Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Общественная экологическая экспертиза проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” (1994-98)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Общественная экологическая экспертиза проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” (1994-98)

Описание примера

Сроки:

1994 – 1998 гг.

Статус проекта:

Частный проект финской фирмы “Несте”.

Описание сути  проекта:

Город Ломоносов, крупный транспортный узел Ленинградской области, расположен вдоль южного побережья Финского залива. В Невской губе, западнее г. Ломоносова, у южной оконечности дамбы в поселке Бронка, был построен терминал финской фирмы “Несте”, рассчитанный на транспортировку 500 тысяч тонн нефтепродуктов в год.

Фирма “Несте”, известный в мире производитель и поставщик нефтепродуктов, открыла в Петербурге и области десятки автозаправочных станций. В 1994 г. фирма обратилась в правительство г. Санкт-Петербурга с просьбой разрешить строительство склада нефтепродуктов и небольшого причала. В результате решением №166р от 21.06.1996 губернатор г. Санкт-Петербурга утвердил решение Городской инвестиционно-тендерной комиссии, разрешающей проектирование и строительство склада нефтепродуктов у станции Бронка.

Следует отметить, что раздел “Транспортно-технологический портовый комплекс в районе г. Ломоносова” Проекта межотраслевой программы транспортно-технологического обеспечения транзита грузов через прибрежные территории Финского залива, подписанного губернаторами г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области В. Яковлевым и В. Густовым в июле 1997 г. не содержит сведений о данном объекте.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” получило положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Комитета по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Ленкомэкологии) от 06.03.1997 г. В начале декабря 1997 г. Комиссия по экологии Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга посвятила заседание вопросу строительства склада нефтепродуктов в пос. Бронка. Поводом этому послужило обращение к депутатам председателя общественной организации “Комитета содействия развитию Санкт-Петербурга” Алексея Коновалова. В итоге депутатская комиссия по экологии решила настаивать перед губернатором на обязательном проведении общественной экологической экспертизы проектных материалов, явившихся основанием для строительства склада в Бронке.

Экологическая опасность проекта:

По данным средств массовой информации, порт у Бронки не будет небольшим причалом, как это было представлено в декларации о намерениях, и в перспективе будет осуществлять перевалку 4 миллионов тонн нефтепродуктов. Таким образом,  ежегодно к нему будет подходить 1 тысяча танкеров. Подобное количество судов при нынешней загруженности фарватера заметно повлияет на грузопоток порта Санкт-Петербурга, и его оборот должен значительно сократиться. Акватория Невской губы от Петербурга до Кронштадта имеет тенденцию к обмелению и сильному загрязнению из-за миллионов тонн взвесей, которые выносят воды Невы. Треть бытовых и промышленных канализационных стоков Петербурга до сих пор не очищается. Еще 20 лет назад Межведомственный научно-технический совет при Государственном комитете СССР по науке и технике, учитывая сложную экологическую обстановку в Невской губе, рекомендовал прекратить рост портовых сооружений между Ленинградом и Кронштадтом. Этот же вывод подтвердили, проведенные в начале 90-х годов многочисленные экспертные комиссии, состоявшие как из российских, так и зарубежных специалистов.

Реальную угрозу разрушения экосистемы водоема создает отсутствие стратегической экологической оценки развития портовой деятельности в Финском заливе. Вместо единой стратегической оценки были поочередно проведены государственные экспертизы строительства отдельных объектов:

  • 22.12.1994 г. – ТЭО нефтяного термина в бухте Батарейная,
  • 06.03.1997 г. –  терминал в Бронке,
  • 04.02.1998 –  угольный терминал в Лужской губе,
  • 04.03.1998 –  портовый комплекс в районе г. Приморска,
  • 1998 г. –  Петербургский нефтяной терминал,
  • в настоящее время ведутся работы по битумному терминалу в г. Ломоносове.

Действующие лица:

Общественная экологическая экспертиза выполнялась негосударственной экологической организацией “Зеленый крест Северо-Запада” по заказу ЗАО “Несте Санкт-Петербург” - российского представительства фирмы “Несте”, являющегося коллективным членом международной общественной организации “Зеленый крест”.

Описание процесса принятия решения:

Частный инвестор ЗАО “Несте Санкт-Петербург”, будучи коллективным членом “Зеленого креста”, напрямую обратился с декларацией о намерениях в администрацию Санкт-Петербурга. Согласование с общественностью (с “Зеленым крестом”) началось на стадии выбора места, когда проекта еще не было. Затем общественное участие продолжалось на стадии ОВОС, прерывалось в связи с убийством русского директора “Несте” Валерия Мандрыкина. Рассматривалось три варианта расположения терминала: ст. Бронка, Золотые ворота, Ораниенбаумский порт, позволяющие доставлять нефтепродукты в обход Санкт-Петербурга. Решение о выборе места принимала компания “Несте” с учетом экологических соображений: был выбран участок на бросовых землях у ст. Бронка – бывшая площадка для строительства комплекса защитных сооружений от наводнений. Согласно заключению “Зеленого креста”, строительство терминала у Золотых ворот ставило под угрозу рекреационное значение Невской губы.

Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города дал разрешение на оформление границ земельного участка площадью 75000 квадратных метров. Акты землеотвода были подписаны в обычном порядке (с участием органов местного самоуправления, землепользователей, представителей соответствующих государственных органов надзора и контроля) и представлены на государственную экологическую экспертизу  в составе материалов технико-экономического обоснования проекта строительства склада нефтепродуктов в 1997 г.

Организация “Зеленый крест” не подавала официального заявления на регистрацию общественной экологической экспертизы в органы местной власти, считая, что факт предоставления материалов экспертизы в Ленкомэкологию является ее регистрацией.

В задачу “Зеленого креста” входила организация рассылка запросов для получения экспертных заключений научных учреждений и общественных организаций. В результате были получены следующие документы:

  • согласование с Управлением по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений при Администрации Санкт-Петербурга (Ленморзащита), временного пользователя земли;
  • заключение государственной экспертной комиссии об экологическом состоянии Невской губы и восточной части Финского залива;
  • международная экспертиза системы Защитных сооружений от наводнений - проведена доктором  г-ном Роденхойзом  из Голландии;
  • заключение Петербургской комплексной геологической экспедиции о гидрогеологических условиях в районе размещения объекта;
  • заключение Всесоюзного Ботанического общества о том, что этот участок не входит в заказник, который расположен дальше;
  • информация Государственного института Архитектуры об исторических памятниках, которые находятся в прилегающей зоне;
  • заключение Партии зеленых Санкт-Петербурга;
  • оценка воздействия проектируемого объекта на орнитоценозы, выполненная Биологическим научно-исследовательским институтом.

Запросы оплачивала сама организация “Зеленый крест” (около $20-50) из средств фирмы “Несте”, своего коллективного члена.

“Несте” израсходовала около $1,5 млн. на развитие инфраструктуры г. Ломоносова и пос. Большая Ижора. Это примерно в два раза меньше стоимости самого терминала. Деньги пошли на обеспечение Ломоносова чистой водой, открыли новый водопровод, на развитие местной пожарной команды, на создание телефонной будки и пр. Против необходимости проекта никто не возражал никогда - возражения были по поводу места расположения.

Склад нефтепродуктов был построен в районе пос. Бронка, но пока нефтепродукты перевозятся по железной дороге из Финляндии до пос. Бронка и затем автотранспортом доставляются на автозаправочные станции. “Зеленый крест” выступает за то, чтобы нефтепродукты доставляли по морю. Финские нефтепродукты имеют высокое качество и более безопасные в экологическом плане для использования в Санкт-Петербурге (загрязнение воздуха при сжигании бензина ниже на 15%, содержание серы в дизельном топливе меньше в 10 раз по сравнению с отечественными продуктами).

Работа с населением:

Работа с населением не входила в задачи организации “Зеленый крест". С населением пос. Большая Ижора и г. Ломоносова работала фирма-заказчик через муниципальные образования. Фирма представила на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) документы, подтверждающие согласие общественных организаций и муниципалитетов – есть протоколы общественных обсуждений в пос. Большая Ижора, и на ст. Ораниенбаум.

Согласно данным М.В. Евдокимова, председателя Диабетического общества “Рамбов” в г. Ломоносове, на ГЭЭ  прилагалось письмо Администрации г. Ломоносова от 05.02.97 № 83/2.1-03 с заключением Представительного совещания общественности г. Ломоносова, которое на тот период уже месяца четыре не существовало.

 

Оценка уровня организации общественного участия:

Экологическая экспертиза, проведенная негосударственной экологической организацией "Зеленый крест Северо-Запада", не может быть названа общественной, так как при ее выполнении не только была искажена сама суть общественной экологической экспертизы, но и были нарушены законодательные нормы. А именно:

  • Инициатор деятельности (заказчик), ЗАО "Несте Санкт-Петербург", экологическая экспертиза проекта которого проводилась общественной организацией "Зеленый крест Северо-Запада", - это российское представительство фирмы "Несте". Последняя, в свою очередь, является коллективным членом международной общественной организации "Зеленый крест". Таким образом, не выполняется требования закона о независимости и объективности экспертизы.
  • Не соблюден порядок регистрации общественной экологической экспертизы, определенный Федеральным законом "Об экологической экспертизе": не было подано заявления от общественной организации в органы местного самоуправления.

Предложенный случай может рассматриваться как пример содействия общественной организации заказчику проекта в процессе принятия решения по выбору места размещения объекта в части оказания помощи по экологическому обоснованию проекта. По сути эта форма работы является консалтинговой деятельностью. Несмотря на то, что к работе были подключены эксперты, данный пример формально не является экологической экспертизой проекта.

Квалифицироваться данную ситуацию как пример "квазиобщественной" экспертизы нельзя, поскольку проведенное мероприятие не имеет юридической силы, а является добровольной поддержкой проекта намечаемой деятельности со стороны общественной организации.

Поскольку организация "Зеленый крест" в процессе проведения экологической экспертизы не вела работы ни с населением, ни с органами местного самоуправления, ни с другими общественными структурами, а ограничилась сбором экспертных заключений, то и самого факта участия общественности в процессе принятия решения в данном случае не было. Таким образом, несмотря на участие общественной организации, общественное участие в проекте "Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО "Несте Санкт-Петербург" в г. Ломоносове" не состоялось.

Линевич Н.Л.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Библиотека примеров общественного участия
Публикации:
10.05.2007 - Лоббирование в общественных интересах. 2007
24.04.2007 - Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов"
22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
19.12.2005 - На сайте ЭКОМ появился раздел "Библиотека примеров"
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
03.05.2004 - Модель взаимодействия некоммерческих организаций с Законодательным Собранием С.-Петербурга (Подготовлено в апреле 2003)
09.09.2003 - Обзор примеров общественного участия в управлении водными ресурсами на Северо-западе России (подготовлен в сентябре 2003)
30.07.2003 - Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
29.07.2003 - Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
02.06.2002 - Общественное участие в процессе принятия решений по Балтийской трубопроводной системе (1998)
14.01.2002 - Использование метода описания примеров (case-study) в деятельности НКО
16.06.2001 - Анализ общественных слушаний по вопросу строительства терминала перевалки битума в военной гавани г. Ломоносова (май 2001)
14.11.2000 - Проект строительства нефтеперерабатывающего мини-завода в г. Пестово Новгородской области (1998-99)
07.11.2000 - Протест жителей против нарушения санитарных норм при размещении стоянки дизельной уборочной техники (пр. Кузнецова, д.24, Санкт-Петербург) (1989-99)
14.08.2000 - Общественная экологическая экспертиза проекта Закона “Oб экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” (1998-99)
14.08.2000 - Строительство жилых домов в Выборгском районе г. Санкт-Петербурга (1998-99)
22.06.2000 - Отчет об организации общественного участия в проекте Тасис «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо - Западного региона России» (1998-2000)
11.06.2000 - Общественная экологическая экспертиза конкурсных материалов по уран-благороднометально-ванадиевому месторождению Средняя Падма (Медвежегорский район, Республика Карелия) (1998-99)
02.03.2000 - Пути формирования общественного осознания миссии Санкт-Петербурга (1999)
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>