Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Краткое изложение заключения ОЭЭ проекта III-очереди строительства Западного скоростного диаметра
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Краткое изложение заключения ОЭЭ проекта III-очереди строительства Западного скоростного диаметра

Общественная экологическая экспертиза проекта III-очереди строительства Западного скоростного диаметра (от транспортной развязки с Богатырским проспектом до транспортной развязки с автомобильной дорогой на Е-18 «Скандинавия») была организована и проведена общественной организацией «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей». Экспертиза была зарегистрирована муниципальным образованием «Юнтолово» (письмо № 01-07/299-А от 13.09.2006).

Председатель экспертной комиссии общественной экологической экспертизы М.В.Бегак (к. т. н.), ответственный секретарь Д.В. Афиногенов (к. пол.н.). В целом комиссия общественной экспертизы включала двенадцать экспертов, в том числе десять кандидатов наук и одного доктора наук. 

Объектом ОЭЭ была проектная документация проекта III-очереди строительства Западного Скоростного Диаметра (от транспортной развязки с Богатырским проспектом до транспортной развязки с автомобильной дорогой на Е-18 «Скандинавия»).

Общественная экспертиза проводилась на основе российского законодательства и в соответствии с Регламентом проведения ОЭЭ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей.

Несмотря на то, что в соответствии с законодательством организатор обратился в октябре 2006 к заказчику документации ОАО «Западный скоростной диаметр» с просьбой предоставить на экспертизу проектную документацию в полном составе, официального ответа и документации так и не было получено, что является нарушением, предусмотренным статьей 30 закона РФ «Об экологической экспертизе».

На общественную экологическую экспертизу не был представлен целый ряд  материалов (более 20 наименований, в том числе материалы изысканий, пояснительная записка, картографические материалы), отсутствие которых серьезно затруднило анализ проекта. В связи с этим выводы общественной экологической экспертизы могут не в полной мере отражать масштаб и значимость возможных негативных изменений окружающей среды.

 

Общественная экологическая экспертиза проводилась по заказу Общественного экологического движения "Сохраним Юнтолово" (http://sos-yuntolovo.spb.ru) при организационной и финансовой поддержке объединения «Беллона» (www.bellona.ru) и граждан, входящих в движение «Сохраним Юнтолово».

 


Экспертная комиссия общественной экологической экспертизы проектной документации сделала следующие выводы:

 

I.        Представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям законодательства к составу документации и основным принципам проведения ОВОС

1.      На этапе технико-экономического обоснования не была проведена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), что противоречит требованиям пункта 2.2. «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

2.      Не была проведена ОВОС альтернативных вариантов достижения цели реализации намечаемой хозяйственной деятельности, включая отказ от деятельности, что противоречит требованиям  п.п. 1.6., 2.4., 3.2.1. и 3.2.2. «Положения об оценке воздействия…».

3.      В рассмотренных материалах ООС отсутствует раздел по оценке экологического риска в случае возникновения аварийных ситуаций, что неприемлемо для трассы с проектируемым транспортным потоком более 60 тысяч автомобилей в сутки.

4.      В процессе проектирования и при проведении общественных обсуждений был нарушен принцип обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и в отношении получения полной и достоверной информации (п.п. 2.5, 2.7 «Положения об ОВОС»):

  • не был организован процесс участия граждан в обсуждении технического задания на оценку воздействия на окружающую среду;
  • поскольку материалы ОВОС не были подготовлены, они также не были представлены для ознакомления гражданам;
  • информация, представленная на публичных слушаниях по проекту, не является полной и не позволяет в полной мере оценить воздействие проекта на окружающую среду, в частности, в ответах на вопросы и замечания граждан в Заключении о результатах публичных слушаний делаются ссылки на те документы, которые отсутствовали на общественных обсуждениях.

 

 

II.       В представленных проектных материалах отсутствуют данные, без которых невозможен прогноз воздействий при строительстве и эксплуатации ЗСД на природные комплексы, растительность и почвы:

1.      Нет информации о расположенных на трассе строительства и в буферной зоне ценных природных объектах – переходном и верховом болотах, торфяной залежи, сосновых древостоях, редких видах растений. Есть только информация о растительности и поверхностная информация о сосудистых растениях и млекопитающих.

2.      Отсутствуют результаты анализа химического состава грунтовых вод в коридоре прохождения трассы.

3.      Не включены карты природных комплексов, растительности, почв на территорию, примыкающую к проектируемой трассе ЗСД.

4.      Не указаны границы мест обитания популяций животных, нереста рыб и гнездования птиц, маршруты миграций местных видов фауны относительно автотранспортного коридора.

5.      Рассматриваемые материалы не дают представления о существующей рекреации и ожидаемой нагрузке на прилегающие территории к трассе ЗСД. Поэтому в рамках общественной экологической экспертизы было проведено специальное исследование, которое показало, что рекреационная ценность зеленых насаждений, граничащих с Юнтоловским заказником, велика. В среднем житель посещает буферную зону 3 раза в год, годовое время нахождения усредненного жителя составляет более 8 часов, общее количество посещений достигает 1 188 128 раз, годовая экономическая оценка рекреационного ресурса составляет около 9,5 миллионов рублей.

III.      Предварительный анализ представленной проектной документации показывает, что она требует существенной доработки. С точки зрения состава раздела «Охрана окружающей среды», в проектных материалах присутствует ряд технических неточностей и недоработок, требующих устранения до начала строительства.

1.      Проект не предусматривает мониторинг природных комплексов и растительного покрова вдоль трассы ЗСД. Кроме того, не ясно, какая «специализированная лаборатория» будет вести мониторинг состояния окружающей среды в районе ЗСД, как часто, по каким параметрам и за какие средства будет осуществляться мониторинг.

2.      Расчет концентраций загрязняющих веществ в воздухе на период 2025 года был выполнен, исходя из недоказанного предположения, что все автомобили к этому времени будут удовлетворять в части выхлопов и качества используемого топлива стандарту ЕВРО-4.

3.      На некоторых участках ЗСД границы зон санитарного разрыва по фактору шума практически совпадают с расстоянием от источника шума до фасада или близки к ним. При этом часть жилого фонда находится на границе зон санитарного разрыва или попадает в нее. В проекте не приведены площади зон шумового дискомфорта, что позволило бы внести уточнения в приведенные в проекте шумозащитные мероприятия.

4.      Величина нормативного уровня вибраций для жилых комплексов будет выше, чем полученная на объекте-аналоге, поскольку при проведении инструментальных измерений на объекте-аналоге не был учтен характер автомобильного потока, около 25% которого составляют мощные дизельные фуры.

5.      В проекте не была проведена оценка воздействия шума проезжающего автотранспорта на природные комплексы, флору и фауну Юнтоловского заказника. Также в рассматриваемом проекте отсутствуют мероприятия по защите флоры и фауны от шумового воздействия автотранспортной магистрали.

6.      Оценка ущерба экосистемам представляется существенно заниженной, поскольку проведена только для видов и по таксам для охотничьей фауны и не учитывает наносимого ущерба по отношению ко всем охраняемым группам организмов, хотя основные уязвимые объекты фауны, затрагиваемые строительством, не относятся к охотфонду, а часть видов крайне редка. Кроме того, оценка ущерба не учитывает изъятия лесного фонда и водного фонда в качестве условий местообитания.

7.      В рассмотренных документах отсутствует проект озеленения санитарно-защитной зоны. Необходимо предусмотреть выполнение проекта защитного озеленения с учетом максимально возможного сохранения существующей растительности и условий местообитания.

8.      Рассматриваемый участок трассы ЗСД потребует сноса зеленых насаждений в районе Планерной улицы. В проекте рассчитана восстановительная стоимость, но не приведен проект компенсационного озеленения, который требуется в соответствии с законом Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений».

9.      В томе ООС отсутствует раздел по оценке воздействия на подземные воды, не предусмотрены и мероприятия по охране подземных вод в процессе строительства и эксплуатации проектируемой трассы.

10.  Не предусмотрены мероприятия по защите поверхностных и подземных вод

  • во время строительства трассы,
  • при сборе снеговых талых вод, что может вызвать залповое загрязнение в паводок,
  • при аварийных ситуациях, в частности, с транспортными средствами, перевозящими нефтепродукты.

11.  Для очистки ливневых стоков проект предполагает сооружение 51 гидроботанической площадки, однако отсутствует информация о том, как они будут строиться и обслуживаться. Кроме того, не обоснована возможность их эффективного использования. Существует возможность загрязнения грунтовых и поверхностных вод сточными водами с поверхности дороги, а сами площадки могут быть источником вторичного загрязнения природных вод тяжелыми металлами.

IV.    Проектируемый участок ЗСД пройдет непосредственно по территории рекреационной зоны, располагающейся к востоку от заказника «Юнтоловский», от ул. Камышовой вдоль Планерной ул. Строительство и эксплуатация диаметра нанесут невосполнимый урон рекреационной зоне, ранее рекомендованной для включения в состав заказника.

1.      Рекреационные возможности территории севернее Камышовой улицы будут снижены на 50% и более. Снижение рекреационной значимости прилегающей территории не было учтено в оценке ущерба. В Приморском районе наблюдается дефицит зеленых насаждений общего пользования, и сокращение рекреационных площадей приведет к дальнейшему снижению качества жизни жителей жилых массивов «Озеро Долгое» и «Каменка» и в целом Приморского района:

  • пыле, газо- и шумовое загрязнение территории;
  • затруднение пересечения ЗСД;
  • постепенная деградация сложившихся биогеоценозов, уменьшение популяции животных, насекомых, птиц, изменение гидрологического режима территории;
  • подтопление рекреационной территории.

При этом может возрасти антропогенная нагрузка на сам Юнтоловский заказник.

2.      Лесной комплекс по левому берегу реки Каменки, являющийся своеобразным буфером для существующего заказника, будет полностью разрушен в наиболее сохранившейся пока части.

3.      Предложенный вариант трассы практически полностью уничтожит единственное оставшееся в Лахтинской низине верховое болото с  популяцией охраняемого вида флоры – восковника болотного (верховые болота отсутствуют в пределах заказника «Юнтоловский»). Сделанный в «Заключении» представленных материалов вывод о том, что трасса проектируемой дороги не затрагивает охраняемые виды растений и животных, не соответствует действительности.

4.      Не было оценено загрязняющее воздействие ЗСД на имеющие рекреационное значение искусственные водоемы вдоль Планерной улицы.

5.      В проекте отсутствует требование, чтобы земли в границах санитарного разрыва вдоль границ заказника «Юнтоловский» со стороны заказника были бы выведены из любых форм хозяйственного использования.

V.      ЗСД пройдет на расстоянии около 150 м от северной границы комплексного заказника «Юнтоловский». Планируемое строительство и эксплуатация повлияет на  охраняемую природную территорию следующим образом:

1.      Рассматриваемый участок ЗСД пересекает верховой торфяник в буферной зоне Юнтоловского заказника, нарушая сток болотных и грунтовых вод. В результате возникнут нарушения стока: выше дороги будет происходить подтопление территории, а территория заказника может быть частично подвержена обсыханию. При этом возможно загрязнение первого водоносного горизонта с дальнейшим транспортом загрязняющих компонентов в Лахтинский разлив.

2.      Изменение водного питания Лахтинской низины приведет к деградации болотных комплексов и к снижению аккумулирующей роли низины в отношении загрязняющих веществ, что повлечёт ухудшение экологического состояния прибрежной зоны Финского залива.

3.      В процессе строительства дороги, а также при возможных авариях на ней резко возрастет загрязнение рек Каменка и Черная - основных водных артерий заказника, что скажется на состоянии его флоры и фауны, в том числе популяций редких видов растений, лишайников и животных. Кроме того, намечаемая развязка между ПК 288 – 295 затрагивает пойму р. Чёрной в месте впадения реки в Лахтинское болото, при этом также велика вероятность площадного загрязнения заказника.

4.      Предложенные меры по расчистке русел от  высшей водной растительности для улучшения режима рек, необоснованны и могут привести к противоположным последствиям: понижению уровня в реке, понижению уровня грунтовых вод и влажности почвы и изменению растительного покрова.

5.      Трасса нарушит условия миграции наземных животных (млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных).

6.      Фактор беспокойства (шум от магистрали и пр.) приведет к ухудшению условий обитания животных, в частности, к снижению численности гнездящихся птиц. Около 20-25 гнездящихся болотно-лесных видов птиц заказника будут прямо затронуты, по крайней мере в период строительства, не менее чем на 100 га территории заказника.

7.      Деградация сообществ буферной зоны и восточной части заказника приведут к подрыву популяции произрастающего здесь охраняемого вида лишайника бриории сивоватой.

8.      Прогнозируется резкое возрастание антропогенной нагрузки на Юнтоловский заказник, так как люди будут активно осваивать территорию заказника.

 

VI.    Раздел представленных материалов по обращению с отходами содержит значительные недочеты и упущения

1.      В проектной части не приводится порядок определения классов опасности образующихся отходов, отсутствуют ссылки на порядок разработки регламентов размещения строительных отходов (или на уже разработанные регламенты).

2.      Не определены полигоны размещения отходов.

3.      Отсутствует требуемая по нормативным документам оценка неустранимых строительных отходов в период строительства (состав изоляционных материалов, жидкие специальные растворы и т.п.).

4.      Предлагаемое сжигание порубочных остатков в черте города запрещено и является правонарушением; в Юнтоловском заказнике неоднократно уже были торфяные пожары и сжигание может привести  к чрезвычайной ситуации.

VII.  Рекомендации

1.      Земли в границах санитарного разрыва вдоль границ заказника «Юнтоловский» со стороны заказника должны быть выведены из любых форм хозяйственного использования, за исключением технологических объектов трассы.

2.      Между северной границей заказника и трассой ЗСД необходимо обеспечить сохранность существующих зеленых насаждений общего пользования, позволяющих создать единую рекреационную систему, огибающую комплексный заказник «Юнтоловский», доступ в который ограничен.

3.      Учитывая рекомендации МПР РФ по проектированию ООПТ, образующийся кластерный участок лесопарковых насаждений, граничащий с заказником, следует включить в территорию заказника, предусмотрев в нем условия для рекреации.

4.      Вариантом трассы ЗСД, близким к оптимальному с учетом охраны окружающей среды, было бы перенесение участка трассы несколько севернее, но данная альтернатива не может рассматриваться как безусловная.

 

VIII.           Выводы

1.      Поскольку реализация проекта окажет негативное влияние на объекты животного мира и среду их обитания, то в соответствии с частью первой статьи 20 закона РФ «О животном мире», он должен быть направлен на государственную экологическую экспертизу.

2.      Общественное обсуждение в рамках ОВОС нельзя считать состоявшимся, оно должно быть организовано и проведено в соответствии с требованиями российского законодательства, его результаты должны быть включены в материалы ОВОС и в полном составе представлены на экологическую экспертизу.

3.      Оценку воздействия на окружающую среду и соответственно объем, и содержание инженерных мер противодействия, следует скорректировать с учетом выделения наиболее уязвимых компонентов, которые могут быть затронуты намечаемой деятельностью (природные компоненты  на участке ПК238-ПК320 - экологическая оценка, и градостроительная среда, ПК 320 и далее – санитарно-гигиеническая и архитектурно-строительная оценка).

4.      Весь предполагаемый ущерб от реализации проекта невозможно компенсировать никакими мероприятиями, можно говорить только о частичном снижении ущерба.

5.      Согласно действующему природоохранному законодательству, документация по проекту должна быть признана недостаточной для реализации проекта. Она должна быть доработана в соответствии с действующим законодательством и повторно представлена на экологическую экспертизу.

Брошюра с кратким заключением ОЭЭ для печати (PDF, 247 Kb) Файл: Брошюра с кратким заключением ОЭЭ для печати (PDF, 247 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Библиотека заключений общественной экологической экспертизы
ОЭЭ проекта III очереди строительства Западного Скоростного Диаметра
Права и интересы граждан при реализации проектов дорожного строительства
Публикации:
07.05.2013 - Заключение общественной экологической экспертизы
14.09.2011 - Новая градостроительная политика для нового правительства Санкт-Петербурга
22.08.2011 - Заключение ОЭЭ по проекту Комплекса по переработке и размещению отходов Санкт-Петербурга в Тосненском районе
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
21.05.2009 - Сегодня в Мариинском дворце: о защите прав и интересов граждан при реализации проектов дорожного строительства в Санкт-Петербурге
04.05.2009 - КАД сильно «обидела» фонтаны. Экспертная оценка нарушений
28.04.2009 - Экстренное совещание: КАД превращает водовод Петергофской системы фонтанов в сточную канаву
07.04.2009 - Новый взгляд на дороги будущего
06.04.2009 - Дороги мегаполиса: взгляд из завтра в сегодня
27.01.2009 - 29 января - семинар «Путеводитель активиста: пути и механизмы решения проблем в защите прав и интересов граждан в ходе реализации проектов дорожного строительства»
19.01.2009 - Рабочая встреча экспертов
14.01.2009 - Где получить путеводитель активиста?
07.01.2009 - Путеводитель активиста:как защитить свои права и интересы при реализации проектов дорожного строительства
15.12.2008 - Защита прав и интересов граждан при реализации проектов дорожного строительства в Санкт-Петербурге. Путеводитель активиста.
10.09.2008 - Предложения Центра экспертиз ЭКОМ по доработке Концепции снижения уровня шума на территории Санкт-Петербурга
20.07.2008 - Как строят дороги в Петербурге. Случай 5: Шушары
20.07.2008 - Как строят дороги в Петербурге. Случай 4: Троицкое поле-2.
20.07.2008 - Как строят дороги в Петербурге. Случай 3: Троицкое поле.
20.07.2008 - Как строят дороги в Петербурге. Случай 2: Дачный проспект.
20.07.2008 - Как строят дороги в Петербурге. Случай 1: "Челябинская петля"
23.12.2007 - Открытое письмо общественных организаций и граждан России в Европейский Банк Реконструкции и Развития и другие международные финансовые институты
06.11.2007 - Пресс-конференция "В какой точке Западный Скоростной Диаметр пересекает права петербуржцев"
29.10.2007 - Обойдет ли Западный Скоростной Диаметр закон?
29.10.2007 - Список домов в Приморском районе, попадающих в зону шумового дискомфорта от ЗСД
24.10.2007 - Презентация результатов общественной экологической экспертизы ЗСД в буферной зоне Юнтоловского заказника
24.10.2007 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проектной документации проекта III-очереди строительства Западного Скоростного Диаметра (от транспортной развязки с Богатырским пр. до транспортной развязки с авт. дорогой на Е-18)
26.04.2007 - ЭКОМ рассказал инвесторам о ходе общественной экспертизы ЗСД в зоне Юнтоловского заказника
23.03.2007 - Перечень документов по проекту, которые НЕ были представлены ОАО "ЗСД" на публичные слушания и на общественную экспертизу
20.03.2007 - Карта-схема участка III-очереди строительства Западного Скоростного Диаметра (от транспортной развязки с Богатырским пр. до транспортной развязки с авт. дорогой на Е-18 "Скандинавия")
10.03.2007 - Документация по проекту, представленная на общественное обсуждение
Персоналии:
Афиногенов Дмитрий Владимирович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>