Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Протокол общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду проекта строительства нефтепровода Ангарск (Россия) - Дацин (Китай) в Республике Бурятия
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 02.08.2002

Протокол общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду проекта строительства нефтепровода Ангарск (Россия) - Дацин (Китай) в Республике Бурятия

29.07.2002                                                           п. Кырен

Общественные слушания организованы Администрацией Тункинского района и по предложению ОАО «НК ЮКОС», ОАО «Транснефть» и ОАО «Гипротрубопровод» закрытым акционерным обществом «ИД «РОСИНКОР» при участии научных, общественных и экологических организаций, инжиниринговых компаний, а также жителей Республики Бурятия, в том числе г. Улан-Удэ, представителей сельских администраций Тункинского района (список участников прилагается - Приложение 1), жителей Закаменского района республики Бурятия.

Информация о проведении общественных слушаний доведена до сведения общественности через средства массовой информации: в том числе газету «Бурятия» (от 04.06.02). Список участников общественных слушаний приводится в Приложениях 1.1., 1.2., 1.3.

Открыл собрание первый заместитель главы администрации Тункинского района республики Бурятия, Петухов Николай Доржиевич, предложил утвердить регламент ведения общественных слушаний и предоставил вступительное слово директору национального парка «Тункинский» Сыренову Владимиру Жамсорановичу.

Выступил Сыренов Владимир Жамсоранович: вопрос о прохождении нефтепровода Россия-Китай через Тункинский национальный парк остается открытым и будет решаться на федеральном уровне. Директор парка также отметил, что существуют три варианта прохождения трассы нефтепровода (применительно к Тункинскому национальному парку): Западный, Центральный и Восточный. Восточный вариант прохождения трассы нефтепровода не затрагивает национальный парк, но наименее безопасен с точки зрения экологии для озера Байкал. Полный текст выступления приведен в Приложении 5.

Далее в соответствии с утвержденным регламентом выступили:

  • Иванов Ю.Д. (Руководящий комитет по строительству нефтепровода Россия - Китай). «Общая информация о проекте».
  • Литвиненко С.А. (ОАО «ПК ЮКОС») «Основные характеристики строительства и эксплуатации нефтепровода Россия-Китай».
  • Баранов М.Е. (ОАО «Гипротрубопровод») «Основные технические решения проекта строительства нефтепровода Россия-Китай».
  • Кольцов И.Н. (ОАО «НК ЮКОС») «Эколого-правовые аспекты проекта нефтепровода Россия-Китай».
  • Погребов В.Б. (ОАО «Экопроект») «Состояние окружающей среды до строительства и мониторинг в ходе строительства и эксплуатации нефтепровода».
  • Намятов А.А. (ОАО «Экопроект»). «Оценка воздействия на окружающую среду и меры, мониторинг в ходе строительства и эксплуатации нефтепровода».
  • Гердиал Сингх («Джон Браун Хайдрокарбонс»). «Международная практика строительства трубопроводов в районах с высокой сейсмической активностью и оползневых территорий».
  • Кристиан Хайнц (Компания ILF). «Анализ рисков проекта и меры по их устранению и снижению».
  • Арбатов А.А. (Совет по изучению производительных сил при Минэкономразвития России и РАН). «Полные социально-экономические эффекты от строительства и эксплуатации нефтепровода».

Далее началось обсуждение и выступления.

1. Ишигенов Виталий Владимирович - зам. Директора по научной работе Тункинского национального парка.

Имеется ряд замечаний по представленным материалам. Для ознакомления была предоставлена только краткая версия ОВОС. Мы не имели возможности ознакомиться к картографическими материалами. Существуют многочисленные риски экологического, геологического и сейсмического характера. На территории парка планируется размещение двух перекачивающих станций, которые будут оказывать существенное негативное воздействие. Строительство трубопровода на данный момент противозаконно. Полный текст выступления прилагается (Приложение 2).

2) Зундуев Ринчин Дулмаевич - Председатель буддистской общины Санагин-ского дацана Закаменского района

Выступление на бурятском языке. Текст выступления на русском языке прилагается (Приложение 3).

3) Хайдурова Надежда Савельевна - юрист Бурятского центра общественной экологической экспертизы

Я уже присутствовала на аналогичных слушаниях по газопроводу. Вывод - обсуждая эту тему, мы участвуем в противозаконном действии, нарушаем статью 15, часть 2 Конституции РФ. Нельзя делать то, что предлагается к обсуждению.

Работа сделана хорошо, профессионально, с благими намерениями, но само действие подрывает доверие ко всем вам.

4) Гомбоев Баир Октябриевич - сотрудник БИП СО РАН

У проекта существует четыре аспекта - политический, экономический, социологический и экологический. Политический - для нас очень важны взаимоотношения с динамически развивающимся Китаем. Экономический - поступление в местный бюджет собственных доходов. Социальный - большая стабилизация бюджетной сферы и дополнительные рабочие места. Экологический - сложности, особенно в Тункинском районе. Необходимо проведение экспертизы по каждому разделу проекта. Учет всех особенностей по каждому району. С учетом наших требований нужно провести корректировку места прохождения трубопровода.

Все это позволяет надеяться, что строительство и эксплуатация нефтепровода пойдут с наименьшим ущербом природе и населению районов прохождения трассы.

5) Шаралдаева Виктория Дамдиновна - кандидат биологических наук, заместитель председатель общественного фонда «Горная Закамна- XXI век».

Резко отрицательная оценка. Проект отрицательно повлияет на жизнь местного населения. Экосистемы в нашем районе отличаются хрупкостью. В связи со значимостью и уязвимостью Байкала, нужны дополнительные исследования.

Строительство подъездных путей откроет доступ в ранее труднодоступные районы браконьерам. Наибольшая опасность - загрязнение рек и озера Байкал. Влияние на почвы и растительность негативно. По нашим данным, в прошлом году в 13 селах было собрано орехов на 40 млн. рублей. Доходы от сбора кедрового ореха и охоты составляют 50% общих доходов населения. Требуем отказа от строительства трубопровода как нарушающего коренной образ жизни населения. Мы инициировали проведение референдума. Требуем проведения общественных слушаний в Закаменском районе. Полный текст выступления прилагается (Приложение 4).

6) Карбаинов Юрий Михайлович - директор Байкальского центра Российского центра Российского мониторинга Земли, кандидат биологических наук.

Мы обращаемся в ЮКОС с требованием провести дополнительные исследования по сейсмике района. Не согласен с мнением, что исследования по проекту выполнены добросовестно. Специалисты с огромным опытом (Плешаков, Рожков, Иметхенов) не были привлечены к исследованиям.

Принципиально невозможно обойти все разломы. Землетрясения 1862 и 1962 гг. дают примеры возможных разрушений. Нефть выльется в Байкал и Иркут. Мы попытались рассчитать страховые суммы за экологический ущерб и получили сумму в 5 млрд. долларов по Байкалу и 3 млрд. долларов по лесам. Мы готовы представить расчеты. Пусть ЮКОС строит трубопровод для перекачки питьевой воды.

7) Вечер Нина Николаевна - общественная организация «Зов Аршана».

Перенос слушаний из Аршана в Кырен случился слишком поздно. Всем желающим не удалось присутствовать. Налицо нарушения положения об ОВОС. Есть претензии по поводу предоставления информации. Материалы в библиотеку поступили только 23.07.02. Необходимо было послать материалы проекта в каждое селу.

Компенсация ущерба по атмосферному воздуху - всего 30 тысяч рублей. Нет картографического материала. Я лично - за нулевой вариант. (Протокол собрания жителей прилагается).

8) Шапхаев Сергей Герасимович - директор Бурятского регионального объединения по Байкалу

Один из результатов общественных слушаний - учет и выявление общественных предпочтений. Требуем включить в протокол предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Полный текст высказанных замечаний и предложений дан в Приложении 6.

9) Бильтагуров Василий Аринчинович - от жителей села Зун-Мурино.

100% участвовавших в собрании сел Зун-Мурино и Шанай высказались за нулевой вариант, так как строительство противоречит закону. Приток рабочей силы нарушит экологический баланс. Приезжие люди не будут сохранять природу. При прокладке БАМа эвенки уходили. Пусть поднимут голос депутаты. Неужели пять районов приносятся в жертву, чтобы прокормить остальную Бурятию.

10) Дариева Баира Абрамовна - Кратко характеризовала данные проведенного в апреле 2002 г. социологического опроса. Результаты опроса прилагаются (приложение 7).

11) Волокитина Александра Витальевна - доктор сельхознаук. Институт Леса г.Красноярск

Текст выступления прилагается (Приложение 19).

12) Мантатов Вячеслав Владимирович - директор Института устойчивого развития при ВСГТУ, г. Улан-Удэ.

Так не надо проводить общественные слушания. Выступления оппонентов проекта организованы. Аудитория осталась при своем мнении. Текст выступления прилагается (Приложение 17).

13) Бабков Анатолий Кириллович - зам, редактора газеты «Саяны»

Вы попираете ногами волю народа! Надо развивать туризм! Решительное НЕТ все трем вариантам! Наши духи и предки не поймут нас! Нефтепровод ввергнет нас в пучину экологических катастроф. Я не смогу здесь жить, если пройдет трубопровод.

14) Бильгаев Цанжа Дашиевич - пенсионер. 90 лет

Мы сейчас обсуждаем, провести трубопровод или нет. Существуют три варианта. Не проводить, проводить по западному или центральному варианту. Надо провести через Тибельтей! Трубопровод - это один из экономических показателей страны. Поддерживаю прокладку трубопровода!

15) Максанова Людмила Бато-Жаргаловна - Бурятский научный центр СО РАН

Нужно провести экологическую оценку Тункинской долины с целью показать экономическую ценность и преимущества рекреации. Ежегодные темпы роста отдыхающих в Тункинском парке достигают 10- 12%. (Текст выступления в Приложении 15)

16) Дженнифер Саттон - сопредседатель Байкальской Экологической Волны

Я расскажу про свой опыт общения с компанией ЮКОС. Техническое задание на ОВОС было утверждено заказчиком протоколом от 11 апреля 2002 г. и было заявлено, что замечания принимаются до 20 мая 2002г. Как можно вносить правки в уже утвержденный документ. Ю.Д. Иванов сказал в Ангарске, что нефти в России осталось мало и ее надо скорее продать. Нефть расходуется быстро, но живая природа и коренные народы исчезают еще быстрее.

17) Лихотинов Анатолии Михайлович - засл. деятель науки РБ, геолог.

Быть или не быть трубопроводу? На земле остается так мало мест, не тронутых человеком. Понимаю местных жителей. Про ущерб водной среде в ОВОСе нет ни слова. Рифтовая зона - особая, их всего две: африканская и байкальская. Это огромная расщелина, по которой азиатский материк раздваивается. Проходя ниже дна рек, любой разрыв грозит опасностью. Но торговать с Китаем надо. Нужно рекомендовать вариант, предложенный национальным парком по скотопрогонной тропе. Два предложения: в полосе 15-20 км по трассе провести комплексные прогнозные оценки геологических опасностей. Второе - организовать мониторинг от начала строительства до конца эксплуатации.

18) Бардашев Алексей Анатольевич - зам. Директора национального парка Тункинский.

В первую очередь необходимо решить правовой вопрос. По закону на территории национальных парков строительство нефтепроводов запрещено. Обсуждать что-либо до решения правового вопроса преждевременно.

19) Намзалов Бимба Батомункуевич - Бурятский Государственный Университет:

Не услышал ссылок на экологические правовые акты, много вопросов из-за слабой информированности. Готов быть координатором создания межрегиональной лаборатории комплексного мониторинга, что было бы инструментом экологической защиты в процессе строительства и эксплуатации нефтепровода. Предложения прилагаются (Приложение 8).

20) Шанзадба Лама Балдан Базаров: Представил текст заявления шаманов и лам. (Приложение 9).

21) Аюшеева Октябрина Гомбоевна - вице-президент землячества уронженцев Тунки:

Текст прилагается в Приложении 18.

22) Будаев Александр Нимбуевич - лама:

От имени верующих высказался в поддержку проекта. Полный текст заявления содержится в Приложении 10.

23) Шведова Зинаида Митрофановна: филолог, учитель школы п. Зун-Мурино

Категорически против проекта. Читала стихи по экологической тематике.

24) Турбянов Леонид Дашеевич - И.о. заместителя председателя Правительства Республики Бурятия, уроженец Тункинского района:

Не хочу, чтобы кто-то пользовался ресурсами, а Тунка была бы забыта. В ближайшее время в Закаменском районе не появится средств для восстановления дорог. Труба - это экономика. Мы должны развиваться. Восточный вариант не касается Тунки, центральный вариант ущерба для парка не несет. Однако я заявлял и заявляю, что подниму всю общественность против варианта, проходящего близко к Байкалу. Я - за центральный вариант. Нефтепровод даст улучшение социально-экономической обстановки в Тункинском районе и в республике Бурятия.

25) Сыбденова Ольга Раднаевна - учитель Далахайской средней школы:

Текст выступления прилагается (Приложение 12).

26) Кузнецов Виктор Алексеевич - Байкальская Экологическая Волна:

Нельзя серьезно обсуждать несерьезные материалы. Заявление прилагается в Приложении 16.

27) Балдынов В.Б.

Материал дается поверхностно. Документ слабо подготовлен.

28) Дышенова Г.С.-Д. - представитель от села Шулуты:

Основное опасение жителей - наплыв строителей, который вызовет всплеск болезней, особенно СПИД. Текст выступления прилагается (Приложение 11).

29) Галсанов Баир Гаврилович - предприниматель:

Текст выступления в Приложении 13.

30) Бильтагуров Василий Арамчинович - представитель жителей села Зун-Мурино

Протокол собрания прилагается (Приложение 14).

31 Кузнецов Василий Федотович - депутат ГД РФ от Республики Бурятия:

Было очень интересно. Слушания понравились. Это послужит хорошим уроком проектировщикам. Нефть возится по железной дороге по транссибирской магистрали прямо по берегу Байкала. Случались аварии - аварийность на железной дороге - 10%. На Байкале до сих пор нет нефтесборщика. Здесь кроется главная угроза. Трубопровод обезопасит экологию Байкала. Мы присутствуем при прорубании окна в Азию.

После выступлений, на вопросы, заданные в письменном виде (Приложение 20) ответили:

  • Иванов Ю.Д.
  • Баранов М.Е.
  • Кольцов И.Н.
  • Литвиненко С.А.
  • Петухов Н.Д.

После ответов на вопросы поступило письменное обращение Главы Администрации Закаменского района с просьбой организовать встречу с общественностью и администрацией района (Приложение 21).

В ходе слушании поступили письменные заявления невыступивших участников слушаний в поддержку проекта (всего 24 заявления, Приложение 22), а также представителями БРО по Байкалу были переданы протоколы собрания жителей сел Ахалик, Еловка, Торы и Далахай, выписка из протокола собрания сел Зун-Мурино (Приложения 23.1, 23.2, 23.3, 23.4).

Участники общественных экологических слушаний, заслушав и обсудив выступления, пришли к следующим выводам:

1. Единого мнения о целесообразности осуществления проекта строительства нефтепровода Россия-Китай в Тункинском национальном парке не достигнуто. Мнения присутствующих участников разделились. Большая часть выступающих высказалась против строительства нефтепровода по территории Тункинского парка (в основном представители общественной организации «Зов Аршана», БРО по Байкалу и Байкальская экологическая волна, а также многие жители Тункинского и Закаменского районов). Вместе с тем, Общественные слушания в Тункинском районе выявили:

Между заказчиком (компанией «ЮКОС») и общественностью, представленной: жителями, делегированными собраниями сел Ахалик, Еловка, Зун-Мурино, Шу-луты, Торы, Далахай Тункинского района Республики Бурятия (протоколы собраний прилагаются); представителями лам и шаманов Тункинского района (список прилагается), общественных организаций «Зов Аршана» (Тункинский район), Тункинское землячество «Саяны», Общественный фонд «Горная Закамна» (Зака-менский район), «Бурятское региональное объединение по Байкалу», Байкальский Центр общественных экологических экспертиз (г. Улан-Удэ), «Байкальская экологическая волна» (г. Иркутск), - имеется предмет разногласий.

Разногласия состоят в том, что, с одной стороны, вышеперечисленная общественность считает, что заказчик должен использовать «нулевой вариант» - отказ от намечаемой деятельности. «Нулевой вариант», по мнению вышеперечисленных представителей общественных организаций и жителей районов является наиболее логически вытекающим выводом, полученным в ходе общественных слушаний предварительного отчета ОВОС строительства нефтепровода Россия-Китай на стадии «Обоснование инвестиций». В ходе общественных слушаний были нарушены основные принципы, заложенные в Положении об ОВОС от 16.05.2000 г. № 342 (см. протокол общественных слушаний):

  • принцип презумпции потенциальной экологической опасности (п. 2.1. Положения);
  • принцип недопущения (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности (п. 2.3. Положения);
  • принцип рассмотрения альтернативных вариантов, а также «нулевого варианта» (п. 2.4. Положения);
  • принцип гласности участия общественных организаций и учета общественного мнения (п. 2.5 Положения об ОВОС);
  • принцип научной обоснованности, объективности и законности (п. 2.6 Положения);
  • принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (п. 2.7 Положения),

что и является основным аргументом для предложения Заказчику - считать результатом ОВОС отказ от намечаемой деятельности («нулевой вариант»).

С другой стороны, Заказчик, жители регионов, представители местной Администрации и Администрации Республики Бурятия, представитель общественной организации заявили в процессе общественного обсуждения, а также посредством письменных заявлений о целесообразности дальнейшего проектирования и последующего строительства нефтепровода с использованием современных технологий и материалов и при соблюдении необходимых требований Российского законодательства по охране окружающей среды, особенностей уклада жизни местного населения. При этом необходимые нормы проведения общественных слушаний, а также представленная информация по ОВОС соответствуют требованиям Российского законодательства и текущей стадии проектирования. Заказчик также выражает мнение о том, что представленные выше альтернативные выводы о нарушении Положения об ОВОС от 16.05.2000 г. № 342 и полученные на основании этого заключения о необходимости нулевого варианта носят неаргументированный, рекламно-декларативный характер. Заказчик готов учесть все замечания общественности, что и является предметом разногласий, касающиеся предмета обсуждения, т.е. собственно материалов ОВОС в соответствии с установленными процедурами. Мы понимаем, что поляризованность мнений при реализации потенциально опасного объекта есть объективная и присущая любому региону реальность. Именно поэтому выражение неаргументированных утверждений не способствует прояснению роли и важности нефтепровода для регионов России и местного населения, а вносят дополнительный дисбаланс в души и сердца людей.

2. При разработке ТЭО строительства нефтепровода Ангарск-Дацин учесть все предложения участников общественных слушаний.

3. Выступающие участники общественных слушаний отметили, что прокладка трассы нефтепровода по Тункинскому национальному парку приводит к нарушению действующего законодательства РФ.

4. На этапе ТЭО проекта произвести опережающие исследования развития различных процессов (гидрогеологических, криологических, тектонических и т.д.).

5. Учесть мнение общественности по организации мониторинга на этапе строительства и эксплуатации нефтепровода Россия-Китай.

Председатель собрания Петухов Н.Д. предложил завершить общественные обсуждения ОВОС и перейти к подготовке протокола.

Подписи:


 (Полностью протокол со списком участников и замечаниями к нему, но без приложений, находится в файле, который можно скачать.)

 

Текст протокола общественных слушаний (Word, 87 KB) Файл: Текст протокола общественных слушаний (Word, 87 KB)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Совещание по переспективам общественной экспертизы и слушаний
Публикации:
15.07.2006 - Будущее общественной экологической экспертизы: инструмент сведения счетов или развития гражданского общества?
02.12.2005 -
25.11.2003 - Различные варианты соотношения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы
02.09.2003 - Барьеры для общественного участия и направления развития механизмов участия
07.08.2003 - Примеры нарушения экологического законодательства, связанные с подготовкой и проведением общественных слушаний по ОВОС проектов строительства магистральных трубопроводов.
30.07.2003 - Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
29.07.2003 - Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
27.07.2003 - Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Положение Kемеровской области «Об общественной экологической экспертизе». Проект.
27.07.2003 - Регламент проведения общественной экологической экспертизы
27.07.2003 - Техническое задание на проведение общественной экологической экспертизы обоснования инвестиций проекта второй очереди строительства ОАО "Саяногорский алюминиевый завод"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на биологическое разнообразие"
27.07.2003 - Заключение по разделу "оценка воздействия на здоровье населения"
26.07.2003 - Краткое изложение заключения общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод».
26.07.2003 - Этапы инвестиционного проекта (ИП)
26.07.2003 - Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод». Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)»
02.07.2003 - Итоговый документ заседания экспертной комиссии общественной экологической экспертизы проекта «Обоснование инвестиций строительства нефтепровода «Россия-Китай» ОАО «НК ЮКОС»
07.05.2003 - Формат описания общественных слушаний
02.05.2003 - Формат описания примеров общественной экологической экспертизы
12.12.2002 - Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия
02.12.2002 - Заявление прокуратуры Республики Бурятия
10.11.2002 - О проведении местного референдума по вопросу предоставления земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода «Ангарск-Дацин» компанией «Юкос»
02.11.2002 - О соответствии ходатайства о проведении местного референдума на территории Закаменского района статье 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>