Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Правовой анализ проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 30.11.2006

Правовой анализ проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга

Предмет анализа – «Часть 1. Общая часть Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее также – проект).

Рассматриваемый проект содержит минимально необходимый состав информации, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ для документов градостроительного зонирования. Структура проекта классическая, написан лаконичным юридическим языком, без излишних усложнений.

К числу очевидных достоинств проекта следует отнести следующие:

1.     Чётко структурированный словарь терминов, состоящий из 8-ми разделов. Это помогает осмыслить сущностное содержание того или иного понятия и способствует более быстрому его нахождению в словаре.

2.     Подробность словаря терминов, который насчитывает 116 основных понятий. Для сравнения – Градостроительный кодекс РФ содержит 16 основных понятий; ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - 17 терминов; ФЗ «О техническом регулировании» - 25 понятий. Положительным фактором является наличие многих терминов, которые при утверждении проекта приобретут юридически закреплённый статус, например, инженерная подготовка территории, нормируемые элементы территории микрорайона, внутриквартальный проезд, блокированный жилой дом и т.д. Это тем более актуально при формировании нового градостроительного законодательства (на всех уровнях) в условиях, когда многие термины, закреплённые в нормативно-технических документах, потеряли официально признанный статус (в связи со вступлением в силу ФЗ «О техническом регулировании»).

3.     Подробная картографическая часть, включающая в себя 5 карт градостроительного зонирования с определённым масштабом и фиксированным содержанием.

4.     Попытка восполнить идеологические пробелы Градостроительного кодекса РФ в некоторых априори тупиковых ситуациях. В частности, речь идёт о таком специальном разрешении в области землепользования и застройки, как разрешение на вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешённый «по аналогии». Предложенная Градостроительным кодексом РФ система разрешённых видов использования земельных участков и объектов капитального строительства (при общем верном направлении указывать то, «что можно», а не то, «что нельзя»), не учитывает одного – нельзя перечислить всё, «что можно». Для этого и вводится разрешение «по аналогии», согласно которому не перечисленный в градостроительном регламенте вид использования недвижимости, но аналогичный по последствиям его применения для характеристик городской среды одному или нескольким видам разрешённого использования, может быть признан разрешённым.

5.     Наличие параграфа 1.7 «Использование и застройка территорий Санкт-Петербурга, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, и для которых градостроительные регламенты не устанавливаются». По общему правилу градостроительные регламенты покрывают всю территорию города. Но есть некоторые исключения, которым и посвящён рассматриваемый параграф.

6.     Однозначная фиксация основополагающего условия осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства – строительство и реконструкция осуществляются при условиях: сформированности земельных участков, их зарегистрированности, наличия градостроительных регламентов и при соблюдении требований технических регламентов (пункт 1 параграфа 5.1 Правил землепользования и застройки).

Наряду с достоинствами проекта есть и минусы:

1.     Не совсем удачное структурирование документа: 2 части, 10 глав, параграфы, пункты и подпункты. Лучше использовать более классическую для законов структуру: части, главы, статьи, части статей, пункты, подпункты.

2.     Неудачные названия частей: «Часть 1. Общая часть Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга» и «Часть 2. Территориальная часть Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга». Проблема изначально заложена Законом Санкт-Петербурга «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

3.     Прямые противоречия с Градостроительным кодексом РФ. В частности, исходя из определения государственной экспертизы документов и документации в области градостроительства в Санкт-Петербурге документация по планировке территории подлежит государственной экспертизе, тогда как по Градостроительному кодексу РФ это не так; проводится лишь «проверка на соответствие...» (ч.12 ст.45).

Другой пример из этой области – возможность утверждения технических регламентов указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (см. определение «технические регламенты»), а не только федеральными законами, как по ФЗ «О техническом регулировании».

4.     Нарушен Градостроительный кодекс РФ. Речь идёт о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка. Губернатор Санкт-Петербурга, после проведения публичных слушаний, принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в нём в течение 5-ти (по Градостроительному кодексу РФ – 3-х) дней (ч.9 ст.39 Градостроительного кодекса РФ). То же касается разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства – по проекту – в течение 5-ти дней, по Градостроительному кодексу РФ – 7-ми дней.

5.     Отклонение от некоторых идеологических постулатов Градостроительного кодекса РФ. Имеется в виду возможность создания территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов объектов капитального строительства, развития транспортной, инженерной, социальной инфраструктур и т.д. По логике Градостроительного кодекса РФ все подобные схемы должны объединяться в документе территориального планирования – Генеральном плане Санкт-Петербурга – как документе, планирующем развитие территории во всех направлениях. Причём в Законе Санкт-Петербурга «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» указано, что Генеральный план города является единым документом территориального планирования.

6.     Сомнительная практическая польза конструкции «основные красные линии – вспомогательные красные линии». Плюс ко всему, «вспомогательные кранные линии» нигде далее не упоминаются.

7.     Некоторые нормы написаны без учёта изменений федерального законодательства, например, пункт 4 параграфа 5.5 говорит о том, что до установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка... Форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года №-840.

8.     Присутствует неоправданное дублирование норм Градостроительного кодекса РФ, в частности, параграф 5.5 посвящён выдаче разрешения на строительство, несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ подробно описывает данную процедуру.

9.     Необоснованно расширена компетенция органов власти при установлении зон с особыми условиями использования территории (п.13 пар. 1.5). Власть имеет право указывать на возможность согласования конкретных вопросов использования земельных участков; а также устанавливать дополнительные (помимо зон с особыми условиями использования территории) требования к использованию участков, подлежащих соблюдению при разработке проектной документации. Это принципиально неправильно, т.к. зоны с особыми условиями использования территории как раз и предназначены ограничивать градостроительную деятельность; если есть необходимость дополнительно её ограничить, власти следует дополнять акты об установлении указанных зон, но никак не самостоятельно (дополнительно) согласовывать вопросы использования земельных участков.

10.Имеются неточности в тексте, например, п.2 пар.1.7: нормативно-правовые акты, определяющие режим использования территорий общего пользования, должны устанавливать: границы территорий общего пользования... По Градостроительному кодексу РФ границы территорий общего пользования устанавливаются только одними документами – проектами планировки. В остальных документах они только отображаются.

11.Сомнительная юридическая «чистота» возможности установления красных линий посредством подготовки разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий. При всей практической пользе в современных условиях.

12.Документация по планировке подлежит рассмотрения на публичных слушаниях; об этом сказано в п.7 пар.3.3 с отсылкой на пар.6.1, регулирующим порядок проведения публичных слушаний. Но в самом этом порядке нет ни слова о документации по планировке.

Как представляется, в общем и целом необходимо высоко оценить деятельность по подготовке Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга и надеяться, что с некоторыми изменениями и дополнениями такой документ будет принят. Это будет знаменовать первый шаг на пути внедрения принципов градостроительного зонирования в Санкт-Петербурге.

Черненков Александр Алексеевич,

ведущий юрист ФГУП «РосНИПИ Урбанистики».

Тел. 375 93 50 доб. 244

 

Черненков Александр Алексеевич, ведущий юрист РосНИПИ Урбанистики

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Защита прав граждан при проведении межевания городских земель
Публикации:
03.04.2013 - Экспертное заключение по градостроительной документации, обосновывающей возмож-ность строительства собора в парке "Малиновка"
18.10.2011 - Реновация – не повод лишать людей собственности
19.05.2009 - Жизнь по обрезу фундамента: как оформить земельный участок и не остаться «с носом»?
08.03.2009 - Общественный интерес при проведении межевания. Между чиновником и проектировщиком.
08.03.2009 - Проблемы межевания озеленённых территорий
08.02.2009 - Указание главы КЗР СПб по вопросам формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома
16.09.2008 - Планировались ли сады и скверы в кварталах советской застройки?
27.01.2008 - Как учитывать перечни зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) при рассмотрении документов градостроительного планирования
15.10.2007 - Губернатор подписала охранную грамоту для скверов Петербурга
15.10.2007 - Сражение за «Поляну Бианки»
23.07.2007 - Градостроительство в Санкт-Петербурге: бурное развитие или системный кризис?
29.11.2006 - Заявление-запрос на получение протокола общественных обсуждений Правил землепользования и застройки (ПЗЗ)
29.11.2006 - Как получить протокол общественных обсуждений и заключение о результатах публичных слушаний по ПЗЗ для ознакомления
03.11.2006 - ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
02.11.2006 - ЗАЯВЛЕНИЕ граждан Выборгского района в Комиссию по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга
24.10.2006 - "Комментарии на комментарии" - первый отклик разработчиков Правил землепользования и застройки
24.10.2006 - Предложения по изменению общей части Правил землепользования и застройки
23.10.2006 - Насколько правомочны проводимые сейчас публичные слушания по Правлам землепользваония и застройки?
19.10.2006 - Члены Комиссии по землепользованию и застройке читают сайт ЭКОМ!
14.10.2006 - Как Правила землепользования и застройки повлияют на уплотнительную застройку на Малой Охте
12.10.2006 - Изменения в расписании публичных слушаний по Правилам застройки и землепользования
04.10.2006 - График проведения обсуждения проекта Правил Землепользования и Застройки Санкт-Петербурга
03.10.2006 - Инструкция "Как читать Правила землепользования и застройки"
03.10.2006 - Градостроительные планы Петербурга требуют общественной редакции
22.03.2006 - "Оклахома как она есть" в Петербурге
15.03.2006 - Решение Пушкинского районного суда (8 февраля 2006) о признании незаконным распоряжения КГА СПб
13.03.2006 - Проблемы межевания земель в Петербурге
13.03.2006 - Круглый стол по вопросам защиты прав граждан при формирования земельных участков для многоквартирных жилых домов в Санкт-Петербурге
13.03.2006 - Предложения по внесению изменений в законодательство Санкт-Петербурга
21.01.2006 - Градостроительство под ножом межевания
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2018 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>