Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 31.10.2006

Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.

Обеспечение доступа граждан к природным ценностям и улучшение возможностей для практической деятельности в сфере охраны окружающей среды в целях содействия формированию личного опыта

Проект
Версия 2.1

Обоснование. Понятие Природы и представление о ее безусловной самоценности являются базовыми основами экологической культуры. Очевидно, что фундаментальные представления о независимости Природы от человека, о биоразнообразии, о природных сообществах, трофических сетях и пр. – все то, что составляет основу для сознательного освоения законов экологии, не могут формироваться без практического личного опыта.

Составной частью личной экологической культуры является способность сопереживать бедствиям иных живых существ и, более того, изменять свое поведение так, чтобы избегать причинения им вреда. Такая способность не может возникнуть только на основании дидактической информации. Для ее формирования необходима эмпатия, необходимы навыки сопереживания и помощи, которые формируются только в практической деятельности.

С другой стороны, экологическая культура общества, как и любая другая культура, возникает и развивается во взаимодействии людей, причем в основе этого взаимодействия лежит совместная деятельность, которая порождает совместные переживания, воспоминания, диалог.

Особенно важен прямой доступ человека к Природе в определенные критические периоды формирования личности (4-11 лет, 12-15 лет и т.д.)[1]. Каждый из этих периодов имеет свои особенности, например, на первом этапе у ребенка должен сформироваться эмоциональный опыт в процессе познавательной и практической деятельности; на втором – подростку необходимо освоить предметно-практические отношения «оперирования»; в юношеском возрасте необходимо научиться ставить свое поведение и деятельность под эмоциональный и разумный контроль, сформировать основы того, что мы называем «этичным отношением к природе».

Однако для горожан возможности получения необходимого опыта общения с природой затруднены по следующим причинам:

  • Катастрофическое обеднение природной среды в городе;
  • Финансовые барьеры[2] (затраты на поездки или посещение специализированных учреждений – парков, ботанических садов и пр.);
  • Организационные барьеры, например, ограничение на доступ на особо ценные природные территории в связи с угрозой их разрушения;
  • Ограничения на самостоятельную практическую деятельность в связи с повышенной сложностью городской социо-культурной среды[3].

Указанные проблемы носят системный характер, их решение невозможно силами отдельно взятого Комитета по природопользованию и охране окружающей среды или даже Правительства Петербурга в целом. Тенденции урбанизации будут, скорее, усиливать имеющиеся барьеры и приводить к появлению новых. В то же время актуализация экологических проблем (а также эффективная реализация предлагаемой Программы) будет увеличивать спрос на различные возможности для семейного и внешкольного экологического образования.

Усилия исполнителей Программы на период 2008-2012 должны быть сфокусированы на создании на базе действующих организаций условий для семейного экологического воспитания,  повышении роли семьи в эколого-патриотическом воспитании; создании механизмов систематического выявления барьеров, препятствующих личному участию жителей Петербурга в охране среды, выработке организационных и экономических инструментов для их преодоления.


№ п/п

Задачи и основные мероприятия Программы

Ожидаемые результаты (эффекты)

Ответственные за выполнение

 

 

 

 

 

Цель на период до 2012 года: Повышение доли горожан, использующих эколого-ориентированные мероприятия как форму семейного отдыха и личного досуга.

Приобретение горожанами личного практического опыта общения с природой, охраны среды обитания; рост спроса на экологическую информацию, услуги дополнит. образования.

 

1

Создание базовых условий для развития семейного экологического воспитания в Петербурге

Рост числа семей, пользующихся предлагаемыми услугами

 

1.1.

Приглашение к сотрудничеству учреждений и организаций, деятельность которых может служить основой для семейного экологического образования, воспитания[4]. Проработка условий партнерства и заключение соглашений о сотрудничестве.

Снижение стоимости билета на семью. Увеличение количества предлагаемых программ по приоритетным для Петербурга направлениям формирования экологической культуры.

КПООС

1.2.

Подготовка и издание популярной литературы, ориентированной на семейное экологическое воспитание: справочников, путеводителей, определителей, мини-руководств по практической деятельности.

Стимулирование спроса на семейную экологическую литературу. Привлечение частных издательств к работе по продвижению такой литературы.

КПООС, КПМ (?)

1.2.1

Проведение конкурса грантов на создание популярной литературы

 

 

1.2.2

Проведение выставки-презентации популярной литературы, ориентированной на семейное экологическое воспитание с участием ведущих издательств

 

 

1.2.3

Печать и распространение материалов, представляющих наибольший интерес с точки зрения приоритетов формирования экологической культуры Петербурга. 

 

 

1.3

Создание на территории крупных парков и лесопарков эколого-просветительских и досуговых центров в форме государственно-частных партнерств (ГЧП)

Комплексное благоустройство парков и лесопарков без утраты из экологических функций. Улучшение возможностей для отдыха населения и семейного экологического воспитания.

КПООС, КУГИ, УСПХ

1.3.1

Выбор оптимальной формы ГЧП и разработка необходимой методической документации

 

 

1.3.2

Выбор мест размещения  ЭПЦ, подготовка документации

 

 

1.3.3

Проведение конкурсов на право создания и управления ЭПЦ

 

 

1.4

Организация экскурсионной работы на особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга

Обеспечение доступа горожан к эколого-культурным ценностям без создания угроз их утраты.

КПООС

1.4.1

Подготовка маршрутов с учетом социально-экономи­ческих особенностей Петербурга, транспортной ситуации, интересов населения и допустимой нагрузки

 

 

1.4.2

Организация подготовки рейнджеров (волонтеров, выполняющих функции экскурсоводов и смотрителей)

 

 

1.4.3

Организация экскурсий

 

 

2

Создание условий для активного участия населения Петербурга в природоохранной деятельности

Рост числа горожан, использующих предлагаемые формы досуга

КПООС, КПМ

2.1

Организация подростковых и молодежных, семейных отрядов для благоустройства лесопарковой зоны

 

 

2.2

Оказание методической, информационной и организационной поддержки общественным объединениям и инициативным группам, занимающимся благоустройством побережий

 

 

2.3

Заключение соглашений о сотрудничестве с заповедниками и национальными парками Северо-Запада России. Поддержка «волонтерских десантов» для помощи ООПТ.

 

 

3

Повышение информированности горожан о возможностях эколого-ориентированного досуга

Рост числа горожан, информированных о возможностях эколого-ориентированного досуга

КПООС, КПВСМИ

3.1

Создание страницы на портале «Окружающая среда Санкт-Петербурга» с реестром доступных услуг и форм отдыха

 

 

3.2

Создание и размещение социальной рекламы эколого-ориентированного досуга

 

 

3.3

Разработка и реализация программы информационной поддержки действий Правительства СПб и организаций-партнеров

 

 

3.4

Создание информационного центра по экотуризму в форме некоммерческого партнерства с туристическими агентствами, предоставляющими соответствующие услуги.

 

 

4.

Методическое и информационное обеспечение деятельности органов власти

Обеспечение органов власти информацией, необходимой для развития программы формирования экологической культуры и управления текущими проектами

КПООС (?)

4.1

Проведение опросов с целью мониторинга количества людей, пользующихся возможностями для семейного экологического воспитания

 

 

4.2

Проведение НИР по изучению практик семейного экологического образования и воспитания, выявлению существующих потребностей.

 

КО

4.3

Обеспечение территориальных управлений и органов местного самоуправления информацией о возможностях организации эколого-ориентированного досуга.

 

КПООС

4.4

Организация обследования состояния ООПТ и предполагаемых мест размещения ЭПЦ как основы для мониторинга их состояния на протяжении действия Программы.

 

КПООС

5

Анализ потребностей эколого-ориентированных групп жителей с целью включения соответствующих предложений в реализуемые и планируемые мероприятия  по исполнению Экологической политики Петербурга.

Выявление барьеров для реализации потенциала экологической культуры; выработка организационных и экономических инструментов для их преодоления

КПООС

5.1

Проведение НИР «Анализ потребностей эколого-ориентированных групп жителей в плане дизайна городской среды и мер по поддержке экологически дружественного поведения»

 

КПООС

5.2

Публикация отчета НИР и организация его общественного обсуждения, включая сбор откликов и конкретных предложений

 

КПООС

5.3

Проведение конкурса (фестиваля) идей по изменению дизайна городской среды и мер по поддержке экологически дружественного поведения

 

КПООС, КПМ, КПВСМИ

 

Разработка предложений для включения в план действий по реализации Экологической политики Петербурга

 

КПООС

 

 

Используемые сокращения:

КПООС – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

КВС – Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга

КО – Комитет по образованию

КПВСМИ – Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

КМП – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

КК – Комитет по культуре

КУГИ – Комитет по управлению городским имуществом

УСПХ – Управление садово-парковым хозяйством

 



[1] См. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000 – 456 с.

[2] Этот фактор особенно важен для многодетных семей и детских коллективов.

[3] Например, организацией особо охраняемых природных территорий в Петербурге занимаются научные институты, группы, состоящие из докторов и кандидатов наук, хотя в других регионах с этим справляются студенческие коллективы. На долю горожан, не имеющих профессионального статуса, обычно остается уборка мусора и посадка деревьев.

[4] Партнерами города могут выступать организации различных форм собственности, которые имеют специальные программы поддержки семейного отдыха, семейных посещений (скидки, абонементы и пр.) реализуют эколого-ориентированные просветительские программы.

Скачать текст в формате Word Файл: Скачать текст в формате Word

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
Публикации:
25.04.2007 - Круглый стол «Развитие рынка экологически безопасной продукции в Санкт-Петербурге»
25.01.2007 - Концепция правового регулирования экологического образования.
25.01.2007 - ЭКОМ представит свой взгляд на формирование экологической культуры на общественных слушаниях в Общественной Палате
27.12.2006 - Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг.
23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
05.12.2006 - Завершается прием комментариев и предложений к Программе формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 г.
30.11.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг» -- 17 октября 2006
28.11.2006 - Общественное совещание "Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период с 2008 – 2012 гг."
14.11.2006 - Пресс-дискуссия «Формирование экологической культуры в Петербурге: амбиции и реальность»
05.11.2006 - СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ учета замечаний и предложений к проекту закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 5.
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.
31.10.2006 - ЭКОМ примет участие в конференции "ЭКО-PR"
28.10.2006 - Общественные слушания Программы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 гг.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 2.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Паспорт программы.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.
19.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг»
13.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
11.10.2006 - Общественные слушания законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные Сеновой О.Н.
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис
08.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
29.09.2006 - Выходит книга Олега Николаевича Яницкого "Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики"
21.09.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
19.09.2006 - Рекомендации участникам обсуждения законопроекта
16.09.2006 - Формы для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
15.09.2006 - Программа общественного обсуждения
14.09.2006 - Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения
12.09.2006 - Начинается общественное обсуждение закона Санкт-Петербурга Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры и программы действий по его исполнению
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>