Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 11.10.2006

Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис

 По какому вопросу Вы выражаете свое мнение?

В законопроекте отсутствует взаимосвязь с законодательством об образовании. Кроме того не прописан ряд требований,  в частности – по взамосвязи между образом жизни, потребления, характером потребностей и способами их удовлетворения человека и населения, и влиянием человека на окружающую среду.

Пожалуйста, объясните свою позицию – почему Вы возражаете или поддерживаете обсуждаемый документ в этом пункте?

Законопроект должен быть максимально гармонизирован с действующим федеральным и региональным законодательством. Кроме того, представленный вариант является в большой степени рамочным, относящим большинство вопросов на усмотрение исполнительной власти. В этих условиях, с учетом нередко слабой экологической подготовленности представителей руководящих органов он не будет выполнять свои функции по повышению экологической культуры населения и не будет достигать основной цели – снижения негативного воздействия жителей Санкт-Петербурга на окружающую среду.

Предложения Гринпис России с постатейными  поправками в текст законопроекта и их обоснованием прилагаются.

№№

Текст законопроекта

Предлагаемый текст с учетом поправки

Примечание

1.      

  1.  
  1.  
  1.  

1.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга

В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека.

экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;

экологическое образование – непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанности и ответственности по отношению к окружающей среде, а также получение специальных знаний и практических умений и навыков в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализуемых в процессе жизни;

экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, охране и рациональном использовании природных ресурсов в целях формирования в обществе основ экологической культуры

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга

В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия людей в области охраны окружающей среды, проявляющаяся в экологически ориентированном поведении и приводящая к снижению негативного воздействия человека на окружающую природную среду.

 Экологически ориентированное поведение (культура экологического поведения) – действия, основанные на бытовых и профессиональных привычках, навыках, которые позволяют снизить риски неблагоприятных последствий для окружающей среды, здоровья людей и приводящее к снижению негативного воздействия человека на окружающую природную среду.

экологическое образование – процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей  в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, охране и рациональном использовании природных ресурсов, иным вопросам в целях формирования в обществе основ экологической культуры;

Добровольная экологическая инициатива – длительное время осуществляемая деятельность, направленная на конкретное улучшение состояния окружающей среды и осуществляемая гражданами или организациями самостоятельно, без привлечения государственных средств. Участники добровольной экологической инициативы – люди или организации, непосредственно участвующие в  такой деятельности и оказывающие ей поддержку своими средствами или трудом.

Экологический образовательный минимум – базовый набор знаний и навыков, необходимых человеку в современном ему обществе, чтобы выработать культуру экологически ориентированного поведения.

 

Вводится конкретизация основных понятий с учетом конечной направленности законопроекта на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду через формирование экологической культуры. Кроме того вводятся понятия, гармонизирующие законопроект с действующим федеральным и региональным законодательством об образовании.

В частности, вводится понятие экологически ориентированного поведения – повседневного поведения, приводящего к снижению воздействия данного человека на окружающую среду и добровольной экологической инициативы – деятельности по улучшению качества окружающей среды.

 

Вводятся связи с понятием государственных образовательных уровней, установленного федеральным законодательством, а также экологического образовательного минимума.

2.

Статья 4. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры

К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры относятся:

6) обеспечение полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды в Санкт-Петербурге;

8) иные полномочия, предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами и законами Санкт-Петербурга.

 

Статья 4. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры

К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры относятся:

6) обеспечение полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды в Санкт-Петербурге и иным вопросам в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры;

8) создание и поддержка государственных эколого - просветительных центров, формирующих навыки экологически ориентированного поведения.

9) иные полномочия, предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами и законами Санкт-Петербурга.

 

К полномочиям Правительства Санкт-Петербурга предлагается добавить полномочия по обеспечению информирования по вопросам экологического образования и просвещения, которые предлагается внести отдельной статьей.

Кроме того предлагается отнести к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга деятельность по созданию и поддержке эколого – просветительских центров по конкретным вопросам экологически ориентрованного поведения (экономия воды, энергии, обращению с отходами и др.) как это практикуется в экономически развитых странах. Следует отметить, что затраты бюджета по поддержанию таких центровбудут компенсироваться за счет снижения затрат на ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера а также затарт на поддержание и рост мощности инженерной инфраструктуры города (водоснабжение и водоотведение, утилизация отходов, энергообеспечение).

3.

отсутствует

Перед статьей 5 включить статьи ХХ и ХУ следующего содержания:

 

Статья ХХ.  Региональный компонент государственных
образовательных стандартов

1. В целях обеспечения прав граждан на получение экологического образовательного минимума в Санкт-Петербурге разрабатывается и поддерживается региональный компонент образовательных стандартов.

2. В региональный компонент государственных образовательных стандартов Санкт-Петербурга в установленном законодательством порядке включаются вопросы, перечисленные в разделе 2 статьиXY.

3. Региональный компонент государственных образовательных стандартов в сфере экологического образования является основой для разработки образовательных программ и учебных пособий.

4. При подготовке регионального компонента государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в Санкт-Петербурге учитываются приоритетные задачи формирования экологической культуры.

5. Для обеспечения общеобразовательных программ с учетом региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в Санкт-Петербурге по образовательным областям, включающим элементы экологического образования, готовятся и издаются учебники и учебно-методические пособия.

 

Предлагается прописать понятие регионального компонента государственных образовательных стандартов для гармонизации понятийного аппарата  с законодательством об образовании, а также установить его примерное содержание.

4.

отсутствует

Статья XY Общие требования к содержанию экологического образования
и просвещения

1.      Содержание экологического образования и просвещения должно обеспечивать возможность выполнения гражданином своих обязанностей по сохранению окружающей природной среды.

2.      К вопросам в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры относятся знания:

-о природе, живых организмах и о взаимодействии видов между собой;

- об экологических правах граждан, требованияхз законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности,

-об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов,

-о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую среду;

-о взаимосвязи образа жизни человека и его негативного воздействия на окружающую среду;

-о технике, технологиях, технических и организационных решениях позволяющих, при неизменных уровнях и качестве удовлетворения соответствующих потребностях человека минимизировать или исключить негативное влияние на окружающую среду;

-основ экологической этики, выражающейся, в частности, экологически ответственном потреблении;

-основ экологически ориентированного поведения человека, включающих:

o          экономию воды, энергии и других ресурсов,

o          сознательный выбор при покупке экологически предпочтительных товаров,

o          экологически ответственная утилизация отходов;

Иные вопросы

В условиях слабой экологической подготовленности потенциальных участников процесса экологического образования и просвещения (от лиц, принимающих решение до преподавателей) необходимо четко обозначить вопросы по которым должно производиться экологическое образование и просвещение, и, в том числе, вопросы образа жизни и характера потребления человека во взаимосвязи с воздействием их последствий на окружающую среду, возможность минимизации таких воздействий. В противном случае вопросы экологического образования могут быть сведены к преподаванию экологии как «чистой» науки о видах,  их взаимодействии между собой и окружающей средой, и не приведут в конечном итоге к снижению негативных последствий жизнедеятельности человека.

 

5.

Статья 5.  Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование

5.1. Родители (законные представители) обязаны формировать у детей нормы и правила поведения в окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе.

Статья 5.  Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование

5.1. Родители (законные представители) обязаны формировать у детей нормы экологически ориентированного поведения.

Предлагается обобщить требования к цели внешкольного образования введенным в ст. 2 и раскрытым в ст. ХУ понятием «экологически ориентированного поведения». Вероятно  целесообразно использование этого термина и в других статьях, посвященных экологическому образованию и просвещению

6.

Статья 7. Экологическое просвещение

7.1. В целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рациональному использованию природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение.

7.2. В Санкт-Петербурге экологическое просвещение осуществляется путем информирования населения, о требованиях законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и распространения экологических знаний об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

7.3. В рамках целевых программ по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры осуществляется поддержка деятельности средств массовой информации, музеев, библиотек, эколого-просветительных центров, некоммерческих организаций, объединений граждан и иных объектов информационного эколого-образовательного пространства. Поддержка инициатив средств массовой информации по экологическому просвещению также осуществляется в соответствие с законом Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации».

 

Статья 7. Экологическое просвещение

 

1. Экологическое просвещение населения в Санкт-Петербурге осуществляется в целях формирования экологически ориентированного поведения населения как основы повышения уровня экологической культуры.

 

2. Экологическое просвещение населения в Санкт-Петербурге осуществляется в следующих формах:

1) распространение органами государственной власти и органами местного самоуправления информации о состоянии окружающей среды, о региональных экологических проблемах и путях их решения в форме докладов, периодических изданий (бюллетеней), размещения информации на официальных сайтах органов власти;

2) распространение и пропаганда экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности через средства массовой информации, в том числе путем создания и размещения социальной рекламы, выпуска специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также экологических программ и передач;

3) выпуск экологической литературы для населения, в том числе, для поддержки семейного экологического образования;

4) распространение экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры;

5) эколого-просветительская деятельность общественных объединений;

6) другие формы распространения массовой информации.

3. С целью формирования навыков экологически ориентированного поведения человека Правительством Санкт-Петербурга или специально уполномоченными органами государственной власти создаются эколого – просветительские центры. Деятельность центров финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

4. В рамках целевых программ по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры осуществляется поддержка деятельности средств массовой информации, музеев, библиотек, эколого-просветительных центров, некоммерческих организаций, общественных объединений и иных субъектов информационного эколого-образовательного пространства. Поддержка инициатив средств массовой информации по экологическому просвещению осуществляется также в соответствие с законом Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации».

5. В целях обеспечения населения актуальной и достоверной информацией, необходимой для образовательной и просветительской деятельности, Правительство Санкт-Петербурга создает и поддерживает интернет-портал «Окружающая среда Санкт-Петербурга».

 

В предлагаемой редакции статьи предлагается конкретизировать перечень методов экологического просвещения.

В частности, предлагается ввести требование обеспечения экологического просвещения путем создания и поддержки эколого-  просветительских центров.

 

См. также комментарии к п.п. 2 и 4 настоящих поправок.

 

Руководитель проекта по эффективному использованию ресурсов
                                             И. В. Бабанин

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
Публикации:
25.04.2007 - Круглый стол «Развитие рынка экологически безопасной продукции в Санкт-Петербурге»
25.01.2007 - Концепция правового регулирования экологического образования.
25.01.2007 - ЭКОМ представит свой взгляд на формирование экологической культуры на общественных слушаниях в Общественной Палате
27.12.2006 - Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг.
23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
05.12.2006 - Завершается прием комментариев и предложений к Программе формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 г.
30.11.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг» -- 17 октября 2006
28.11.2006 - Общественное совещание "Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период с 2008 – 2012 гг."
14.11.2006 - Пресс-дискуссия «Формирование экологической культуры в Петербурге: амбиции и реальность»
05.11.2006 - СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ учета замечаний и предложений к проекту закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 5.
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.
31.10.2006 - ЭКОМ примет участие в конференции "ЭКО-PR"
31.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.
28.10.2006 - Общественные слушания Программы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 гг.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 2.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Паспорт программы.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.
19.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг»
13.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
11.10.2006 - Общественные слушания законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные Сеновой О.Н.
08.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
29.09.2006 - Выходит книга Олега Николаевича Яницкого "Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики"
21.09.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
19.09.2006 - Рекомендации участникам обсуждения законопроекта
16.09.2006 - Формы для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
15.09.2006 - Программа общественного обсуждения
14.09.2006 - Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения
12.09.2006 - Начинается общественное обсуждение закона Санкт-Петербурга Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры и программы действий по его исполнению
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>