Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Общественная экологическая экспертиза проекта Закона “Oб экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” (1998-99)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Общественная экологическая экспертиза проекта Закона “Oб экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” (1998-99)

Описание примера

Сроки:

1998 –1999 гг.

Статус проекта:

Региональный закон.

Описание сути  проекта:

Пушкинский район – административный район Санкт-Петербурга, с населением 110 000 человек. Муниципальное образование (округ) - город Пушкин, с населением 94 000 человек. Глава территориального управления Пушкинского административного района назначается губернатором. Муниципальный совет состоит из 20 человек, имеет свою администрацию, бухгалтерию и избирается населением на 4 года.

Идея развития туризма впервые возникла 10 лет назад и была положена в основу программы развития города. В г. Пушкине развит однодневный туризм, что связано с расположением здесь музея-заповедника “Царское Село”, являющегося федеральной собственностью. Это значит, что в бюджет города Пушкина не поступают денежные средства от эксплуатации музея-заповедника. Город и горожане только несут груз негативных последствий, таких как выхлопные газы от транспорта посетителей музея, разбитые дороги и пр. Туристические агентства разработали 2-3-часовые экскурсии, что значительно повысило нагрузку на территорию и усугубляет экологическую ситуацию в городе. Для развития многодневного туризма в настоящее время здесь нет условий. Не существует инфраструктуры: гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро, пешеходных маршрутов, туалетов.

 Администрация города в 1996 г. начала работу по созданию программы развития туризма в Пушкине. В результате на свет появился проект Закона о создании свободной экономической зоны для развития туризма в городе.  Этот закон, согласно законодательству, мог не проходить государственную экологическую экспертизу, поскольку включает лишь экономические расчеты по количеству необходимых инвестиций на развитие этой отрасли. Сама программа развития туризма к Закону не прилагается, и это значит, что она не доступна для анализа с точки зрения социальных последствий, в том числе и экологических. И только после того, как Закон был принят, администрация города провела маркетинговое исследование (анкетирование) среди гостей города.

Экологическая опасность проекта:

Представленные документы: Закон об экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма  и объемное приложение с грифом “Для служебного пользования”, содержащее в основном историческое описание г. Пушкина, получили согласование с муниципальными органами и были направлен администрацией в Законодательное Собрание г. Санкт-Петербупга. Тем не менее, эти материалы не только не позволяют составить общую картину о программе развития туризма, но и не рассматривают экологических последствий ее реализации. Согласование этих документов с природоохранными службами и Ленкомэкологией (Комитет по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды) не проводилось. Не ясны даже объемы вмешательства в жизнь города, в то время как предусматриваются работы по реконструкции центральной части города, что может привести к возникновению противоречий между местными жителями и туристами. Жители не участвовали ни в разработке, ни в обсуждении проекта, несмотря на то, что его реализация может значительно изменить условия их жизни.

Кроме того, у общественности возникли вопросы, связанные с неясностью источников финансирования разработки проекта, распределения ответственности, сокрытия персоналий участников процесса (ответственного исполнителя, инвестора), а также того, каким образом проект прошел Законодательное собрание без проведения его экологической экспертизы.

По мнению общественности подмена “Программы развития туризма” “Законом об экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” явилась способом уклонения заказчиков от проведения государственной экологической экспертизы.

 

Действующие лица:

-        Межшкольный центр экологической безопасности детства и управления устойчивым развитием общества;

-        Центр по молодежной политике Ленинградского Государственного областного университета им. А.С Пушкина;

-         студенты Санкт-Петербургского государственного университета (факультет географии и геоэкологиии, кафедра экологической безопасности и устойчивого развития региона) при поддержке Санкт-Петербургского Научно-исследовательского Центра экологической безопасности Российской Академии Наук (директора В.К. Донченко, старшего научного сотрудника И.К. Калининой).

 

Описание процесса участия общественности:

-         силами школьников и студентов проведен опрос населения г. Пушкина об их отношении к программе развития в городе туризма. Опрошено порядка 1000 человек, мнения различны: от полного отрицания идеи до ее поддержки – в зависимости от возраста и рода занятий. Результаты опроса подтвердили опасения общественности об уровне проработанности Закона и программы;

-         организован межвузовский студенческий 2-недельный лагерь при совместном финансировании Ленкомприроды, Правительства Ленинградской области, Муниципального Совета г. Пушкина, в котором было 12 студентов из различных институтов;

-         проведена публичная защита студенческих работ по анализу документов по развитию туризма в г. Пушкине с приглашением представителей  Администрация города;

-         результаты работы лагеря представлены в Администрацию г. Пушкина и содержат следующие выводы:

  • в Закон об экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма не заложены затраты на поддержание и восстановление природной среды (общая стоимость проекта развития туризма 100 млн. долларов);
  • имеет место расхождение целей у администрации и общественности - население не информировано о связи предлагаемых мероприятий с ростом благосостояния жителей, неясен механизм возврата средств от налоговых отчислений в бюджет города;
  • подготовлено и передано письмо в Администрацию и Муниципальный Совет г. Пушкина о необходимости проведения государственной экологической экспертизы;
  • сделан запрос в Общественный экологический совет о проведении общественной экологической экспертизы.

 

Результаты:

-         Проведенные работы показали, что  принятые администрацией г. Пушкина документы по развитию туризма в городе недоступны для ознакомления общественным экспертам в связи с наложением на них грифа “Для служебного пользования”.

-         Получено устное заверение администрации города о том, что государственная экологическая экспертиза  Закона будет проведена.

-         Для решения вопроса финансирования Муниципалитетом принято постановление о создании экологический фонда (ответственное лицо до сих пор не назначено).

 

Работа с населением:

Работа с населением осуществлялась  в период проведения социологического опроса, в остальное время информирование проводилось по личным контактам.

Оценка уровня организации общественного участия:

Выше рассмотрен пример общественного участия является попыткой общественности провести экологическую экспертизу материалов, содержащих планы администрации по развитию туризма в г. Пушкине. Данные работы были инициированы общественными организациями, была сделана попытка официально зарегистрировать общественную экологическую экспертизу. Экспертиза материалов проведена не была в связи с тем, что основным документам, содержащимся в приложении к Закону об экономическом развитии г. Пушкина, был присвоен гриф “Для служебного пользования”, что исключило возможность ознакомления с ними общественных экспертов.

В результате Межшкольным центром экологической безопасности детства и управления устойчивым развитием общества, Центром по молодежной политике Ленинградского Государственного областного Университета им. А.С. Пушкина была выполнена лишь одна весьма важная функция общественной экологической экспертизы – выявление общественного мнения и донесение его до государственных органов. 

Основной вывод проведенных оценок сводится к заключению об отсутствии взаимодействия органов власти с общественностью при принятии социально и экологически значимых решений в г. Пушкине и полное пренебрежение к правам граждан со стороны его администрации.

Линевич Н.Л.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Библиотека примеров общественного участия
Публикации:
10.05.2007 - Лоббирование в общественных интересах. 2007
24.04.2007 - Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов"
22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
19.12.2005 - На сайте ЭКОМ появился раздел "Библиотека примеров"
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
03.05.2004 - Модель взаимодействия некоммерческих организаций с Законодательным Собранием С.-Петербурга (Подготовлено в апреле 2003)
09.09.2003 - Обзор примеров общественного участия в управлении водными ресурсами на Северо-западе России (подготовлен в сентябре 2003)
30.07.2003 - Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
29.07.2003 - Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
02.06.2002 - Общественное участие в процессе принятия решений по Балтийской трубопроводной системе (1998)
14.01.2002 - Использование метода описания примеров (case-study) в деятельности НКО
16.06.2001 - Анализ общественных слушаний по вопросу строительства терминала перевалки битума в военной гавани г. Ломоносова (май 2001)
14.11.2000 - Проект строительства нефтеперерабатывающего мини-завода в г. Пестово Новгородской области (1998-99)
07.11.2000 - Протест жителей против нарушения санитарных норм при размещении стоянки дизельной уборочной техники (пр. Кузнецова, д.24, Санкт-Петербург) (1989-99)
14.08.2000 - Общественная экологическая экспертиза проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” (1994-98)
14.08.2000 - Строительство жилых домов в Выборгском районе г. Санкт-Петербурга (1998-99)
22.06.2000 - Отчет об организации общественного участия в проекте Тасис «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо - Западного региона России» (1998-2000)
11.06.2000 - Общественная экологическая экспертиза конкурсных материалов по уран-благороднометально-ванадиевому месторождению Средняя Падма (Медвежегорский район, Республика Карелия) (1998-99)
02.03.2000 - Пути формирования общественного осознания миссии Санкт-Петербурга (1999)
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>