- 01.11.2006 Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.Поддержка экологически дружественного потребительского выбора и экологической ответственности бизнеса Проект Версия 2.1
Обоснование: Принятие решения о приобретении того или иного товара (услуги) является одним из самых частых решений, касающихся окружающей среды, которое приходится делать современному человеку. В свою очередь, продажи – это сигнал, который общество посылает бизнесу, ориентируя его в направлениях перспективного развития. Поэтому одним из наиболее актуальных направлений охраны окружающей среды в развитых странах становится обеспечение «устойчивого производства и потребления», где под «устойчивым» понимается «осуществляемое в границах устойчивого развития».
Переход к устойчивому производству и потреблению, которое позволяет обеспечить рост благосостояния населения при снижении нагрузки на окружающую среду, включает в себя неотъемлемый элемент – культуру потребления, которая, в свою очередь, базируется на трех элементах:
Предпочтении потребителем тех товаров и услуг, которые он считает более этичными (в том числе – тех, которые наносят меньший ущерб окружающей среде);
Социальной ответственности бизнеса, благодаря которой рынок таких товаров и услуг постоянно расширяется;
Информационной политике государства, которое обеспечивает доступ потребителей к информации и знаниям, необходимым для выбора, а также предоставляет информацию о проблемах и угрозах глобального характера, связанных с производством и потреблением.
В настоящее время Санкт-Петербург находится в ранней стадии формирования рынка экологичных товаров и услуг. С одной стороны, есть спрос, и есть группы покупателей, готовых отдавать приоритет именно признаку воздействия продукции на окружающую среду, а не санитарно-гигиеническим качествам или цене. С другой стороны, этому соответствует предложение на рынке различных товаров с указаниями на их «экологическую безопасность». Однако в процентном отношении доля экологически ответственных покупателей и доля действительно экологичной продукции малы, что не позволяет этой системе генерировать финансовый поток, необходимый для самоподдержания и развития. Поэтому для развития культуры потребления необходимы систематические инвестиции государства в программы доступа к информации, обеспечение прозрачности рынка.
Именно такой подход, учитывающий автономность действий субъектов рынка, предлагается положить в основу данного направления Программы на 2008-2012 годы.
№ п/п |
Задачи и основные мероприятия Программы |
Ожидаемые результаты (эффекты) |
Ответственные за выполнение |
|
|
|
|
|
Цель на период до 2012 года: Оформление экологически дружественного потребления как самостоятельного устойчивого сегмента рынка. |
Рост числа потребителей, информированных о наличии на рынке экологически дружественных товаров и услуг и использующих эту информацию при закупках. |
|
1 |
Методическая и информационная поддержка участников рынка |
Повышение компетентности потребителей, производителей и дистрибьютеров в вопросах функционирования эко-рынка в СПб |
|
1.2 |
Мониторинг спроса на экологически дружественную продукцию (опросы) |
|
|
1.3 |
Создание тематической страницы на Интернет-портале «Окружающая среда Петербурга» с информацией об используемых (существующих) знаках экомаркировки, а также о фирмах, прошедших добровольную экологическую сертификацию |
|
КПООС |
1.4 |
Разработка типовых учебных планов для экологической переподготовки продавцов-консультантов для отделов бытовой химии, парфюмерии, бытовой техники, автосалонов, продуктовых магазинов |
|
КПООС |
1.5 |
Включение должности «продавец-консультант» в список специалистов, которым необходима переподготовка. |
|
КПООС |
1.6 |
Проведение конкурса грантов для НКО по тематике использования эко-маркировки, общественного контроля и защиты прав потребителей |
|
КДМ |
1.7 |
Поддержка проведения городских, межрегиональных и международных конференций по вопросам развития рынков экологичных товаров и услуг |
|
КПООС, КВС |
1.8 |
Проведение конкурса грантов для исследований экологических воздействий товаров и услуг на протяжении жизненного цикла. |
|
В соответствии с законом «О грантах СПб в сфере научной и научно-технической деятельности» |
2 |
Развитие систем экологической сертификации и маркировки в Санкт-Петербурге |
Расширение спектра предлагаемых услуг по экологической сертификации товаров и услуг |
|
2.1 |
Разработка и внедрение экологических критериев в условия конкурса «Сделано в Петербурге» |
|
КПООС, ?? |
2.2 |
Разработка Положений об экологических знаках для секторов с высокой конкуренцией и сферы ЖКХ, в частности:
· «Голубой флаг СПб», аналогичного международному знаку «Голубой флаг» (для пляжей, якорных стоянок и судов)
· «Зеленый ключ СПб», аналогичного международному знаку «Зеленый ключ» (для гостиниц, пансионатов и т. п.)
· «Экодом СПб» (для жилых домов) |
|
КПООС |
2.3 |
Организация и проведение добровольной экологической сертификации (учреждениями, созданными с участием Петербурга ?) |
|
КПООС |
3 |
Стимулирование экологически дружественного потребления и защита прав потребителя |
Создание условий для роста закупок, сделанных с учетом экологических аспектов производства и потребления |
|
3.1 |
Разработка поправок к федеральному законодательству о закупках для государственных и муниципальных нужд, позволяющих учитывать наличие экологических сертификатов, сертификатов легальности происхождения древесины в качестве особого условия при размещении заказов. |
|
КПООС |
3.2 |
Производство и размещение социальной рекламы |
|
КПВСМИ |
3.3 |
Проведение конкурса среди предприятий и компаний «Эко-потребитель года» (условное название), в котором основным критерием является доля и объем закупок экологически сертифицированной продукции. Публикация рейтинга городских предприятий по результатам конкурса. |
|
КПООС,
КЭРППиТ (?) |
3.4 |
Организация работы по выявлению недобросовестного использования информации об экологических свойствах товаров и услуг. |
|
? |
4 |
Методическая и информационная поддержка деятельности органов власти |
Подготовка информации для принятия решений о приоритетах формирования рынков экологичной продукции |
КПООС |
4.1 |
Организация мониторинга (вариант - исследования) природоохранного эффекта от внедрения сертификации |
|
|
4.2 |
Исследование экологических проблем ключевых секторов экономики, публикация секторальных обзоров значимых воздействий на окружающую среду. |
|
|
|
|
|
|
Используемые сокращения:
КПООС – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
КВС – Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга
КО – Комитет по образованию
КПВСМИ – Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
КМП – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
КК – Комитет по культуре
КЭРППиТ – Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Sustainable production and consumption - SPAC Файл: Скачать текст в формате Word
|