Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Краткое изложение заключения общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод».
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 26.07.2003

Краткое изложение заключения общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод».

Региональная общественная организация "Информационное экологическое агентство" (ИнЭкА)

Общественная экологическая экспертиза инициирована Национальным фондом «Страна заповедная» и Администрацией города Саяногорска, а организована и проведена согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» региональной общественной организацией «Информационное экологическое агентство» (РОО «ИнЭкА», г. Новокузнецк). Экспертиза зарегистрирована 03.06.2003 № 1350 администрацией г. Саяногорска в соответствии со ст. 23 п. 2. ФЗ «Об экологической экспертизе».

На общественную экологическую экспертизу были представлены: проектные материалы, материалы заключений и согласований контролирующих и надзорных органов. По запросам экспертной комиссии дополнительно представлялись материалы. При подготовке заключения использовались нормативные, инструктивные методические и информационные материалы федеральных и региональных органов власти и управления Российской Федерации, а также результаты научно-исследовательских работ и отчеты государственных органов.

ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ

Проектом предусматривается производство алюминия-сырца – 270 тыс. т/год и обожжённых анодов – 144 тыс. т/год.

Проект разработан с учётом последних достижений отечественной и зарубежной алюминиевой промышленности, современных требований к решению экологических проблем.

В состав 2-ой очереди строительства ОАО «САЗ» входят производства: электролизное производство; третий корпус обжига «зелёных» анодов; литейное производство.

Планируется установка современных мощных электролизёров с предварительно обожжёнными анодами, которые характеризующимися лучшими экологическими и санитарно-техническими характеристиками в сравнении с электролизёрами других типов.

Численность трудящихся, необходимая для обслуживания 2-ой очереди ОАО «САЗ» - 1007 человек.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

С 1989 года, в районе размещения завода проводятся постоянные наблюдения за состоянием окружающей среды:

·         Хакасским республиканским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - за состоянием атмосферного воздуха и поверхностных вод;

·         Сибирским государственным научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом землеустройства и мелиорации земель – за загрязнением почв прилегающих к алюминиевому заводу;

·         Государственной станцией агрохимслужбы – за поведением фтора в почве и сопредельных средах (в водах рек, озер, прудов, колодцев, сельских глубинных буровых скважин, некоторых родниковых ключей).

ОАО «САЗ» сертифицирован по международному стандарту системы экологического менеджмента ИСО 14001.

На ОАО «САЗ» осуществляется постоянный контроль состояния окружающей среды:

·         Наблюдения ведутся за загрязнением атмосферы фтористыми соединениями, сернистым ангидридом и окислами азота в течение 240 дней в году на расстоянии 1,5, 3 и 6 км от предприятия, а также ежедневно на посту №1 пос. Новомихайловка (8 км).

·         Контроль качества подземных вод осуществляется ежеквартально путем отбора проб из наблюдательных скважин на территории завода, в районе полигона ТБО, в районе ГСМ.

·         Контроль за содержанием водорастворимого фтора в почве проводятся по румбам на расстоянии 1,5, 3 и 6 км от предприятия 2 раза в год.

·         Контроль качества питьевой воды в скважинах водозабора и в распределительных сетях ОАО «САЗ» проводится по графику (ежемесячно, раз в квартал).

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ
ВЫБРОСОВ

Количество основных организованных источников выбросов загрязняющих веществ увеличится на 23 единицы и общее количество выбросов от всех источников 2-ой очереди составит – 11982 т/год.

Характерными компонентами химического загрязнения атмосферы ОАО «САЗ» являются фтористый водород, твердые фториды, бенз(а)пирен, сернистый ангидрид. Основными источниками загрязнения являются выбросы из фонарей электролизных корпусов, от печей обжига анодов и склада хранения пека.

Именно на этих источниках загрязнения проектом строительства 2-ой очереди завода предусмотрены дополнительные мероприятия, позволяющие снизить выбросы загрязняющих веществ. К таким мероприятиям относятся:

·         Повышение эффективности улавливания электролизных газов до 98% (96,6% в настоящее время) за счет усовершенствования конструкции укрытий электролизеров.

·         Строительство участков по переработке электролита, обработке и дробления анодных огарков (исключается источник загрязнения при охлаждении анодных огарков на площадках электролизеров).

·         Внедрение системы автоматизированного питания глиноземом и его централизованной раздачи (исключается операция по обработке электролизеров, сопровождающаяся выделением загрязняющих веществ в атмосферу).

·         Применение за печами обжига анодов «сухой» очистки газов глиноземом (коксом) в реакторах и рукавных фильтрах с эффективностью улавливания фтористым соединениям до 99%, смолистых веществ (в т.ч. бенз(а)пирен) до 98,5%. В настоящее время за печами обжига анодов установлена «мокрая» очистка газов с КПД очистки по фтористым соединениям до 98%, смолистых веществ (в т.ч. бенз(а)пирен) до 70%.

·         Емкости для хранения смол как в настоящее время, так и в проекте 2-й очереди строительства завода оборудуются системой улавливания и обезвреживания паров пека с эффективностью до 99%.

·         По экологическим соображениям принято решение осуществлять теплоснабжение новых производственных объектов от электрокотельной.

В материалах ОВОС приведены данные о загрязнении атмосферного воздуха фтористыми соединениями в г. Саяногорске за 1998-2000 год. Так загрязнение твердыми фторидами составляет 0,2 ПДК и фтористым водородом - 0,6 ПДК, что значительно ниже санитарно-гигиенических нормативов. Динамика загрязнения за 1998-2001 г практически неизменна. Уровень загрязнения атмосферы пос. Шушенское (35 км от завода) твердыми фторидами и фтористым водородом такой же, как в городе Саяногорске, что вызывает некоторое сомнение в достоверности данных.

Данные наблюдений аккредитованной санитарно-промышленной лаборатории ОАО «САЗ» о загрязнении атмосферы в близлежащих к заводу районах в материалах ОВОС не представлены.

Результаты расчетов концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на период полного развития ОАО «САЗ» показали, что ни по одному из выбрасываемых веществ и группам суммаций не ожидается концентраций, превышающих санитарно-гигиенические нормативы (ПДК) как на границе санитарно-защитной зоны предприятия, так и за её пределами.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

Основное воздействие на почвы, водоемы, подземные воды в районе размещения ОАО «САЗ» осуществляется через загрязнение атмосферы выбросами завода, поскольку сброс заводских сточных вод в водоемы и на рельеф местности отсутствует.

На основании многолетней научно-исследовательской работы по изучению поведения фтора в почве сделан вывод, что содержание водорастворимого фтора в почвах хозяйств Бейское, Кировское, Аршановское, Краснопольское, а также в хозяйствах Шушенского района  находится на низком уровне 0,15-0,3 ПДК.

В материалах проекта анализируются данные по содержанию фторидов в растениях (зерновые, кормовые культуры, овощи, картофель, фрукты, ягоды садов и дач, хвойные, широколиственные леса, мхи, лишайники, грибы), а также в сельскохозяйственных животных. Из данных об исследованиях животных дикой природы имеются материалы только по рыбам. Содержание фтора в растениях сеяных трав не отличается от содержания этого элемента в травах естественного произрастания.

Техногенное воздействие завода на окружающую среду не привело к накопительному процессу фтористых соединений в почвах.

Экологическое состояние почвенного покрова территории, прилегающей к заводу, на площадях сельскохозяйственных предприятий Хакасии и Шушенского района Красноярского края, с точки зрения фторидной нагрузки можно рассматривать как благоприятное для произрастания любой сельскохозяйственной продукции.

Необходимо продолжить исследования по комплексной оценке биологического разнообразия в районе влияния ОАО «САЗ». При проведении исследований желательно привлекать специалистов Ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

К водным объектам, находящимся в зоне влияния ОАО «САЗ», относятся озера Чалпан, Новотроицкое, Смирновское. Среднее содержание фтора в этих озёрах составляет 0,58-0,80 мг/дм3 и находится в пределах природного фонового значения озера Итколь (содержание фтора в фоновой воде составляет в среднем 0,63 мг/дм3).

Существующее производственное водоснабжение ОАО «САЗ» организовано по бессточной схеме с полным использованием сточных вод в оборотном водоснабжении. При проектировании производственного водоснабжения объектов расширения завода общая концепция водопользования сохраняется.

Водоснабжение объектов 2-ой очереди строительства завода проектируется от действующих систем хозяйственно-противопожарного и производственного водоснабжения с соответствующим увеличением их производительности.

Объём бытовых стоков от проектируемых объектов завода увеличивается на 38 тыс. м3/год, и после расширения составят по заводу 993 тыс. м3/год.

Дождевые воды с площадки проектируемых объектов расширения принимаются действующими сооружениями и сетями дождевой канализации, которые после очистки используются в системах производственного водоснабжения завода.

ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ

В результате пуска 2-ой очереди ОАО «САЗ» будет образовываться 20 видов твёрдых и жидких отходов - 41450 т/год, 30992 тонн которых (74,8%) будет повторно использовано в производстве, 3310 тонн (8%) передано другим предприятиям, 2995 тонн (7,2%) захоронено на полигоне.

Основная масса отходов относится к IV классу опасности - малоопасные.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В представленных материалах ОВОС отсутствует раздел по оценке воздействия на окружающую среду опасных производственных объектов ОАО «САЗ» при возникновении аварийных ситуаций.

По мнению экспертной комиссии, к опасным объектам на ОАО «САЗ», связанными с воздействием на окружающую среду при возникновении аварийных ситуаций, относятся мазутохранилище с мазутопроводами, склад ГСМ, масляно-трансформаторное хозяйство, станция сжиженного газа, шламопроводы, шламонакопитель и т.д.

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Медико-демографические показатели населения г. Саяногорска по сравнению с республикой Хакасия и Россией более благоприятны по возрастной структуре населения, а также вследствие меньших уровней смертности и отрицательного баланса населения, но в то же время характеризовались низкими уровнями рождаемости.

Среди экологически зависимых заболеваний, наиболее вероятных на территориях с производствами алюминия, следует выделить новообразования, в том числе злокачественные, болезни костно-мышечной системы, кожи и подкожной клетчатки, крови, органов дыхания, бронхиальную астму.

Заболеваемость злокачественными новообразованиями в республике Хакасия в 1999 г. была ниже, чем в России, на 28,3%, а в г. Саяногорске - на 62,9%.

Первичная заболеваемость болезнями костно-мышечной системы у взрослого населения г. Саяногорска, Алтайского и Бейского районов была меньше, чем в республике Хакасия и в России.

В 2000 г. первичная заболеваемость болезнями костно-мышечной системы у детей г. Саяногорска была на 49% больше, чем в Алтайском и Бейском районах, значительно ниже, чем в республике Хакасия. В то же время уровень болезней костно-мышечной системы у детей г. Саяногорска не превышал аналогичный показатель в целом по России (1999 г.).

Впервые выявленная заболеваемость болезнями кожи и подкожной клетчатки, крови и кроветворных органов у детей и взрослого населения г. Саяногорска, Алтайского и Бейского районов ниже, чем в республике Хакасия и в России.

В 2000 г. уровни впервые выявленных болезней органов дыхания у детей г. Саяногорска были больше на 2,0%, а в Алтайском и Бейском районах ниже, чем в республике Хакасия. У взрослого населения г. Саяногорска и Бейского района первичная заболеваемость болезнями органов дыхания была меньше, чем в республике Хакасия. Первичная заболеваемость бронхиальной астмой у детей г. Саяногорска несколько превышала аналогичный показатель республики Хакасия.

Общественное здоровье населения в зоне влияния ОАО «САЗ», оцениваемое по обобщенным индексам, характеризуется как «приемлемое и удовлетворительное» и не может служить фактором, препятствующим реализации заявленного проекта.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

В материалах ОВОС не представлен раздел по эколого-экономической оценке проектных решений по строительству 2-й очереди ОАО «САЗ».

Не приведена расчетная стоимость строительства 2–ой очереди завода, в т.ч. экологические затраты, связанные с компенсационными выплатами, ресурсными платежами и платежами за загрязнение окружающей среды, а также со стоимостью природоохранных объектов и мероприятий.

МАТЕРИАЛЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ

В томе ОВОС отсутствуют материалы общественных обсуждений.

Следует признать, что заинтересованные граждане (население города Саяногорска и представители других районов) практически не имели возможности для своевременного выражения своего отношения к строительству 2-ой очереди ОАО «САЗ». Такая возможность появилась у них только с началом процесса общественной экологической экспертизы. Круглый стол, опрос жителей, освещение процесса экологической экспертизы в СМИ и Интернете позволили уточнить озабоченности населения, в том числе и работников ОАО «САЗ», и учесть их при формировании экспертного заключения как тематических разделов, так и выводов экспертной комиссии.

Таким образом, круглый стол и планируемые общественные слушания по итогам работы общественной экологической экспертизы могут рассматриваться лишь как хорошие начальные события. Необходимо продолжение общественных обсуждений, сбор и учет сделанных замечаний при доработке проектной документации.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРЕДСТАВЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рассмотрев материалы «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)», экспертная комиссия общественной экологической экспертизы отмечает следующее:

1. Представленные материалы не в полной мере соответствуют приложению «Типовое содержание материалов …….» Приказа Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении положения об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», а именно не представлены материалы, регламентированные пунктами 4, 5, 6, 7, 11 и 12 с подпунктами (альтернативные варианты и материалы общественных обсуждений).

2. Не приведена эколого-экономическая оценка проектных решений по строительству 2–ой очереди завода, отсутствует расчет экологических затрат, связанных с ресурсными платежами и платежами за загрязнение окружающей среды, компенсационными выплатами, а также со стоимостью природоохранных объектов и мероприятий.

3. В представленных материалах характеризуется состояние окружающей среды в районе строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» по г. Саяногорску. Это состояние отличается низкой степенью техногенного загрязнения, прежде всего, фтористыми соединениями, диоксидом азота, диоксидом серы, бенз(а)пиреном.

4. Все решения по принципиальным особенностям конструкций строительных объектов и технологии их возведения разработаны в соответствии с действующими нормативными документами, а также учитывают ряд новых современных научно-технических достижений и решений по строительству аналогичных сооружений в сходных природно-климатических условиях.

5. Материалы по вопросам промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для стадии обоснования инвестиций разработаны в соответствии с действующей российской законодательной и нормативной базой в данной области.

6. Представленные материалы в части оценки экологического состояния водных объектов и геологической среды, а также оценки воздействия намечаемой деятельности на эти компоненты окружающей среды могут быть положены в основу проектирования объектов строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод».

Следует обратить серьезное внимание на вопросы охраны водных объектов, включая артезианские воды, которые планируется использовать для технического и хозяйственно-питьевого водоснабжения. Особого внимания заслуживает подготовка воды для питьевых целей.

7. Материалы по охране почв и земельных ресурсов могут быть положены в основу дальнейшего проектирования объектов строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод».

8. Объем и содержание раздела «Охрана атмосферного воздуха от загрязнений» соответствует общепринятым требованиям.

9. Материалы по воздействию на растительный и животный мир территории строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» составлены в соответствии с предъявляемыми требованиями.

10. С учетом природно-климатической и социальной ситуации в регионе проектом приняты рациональные технологические и технические решения, направленные на минимизацию предполагаемого воздействия на окружающую среду, хотя в проекте и не рассмотрены должным образом альтернативные пути достижения цели намечаемой деятельности.

11. Намеченный комплекс проектных решений и мероприятий, направленных на обеспечение надежности строительных объектов и экологическую безопасность их эксплуатации, представляется обоснованным и достаточным для стадии «Обоснование инвестиций».

12. Из экспертизы представленных материалов следует, что в настоящее время состояние здоровья детей и взрослого населения г. Саяногорск, Алтайского и Бейского районов не служит фактором, препятствующим реализации заявленного проекта.

13. Реализация предлагаемого инвестиционного проекта имеет благоприятные социально-экономические последствия для региона. Появятся дополнительные бюджетные поступления, получат развитие рынок труда и предпринимательская деятельность в сфере обслуживания населения.

ВЫВОДЫ

1. Материалы «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» по объему и содержанию не полной мере соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов.

2. В «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» содержатся материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду, в которых отражены природоохранные мероприятия и обоснована экологическая допустимость намечаемой деятельности.

3. По результатам анализа представленных материалов и с учетом согласований государственных органов надзора и контроля экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное в «Обоснование инвестиций …..» воздействие на окружающую среду.

4. Рассмотренные материалы «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» с учетом замечаний и рекомендаций, изложенных в данном экспертом заключении, могут служить основой для разработки проектной документации.

 

Вернуться назад к примеру

 

Краткое заключение в формате PDF (287 KB) Файл: Краткое заключение в формате PDF (287 KB)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Совещание по переспективам общественной экспертизы и слушаний
Библиотека заключений общественной экологической экспертизы
Публикации:
07.05.2013 - Заключение общественной экологической экспертизы
22.08.2011 - Заключение ОЭЭ по проекту Комплекса по переработке и размещению отходов Санкт-Петербурга в Тосненском районе
28.10.2007 - Краткое изложение заключения ОЭЭ проекта III-очереди строительства Западного скоростного диаметра
24.10.2007 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проектной документации проекта III-очереди строительства Западного Скоростного Диаметра (от транспортной развязки с Богатырским пр. до транспортной развязки с авт. дорогой на Е-18)
15.07.2006 - Будущее общественной экологической экспертизы: инструмент сведения счетов или развития гражданского общества?
12.07.2006 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов проекта «Ресторан быстрого питания «Блин-Дональт'с» (полный вариант)
02.12.2005 -
24.12.2004 - Экспертное заключение по материалам рабочего проекта завода "Этикетка"
04.04.2004 - Заключение ОЭЭ по проекту Низконапорного гидроузла на реке Волге выше Нижнего Новгорода, совмещенного с мостовым переходом
10.03.2004 - Заключение ОЭЭ по проекту "Пробивка Витебского проспекта" (полн.)
25.11.2003 - Различные варианты соотношения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы
02.09.2003 - Барьеры для общественного участия и направления развития механизмов участия
07.08.2003 - Примеры нарушения экологического законодательства, связанные с подготовкой и проведением общественных слушаний по ОВОС проектов строительства магистральных трубопроводов.
30.07.2003 - Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
29.07.2003 - Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
27.07.2003 - Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Положение Kемеровской области «Об общественной экологической экспертизе». Проект.
27.07.2003 - Регламент проведения общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Техническое задание на проведение общественной экологической экспертизы обоснования инвестиций проекта второй очереди строительства ОАО "Саяногорский алюминиевый завод"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на биологическое разнообразие"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на здоровье населения"
26.07.2003 - Этапы инвестиционного проекта (ИП)
26.07.2003 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)»
20.07.2003 - Сводное заключение Общественной экологической экспертизы по материалам "Методического руководства по ведению лесного хозяйства и лесопользованию в бассейне р. Самарга"
02.07.2003 - Итоговый документ заседания экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проекта «Обоснование инвестиций строительства нефтепровода «Россия-Китай» ОАО «НК ЮКОС»
07.05.2003 - Формат описания общественных слушаний
02.05.2003 - Формат описания примеров общественной экологической экспертизы
31.01.2003 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиций и ОВОС Всеволожского завода прокатных изделий (ВЗПИ) в промзоне “Кирпичный завод” Всеволожского района Ленинградской области
12.12.2002 - Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>