Краткое
резюме результатов общественной экологической экспертизы по проекту «Пробивка Витебского проспекта до Московского
шоссе в районе пос.
Шушары».
При подготовке проектной документации и проведении оценки воздействия на окружающую среду было
нарушено право граждан на достоверную, полную и своевременную информацию о
состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях.
1. Общие замечания по
составу представленных материалов:
1.1. Представленные материала не содержат
картографической информации с указанием расположения:
- производственных объектов, являющихся
источником загрязнения воздушной среды;
-
несанкционированных свалок, являющихся причиной интенсивного загрязнения
почво-грунтов тяжелыми металлами;
-
жилых зданий в зоне тяготения проектируемого объекта;
-
санитарно-защитной зоны планируемого объекта.
1.2. В рассмотренных материалах отсутствуют
расчеты:
- ожидаемых уровней шума в жилой зоне
от работы от строительной техники и механизмов;
- ожидаемых уровней шума в жилой
застройке от транспортного потока, как вдоль Витебского проспекта, так и на
участке его примыканию к развязке;
- графические построения и расчеты,
подтверждающие проектную эффективность шумозащитных экранов и окон повышенной
звукоизоляции с клапанами-глушителями, предложенных в качестве шумозащитных
мероприятий.
1.3. Представленных материалах отсутствуют
расчеты вибрации, которая является важным фактором воздействия на окружающую
среду при строительстве дороги.
1.4. В материалах ОВОС отсутствует оценка
социально-экономических последствий ре6ализации проекта для жителей территории,
прилегающей к зоне проектируемого объекта.
2.
Оценка представленных материалов по воздействию объекта
на состояние атмосферного воздуха:
2.1. В зону непосредственного воздействия
попадают жилые дома.
2.2. Представленные расчеты загрязнения
атмосферы не дают реального представления о существующем уровне загрязнения
атмосферы в районе проектирования.
2.3. В материалах отсутствуют расчеты
концентраций загрязняющих веществ, создаваемые промышленными предприятиями в
жилой зоне, расположенной в непосредственной близости от объекта строительства
(дома по ул. Школьной и ул. Пушкинской).
2.4. В расчетах концентрации загрязняющих
веществ с учетом фона использованы необоснованные данные по фоновым концентрациям
(0,13 ПДК для двуокиси азота и группы суммации и 0,01 ПДК для оксида углерода).
2.5. Снижается процент озеленения.
3.
Оценка представленных материалов по шумовому воздействию объекта и мерам по
снижению акустической нагрузки:
3.1. Жилые
дома и жилая зона пос. Шушары, ближайшие из которых находятся расстоянии 10-15
м от места проведения работ, попадают в зону уровней шума, превышающих
санитарно-гигиенические нормы.
3.2. Оценка акустического воздействия
транспорта на участке примыкания Витебского проспекта к развязке не проведена.
3.3. В
представленных материалах отсутствует оценка фоновых уровней, создаваемых
железной дорогой, расположенной в южной части рассматриваемого района, и
другими объектами.
3.4. Проектируемая эффективность мер по
снижению акустической нагрузки недостижима.
3.5. В представленных материалах
отсутствуют обоснование предложенных мер (шумозащитных экранов) по достижению
санитарно-гигиенических норм акустической нагрузки на верхних этажах жилых
домов.
3.6 Уровень
шума на территории этой жилой зоны составит 71 дБА с учетом снижения шума с
расстоянием (8 дБА), что является значительным нарушением, согласно которому
норма шума для жилой застройки составляет 55 дБ А.
4.
Оценка представленных материалов по воздействию объекта на
геоло-гидрогеологические условия, поверхностные воды и почвы:
4.1. Специфика территории состоит в том,
что максимальное положение уровня грунтовых вод находится на глубине 0,0-0,6 м
с возможным образованием открытого зеркала на пониженных участках и, следовательно,
имеется опасность подтопления и заболачивания отдельных частей территории.
4.2. Отмечается наличие на рассматриваемой
территории несанкционированных свалок, в почво-грунтах которых концентрации
ртути, свинца кадмия, цинка (элементы 1 класса опасности) и хрома, меди, сурьмы
(элементы II класса опасности) превышают в отдельных пробах допустимый уровень
в десятки и сотни раз, а суммарный показатель загрязнения достигает опасного и
чрезвычайно опасного уровня
4.3. При оценке влияния автотранспорта на почвы
не было учтено, что значительная доля в транспортном потоке принадлежит
транспортным средствам, использующим дизельное топливо, основными компонентами
загрязнения окружающей среды от которого является никель и ванадий.
5.
Оценка представленных материалов по социально-экономическ
последствиям
реализации объекта:
5.1. В представленных материалах нет
сведений о количестве жителей, чье жилье и иное имущество попадает в зону
воздействия намечаемой хозяйственной деятельности.
5.2. В материалах не приводятся мероприятия
по обеспечению свободы передвижения пешеходов на период строительства дороги.
Выводы:
В результате работы экспертной комиссии
общественной экологической экспертизы рабочего проекта объекта “Пробивка
Витебского проспекта до Московского шоссе в районе пос. Шушары” можно сделать
следующие выводы:
1.
Представленная на ОЭЭ рабочая
документация проекта “Пробивка Витебского проспекта до Московского шоссе в
районе пос. Шушары” не в полной мере соответствует требованиям экологического
законодательства и требованиям к составу материалов и порядку проектирования.
2.
Предложенные мероприятия по охране
окружающей среды на этапах строительства и эксплуатации проекта “Пробивка
Витебского проспекта до Московского шоссе в районе пос. Шушары” недостаточны
для обеспечения санитарно-гигиенических нормативов жилой и санитарно-защитной зон в соответствии с действующим
законодательством.
3.
Разделение ОВОС проекта “Подключение к
развязке КАД на федеральной автодороге М-10 “Россия” на ОВОС проектов
“Путепроводная развязка через ж.д. пути станции “Шушары” на 686 км автодороги
Москва-Санкт-Петербург” и “Пробивка Витебского проспекта до Московского шоссе в
районе пос. Шушары” противоречит принципу комплексности, декларированному ФЗ
“Об экологической экспертизе”.
4.
Отдельные проектные решения I очереди
проекта “Путепроводная развязка через ж.д. пути станции “Шушары” на 686 км
автодороги Москва-Санкт-Петербург” делают невыполнимыми природоохранные
мероприятия II очереди проекта, представленного на экспертизу.
5.
Проект “Пробивка Витебского проспекта
до Московского шоссе в районе пос. Шушары” не может быть реализован в настоящем
виде. Проект необходимо доработать с устранением изложенных в настоящем
заключении замечаний, выполнением рекомендаций и повторно предоставить на
государственную экологическую
экспертизу.
Председатель Линевич
Наталия Леонидовна, к.г.н.
Ответственный секретарь Агаханянц
Полина Феликсовна, к.т.н.
Члены комиссии Афиногенов
Дмитрий Владимирович, к.п.н.
Мелконян
Гаспар Левонович
Яхнин
Эдуард Яковлевич, к.г-м.н.