Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Экспертное заключение №1
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Экспертное заключение №1

1.                  Основной целью принятия Законопроекта является информирование населения о публичных слушаниях, однако правовой механизм информирования, предусмотренный п.5, не позволяет добиться необходимого уровня осведомленности населения.

Пункт 1. ст.5 анализируемого Законопроекта в недостаточно четкой и конкретной форме регулирует вопрос публикации информационного сообщения о публичных слушаниях, что создает возможность для размещения такого сообщения (без учета рассылки, предусмотренной п.3 ст.5) только на экспозиции документации, место размещения которой, в свою очередь, может стать известным в соответствии с п.2 ст.5 анализируемого Законопроекта, исключительно из этого информационного сообщения.

Таким образом, возможна ситуация, когда и экспозиция, и сообщение о ней будут размещены в месте, не предполагающем эффективное распространение информации о публичных слушаниях.

Пункт 2 ст.5 устанавливает, что «уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня получения от разработчика документации по планировке территории … публикует информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации  и размещает его на экспозиции документации»;

Пункт 1 ст.6 Проекта предусматривает: «не позднее 10 дней со дня опубликования информационного сообщения о проведении публичных слушаний по документации в соответствии со ст.5 настоящего Закона Санкт-Петербурга уполномоченный орган организует экспозицию документации…».

Таким образом, возможна ситуация, когда информационное сообщение размещается на экспозиции, которая проводится после его опубликования (?!), что, разумеется, нецелесообразно.

 

2.      Ст.7 противоречит ст.28 ГсК РФ, ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым проведение публичных слушаний должно проводиться с участием жителей муниципальных образований, в котором они проводятся.

В рассматриваемой статье (как и во всем анализируемом Законопроекте) не урегулирована ситуация полной неявки заинтересованных лиц и их представителей).

 

3.                          Подпункт «в», п.2 ст.4 лишается смысла, если речь идет об уполномоченном органе в смысле подпункта «б», так как в этом случае получается простое дублирование, либо нуждается в уточнении, так как не понятно какой это орган и на что он уполномочен.

 

4.                           П.4 ст.7 устанавливает составление на основании документации заключения, которое подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов. Означает ли это, что данное заключение имеет силу правового акта, какие права и обязанности оно создает, если здесь имеется в виду просто одинаковый с правовыми актами срок опубликования? На это следует указать однозначно. На то, что Заключение носит рекомендательный характер, указывает п.3 ст.8 анализируемого Закона, где указывается на то, что Правительство Санкт-Петербурга принимает решение, учитывая протокол и заключение, для утверждения документации, но ими не связано и может их отклонить.

 

5.                             П.1. ст.9 противоречит п.2. ст.57 Градостроительного кодекса РФ в отношении срока публикации документов, содержащих сведения, которые в соответствии с Градостроительным кодексом подлежат размещению в Информационных системах (по Закону – 7 дней, а согласно Проекту – 10).

 

6.                              П.4 ст.9 противоречит п.11 ст.30 Земельного кодекса РФ, согласно которой предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском и сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

 

7.                        Ст.6-8 Градостроительного кодекса РФ разграничивают предметы ведения между органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления. К компетенции органов местного самоуправления в частности отнесены такие полномочия в сфере Градостроительной деятельности, как:

  • подготовка и утверждение документов территориального планирования;
  • утверждение правил землепользования и застройки;
  • утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования документации по планировке территории, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Однако ст.63 Градостроительного кодекса установлен ряд особенностей осуществления градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Предусмотрено, что если законами субъектов РФ – городов федерального значения полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов, полномочия, установленные ч.3 ст.8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В ст.10 Закона Санкт-Петербурга от 7 июня 2005г. №237-30 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к компетенции органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности отнесены только такие полномочия, как участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с законами Санкт-Петербурга.

Расширительному толкованию установленный перечень не подлежит. Таким образом, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, а также подготовка и утверждение документов территориального планирования, которыми в силу ст.63 ГсК РФ является Генеральный план города, осуществляются органами государственной власти Санкт-Петербурга.

При этом публичные слушания по генеральным планам проводятся в силу указаний ст.63 ГсК в каждом муниципальном образовании, а согласно ст.32 указанного Кодекса правила землепользования и застройки также должны утверждаться с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, в ст.1 Законопроекта учтены не все случаи, при которых проводятся в обязательном порядке публичные слушания, что предполагает необходимость внесения дополнений в указанный законопроект либо разработку дополнительных актов, регулирующих проведение слушаний при разработке генеральных планов и правил землеустройства.

 

8.                        Рассматриваемый Законопроект определяет в ст.2 круг субъектов, которые участвуют в публичных слушаниях. Норма, установленная в этой статье повторяет положения п.7. ст.46 Градостроительного кодекса РФ, однако в ч.8 указано, что при проведении слушаний всем заинтересованным лицам должны обеспечиваться равные возможности для выражения своего мнения. Круг субъектов, как следует из буквального толкования, не ограничивается лицами, указанными в п.7. Законопроект слишком узко определяет круг участников слушаний, что может повлечь за собой нарушений прав как физических, так и юридических лиц.

 

9.                        В п.4 ст.4 и п.1 ст.5 Законопроекта предусмотрено, что Правительством Санкт-Петербурга должен быть разработан порядок сбора предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках и содержании документации по планировке территории, а также порядок опубликования сообщений о проведении публичных слушаний. Таким образом, данные статьи могут быть реализованы только после принятия соответствующих актов, что следует учесть в ст.10 при определении момента вступления в силу данного Законопроекта.

 

10.              Согласно п.10 ст.45 ГсК подготовка документации осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

     С 1 января 2006 г. вводится норма, устанавливающая прямой запрет на подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических и юридических лиц.

При этом в ст.45 и 46 ГсК установлено, что уполномоченный орган субъекта РФ должен осуществлять проверку документации сразу после ее разработки на соответствие вышеуказанным требованиям.

В     Законопроекте подобная процедура не предусмотрена.

 

11.                    Также в Законопроекте не указано, что органы местного самоуправления, на территории муниципальных округов которых предполагается реализация документации, уведомляются о принятии решения о подготовке документации. Информацию о документации они получают только на стадии публикации сообщения о проведении слушаний, что противоречит п.7 ст.45 ГсК.

 

12.                     На протяжении всего Законопроекта употребляется формулировка применительно к порядку опубликования решений и заключений, принимаемых в ходе утверждения документации: «в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов». Понятие правовой акт может толковаться очень широко и подразумевать под собой акты различных органов. Эти формулировки необходимо уточнить.

 

13.                      Принимая во внимание содержание представленного проекта Закона, следует обратиться к ст.31 и 63 Градостроительного кодекса РФ,  в соответствии с которыми по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга должны быть проведены публичные слушания.

 

14.                       Формулировка абзацев 6 и 7 п.3 ст.7 Законопроекта не позволяют с ясностью определить процедуру оформления протокола обсуждения документации. Абзац 5 предусматривает срок в два дня для подписания протокола лицами, указанными в п.2 ст.7 Законопроекта, однако неустановленным является момент отсчета этого срока, так как указанный срок может отсчитываться и с момента обсуждения, и с момента составления протокола. Однако в первом случае такой будет противоречить пятидневному сроку, установленному для составления протокола. Кроме того, проблемной видится и формулировка абзаца 7, который предусматривает, что участники публичного слушания вправе не позднее двух дней после проведения обсуждения документации представить в письменной форме для включения в протокол свои аргументированные предложения и обоснованные замечания. Вместе с тем, протокол обсуждения документации может быть составлен и непосредственно сразу после обсуждения. Таким образом, участники обсуждения могут быть лишены права представления указанных в абзаце 7 предложений и замечаний. Также представляется необходимым указание на конкретный орган, в который надлежит представлять указанные предложения и замечания. Рекомендуемая редакция: «Участники публичного слушания вправе не позднее двух дней после проведения обсуждения документации представлять в уполномоченный орган для включения в протокол свои аргументированные предложения и обоснованные замечания в письменном виде. Срок оформления протокола обсуждения документации составляет не более пяти дней, но не ранее, чем по истечении двух  дней со дня обсуждения».

 

15.                     В силу ст.33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязательной государственной экологичкой экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы, реализация которых может повлечь негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» обязательной государственной экологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов регионального уровня.

Таким образом, с учетом изложенного, данный проект Закона необходимо привести в соответствие с вышеуказанными нормами федерального законодательства.

 

Данный Законопроект отличатся низкой юридической техникой, неясностью и неточностью формулировок, большинство норм не соответствуют федеральному законодательству, многие вопросы организации и проведения публичных слушаний и информирования населения в нем не урегулированы.

В частности, остались не урегулированными вопросы:

  • об ответственности органов власти за непроведение публичных слушаний (поскольку возникает обязанность, то должна быть санкция за неисполнение этой обязанности);
  • о возможности или невозможности (в т.ч. судебного) обжалования результатов публичных слушаний;
  • о возможности или невозможности отсрочки проведения публичных слушаний и об основаниях такой отсрочки;
  • о процедуре разрешения возникших несогласий с документацией и спорных вопросов среди участников публичных слушаний.

 

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Гражданская экспертиза законопроекта "О порядке организации и проведения публичных слушаний..."
Публикации:
29.03.2007 - Как на самом деле работает ЭКОМ
30.06.2006 - Закон о публичных слушаниях торопятся принять, пока общественность в отпуске
29.03.2006 - Рестораны вместо скверов
29.03.2006 - Плакала Саша как лес вырубали. Зато ей за это булочку дали…
21.03.2006 - Рестораны - вместо парков, публичное молчание - вместо общественного обсуждения
17.03.2006 - Поправки депутата Амосова М.И. к проекту закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"
27.02.2006 - 54 поправки в закон – и слушания не пустая формальность
21.12.2005 - Итоги гражданской экспертизы законопроекта «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге»
16.12.2005 - ВНИМАНИЕ! Закрытие конкурса.
15.12.2005 -
15.12.2005 - КОНКУРС ! Гражданская экспертиза законопроекта об участии петербуржцев в принятии градостроительных решений
15.11.2005 - Форма заявки
15.11.2005 - Объявление о начале конкурса
15.11.2005 - Дополнительная информация о гражданской экспертизе
07.10.2005 - Проект закона о порядке организации и проведения публичных слушаний
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>