Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 08.10.2006

ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»

Слушания организованы при поддержке Центра деловой и правовой информации ЦГПБ им. Маяковского

Место: Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского (набережная Фонтанки, 46)

Дата: 4 октября, 18.30 – 20.30

 

Присутствовало: 15 чел

Участникам были представленные следующие документы:

  1. Проект закона
  2. Обращение разработчика и памятка участникам обсуждения
  3. Образец формы для подачи замечаний и комментариев
  4. Дополнительные материалы (презентация, законы-аналоги)

 

Расписание слушаний:

  1. Выступление А.С.Карпова: представление проекта закона и процедуры обсуждения
  2. Вопросы
  3. Дискуссия и предложения
  4. Подведение итогов.

 

Краткое содержание:

В выступлении А.С.Карпова были освещены вопросы истории создания закона, последовательность его разработки и принятия, возможности для внесения правок и участия в обсуждении, а также концепция законопроекта. В ответах на вопросы были рассмотрены особенности регионального законодательства, его соотношения с федеральным; правового смысла предлагаемых формулировок и пр.

По некоторым вопросам необходимо продолжение консультаций с инициаторами поправок.

При подведении итогов обсуждения участникам была предоставлена информация о предстоящем обсуждении Программы действий на период 2008-2012 гг.

 

В ходе дискуссии прозвучали и были обсуждены вопросы, касающиеся:

  1. Названия и общей направленности закона, в частности, почему в названии закона не затрагиваются вопросы доступа к экологической информации?
  2. Наличия отзывов Комитета по образованию СПб
  3. Сроков прохождения подготовки и переподготовки руководителей после вступления закона в силу. Возможно, срок, предлагаемый законом, слишком большой.
  4. Сужения круга лиц, которые могут привлекаться к административной ответственности, по сравнению с федеральным законом.
  5. Определения круга предприятий, которые ведут деятельность, которая «может влиять негативно на окружающую среду».
  6. Законности требований обязательного экологического образования для руководителей.
  7. Источника часов в образовательных программах общеобразовательных учреждений для преподавания экологии.

 

В ходе дискуссии были высказаны следующие замечания и предложения:

  1. Рассмотреть возможность изменения названия закона с целью устранения логических противоречий, снижения декларативности. В частности, было высказано мнение о том, что формулировка «формирование экологической культуры» не может фигурировать в законе, поскольку формирование культуры, в отличие от образования, процесс не нормируемый, и не подлежащий нормативному регулированию. Формировать культуру с помощью закона невозможно, хотя можно воздействовать на носителей культуры (людей, организации) с помощью образования, воспитания, поощрения. Были преложены следующие варианты:
    1. Закон «Об экологическом образовании, просвещении и мерах по содействию формированию экологической культуры»
    2. Закон «Об экологическом образовании, просвещении и других мерах по содействию формированию экологической культуры»
    3. Закон «Об экологическом образовании, просвещении и участии государства в формировании экологической культуры»
    4. Закон «О формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге средствами образования, воспитания, просвещения»
    5. Закон «Об экологическом образовании, просвещении и распространении экологических знаний»
  2. Одним из ключевых вопросов дискуссии стал вопрос об обязательном образовании для руководителей предприятий и организаций, по которому высказывались достаточно разнородные позиции.

Было высказано мнение о том, что положение об обязательности переподготовки руководителей всех предприятий – без учета их реального воздействия на окружающую среду, – может рассматриваться как пример нарушения прав, создания дополнительного налогового бремени. Или как пример двойной ответственности за одно правонарушение, поскольку за неправильную утилизацию мусора наступает административная ответственность, но при этом административная ответственность также предусматривается за отсутствие сертификата о переподготовке.

В связи с этим было предложено – для выполнения принципа разумности юридической ответственности, – размер административного штрафа соотнести не с объектом наказания (физическим или юридическим лицом), а с опасностью предприятия для окружающей среды.

Была высказана позиция, что принцип обязательности прохождения переподготовки может распространяться только на государственных служащих, которые и принимают основные (стратегические) решения, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Если закон все же будет устанавливать обязательность переподготовки для руководителей предприятий, то перечень видов деятельности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, должен устанавливаться законом, а не подзаконными актами. Можно использовать аналог – проект закона о страховании экологической ответственности, однако он нуждается в существенной доработке в плане конкретизации.

Следует различать предприятия с непосредственным воздействием на окружающую среду (создающих выбросы, сбросы, использующие природные ресурсы, в том числе – земельные за пределами городских поселений) и те, чьи воздействия, например, в форме размещения отходов, опосредованы другими предприятиями и организациями.

Несмотря на такие разные позиции, участники дискуссии пришли к консенсусу о том, что региональный закон должен раскрыть формулировку федерального законодательства «деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду» и определить необходимый объем подготовки и переподготовки специалистов.

  1. Для формирования экологической культуры необходимы не столько меры наказания, сколько меры поощрения. Необходимо изменить принцип закона в отношении работы с руководителями предприятий с карательного на поощрительный.
  2. Для повышения действенности требований по экологическому образованию (переподготовке) сотрудников необходимо включать соответствующие положения в уставы предприятий и организаций. Регистрирующие органы должны проверять наличие соответствующих положений в уставе при его регистрации.
  3. Пункт 1 статьи 5 о дошкольном, школьном и внешкольном образовании («Родители (законные представители) обязаны формировать у детей...») представляется декларативным, поскольку никаких реальных санкций за его невыполнение не может быть введено. Такой тезис подрывает доверие к закону. Необходимо исключить этот пункт.

Взамен этого следует ввести меры поощрения для родителей, которые действительно воспитывают своих детей в духе бережного отношения к природе.

  1. Изменить структуру закона, в частности, структурировать закон по видам образования более корректно, чем это сделано сейчас.
  2. Необходимо ввести в текст закона цели и задачи, какой-то параграф, объясняющий причины его появления и раскрывающий смысл. Это может быть преамбула. Необходимо в преамбуле обозначить экологическое образование как приоритетное направление деятельности для обеспечения благополучия, здоровья населения и улучшения демографической ситуации.

В тексте закона отсутствует ссылка на базовое понятие экологической безопасности, в то время как это может быть одной из целей действия закона («в целях обеспечения экологической безопасности»).

В целях закона необходимо упомянуть важную задачу формирования рынка (содействия формированию рынка) экологически безопасной продукции, поскольку это совершенно конкретная технология изменения потребительских стереотипов.

  1. Закон должен не просто упоминать региональный компонент государственного образовательного стандарта, не просто ссылаться на него, но прописывать механизм «балансировки программ»: откуда, за счет каких часов, каких других предметов может быть внедрено экологическое образование.

Должны быть определены конкретные механизмы поощрения тех школ, учреждений дошкольного образования, которые внедряют у себя программы экологического образования и воспитания, элективные курсы и пр.

  1. Изменить (исключить) формулировку п.3 статьи 5 («В образовательных программах ... экологические аспекты должны включаться во все предметы»), поскольку конкретный механизм ее реализации не определен и не ясен, статья противоречит федеральному законодательству. Выполнить это требование в условиях сокращения часов на все предметы будет невозможно. Методических разработок для включения экологических аспектов в предметы, например, гуманитарного цикла, недостаточно или даже они вообще отсутствуют.

Для того, чтобы реализовать это положение, надо сначала инициировать пересмотр учебников, учебных программ по базовым курсам – природоведение, ботаника, зоология и пр. Дополнительные часы по экологии – это только дополнительная нагрузка на детей, за которую они платят своим здоровьем.

  1. В закон необходимо ввести статью, раскрывающую содержание экологического образования. Без этого определения экологическая культура может быть понята как угодно, в том числе – исполнителями закона. Основой должна стать не экология как наука о взаимоотношении видов, и не набор банальных назиданий о том, что мусор надо кидать в урну, а целостный взгляд на то, каким образом следует снижать воздействие на окружающую среду именно в повседневных бытовых практиках.

В терминологическую часть необходимо внести понятие экологически ориентированное поведение, что позволит опираться на него в последующем тексте закона. Также необходимо определить термины «добровольные экологические инициативы», «экологический образовательный минимум». Необходимо гармонизировать закон с федеральным законодательством в сфере образования путем конкретизации определения  образования. Все это позволит, опираясь на данные термины, определить «вопросы экологического образования», которые будут основой для регионального компонента образовательного стандарта.

Приоритетным в этом перечне вопросов должно стать формирование экологически ориентированного поведения человека, экологизация потребления.

  1. Необходимо дополнить полномочия Правительства Петербурга возможностью создавать и поддерживать специализированные центры экологического образования, например, в сфере энергоэффективности, и даже обязать правительство создавать такие центры. Это может быть выгодным для бюджета, поскольку бюджет будет получать экономию, например, на создании, ремонте и реконструкции инженерной инфраструктуры.
  2. Для целей мониторинга эффективности закона и мер по его реализации интересной представляется идей ежегодного доклада/отчета, в котором будут приводиться основные параметры душевого потребления воды, энергии, производства мусора и пр. Также среди показателей динамики может быть количество школ, внедривших элективные курсы по экологии и пр. Доклад будет содержать обращение к населению и информацию о динамике изменений за год (за 2 года).
  3. Статья 6 недостаточно четко раскрывает полномочия и обязанности вузов. Необходимо дополнить перечень обязанностей вузов, усилить ответственность экспертов за качество научных разработок и результатов.
  4. Необходимо, не изменяя названия закона, расширить статьи, посвященные доступу граждан к экологической информации, поскольку информация является основой для любой деятельности в рассматриваемой области.
  5. Дополнить закон статьей (пунктом) устанавливающей право потребителей знать (получать информацию от производителя) об экологических свойствах товара (о воздействии на окружающую среду в процессе производства, потребления и утилизации данного продукта). При разработке нормы следует обратиться к аналогичным формулировкам, содержащимся в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Соответственно, должна быть введена норма, определяющая ответственность производителя за предоставление недостоверной информации.

На первых этапах можно вводить этот подход на добровольной основе, как добровольные экологические инициативы бизнеса.

  1. Привести формулировку статьи, определяющей административную ответственность, в соответствие с федеральным законом в части определения круга лиц, на которых возлагается административная ответственность.

 

В целом участники обсуждения поддержали идею введения в закон понятия «добровольных экологических инициатив» как основу для развития механизмов поддержки и поощрения проявлений экологической культуры.

Участники дискуссии, отметили, что государство обязано предоставлять гражданину базовые экологические знания, поскольку это необходимо для выполнения конституционной обязанности по охране окружающей среды. В связи с этим получила поддержку идея введения в закон понятия «экологического образовательного минимума» и статьи, которая устанавливает обязанность общеобразовательного учреждения, действующего в рамках государственного стандарта, предоставлять учащемуся знания в объеме не менее «экологического минимума». При этом содержание экологического образования (экологического минимума) должно быть также раскрыто в обсуждаемом законе.

В ходе дискуссии были названы конкретные примеры (Лесотехническая академия и др.), которые свидетельствуют о том, что на рынке Санкт-Петербурга есть предложение программ переподготовки руководителей и специалистов разного объема и направленности.

 

В письменном виде представили замечания и предложения по проекту закона И.Бабанин (СПб отделение Гринпис), Д.В.Афиногенов (каф. Государственного и муниципального управления СЗАГС), Л.И.Васекина (ГОУСОШ №389).

 

Разработчик законопроекта                                                          А.С.Карпов

 

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Разработка закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
Публикации:
25.04.2007 - Круглый стол «Развитие рынка экологически безопасной продукции в Санкт-Петербурге»
25.01.2007 - Концепция правового регулирования экологического образования.
25.01.2007 - ЭКОМ представит свой взгляд на формирование экологической культуры на общественных слушаниях в Общественной Палате
27.12.2006 - Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 гг.
23.12.2006 - Текст законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге" с учетом результатов общественного обсуждения
05.12.2006 - Завершается прием комментариев и предложений к Программе формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на 2008-2012 г.
30.11.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг» -- 17 октября 2006
28.11.2006 - Общественное совещание "Программа формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период с 2008 – 2012 гг."
14.11.2006 - Пресс-дискуссия «Формирование экологической культуры в Петербурге: амбиции и реальность»
05.11.2006 - СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ учета замечаний и предложений к проекту закона "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 5.
01.11.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 4.
31.10.2006 - ЭКОМ примет участие в конференции "ЭКО-PR"
31.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 3.
28.10.2006 - Общественные слушания Программы формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 гг.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 2.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Паспорт программы.
26.10.2006 - Проект программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг». Направление 1.
19.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта программы «Формирование экологической культуры населения С.-Петербурга на период 2008-12 гг»
13.10.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
11.10.2006 - Общественные слушания законопроекта "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге"
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные Сеновой О.Н.
11.10.2006 - Предложения к проекту закона, внесенные СПб отделением Гринпис
29.09.2006 - Выходит книга Олега Николаевича Яницкого "Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики"
21.09.2006 - ПРОТОКОЛ общественных слушаний проекта закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»
19.09.2006 - Рекомендации участникам обсуждения законопроекта
16.09.2006 - Формы для замечаний и комментариев по обсуждаемой документации
15.09.2006 - Программа общественного обсуждения
14.09.2006 - Роль государства и негосударственных структур в осуществлении экологического образования и формировании экологической культуры населения
12.09.2006 - Начинается общественное обсуждение закона Санкт-Петербурга Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры и программы действий по его исполнению
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>