Rambler's Top100
Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей Центр экспертиз ЭКОМ РОО Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей
Что есть на сайте    журналистам   специалистам   студентам   гражданам   друзьям   прочее
Гражданские конференции
Общественная экологическая экспертиза
Административные общественные слушания
Общественное обсуждение градостроительных проектов
Разработка проектов нормативных актов
Мониторинг правоприменения
Доступ к правосудию
Другие технологии общественного участия
Индикаторы общественного участия
Библиотека Центра ЭКОМ
О нас
Наши партнёры
Проекты ЭКОМ
  Актуальная кампания:

СПАСТИ СЕСТРОРЕЦКИЙ БЕРЕГ!

РАЗВИТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕТЕРБУРГА

 Подписка на новости
Подпишитесь на рассылку коротких сообщений о новых материалах на сайте
E-mail:
Посмотреть архив сообщений
  Сохранить ссылку:
Начало : : Новости : Проект закона Санкт-Петербурга об установлении нулевых нормативов заготовки древесины для собственных нужд граждан (май 2010)
    ПОДРАЗДЕЛЫ
Проект закона Санкт-Петербурга об установлении нулевых нормативов заготовки древесины для собственных нужд граждан (май 2010)

Проект подготовлен Центром экспертиз ЭКОМ

Проект 

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге» 

Принят Законодательным

Собранием Санкт-Петербурга                                                                           2010 года

 

Статья 1.

Внести в закон Санкт-Петербурга от 1 апреля 2010 года № 153-49 «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге» (далее - Закон) следующие изменения и дополнения:

1) абзац второй пункта 4 статьи 4 Закона изложить в следующей редакции: «для ремонта или реконструкции жилых домов - 0 куб. м;»

2) абзац третий пункта 4 статьи 4 Закона изложить в следующей редакции: «для строительства и ремонта хозяйственных построек, иных личных, домашних целей - 0 куб. м;»

3) абзац четвёртый пункта 4 статьи 4 Закона изложить в следующей редакции: «для отопления - 0 куб. м» 

 

Статья 2.

Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

 

Губернатор Санкт-Петербурга                                                                    В. И. Матвиенко 

Санкт-Петербург
"__" _________ 2010 года
№ ____ 


Пояснительная записка к закону «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге»» 

Настоящий закон устанавливает в пределах полномочий, установленных ст. 82 ЛК нормативы заготовки древесины гражданами для собственных нужд с учётом специфики региона Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербург.


Обоснование внесения изменений в закон Санкт-Петербурга «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге» в части установления нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

 

Общие положения

Вопросы заготовки гражданами древесины для собственных нужд урегулированы статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК), которой установлено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Под собственными нуждами граждан в ЛК понимаются любые их нужды, которые могут быть удовлетворены древесиной. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд  на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Из системного прочтения статей 30, 29 и 10 следует, что граждане могут заготавливать древесину для собственных нужд в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (т.е. – во всех видах лесов по целевом назначению).

Согласно статье 102 ЛК леса, расположенные на территории Санкт-Петербурга, относятся к одной из категорий защитных лесов, а именно к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. В соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Заготовка древесины является одним из видов использования лесов (часть 1 ст. 25 ЛК). Заготовка древесины осуществляется путём рубок.

Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, определен статьей 105 ЛК, частью 1 которой установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. Таким образом, в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (часть 4 статьи 17 ЛК).

Что касается выборочных рубок лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, они проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 105 ЛК). Такой порядок установлен приказом Министерства сельского хозяйства от 06.11.2009 №543.

ЛК устанавливает, что для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (часть 3 статьи 29), однако не ограничивает возможности заготовителей указанными категориями лесных насаждений.

В соответствии со статьей 16 ЛК для заготовки древесины, если иное не установлено ЛК, допускается осуществление рубок:

1) спелых, перестойных лесных насаждений;

2)        средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;

3)   лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК.

Указанными статьями предусматривается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) (ст. 13), осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 21).

Таким образом, ЛК не содержит каких-либо норм, прямо или косвенно запрещающих заготовку древесины гражданами для собственных нужд в городских лесах Санкт-Петербурга, несмотря на их защитный статус. Более того, при определённых условиях возможно проведение сплошных рубок, рубок насаждений любого возраста и любого породного состава. Поэтому установление завышенных нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд может привести к освоению лесных насаждений в масштабах, которые достаточно быстро приведут к утрате природоохранной, санитарно-гигиенической и рекреационной функций городских лесов. 

 

Расчётная лесосека, как фактор, ограничивающий возможности заготовки древесины гражданами.

Согласно части 4 статьи 29 ЛК запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.2007 №148.

По данным ГУ «Курортный лесопарк» допустимый объём вырубок леса на территории Санкт-Петербурга составляет около 10 тыс. куб. м ежегодно. После вступления закона Санкт-Петербурга в силу каждый гражданин получил право обратиться с заявками на вырубку суммарно до 80  куб. м. (до 15 куб. м. – на дрова, до 50 куб м – на постройку дома, до 15 куб м – на иные личные нужды) Таким образом, в год может быть удовлетворено от 125 до 600 заявок – в зависимости от «аппетитов» заявителей[1]. Это составляет от 0,003 до 0,013% жителей Санкт-Петербурга и от 0,19 до 0,89% населения Курортного района. Очевидно, что при такой ситуации не может идти речи о каком-либо справедливом распределении ресурса и удовлетворении потребностей граждан.

Следует отметить, что в момент подготовки и принятия закона Санкт-Петербурга «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге» действовало постановление Правительства РФ от 26.07.2007 №406 «Об утверждении Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которое содержало основания для отказа заявителю: «отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объёмов древесины с требуемыми качественными показателями, является основанием для возврата гражданину заявления». Однако указанное Постановление Правительства РФ утратило силу с 4 мая 2010 и заменено на Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 8 февраля 2010 г. N 33 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений". Последний документ не устанавливает условий возврата заявлений гражданам, а содержит общую отсылочную норму: «Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Т.е. ситуации, когда заявка гражданина не может быть удовлетворена в рамках установленной расчётной лесосеки, или когда имеются несколько конкурирующих заявок, общий объём которых превышает допустимые лимиты, должны быть урегулированы исключительно законом Санкт-Петербурга. Однако действующий закон не устанавливает условий отказа заявителю, не устанавливает необходимого порядка заготовки древесины.

Таким образом, закон Санкт-Петербурга «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге» оставляет значительные пробелы в правовом регулировании порядка заключения договоров, в частности, в той ситуации, когда возможно превышение объёмов расчётной лесосеки, и тем самым создаёт условия для коррупции и нанесения ущерба лесным экосистемам. 

 

Допустимые способы установления нормативов

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд (далее – заготовка древесины гражданами) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Данный вопрос в полном объёме отнесён к полномочиям субъектов Российской Федерации (ст. 82 ЛК): Кодекс не устанавливает предельных значений для нормативов заготовки гражданами древесины или каких-либо иных ограничений. Перечень «личных нужд» в ст. 30 ЛК не является конечным и также может быть детализирован на уровне регионального законодательства. Таким образом, законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены нормативы:

o      Дифференцированные по видам личных нужд граждан, специфических для конкретного субъекта Российской Федерации;

o      Дифференцированные по социальным категориям граждан;

o      Равные нулю по определённым видам личных нужд или социальным категориям граждан или отличные от нуля.

 

Примеры:

В Хабаровском крае нормативы установлены на одну семью (одиноко проживающего гражданина) дифференцировано по муниципальным районам (закон Хабаровского края «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» от 14 ноября 2007 года N 159).

В Московской области личные нужды дифференцированы следующим образом:

  • для строительства   жилых строений или  жилых домов;
  • для ремонта или   реконструкции жилых строений или жилых домов;
  • для строительства и ремонта хозяйственных построек;
  • для отопления жилых  строений или жилых домов;
  • восстановление строений и построек, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров.

(закон Московской области «Об использовании лесов на территории Московской области» 12 июля 2007 года N 104/2007-ОЗ (в ред. Законов МО от 25.04.2008 N 54/2008-ОЗ, от 26.12.2008 N 245/2008-ОЗ, от 25.06.2009 N 73/2009-ОЗ, от 04.12.2009 N 149/2009-ОЗ))

В Калининградской области дополнительно введён ежегодный норматив отпуска древесины для собственных нужд граждан в размере 9 процентов от ежегодного разрешенного объема рубок. (закон Калининградской области «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории Калининградской области гражданами для собственных нужд» 18 января 2008 г. N 221)

 

По аналогии с нормативами коммунальных услуг, при выборе единицы измерения могут использоваться следующие показатели заготовки гражданами древесины:

  • кубических метров на 1 человека;
  • кубических метров на семью;
  • кубических метров на квадратный метр жилой или общей площади квартиры, здания;
  • кубических метров на квадратный метр площади земельного участка;
  • иные показатели.

 

Возможность установления нулевых нормативов законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон не обязывает субъекты Российской Федерации устанавливать ненулевые значения норматива заготовки древесины гражданами, что отражает принцип учёта специфики регионов – в данном случае, специфики образа жизни населения, обеспеченности региона лесными ресурсами.

Поскольку федеральное законодательство не содержит ограничений, связывающих право граждан на заготовку древесины с пропиской, проживанием или наличием недвижимости в том регионе, где они подают заявку на заготовку древесины, установление нулевых значений нормативов в каком-либо из регионов не является нарушением декларированного ЛК права граждан на заготовку древесины, так как указанное право может быть реализовано в любом другом регионе. Аналогичные по сути права – заготовка  и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений для собственных нужд – могут быть реализованы свободно каждым гражданином в любом регионе с учётом ограничений (нормативов), установленных законом того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется сбор или заготовка.

В соответствии с частью 1 статьи 25 ЛК заготовка древесины является одним из видов использования лесов. Установление нулевых значений нормативов не является в прямом смысле ограничением использования лесов. Тем не менее, если даже рассматривать это как косвенное ограничение, оно является допустимым. Согласно статье 27 ЛК использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК, другими федеральными законами. Допускается установление следующих ограничений использования лесов:

1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК;

2)  запрет на проведение рубок;

3)    иные установленные ЛК, другими федеральными законами ограничения
использования лесов.

ЛК устанавливает правомерность утверждения законами субъектов РФ нормативов заготовки древесины гражданами. Любой конечный по величине норматив ограничивает заготовку древесины как вид использования лесов, и такое ограничение является правомерным на основании п.3 части 2 ст. 27. Следовательно, не имеется оснований считать установление любых, в том числе и нулевых нормативов противоречащим ЛК. 

 

Целесообразность установления ненулевых нормативов заготовки древесины гражданами в Санкт-Петербурге.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 76 ЛК). Таким образом, предоставление гражданам права заготовки древесины не является формой материальной поддержки в натуральной форме и, следовательно, не может рассматриваться как социальная функция государства. Дополнительным аргументом  против понимания заготовок леса гражданами как «материальной помощи» является декларированная и реализуемая государством политика «монетизации льгот» - замены льгот в натуральном выражении соответствующими денежными выплатами. Указанное право  не входит в перечень подлежащих монетизации льгот.

Самостоятельная заготовка древесины гражданами включает: получение информации о наличии древесины в лесхозе или лесопарке; оформление заявки; заключение договора и оплата через банк; обнаружение выделенных в рубку деревьев в лесу; организация рубки и вывоза древесины с соблюдением правил заготовки древесины, правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правил ухода за лесами; сдача участка рубки и закрытие договора; распиловка заготовленной древесины и другие операции. По сложности и конечной стоимости продукта эта процедура намного превосходит  приобретение дров или древесины для постройки, ремонта дома или надворных построек в специализированном магазине.

Заготовка древесины гражданами целесообразна в тех регионах, где практически не развита индустрия торговли и сервиса, связанная с обслуживанием индивидуального жилого сектора, домостроением, ремонтом зданий. Кроме того, эта норма федерального законодательства ориентирована преимущественно на «лесные регионы», в которых значительная часть населения имеет опыт работы в лесу, поскольку самостоятельная рубка деревьев, предназначенных для постройки дома, вывоз брёвен из леса, представляет собой непростую и небезопасную задачу. Очевидно, что это ситуация, нетипичная для Санкт-Петербурга.

Как было показано выше, объём разрешённой для вырубки древесины на территории Санкт-Петербурга позволяет удовлетворить при установленных на сегодняшний день нормативах от 125 до 600 заявок в год. В то же время, обслуживание государственной функции по выделению леса, заключению договоров потребует значительных организационно-технических затрат и затрат времени чиновников: разработки административного регламента оказания услуги; создания органа, в который будут поступать заявки, и который будет их рассматривать; юридическое и бухгалтерское сопровождение договоров и пр.

 

В связи с указанными выше обстоятельствами представляется наиболее целесообразным установить законом Санкт-Петербурге нулевые нормативы заготовки древесины гражданами для всех видов личных потребностей для всех категорий граждан. 


Справочно

При установлении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, параметры, характеризующие степень благоустройства жилого дома, климатические условия.

 

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.

20. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:

1) метод аналогов;
2) экспертный метод;
3) расчетный метод.

 



[1] Важно отметить, что закон Санкт-Петербурга не предусматривает никаких механизмов проверки добросовестности заявителя и не даёт оснований для включения в договор штрафных санкций за нецелевое использование древесины.


Обсудить документ в блоге "Дневник экоиста"
распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Проекты ЭКОМ:
Городские леса и зелёная зона Петербурга
Публикации:
13.05.2010 - Городские леса как территории общего пользования?
01.04.2010 - Горожанин просит губернатора выделить древесину для строительства гати
31.03.2010 - Внимание! КОНКУРС!
17.03.2010 - Губернатор Петербурга предлагает ЗАКСу узаконить вырубку городских лесов «для собственных нужд»
26.09.2009 - Правительство Санкт-Петербурга отказывается от пригородных лесов
20.02.2009 - Открытая лекция «О результатах введения нового Лесного кодекса Российской Федерации»
17.12.2008 - В 27 раз сокращается площадь зеленых зон Ленинградской области!
27.04.2001 - Парки Петербурга, леса Ленинградской области и горожане
Персоналии:
Карпов Александр Семёнович
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright ©2004-2019 ЭКОМ. Все права защищены.
return_links(); ?>