Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Пути формирования общественного осознания миссии Санкт-Петербурга (1999)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Пути формирования общественного осознания миссии Санкт-Петербурга (1999)

Доклад представлен на школе-семинаре «Право граждан на экологическую информацию и участие в принятии решений», проведенном ЭКОМ при поддержке проекта «Гражданская инициатива». Санкт-Петербург, 25-28 февраля 2000 г.

Ю.М. Мурашко, координатор проекта «ЦЕЛЬ – ДОСТАТОК ПЕТЕРБУРЖЦЕВ» по связям с общественностью

В последние годы петербургскими властями предпринимались попытки искусственно определить предназначение города, заставить его «замыкаться», по очереди, то лишь на туризме, то только на банковском бизнесе, а то на одной культуре. К сожалению, они стали частью происходящих в стране негативных процессов и привели к окончательной потере городом и горожанами ясного понимания своего предназначения. Бесцельное, по сути, сегодняшнее существование – истоки общественного пессимизма, «утечки мозгов», нерабочего состояния общества и, в итоге, смерть для нашего города.

Дело в том, что миссия не является неким постулатом или лозунгом, спущенным «сверху». И задачей властей является не ее навязывание, как это пытались делать до сих пор, а помощь в формировании общественного осознания миссии и затем создание климата, максимально благоприятствующего ее реализации. Как справедливо отмечает доцент кафедры политической психологии Санкт-Петербургского Государственного университета О.С.Дейнека: «Участие населения в процессе планирования развития города позволит стать гражданам не только объектами, потребителями политики, но и ее заказчиками, т.е. улучшит снизу психолого-экономический климат» (Дейнека О.С. Психологические предпосылки участия населения в разработке системы целей развития Петербурга /в сб.: Петербург: цели управления развитием. – СПб, 1999 г. – с. 48).

Таким образом, миссию возможно (и необходимо!) определить только путем диалога с населением. Именно диалога, в котором петербуржцы выступят активными участниками и в результате его увидят, что их мнение находит свое выражение в действиях властей. Опыт проведения подобного общественного обсуждения в нашем городе уже наработан. В настоящее время по инициативе Рабочей группы Законодательного Собрания по обсуждению с населением целей развития Санкт-Петербурга при поддержке Администрации города осуществляется проект «ЦЕЛЬ – ДОСТАТОК ПЕТЕРБУРЖЦЕВ». Одним из первых шагов его реализации стало обсуждение с петербуржцами краткосрочной (на три ближайших года) цели развития города. Ибо миссия и цели развития связаны неразрывно. Последовательно достигая конкретных успехов (реализуя поставленные цели), город движется в определенном направлении, приближается к осуществлению своей миссии.

Рассмотрим этот проект с точки зрения построения связей с общественностью и применения PR-технологий. Его основными задачами являлись:

  • разъяснение сути системно-целевого управления;
  • изменение сложившегося стереотипа в отношениях «индивидуум – государство» по отношению к проекту;
  • обеспечение адекватной реакции большинства горожан на предложения властей.

Соответственно этим задачам общественное обсуждение цели развития Санкт-Петербурга было разбито на три основных этапа:

  • подготовка общественности к проведению обсуждения (разъяснительный этап);
  • непосредственно проведение обсуждения (опросы общественного мнения);
  • реализация итогов обсуждения (мнение горожан приобретает силу городского Закона).

На первом этапе (июнь – август 1999 года) через средства массовой информации Санкт-Петербурга на основе имеющейся законодательной базы горожанам были объяснены необходимость изменения принципов управления городом, необходимость общественного участия в выборе цели дальнейшего развития, разъяснены достоинства и недостатки каждой из предлагающихся целей. При этом, естественно, учитывались основные требования к каналам распространения информации:

  • они должны кратчайшим путем доставить текст ПР-обращения целевой аудитории;
  • каналы охватывают всю или большую часть целевой аудитории;
  • каналы взаимодополняют друг друга;
  • они авторитетны в глазах общественного мнения, обращение к ним не вызывает негативных эмоций у целевой аудитории.

Использовались общественно-политические и специализированные печатные и аудиовизуальные средства массовой информации, Internet, носители наружной рекламы (плакаты формата А2 в вагонах Петербургского метрополитена). По итогам опроса общественного мнения, проведенного Центром стратегического анализа общественных процессов, к концу августа о проекте имело устойчивое представление и поддерживало его проведение около 1.500.000 петербуржцев разной политической ориентации, разных возрастов, разного социального положения.

Имея такую масштабную общественную поддержку, стало возможным проведение опросов общественного мнения. С 29 по 31 августа 1999 года в Петербургском метрополитене была проведена беспрецедентная акция: пассажирам метро было роздано 400.000 буклетов и опросных листов. 30 августа 1999 года проведен интерактивный опрос телезрителей в рамках телепрограммы «Сегоднячко-Питер» (11 ТВ-канал). Итоги опросов можно представить в виде следующей таблицы:

 Варианты ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, должно стать главной целью развития Санкт-Петербурга до 2003 года?» Акция в метрополитене    Опрос в программе «Сегоднячко-Питер»
 - увеличение зарплаты и доходов горожан  63,1%  56,8%
 - повышение уровня образования, культуры, здравоохранения  22,4%  24,2%
 - строительство дорог, мостов и других объектов  9,1%  10,5%
 - иное  5,4%  8,5%
 Всего ответили на вопросы:  42392 чел  2113 чел

 Итоги опроса нашли широкое отражение в средствах массовой информации города и страны. Всего о волеизъявлении петербуржцев в СМИ вышло более 40 сообщений, в Петербургском метрополитене были размещены плакаты формата А2.

Об интересе населения к проекту говорит большое число писем и телефонных обращений в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в редакции участвующих в проекте средств массовой информации. 07.10.99 в Мариинском дворце состоялась встреча с горожанами. Наиболее интересные предложения петербуржцев были опубликованы, в частности, в газете «Невское время» 14.10.99, прозвучали в передачах ВГТРК «Радио России» 09.11.99 и 10.11.99.

А 3 ноября 1999 года основным итогом общественного обсуждения системы целей развития Санкт-Петербурга стало принятие Законодательным Собранием города за основу проекта Закона «О главной цели развития Санкт-Петербурга и стратегии ее достижения». В соответствии с ним городские власти теперь должны работать для достижения «с 2000 по 2004 год такого уровня благосостояния жителей Санкт-Петербурга, при котором доля жителей Санкт-Петербурга, своевременно получающих заработную плату, размер которой превышает сумму, эквивалентную 200 долларам США, составляет большинство от всех трудоспособных жителей Санкт-Петербурга» (статья 2 Закона).

Таким образом, в 1999 году удалось обеспечить понятность для петербуржцев новой политики городских властей (по крайней мере, в одном из направлений), создать необходимые предпосылки для дальнейшей совместной работы по обсуждению системы целей развития города и, как следствие, общественному осознанию и осуществлению миссии Санкт-Петербурга. Несомненно, многое зависит от дальнейших действий исполнительной и законодательной власти города по реализации обозначенной горожанами цели. Ибо нищий город не в состоянии не только достичь, но даже правильно сформулировать свое предназначение.


Об авторе:

Мурашко Юрий Михайлович

Выпускник факультета журналистики СПб Государственного университета

 май 1999 – 2001, помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.Г.Ананова, координатор проекта «ЦЕЛЬ – ДОСТАТОК ПЕТЕРБУРЖЦЕВ» по связям с общественностью

январь – май 1999 г. – директор по СО радиостанции «Северная Столица»

май – декабрь 1998 г. – директор издательского отдела ЗАО «ССМО «ЛенСпецСМУ»

1997 –1998 г. – директор рекламного агентства ООО «Центр недвижимости «Шанс»

1995 – 1997 г. – главный редактор журнала «Шанс-панорама» ООО «Издательский дом «Шанс»

1990 – 1995 гг – корреспондент газеты «Ленинградская правда» – «СПб ведомости»

1989 – 1990 гг – корреспондент еженедельника «Светлана» ЛОЭП «Светлана»

 

Полный отчет по проекту (Word, 560 Kb) Файл: Полный отчет по проекту (Word, 560 Kb)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Библиотека примеров общественного участия
Публикации:
10.05.2007 - Лоббирование в общественных интересах. 2007
24.04.2007 - Рецензия на брошюру "Самоучитель по лоббированию общественных интересов"
22.02.2006 - ЭКОМ выпустил брошюру «Конференции граждан. Новые возможности участия в принятии решений»
19.12.2005 - На сайте ЭКОМ появился раздел "Библиотека примеров"
21.11.2005 - Презентация примера оценки национальной стратегии (устойчивого развития) (2004-05)
03.05.2004 - Модель взаимодействия некоммерческих организаций с Законодательным Собранием С.-Петербурга (Подготовлено в апреле 2003)
09.09.2003 - Обзор примеров общественного участия в управлении водными ресурсами на Северо-западе России (подготовлен в сентябре 2003)
30.07.2003 - Описание общественной экологической экспертизы Обоснования инвестиций строительства 2-ой очереди ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» (2002-03)
29.07.2003 - Общественное обсуждение проекта строительства нефтепровода «Россия-Китай» на этапе обоснования инвестиций» (заказчик ОАО НК «ЮКОС») (2002-03)
28.07.2003 - Общественная экологическая экспертиза ВЗПИ (2002-03)
02.06.2002 - Общественное участие в процессе принятия решений по Балтийской трубопроводной системе (1998)
14.01.2002 - Использование метода описания примеров (case-study) в деятельности НКО
16.06.2001 - Анализ общественных слушаний по вопросу строительства терминала перевалки битума в военной гавани г. Ломоносова (май 2001)
14.11.2000 - Проект строительства нефтеперерабатывающего мини-завода в г. Пестово Новгородской области (1998-99)
07.11.2000 - Протест жителей против нарушения санитарных норм при размещении стоянки дизельной уборочной техники (пр. Кузнецова, д.24, Санкт-Петербург) (1989-99)
14.08.2000 - Общественная экологическая экспертиза проекта “Прибрежный склад нефтепродуктов ЗАО “Несте Санкт-Петербург” в г. Ломоносове” (1994-98)
14.08.2000 - Общественная экологическая экспертиза проекта Закона “Oб экономическом развитии г. Пушкина на основе комплексного развития туризма” (1998-99)
14.08.2000 - Строительство жилых домов в Выборгском районе г. Санкт-Петербурга (1998-99)
22.06.2000 - Отчет об организации общественного участия в проекте Тасис «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо - Западного региона России» (1998-2000)
11.06.2000 - Общественная экологическая экспертиза конкурсных материалов по уран-благороднометально-ванадиевому месторождению Средняя Падма (Медвежегорский район, Республика Карелия) (1998-99)
Правовое целеполагание в условиях рационального управления развитием города. Ананов Н.Г. Правовое целеполагание в условиях рационального управления развитием города. Ананов Н.Г.
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>