|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
|
|
к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от _______№ ______ |
Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008 – 2011 гг.
1. Введение
Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга как современного, конкурентоспособного мегаполиса, направленное на достижение высоких стандартов качества жизни, высокого уровня экономики и развития гражданского общества, обуславливает необходимость принятия комплекса мер, направленных на развитие и поддержку общественного самоуправления, саморегуляции и самодеятельности жителей города.
Мировой опыт убедительно показывает, что одной из наиболее эффективных форм участия граждан в формировании и реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений является деятельность ассоциаций граждан – общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций
(далее - НКО).
Действующие в Санкт-Петербурге общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации – это самостоятельный динамично развивающийся общественный сектор, решающий задачи формирования и выражения интересов жителей города. Его характерными чертами на современном этапе являются возросший профессионализм участников, укрепляющаяся материально-техническая база, широкий спектр оказываемых населению услуг и стремление принимать активное участие в реализации городских программ, выработке нормативных правовых актов, затрагивающих их права и законные интересы.
Сегодня в Санкт-Петербурге конструктивно работают тысячи НКО. Многие из них реализуют важные для города проекты, направленные на решение социальных проблем, оказание помощи людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, пропаганду здорового образа жизни, развитие творческой и социальной активности горожан. В большинстве исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга созданы различные общественно-государственные и общественные коллегиальные структуры, в работе которых принимают участие представители НКО.
Квалификационный уровень работников НКО можно оценить как высокий, большинство профессионально работающих в этой области – специалисты, имеющие высшее образование.
В современных условиях общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации Санкт-Петербурга способны быть равноправными партнерами и профессионально решать многие вопросы в сфере оказания услуг как с государственными, так и с коммерческими структурами. Динамично развиваясь, НКО выступают источником многих социальных инноваций, вносят реальный вклад в решение проблем города, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства.
Несмотря на отмеченные позитивные тенденции в развитии общественного сектора города включенность общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в процесс формирования и реализации государственной политики Санкт-Петербурга остается невысокой. Из числа действующих коллегиальных структур 58% приходится на административные коллегиальные структуры, к деятельности которых привлекаются представители общественных объединений. На уровне административных районов города 48% таких структур. Однако во взаимодействии на этом уровне участвуют всего 5 % от числа всех зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга общественных объединений.
Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также законодательными актами, регулирующими правовое положение негосударственных некоммерческих организаций отдельных форм и видов, уже сегодня создана правовая основа для экономической поддержки государством общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. В тоже время одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 года № 1789-р Концепция административной реформы в Российской Федерации указывает на необходимость решения такой задачи, как «повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества». В качестве одного из направлений реформы в 2007 году Концепцией административной реформы предусмотрено «развитие механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, в том числе участия его представителей в подготовке и принятии общественно значимых решений».
В этой связи сегодня выдвигается ряд новых задач, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. На первый план выходят вопросы создания условий для обеспечения более эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии города, внедрении форм общественно-государственного партнерства, совершенствования механизмов поддержки деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Необходимо сформировать разветвленную инфраструктуру для работе органов исполнительной власти Санкт-Петербурга с различными общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, включающую в себя сеть профильных государственных учреждений по работе с НКО, разработать программу совместного обучения представителей органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, руководителей общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, а также усилить роль различных общественных и координационных советов, действующих сегодня в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Для информирования населения о совместной деятельности органов власти и институтов гражданского общества необходимо предпринять конкретные шаги в направлении систематизации данных, отражающих состояние и динамику развития общественного сектора Санкт-Петербурга.
Повышение эффективности взаимодействия органов власти с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями является важнейшим фактором совершенствования государственной политики Санкт-Петербурга, направленной на реализацию общественных интересов, повышения благосостояния населения, уровня доверия к власти, авторитета НКО как институтов гражданского общества. Основным условием оптимизации реализации государственной политики является формирование потребности у исполнительных органов государственной власти в постоянном взаимодействии с жителями города, НКО, вовлечение петербуржцев в процесс подготовки и принятия решений, повышение социальной ответственности.
Настоящая Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями (далее - Концепция) на основании федерального законодательства, положений Концепции административной реформы в Российской Федерации, устанавливает принципы, формы и механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в Санкт-Петербурге, за исключением политических партий, профсоюзов и религиозных организаций.
Реализация настоящей Концепции позволит использовать потенциал общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций для развития демократии, повышения социальной активности горожан и создания наиболее благоприятных условий жизни в Санкт-Петербурге.
2. Цель и задачи Концепции
2.1 Целью настоящей Концепции является развитие в Санкт-Петербурге общественно-государственного партнерства на основе эффективной системы взаимодействия общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
2.2 Достижение цели Концепции обеспечивается решением следующих задач:
- совершенствование организационно-правовых условий общественно-государственного партнерства;
- совершенствование экономических условий общественно-государственного партнерства;
- информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти города.
3. Принципы взаимодействия исполнительных органов государственной власти
Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти города с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями строится на принципах:
- обеспечения прав и свобод жителей города, их законных интересов;
- ответственности сторон за выполнение взятых на себя обязательств;
- партнерства как взаимодействия равноправных сторон для достижения общей социально значимой цели;
- коллегиальности в выработке совместных решений;
- открытости и доступности информации об общественно-государственном партнерстве в Санкт-Петербурге.
4. Приоритетные сферы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями
Развитие общественно-государственного партнерства в Санкт-Петербурге обеспечивается за счет расширения участия общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке и реализации государственной политики Санкт-Петербурга в следующих сферах:
- социальная и правовая помощь лицам, нуждающимся в социальной и правовой защите (в том числе беженцам и вынужденным переселенцам, инвалидам, безработным, лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, жертвам насилия);
- повышение правовой культуры общества, защита прав человека;
- охрана здоровья граждан и окружающей природной среды;
- охрана памятников истории и культуры, сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей;
- развитие добровольческих инициатив, направленных на решение социальных проблем жителей Санкт-Петербурга;
- создание условий для становления и развития личности ребенка, осуществления его гражданских прав и свобод;
- становление гражданского общества и демократического правового и социального государства;
- культурное, духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
- развитие образования, науки, культуры, искусства и спорта;
- поддержка и развитие инициативы молодежи.
5. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по решению задач Концепции
5.1 Совершенствование организационно-правовых условий общественно-государственного партнерства в Санкт-Петербурге осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет:
- учреждения и обеспечения работы общественных коллегиальных структур (советов, общественных комиссий и др.), действующих при исполнительных органах государственной власти города (их подразделениях);
- совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
- создания единого городского реестра общественных объединений и иных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга;
- совершенствования системы стандартов качества социального обслуживания в Санкт-Петербурге, в том числе формирования стандартов оказания услуг общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;
- организация проведения мониторинговых исследований эффективности взаимодействия общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти города;
- разработки прогнозов развития процесса общественно-государственного партнерства в Санкт-Петербурге;
- разработки и реализация научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение эффективности взаимодействия общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
5.2 Совершенствование экономических условий общественно-государственного партнерства в Санкт-Петербурге осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет:
- внедрения дифференцированного подхода при разработке и реализации механизмов государственной поддержки общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правового статуса, материально-технического и кадрового обеспечения, приоритетности решаемых задач;
- содействия формированию и деятельности фондов территориального развития, осуществляющих поддержку общественных проектов и программ развития территории Санкт-Петербурга или части его территории;
- формирования механизмов, стимулирующих хозяйственную, в том числе предпринимательскую, деятельность общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
5.3. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия гражданского общества и исполнительных органов государственной власти города осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет:
- формирования информационного пространства между властью, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;
- систематизации данных, отражающих состояние и динамику развития общественного сектора города, и их публикация;
- информационной поддержки социально значимых программ, проектов, акций общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и деятельности социально-ориентированного бизнеса, увеличение объема социальной рекламы;
- информирования населения города об общественно-государственном партнерстве, а также о реализации социально значимых проектов с совместным участием общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
- содействия в создании и размещении на городских телеканалах, радиоканалах общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, отражающих позитивные процессы развития гражданского общества в Санкт-Петербурге;
- издания и распространения информационных бюллетеней, тематической литературы и других средств информирования граждан о деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- поддержки Интернет сайтов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в реализации государственной политики Санкт-Петербурга.
6. Формы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями
Основными формами взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями являются:
- участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в подготовке общественно значимых решений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
- мониторинг общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями процесса и результатов реализации общественно значимых решений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
- общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти;
- совместные мероприятия и информационный обмен;
- участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики Санкт-Петербурга и государственная поддержка их деятельности.
Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга осуществляется также в других формах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.
6.1. Участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в подготовке общественно значимых решений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
Для взаимодействия общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти при разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития города и его административных территорий, городских целевых программ, а также консультативных, координационных и других функций при исполнительных органах государственной власти города и их структурных подразделениях создаются общественные коллегиальные структуры: советы, рабочие и экспертные группы и др. (далее - Советы).
Советы являются совещательными структурами, состоящими из представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, действуют на общественных началах.
Исполнительные органы государственной власти города могут создавать Советы по собственной инициативе, а также по инициативе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Решение о создании Совета, его задачах и функциях, порядке формирования, порядке работы и обеспечении деятельности принимается соответствующим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга или лицом, замещающим государственную должность Санкт-Петербурга.
Решения, принятые Советом, подлежат обязательному рассмотрению создавшим его органом или лицом, замещающим государственную должность Санкт-Петербурга, и носят рекомендательный характер, как для органов государственной власти, так и для негосударственных некоммерческих организаций.
6.2. Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивают возможность общественного обсуждения на основе гласности и открытости разрабатываемых проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития города и его административных территорий, городских целевых программ.
Общественное обсуждение как форма взаимодействия общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивает общественное обсуждение жителями Санкт-Петербурга проектов решений, принятых решений и результатов деятельности исполнительных органов государственной власти города, приоритетов социальной политики города и других общественно значимых вопросов.
Общественное обсуждение может проводиться по инициативе органов государственной власти Санкт-Петербурга и (или) по инициативе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.
6.3. Совместные мероприятия и информационный обмен
Совместные мероприятия в процессе взаимодействия исполнительных органов государственной власти города с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями проводятся для выявления социальных проблем и выработки рекомендаций по их разрешению. Инициаторами совместных мероприятий могут выступать исполнительные органы государственной власти города, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.
В ходе подготовки к проведению совместных мероприятий общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации вправе запрашивать от исполнительных органов государственной власти необходимую информацию, документы и материалы.
Рекомендации, выработанные в процессе совместных мероприятий, обязательны для рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и учитываются ими при принятии решений.
Взаимодействие между общественными объединениями, иными негосударственными некоммерческими организациями и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга по широкому спектру социально значимых вопросов обеспечивается исполнительными органам государственной власти Санкт-Петербурга за счет:
- формирования и развития материально-технической базы единого информационно-коммуникационного пространства города;
- проведения гражданских форумов, ярмарок социальных проектов и программ общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, общественных обсуждений по актуальным вопросам жизни города, учреждение общественных приемных, организацию постоянно действующей интерактивной биржи общественных социально значимых проектов и программ;
- прозрачности и открытости деятельности, связанной с принятием и реализацией управленческих решений по вопросам социально-экономического развития города;
- обеспечение доступа общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций к информации, необходимой для их социально значимой деятельности.
6.4. Участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики Санкт-Петербурга и государственная поддержка их деятельности
Участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики Санкт-Петербурга обеспечивается размещением среди НКО государственного заказа Санкт-Петербурга на оказание услуг в социальной сфере и выделением субсидий из бюджета Санкт-Петербурга для финансирования социально значимых проектов, разрабатываемых и реализуемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями. Государственная поддержка деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций осуществляется в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации социально политики Санкт-Петербурга и государственная поддержка их деятельности обеспечивается за счет системы договоров и соглашений с участием общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организации и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.
7. Ожидаемый результат
Успешная реализация Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с негосударственными некоммерческими организациями позволит активизировать процессы институализации гражданского общества и его самоорганизации, обеспечить развитие общественного самоуправления и общественного контроля, установить партнерские отношения исполнительных органов государственной власти города, негосударственных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества, основанные на ответственном и заинтересованном отношении сторон к результатам взаимодействия, что, в конечном счете, позитивно отразится на качестве предоставляемых населению города социальных услуг и уровне его жизни.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
|
|
к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от _______№ ______ |
План
мероприятий по реализации Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008 – 2009 годы
№ |
Наименование мероприятия |
Срок проведения мероприятия |
Ответственные за проведение мероприятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Совершенствование организационно-правовых механизмов общественно-государственного партнерство |
1.1 |
Разработка типового Положения «О порядке работы общественных коллегиальных структур, действующих в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» |
2008 |
КРИОГВиВОМС, АР, КМПВОО |
1.2 |
Подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга «О порядке проведения общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» |
2009 |
КМПВОО КРИОГВиВОМС,
АР, |
1.3 |
Подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга «О городском реестре общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга» |
2008 |
КМПВОО, КТСЗН |
1.4 |
Подготовка проекта Закона Санкт-Петербурга «О государственной поддержке детского общественного движения в Санкт-Петербурге» |
2009 |
КМПВОО, КО |
1.5 |
Подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга «О создании Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство» |
2008 |
КМПВОО, КУГИ, КЭРППТ, КФ |
1.6 |
Разработка информационно-методических материалов о порядке создания и деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций |
2008 |
КМПВОО |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Совершенствование экономических условий общественно-государственного партнерства |
2.1 |
Содействие формированию и деятельности фондов территориального развития, осуществляющих поддержку общественных проектов и программ развития территории Санкт-Петербурга или части его территории |
2009 |
АР, КМПВОО |
3 |
Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия гражданского общества и исполнительных органов государственной власти города |
3.1 |
Создание единой информационной базы данных общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга |
2008-2009 |
КМПВОО, КИС |
3.2 |
Издание ежеквартального бюллетеня о деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге |
2008-2009 |
КПиВСМИ, КМПВОО |
3.3 |
Создание информационно-аналитического городского Интернет - портала «Общественно-государственное партнерство» |
2008-2009 |
КМПВОО, КИС |
3.4 |
Разработка и реализация научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение квалификации представителей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга |
2008 |
КМПВОО, КНВШ, АГ |
АГ – Администрация Губернатора
АР – Администрация районов
КРИОГВиВОМС – Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления
КМПВОО – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
КНВШ – Комитет по науке и высшей школе
КИС – Комитет по информатизации и связи
КПиВСМИ – Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
КУГИ – Комитет по управлению городским имуществом
КЭРППТ – Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
КФ – Комитет финансов
КО – Комитет образования
КТСЗН – Комитет по труду и социальной защите населения