Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Новый Лесной Кодекс - комментарий для журнала Эко-Хроника
    ПОДРАЗДЕЛЫ

- 22.05.2005

Новый Лесной Кодекс - комментарий для журнала Эко-Хроника
Проект нового Лесного кодекса готовился с целями, далекими от природоохранных; в нем лес рассматривается исключительно как имущество. Экологические и жизнеобеспечивающие функции леса учитывались разработчиками на третьих ролях. Исходная идея ЛК была, может быть, неплоха… Ввести земли лесного фонда в хозяйственный оборот, чтобы их можно было продавать, закладывать, привлекать заемные средства на развитие лесного хозяйства. Я не считаю, что нельзя вводить частную собственность на лесные угодья. Сначала нужно создавать нормативную базу, которая защитит целостность лесов в процессе купли-продажи, залога, аренды. А новый проект составлен так, что земли лесного фонда не защищены от нецелевого использования, — на них арендатор и собственник могут добывать полезные ископаемые, возводить «охотничьи избушки», прокладывать дороги...

Экологов беспокоит отсутствие жестких требований к ведению лесного хозяйства в лесах первой группы. Это леса, выполняющие важные функции: зеленый пояс вокруг городов, вдоль рек, озер, притундровые леса, ленточные боры. Проект Лесного кодекса содержит ряд запретов, но специалисты называют их «хаотичными» и утверждают, что их легко обойти. И никакой ответственности за то, что участок леса перестал выполнять свои экологические функции, ни в кодексе, ни в действующем законодательстве не предусмотрено.

Так как экологические права граждан разработчиками не принимались во внимание, в проекте получилось множество «лазеек», которые позволят вольно трактовать положения закона не в интересах населения. Есть, например, статья 26, которая гарантирует, что «граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и осуществлять для собственных нужд сбор дикорастущих плодов» и пр., но с оговоркой: «если иное не предусмотрено лесным законодательством». Так имеют или нет? Скорее нет, потому что «пребывание граждан в лесах может быть ограничено в ... случаях, когда пребывание граждан в лесах несовместимо с целями лесопользования в соответствии с настоящим Кодексом.» Надо ли говорить, что понятие «цели лесопользования» в Кодексе не определено?

В скандинавских странах, где леса занимают такую же важную роль в жизни населения, все нормативные правила, касающиеся общедоступного пользования лесами, тщательно прописаны. Например, можно ли посещать лес на машине, с домашними животными, разводить костер и так далее… Эти нормы установлены законом, а не решением коммерческой фирмы, которая арендует лес.

Самая большая претензия природоохранных организаций в том, что проект, за подготовку которого отвечало Министерство экономического развития и торговли, был подготовлен без публичного обсуждения. Нельзя назвать открытым обсуждением процесс, в ходе которого около 6 тысяч поправок, поступивших из регионов, не учтены и не вошли в сводную таблицу, по которой будет проводиться дальнейшая работа. Нельзя сказать, что диалог состоялся, если предложения, которые природоохранные организации доводили до чиновников Правительства, не были вообще приняты во внимание. Мы, например, предлагали более 10 серьезных поправок, в том числе, вполне «экономические»: установить новый вид лесопользования (аренду лесных земель под линейные объекты — трубы, ЛЭП и т.д.), а также дифференцировать арендную плату в зависимости от группы (ценности) лесов. Предложения были переданы в Правительство от имени Комиссии по экологии и здравоохранению Законодательного Собрания СПб. Из МЭРТ пришел ответ, что большая часть предложений уже учтена. Но этого, естественно, сделано не было. О чем можно говорить, если даже сам текст, который готовило МЭРТ, нигде не публиковался!

Такое впечатление, что это работа каких-то лоббистских групп. Однако, судя по всему, это не нынешние лесопромышленники, а те, кто хочет прийти в лесной бизнес из других отраслей. В их интересах законодательство упрощается, из него выкидывается «лишнее», например, упоминания об экологической экспертизе. Исчезает понятие лесорубочного билета — документа, который сейчас позволяет установить происхождение древесины. Факт нарушения правил лесопользования на арендованном участке можно будет установить, а кто украл — неизвестно. Получается, что патрулировать лесные угодья должен сам арендатор или собственник. А для этого ему надо нанять охранную фирму, такой «лесной спецназ», который будет ловить нарушителей на делянке.

Надо полагать, это выгодно тем, кто собирается «крышевать» лесной бизнес. Если речь идет о расчистке правового пространства, значит, грядет передел собственности в лесной промышленности. Что, соответственно, будет означать дальнейшую криминализацию сектора. Уже появились и сложились крупные фирмы, пытающиеся жить по букве закона. Собственность в первую очередь будут отнимать у них. А новые люди, совершившие только вчера «хапок» на этом сегменте рынка, малопригодны для диалога с обществом. При этом, парадоксальным образом, Россия выступает страной-хозяйкой международного процесса FLEGT, суть которого — усилить роль закона в управлении лесами. Международная конференция министров лесной отрасли должна состоятся в ноябре в Петербурге. Инициатором процесса выступает Евросоюз, который хочет прекратить доступ незаконно заготовленной древесины на международные рынки. А новый Лесной кодекс делает это невозможным.

В первом чтении депутаты Единой России проголосовали за проект Лесного кодекса единым взмахом руки вместе с Водным кодексом. Есть основания полагать, что и второе, и третье чтения пройдут в том же духе. И все же есть надежда остановить проект, доказав, что его вообще нельзя было рассматривать! Согласно регламенту Думы, если из регионов поступает много отрицательных отзывов, законопроект снимается с рассмотрения.

Соответствующие заявления и запросы уже направлены экологическими организациями в Госдуму. Готовится судебный иск. Если нынешний проект ЛК будет принят, то через полтора-два года всем станет ясно, что этим законом пользоваться нельзя, так как он вступает в противоречие с международными обязательствами России по охране биологического разнообразия и тормозит экономический рост. Экологические неправительственные организации считают: к этому моменту нами должен быть подготовлен новый проект Лесного кодекса -- на основании общенациональной дискуссии.

А.Карпов

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Новый Лесной Кодекс - пространство общественного участия
Публикации:
26.09.2009 - Правительство Санкт-Петербурга отказывается от пригородных лесов
24.02.2009 - Лесной кодекс как инструмент формирования правового нигилизма
15.01.2006 - ЛЕСНОЙ КОДЕКС РФ
29.09.2005 -
29.09.2005 - Экологические организации предлагают активизировать коллективные правовые действия в защиту природных ресурсов как общественного достояния российского народа
26.05.2005 - На сайте размещена обновленная версия поправок к Лесному Кодексу
16.05.2005 - Немножко смысла в мутной воде
01.05.2005 - Обращение участников совещания лесных специалистов неправительственных природоохранных организаций Европейской России
30.04.2005 - Вы можете помочь остановить проект ЛК
04.04.2005 - На сайте ЭКОМ опубликован анализ проекта нового Лесного Кодекса
04.04.2005 - Новый Лесной Кодекс недопустим
30.08.2004 - Ответ МЭРТ на предложения комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
29.03.2004 - Лесное хозяйство в Летнем саду?
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>