельный вес государственных и муниципальных средств в финансировании НКО гораздо выше. Так, в Бельгии он составляет 76%, во Франции — 57%, в Германии — 64%.

Опора на те или иные источники финансирования во многом определяет характер и приоритетные направления деятельности НКО. В частности, организации, получающие средства из федерального, региональных или местных бюджетов, а также внебюджетных фондов, чаще других реализуют программы, направленные на социальную защиту и помощь, работу с молодежью, организацию досуга и массовых мероприятий, развитие культуры.

Приоритетные виды деятельности НКО, получающих средства из-за рубежа, — образовательная и научно-исследовательская деятельность, издательство, правозащитная, информационная, консультационная деятельность, а также работа по поддержанию самого некоммерческого сектора, институциональному развитию НКО.

Профиль деятельности НКО, которые живут в основном на средства коммерческих организаций, — благотворительная, гуманитарная помощь, деятельность в сфере здравоохранения, а также общественно-политическая работа, содействие развитию системы местного самоуправления.

За счет членских взносов чаще всего ведется работа по оказанию правовой помощи, развитию местного самоуправления, деятельность в сфере развития экономики, предпринимательства.

Наконец, собственная хозяйственная деятельность НКО чаще, нежели другие источники финансирования, позволяет им заниматься издательской деятельностью и рекламой, а также экспертно-аналитической работой.

Соответственно, характер финансирования НКО отражается и на том, какие социальные слои и группы, организации они выбирают в качестве основных объектов своей деятельности. Так, в деятельности организаций, финансируемых из-за рубежа, явно выражена их ориентированность на работу с НКО и общественностью, органами государственной власти и местного самоуправления, а также на решение гендерных, экологических и других подобных проблем. Бизнес чаще других поддерживает НКО, работающие с социально уязвимыми категориями населения, инвалидами, детьми-сиротами.

Финансирование за счет членских взносов чаще определяет работу НКО с учебными заведениями, учащимися, научными работниками, а также гражданами, нуждающимися в юридической помощи.

Опора на собственную хозяйственную деятельность НКО чаще, чем другие виды финансирования, обусловливает работу организаций с предпринимателями.

Государственная же поддержка НКО чаще предполагает акцент на работе с детьми, молодежью, молодежными организациями, творческой интеллигенцией, спортсменами, а также с рядом других целевых аудиторий.

На фоне роста объема деятельности третьего сектора отмечается неоднозначная динамика его финансового положения. Так, объем денежных поступлений некоммерческим организациям увеличился по сравнению с 2000-м годом более чем в 3,5 раза и составил в 2005 году почти 255 млрд рублей. Однако это улучшение финансового положения произошло преимущественно в 2001-2003 годах. Рост денежных поступлений в 2005 году сравнительно с 2003-м составил всего 2,7%, т.е. с учетом инфляции мы имеем дело с реальным сокращением[1]. При этом остатки средств на начало 2003 года составляли 175 млрд рублей против 25 млрд рублей в 2005 году, так что с учетом этих сумм в распоряжении некоммерческих организаций в 2003 году было значительно больше средств, нежели в 2005 году. Здесь, как и ранее, мы видим замедление темпов развития некоммерческого сектора и отчасти ухудшение условий его функционирования.

Данные, касающиеся затрат на сырье, материалы и заработную плату, показывают, что в 2005 году некоммерческие организации серьезно сократили объемы текущей деятельности.

В то же время нельзя не отметить и положительные сдвиги в структуре финансов некоммерческих организаций в 2005 году сравнительно с 2003 годом. Прежде всего, существенно увеличились расходы на основную деятельность некоммерческих организаций (в 1,9 раза), а также расходы на благотворительность (в 2,7 раза).

Увеличились поступления средств от населения — 46 млрд рублей против 35,5 млрд рублей в 2003 году.

Есть и тревожная хроническая слабость российского некоммерческого сектора: если не считать негосударственные пенсионные фонды, он практически не имеет постоянных источников доходов (от капитала) и в этом отношении полностью зависит от текущего поступления средств.

В связи с неустойчивостью финансового положения часто НКО социальной направленности выбирают сферы оказания услуг исходя из конкурсных мандатов грантодающих фондов и заявок государства.

Т.е. все более явными становятся тенденции:

  • фандрайзинговой моды» (т.е. получение финансирования на осуществление интересных, но далёких от реальных российских проблем проектов);
  • «фандрайзинговой необходимости» (получение финансирования на деятельность, не являющуюся основной компетенцией организации, а с целью «выживания структуры»);
  • «фандрайзинговой зависимости» (неумение найти средства любым другим способом, кроме как в рамках конкурсно-проектной системы благотворительных фондов);
  • «фандрайзингового диктата» (набор мероприятий по конкретному проекту «подтягивается» под требования фонда; бюджет проекта и конкретные статьи расходов составляются согласно требованиям фонда, а, не исходя из реальных потребностей и т.д.)

Фактически можно говорить о разбалансированности подходов к поиску источников финансирования и деформации финансовой политики, а иногда и самих организаций, предоставляющих разнообразные услуги.



<>[1] Проект «Объединение гражданского сообщества для реформирования системы налогообложения некоммерческого сектора». Фонд «Институт экономики города». Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России. – М, 2004

<>[2] http://www.nalog.ru

[3] Впервые такие расчеты были проведены фондом «Институт экономики города».

[4] Анализ анкет участников школы НКО фонда CAF-Россия, Анализ заявок НКО на конкурс ИОО "Скорая помощь", Социологическое исследование НКО на Алтае, Анализ материалов участников Ярмарки социальных проектов в г. Санкт-Петербурге, Красноярск - опыт создания Биржи услуг, Результаты социологического опроса Фонда социальных реформ г. Москва

[5] Цит. по: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Представительство в РФ, International Research and Exchange Board (IREX). Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг. - Сборник статей и материалов «мозгового штурма». – под ред. Козакова О.Б. - М.2003

[6] Подпункт 3 п. 2 ст. 149 НК РФ

[7] В определенных случаях уплаты НДС может избежать некоммерческая организация на основе статьи 39 Налогового кодекса. А также, судя по всему, пакет изменений в налоговое законодательство при принятии закона об эндаументах содержит возможность освобождать от уплаты НДС услуги НКО, прямо поименованные в их уставе.

[8] Причиной этого стало сокращение объемов иностранной помощи российским НКО и снижение активности международных НКО в России.

 

Маковецкая С.Г.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданские слушания «Кому выделять деньги налогоплательщиков?"
Публикации:
25.06.2008 - Полтора года и европейские деньги: как мы учились выживать в новых условиях
27.12.2007 - Отчет по аудиту Гражданских слушаний на тему: "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций"
19.12.2007 - Петербуржцы решили, как поделить бюджетные деньги среди 23 тысячи общественных организаций города
18.12.2007 - Решение гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
13.12.2007 - Спор экспертов о деньгах разрешат граждане
13.12.2007 - Данные социологических исследований о состоянии третьего сектора в России
13.12.2007 - Государственные учреждения - разработка перспективных программ социального развития, НКО — текущая «черновая» работа
13.12.2007 - Какие некоммерческие организации полезны обществу
13.12.2007 - Некоторые замечания к проекту Концепции взаимодействия НКО с органами государственной власти Санкт-Петербурга, разработанном Комитетом по мо-лодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга
13.12.2007 - Расписание гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
08.12.2007 - Основные вопросы гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Санкт-Петербурге"
07.12.2007 - Состав гражданского жюри слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
06.12.2007 - Права и возможности для участия НКО в управлении делами государства
06.12.2007 - Оценка существующих требований к НКО с точки зрения права на свободу объединений
06.12.2007 - Модель Мурманского областного общественного Собрания
06.12.2007 - Обзор европейского опыта государственной поддержки НКО
30.11.2007 - Продолжается подготовка гражданских слушаний "Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге"
30.11.2007 - Список экспертов, которые приглашены для дачи показаний членам гражданского жюри
29.11.2007 - Биржа социальных и благотворительных проектов г. Москвы – инфраструктура взаимодействия органов власти, НКО и бизнес сообщества
29.11.2007 - О государственной поддержке общественных объединений
29.11.2007 - Власть и НКО в России. Достойны ли общественники поддержки?
25.11.2007 - Горящая волонтерская вакансия - наблюдатель на гражданские слушания
23.11.2007 - Справка о выделении средств негосударственным некоммерческим организациям из городского бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году
22.11.2007 - Формы государственной поддержки общественных объединений. Методическое пособие.
22.11.2007 - Законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций и предоставление им поддержки
22.11.2007 - Общественно-полезные организации. Определение понятия и обзор международных пректик.
21.11.2007 - Транспорт к месту проведения гражданских слушаний
20.11.2007 - Буклет о Гражданских слушаниях
19.11.2007 - Началась работа жюри гражданских слушаний «Кому выделять деньги налогоплательщиков? Принципы государственной поддержки некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге»
18.11.2007 - Мед и деготь Петербурга
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>