Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Отзыв Центра экспертиз ЭКОМ на проект экологической политики Санкт-Петербурга на период 2008 по 2012 годы
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 25.04.2007

Отзыв Центра экспертиз ЭКОМ на проект экологической политики Санкт-Петербурга на период 2008 по 2012 годы

Представлен на слушаниях 17.04.2007 в Санкт-Петербургском научном центре РАН

Замечания и предложения по структуре и формату документа

1.      Необходимо сократить объем документа с 66 до 15-20 страниц, в первую очередь, за счет разделов описания проделанной работы (можно их вынести в справочный материал в конце) и рассеянных в тексте банальных утверждений, например о том, что деревья выделяют кислород.

2.      Возможно, будет полезным раздел «Обзор прогресса за последние пять лет».

3.      Необходимо ввести в документ раздел «Цели экологической политики», сформулировав цели для горизонта планирования до 2020 или 2025 года. Цели экологической политики должны описывать не только (и не столько) общее состояние городской среды, сколько гарантии экологической безопасности, благоприятного состояния окружающей среды для отдельно взятого человека. По меньшей мере, необходимо связать цели экологической политики с ранее разработанными индикаторами устойчивого развития Санкт-Петербурга (коль скоро они разработаны).

4.      Необходимо ввести в документ раздел «Приоритетные проблемы» или «Приоритеты экологической политики», который должен давать наглядную картину стратегии достижения заявленных целей. Секторальный подход, который в настоящее время принят в качестве структуры документа, не предоставляет возможностей для эффективной расстановки приоритетов.

5.      В целом, было бы полезно отказаться от мыслесхемы, в которой единственным исполнителем ЭП является администрация Петербурга. В основу построения ЭП должна быть положена реальная ситуация, в которой экологическую политику города формируют и федеральные органы, и инвесторы, и общественные организации, и другие группы. Возможно, следует обозначить ограничения для разработки региональной ЭП, которые накладываются федеральным законодательством и другими значимыми факторами.

6.      В связи с масштабностью экологических вызовов, которые стоят перед миром в целом и перед Санкт-Петербургом в частности, основным вектором экологической политики должно быть расширение круга лиц и организаций, принимающих участие в ее реализации.

7.      Интеграция экологической политики в другие сектора не должна оставаться только на уровне пожеланий. В рассматриваемом документе необходимо сформулировать цели экологической политики относительно важнейших секторов городской экономики: энергетики, ЖКХ, транспорта, производства и потребления бытовых товаров, электроники и пр., а также в отношении планирования городских территорий.

8.      Возможно, следует включить в текст раздел «Новые проблемы», в котором описать те проблемы, по которым город в настоящее время не может сформулировать собственную политику, но видит необходимость такой политики в будущем. Например, «Генетически модифицированные организмы и их использование», «Обеспечение экологической безопасности в связи с изменением климата» и пр.

9.      В разделах, посвященных детализации экологической политики по секторам, целесообразно указывать не столько перечень более мелких направлений, сколько описывать инструменты реализации политики (целевые программы, законодательство, грантовые программы, информационное и методическое обеспечение и пр.) Из текста существующего документа невозможно понять, за счет каких мер будет достигаться, например, «снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от действующих промышленных объектов за счет совершенствования технологического оборудования и оснащения источников выбросов пылегазоочистными установками». 

10.   Настоятельно рекомендуется исключить из текста заведомо невыполнимые цели и принципы (например, «сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности»), а также повторы тех целей, которые уже выполнены/достигнуты (например, «запрещение строительства зданий и сооружений на территориях, занятых зелеными насаждениями общего и ограниченного пользования»).

11.  Необходим раздел «Приоритеты сотрудничества с Ленинградской областью и регионами Северо-Запада в решении общих проблем».

 

Замечания и предложения по отдельным разделам документа

Целесообразно дополнить принципы, содержащиеся в проекте Экологической политики СПб следующими пунктами:

  • обеспечения экологической безопасности нынешнего и будущих поколений жителей Санкт-Петербурга;
  • обязательности оценки воздействия на окружающую среду при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и иных проектов на территории города;
  • презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритете экологической безопасности;
  • использования наилучших из существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов для обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду

 

Целесообразно дополнить проект Экологической политики СПб разделом, содержащим приоритеты городского развития по вопросам охраны окружающей среды, в том числе:

  • реализация предупредительных мероприятий, направленных на устранение причин ухудшения качества окружающей среды;
  • разработка прогнозов социально-экономического развития Санкт-Петербурга на основе экологических прогнозов;
  • совершенствование природоохранительного законодательства;
  • приоритет экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов на территории города;
  • повышение экологической безопасности предприятий города путем внедрения на них системы управления окружающей средой;
  • организация городской системы наблюдений за состоянием окружающей среды и контроль за источниками ее загрязнения с целью внедрения ее для управления хозяйственной деятельностью города;
  • объединение усилий органов государственной власти и субъектов хозяйствования с целью максимального внедрения принципов устойчивого развития;
  • согласованное решение задач экономического развития и экологической безопасности;
  • развитие и совершенствование эколого-просветительской деятельности и непрерывного экологического образования для формирования экологически ответственного мировоззрения горожан всех возрастов.
  • вовлечение общественности в принятии решений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности

 

4. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Политика Санкт-Петербурга по охране атмосферного воздуха должна быть направлена на сокращение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и стационарных источников, и на сокращение пылевого загрязнения.

Эта политика должна достигаться, в частности, разработкой и осуществлением программы поэтапного увеличения размеров городских территорий, на которых соблюдаются гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, внедрением нормативов на выбросы от стационарных источников, сокращением выбросов от автотранспорта, и внедрением программы снижения пылевого загрязнения.

 

4.1. Охрана атмосферного воздуха от стационарных источников загрязнения

Политика охраны атмосферного воздуха от стационарных источников загрязнения должна обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ от промышленных объектов и снижение пылевого загрязнения от твердых покрытий и почв.

Эта политика должна достигаться, в частности, установлением и выполнением нормативов допустимых выбросов для всех стационарных источников, выполнением программы реконструкции объектов теплоэнергетики, и разработкой и выполнением программы снижения пылевого загрязнения.

 

4.2. Охрана атмосферного воздуха от передвижных источников загрязнения

Политика охраны атмосферного воздуха от загрязнения автотранспортом должна быть направлена на сокращение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.

Эта политика должна достигаться путем развития общественного транспорта, в т. ч. электротранспорта, ограничением автомобильного движения в районах с наибольшим загрязнением атмосферного воздуха, дестимулированием поездок на легковом автотранспорте и развитием велосипедной инфраструктуры.  

 

5. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

5.1. Сокращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты города

Политика в отношении сбросов неочищенных сточных вод в водные объекты города должна быть направлена на постоянное сокращение таких сбросов, с перспективой полного прекращения сбросов неочищенных сточных вод.

Эта политика должна достигаться путем развития систем перехвата и очистки всех неочищенных сточных вод.

 

5.2. Мероприятия по оздоровлению водных объектов

Политика Санкт-Петербурга по оздоровлению водотоков и водоемов города должна быть направлена на обеспечение реализации экологических и рекреационных функций водных объектов и прилегающих к ним территорий.

Эта политика должна достигаться, в частности, путем поэтапного создания сбалансированных устойчивых водных экосистем, адапти­рованных к условиям города, водоохранного и ландшафтно-эколо­гического благоустройства прилегающих территорий, обеспечения экологической безопасности населения и защиты водных объектов от чрезвычайных ситуаций.

 

5.3. Очистка акватории и водоохранных зон

Политика города по очистке акватории и водоохранных зон должна быть направлена на обеспечение надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Санкт-Петербурга.

Эта политика должна достигаться, в частности, ритмичной работой городских предприятий и служб, занимающихся соответствующими работами, и постоянным развитием их материально-технической базы.

 

5.4. Очистка рек и каналов от донных отложений

Политика города по очистке рек и каналов от донных отложений должна быть направлена на обеспечение надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Санкт-Петербурга.

Эта политика должна достигаться, в частности, регулярной работой городских предприятий и служб, занимающихся дноочистительными работами, и постоянным развитием их материально-технической базы.

 

7. ОХРАНА ПОЧВ

Политика города по в области охраны почв должна быть направлена на сохранение почв от эрозии и загрязнения и рекультивацию территорий, неблагополучных в экологическом отношении.

 

8. СБОР, ПЕРЕРАБОТКА И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

8.1. Утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов

Политика города в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами должна быть направлена на минимизацию образования отходов и предотвращение загрязнения окружающей среды.

Эта политика должна достигаться, в частности, использованием отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, внедрением современные технологии сбора (раздельный сбор) и промышленной переработки отходов.

 

8.3. Утилизация осадков, образующихся при очистке сточных вод на городских очистных сооружениях

Политика в сфере обращения с осадками очистных сооружений города должна быть направлена на максимальное обеспечение экологической безопасности при реализации запланированных мероприятий по утилизации осадков очистных сооружений и рекультивации полигонов используемых для их размещения.

В перспективе ужесточение нормативов на сброс тяжелых металлов в канализацию должно привести к возможности утилизации осадков очистных сооружений города в сельском хозяйстве.

 

9. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ГОРОДА

Политика по сохранению и развитию зеленых насаждений города должна быть направлена на создание цельной структуры озелененных территорий города на основе существующих и создаваемых всех видов зеленых насаждений в целях обеспечения потребностей населения. Реализация политики предполагает обеспечение сохранности, увеличение количества и улучшение качества существующих зеленых насаждений, на увеличение количества зеленых насаждений, приходящихся на каждого жителя города, и на обеспечение выполнения норм по зеленым насаждением в целом по городу, в каждом районе и в каждом микрорайоне.

 

 

КОММЕНТАРИИ К ПОПРАВКАМ

Начало Раздела 4 представляет сжатый анализ проблем состояния окружающей среды Санкт-Петербурга в отношении атмосферного воздуха. Но этот анализ не полон. В анализе не упоминается пылевое загрязнение. Пылевое загрязнение (взвешенные вещества) являются одной из основных форм загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга. Пылевое загрязнение занимает второе место в списке атмосферных факторов, негативно влияющих на здоровье население Санкт-Петербурга и окружающую среду этого города. Ежегодно в течение двух месяцев, в период после схода снега и до первых сильных майских ливней (середина марта – середина мая) пылевое загрязнение по своим негативным воздействиям является наиболее существенным фактором, разрушающим здоровье горожан. Пылевое загрязнение является намного более угрожающим фактором, нежели загрязнение рек и каналов или донные отложения в водных объектах Санкт-Петербурга, поскольку действует непосредственно на организмы всех без исключения жителей города. Отсутствие упоминания пылевого загрязнения как одного из наиболее значимых факторов в экологической политике города является причиной отсутствия внимания к этому опасному явлению и отсутствия каких-либо программ и действий по снижению негативных последствий этого феномена.

 

Загрязнение в виде взвешенных веществ происходит от:

  • разрушения асфальтового покрытия,
  • ветровой эрозии почв на территории города
  • ветрового поднятия мусора и частиц почв, находящихся на твердом покрытии проезжих частей и тротуаров.

Существенной причиной ветровой эрозии почв на территории города является нелегальная парковка автомобилей на газонах.

Выводы относительно качества атмосферного воздуха Санкт-Петербурга делаются на основании данных, полученных в рамках мониторинга Системы УКВ. Это автоматизированная система, работающая круглосуточно в непрерывном режиме и формирующая данные с периодом осреднения 20 минут. В то же время, выше в этом же разделе верно отмечается, что «Вклад автотранспорта в 2005 году в валовой выброс загрязняющих веществ по городу составил 81%.».

Усреднение по суткам, а, тем более, за год, дает существенно заниженные значения концентраций загрязняющих веществ в существенные периоды времени (дневное, рабочее время).

Средние по городу значения, с учетом того, что, как справедливо отмечается здесь же: «данные мониторинга показывают, что уровень загрязнения атмосферного воздуха по территории города крайне неоднороден», также абсолютно не показательны, и дают существенно заниженные величины в ключевых локациях города (основные магистрали и их пересечения).

Таким образом, оперировать среднегодовыми концентрациями загрязняющих веществ в документе под названием «Экологическая политика» - то же самое, что употреблять значение «средней температуры по больнице».

Политика Санкт-Петербурга по охране атмосферного воздуха должна быть направлена на сокращение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и стационарных источников, и на сокращение пылевого загрязнения. Достигаться эта политика должна, в частности, разработкой и осуществлением программы поэтапного увеличения размеров городских территорий, на которых соблюдаются гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха.

 

4.1. Охрана атмосферного воздуха от стационарных источников загрязнения

Особенно следует отметить политику сокращения практики уплотнения городской застройки в центральной части города, которая приводит к уменьшению скорости рассеивания вредных примесей и, как следствие, негативно влияет на качество атмосферного воздуха.

Также особенно следует отметить политику совершенствования системы государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. При этом следует иметь в виду имеющую место практику промышленных предприятий стравливать вредные выбросы в атмосферу в ночное время, и обеспечить круглосуточный контроль.

Основными направлениями деятельности по охране атмосферного воздуха от стационарных источников загрязнения должны стать:

  • установление для всех производств, расположенных на территории города, нормативов допустимых выбросов;
  • снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от действующих промышленных объектов за счет совершенствование технологического оборудования и оснащения источников выбросов пылегазоочистными установками;
  • техническая реконструкция, перепрофилирование либо ликвидация и перебазирование вредных производств из центра города и реабилитация освобождаемых территорий, включая зеленое строительство;
  • закрытие всех производств, расположенных на территории города, не соответствующих нормативам допустимых выбросов;
  • сокращение практики уплотнения городской застройки в центральной части города, которая приводит к уменьшению скорости рассеивания вредных примесей и, как следствие, негативно влияет на качество атмосферного воздуха;
  • разработка и осуществление программы снижения пылевых загрязнений атмосферы Санкт-Петербурга, включающей улучшение качества твердых покрытий, обеспечение регулярной очистки и мойки твердых покрытий, восстановление травяного покрова на грунтовых покрытиях, предотвращение разрушения травяного покрова нелегально паркуемыми автомобилями;
  • снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от действующих энергообъектов ГК-1 (бывшее АО «Ленэнерго») за счет их модернизации, перевод на газ единственной в городе ТЭЦ-14, работающей на угле, и оснащения источников выбросов газопылеочистными установками;
  • снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от котельных теплоэнергетического комплекса Санкт-Петербурга за счет перевода угольных и мазутных котельных на газовое топливо и реконструкция существующих газовых котельных;
  • установление объединенных санитарно-защитных зон для утвержденных промзон и кустов предприятий;
  • совершенствование системы государственного контроля за охраной атмосферного  воздуха,  включая  инструментальный  химико- аналитический  контроль,  на  объектах  хозяйственной  и  иной деятельности, расположенных на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Политику следует переформулировать следующим образом:

Политика охраны атмосферного воздуха от стационарных источников загрязнения должна обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ от промышленных объектов и снижение пылевого загрязнения от твердых покрытий и почв. Достигаться эта политика должна, в частности, установлением и выполнением нормативов допустимых выбросов для всех источников, выполнением программы реконструкции объектов теплоэнергетики, и разработкой и выполнением программы снижения пылевого загрязнения.

 

5. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Политика города по очистке акватории и водоохранных зон должна быть направлена на обеспечение надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Санкт-Петербурга.

Политика города по очистке рек и каналов от донных отложений должна быть направлена на обеспечение надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Санкт-Петербурга

 

7. ОХРАНА ПОЧВ

Раздел 7 представляет собой анализ проблем состояния почв на территории Санкт-Петербурга.

Непонятно, каким образом опавшие листья деревьев попали в список основных источников загрязнения почв. В списке отсутствуют основные источники загрязнения почв: выхлопы и выбросы от автотранспорта, а также соль, применяемая зимой для посыпки автодорог.

В списке причин деградации почв отсутствует одна из основных причин этого явления – нелегальная парковка автомобилей на газонах.

Одной из давно предлагаемых мер по охране почв должно стать применение крупной крошки вместо соли для посыпки автодорог в городе зимой. Другой мерой предотвращения деградации почв должна быть борьба с нелегальной парковкой на газонах.

 

8.1. Утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов

Политика города в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами должна быть направлена на минимизацию образования отходов и предотвращение загрязнения окружающей среды. Для этого следует использовать отходы как вторичные материальные и энергетические ресурсы, внедрять современные технологии сбора (раздельный сбор) и промышленной переработки отходов.

 

8.3. Утилизация осадков, образующихся при очистке сточных вод на городских очистных сооружениях

Следует отметить, что высокое содержание тяжелых металлов вызвано использованием промышленными предприятиями городской канализации. Перспективным представляется ужесточение нормативов содержания тяжелых металлов в промышленных сбросах в городскую канализацию. При этом станет возможным использовать органическую часть осадка в качестве удобрений в сельском хозяйстве.

 

Раздел 11 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ, УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЗОН, РАЗРАБОТКА МЕР ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ (СНИЖЕНИЮ) ИХ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Отсутствуют:

  • Информирование населения о радиационной ситуации на территории Санкт-Петербурга,
  • Обучение населения действиям в случае чрезвычайной радиационной ситуации.
  • Запрет деятельности предприятий, чья санитарно-защитная зона не соответствует нормативам.
  • Информирование населения о ситуации с химической безопасностью на территории Санкт-Петербурга,
  • Обучение населения действиям в случае чрезвычайной ситуации с химической опасностью.
  • Создание общегородской доступной системы утилизации ртутьсодержащих изделий,
  • Информирование населения о проблеме ртутьсодержащих изделий и о системе их утилизации.

 

Карпов А.С., Афиногенов Д.А.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Общественное участие в решении проблем развития городов
Публикации:
14.09.2011 - Новая градостроительная политика для нового правительства Санкт-Петербурга
08.06.2011 - Круглый стол «Можно ли спроектировать чистый город?»
20.04.2011 - Круглый стол: «Высотки вне закона?»
18.04.2011 - Круглый стол «Свобода передвижения по городу – для инвалидов и здоровых людей»
16.04.2011 - Подиум-дискуссия «Всемирное наследие как культурная и экономическая ценность: случай Санкт-Петербурга»
20.05.2010 - Позиция неправительственных организаций и граждан по законодательству Санкт-Петербурга о публичных слушаниях в сфере градостроительства
14.05.2010 - 27-28 мая: публичные слушания по проекту внесения изменений в Генплан Петербурга
20.04.2010 - По официальным данным в России ежедневно гибнет объект культурного наследия
13.04.2010 - Прокуратура оспорит в суде приватизацию берега в Рощино
09.04.2010 - Выставка "Всемирное наследие в опасности: Судьбы Петербурга и Байкала глазами современных фотографов"
17.03.2010 - Губернатор Петербурга предлагает ЗАКСу узаконить вырубку городских лесов «для собственных нужд»
17.02.2010 - Петербуржцы готовы прийти на референдум по Охта-центру даже в новогодние праздники
11.02.2010 - Проблема выбора наилучшего размера снимка для оценки визуального влияния объектов нового строительства на панорамы
29.01.2010 - Три 25-этажных дома на месте одного детского садика?
28.01.2010 - Даже сторонники «Охта-центра» не поддерживают строительство небоскреба
27.01.2010 - Петербургские академики направили министру культуры РФ А.А.Авдееву письмо в защиту памятников археологии Петербурга
25.01.2010 - Министерство рекомендует референдум
25.01.2010 - Ответ Минрегиона
25.12.2009 - Филиппу Никандрову не повезло не только с городом, но и со страной
14.12.2009 - Памятники заступились за Петербург
01.12.2009 - Строительные работы на стройплощадке Охта-центра ведутся круглосуточно, даже в выходные дни
25.11.2009 - Самый удивительный небоскреб?
20.11.2009 - Сквер на Ивана Фомина - развитие событий
13.11.2009 - В Петербурге стартует акция "Синяя ленточка"
08.11.2009 - Слушания в Общественной палате "Вопросы регулирования градостроительной деятельности и процедура проведения публичных слушаний"
08.11.2009 - Фотовыставка «Ниен – шанс еще есть…»
07.11.2009 - Уважаемые друзья! Коллектив Центра ЭКОМ благодарит вас за подержку, которую вы оказываете нам и нашей деятельности
27.10.2009 - Слушания в Приморском районе
25.10.2009 - Филипп Никандров не узнал собственные картинки проекта «Охта-центр»
22.10.2009 - "АиФ" проводит опрос по теме: "Охта центр": ошибка или украшение города?"
22.10.2009 - Место предполагаемого строительства Охта-центра - под прицелом веб-камеры
Полный текст проекта Экологической политики Санкт-Петербурга на период с 2008 по 2012 годы Полный текст проекта Экологической политики Санкт-Петербурга на период с 2008 по 2012 годы
Гринпис требует переработать проект «Экологической политики Санкт-Петербурга» Гринпис требует переработать проект «Экологической политики Санкт-Петербурга»
Персоналии:
Афиногенов Дмитрий Владимирович
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>